Слайд 1Лекция № 15.
Тема: Архитектура готики XIII-XIV вв. Эволюция культовых
сооружений.
1. Социально-политические и экономические условия формирования
архитектуры Западной Европы XIII-XIV вв.
2. Конструкции готических соборов.
3. Монастырская церковь аббатства Клюни; собор Парижской Богоматери
(Notre-Dame de Paris), Амьенский собор, Шартрский собор.
4. Художественные и конструктивные особенности готической архитектуры.
Литература:
ВИА (12т.,3-4т.)
ВИИ (6т., 2т.,1кн.)
Бартенев И., Батажкова В. Очерки истории архитектурных стилей.
Гуляницкий Н. История архитектуры, 1т.
Станькова Я. Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры.
Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства.
http://ru.wikipedia.org/wiki/http://ru.wikipedia.org/wiki/Готика
http://www.archi-tec.ru/style/gothic/62/
Слайд 3ГЛОССАРИЙ
Опоры – столбы, колонны, пилоны
Перекрытия – нервюрные своды стрельчатой формы
Контрфорс –
вертикальный выступ стены, противодействующий распору
Аркбутан – открытая полуарка , служащая для передачи распора основных сводов, перекрывающих готическое здание, на контрфорс
Портал – архитектурно обработанный вход в здание
Пинакль – завершённые шпилями башенки на контрфорсах
Фиал – фигурный шпиль, увенчивающий пинакли
Эмпоры – открытая в главный неф галерея, расположенная над входной
стороной или боковыми нефами
Фахверк – каркасная система, состоящая из связанных между собой
деревянных брусьев /стойки, балки, подкосы/.
Краббы – декоративные листья на пинаклях
Крестоцвет – стилизованные цветы, украшающие фиалы
Вимперг – резной фронтон над дверным или оконным проёмом
Витраж – застеклённая поверхность окон или дверей, покрытая
просвечивающей живописью
Маскарон – скульптурная деталь в виде маски
Нартекс – входное помещение в виде закрытой галереи или открытого
портика.
Архитектоника – художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения.
Слайд 41. Социально-политические и экономические условия формирования
архитектуры Западной
Европы XIII-XIV вв.
Со второй половины XII-XIII в. западноевропейская архитектура достигает
высокого развития в связи с быстрым развитием в городах ремёсел,
и торговли. В отличие от романского периода, когда центром строительства
были монастыри, город всё более становится средоточием экономической,
политической и культурной деятельности.
В городах ведутся активные строительные работы, возводятся здания ратуш,
монументальные соборы, жилые дома богатых горожан, фасадом на улицу – «фронт
домов». Вырастают кварталы ремесленников и торговцев.
Строительная деятельность, выйдя из-под опеки монастырей становится
уделом профессиональных строителей, скульпторов, художников – горожан,
объединённых в цеховые организации.
Повышается уровень строительной техники, растёт профессиональная
квалификация мастеров. Строители ищут более совершенные методы
возведения зданий, позволяющие облегчить конструкцию и экономно
расходовать материал, добыча и транспортировка которого в средневековье
были сопряжены с большими трудностями.
Ведущая роль в строительстве остаётся за архитектурными школами
Франции.
Слайд 5Активное строительство ведётся в наиболее развитых северных районах страны – Иль-де-Франс,
Нормандия, Шампань с главными городами –Парижем, Амьеном, Реймсом. Здесь зарождается и зреет новое стилевое направление в архитектуре – готика.
Gotico – итальянское название германского племени готов (подразумевалось – варварское искусство). Во Франции этот стиль получил более точное название «Style ogivat» – «стиль стрельчатый».
Из Франции готика распространяется на соседние страны: в XII в. она появляется в Англии, в следующем столетии в Германии, Италии, Испании. Готика проникает в различные страны не сразу и неравномерно, - вплоть до XVв. она получает развитие и в странах Восточной Европы. Со временем готическая архитектура становится универсальным общеевропейским стилем.
Ведущее значение в архитектуре получают городские соборы – культовые и общественные центры городов.
Слайд 62. Конструкции готических соборов.
Самым выдающимся техническим достижением эпохи является конструкция
готического базиликального храма.
Эволюция романского храма шла по пути постепенного расчленения стен и сводов с выделением в них наиболее нагруженных элементов –
контрфорсов и нервюр (гуртов).
Готические мастера завершили эту эволюцию, создав качественно новую каркасную систему, которая позволила предельно облегчить здание, добиться минимальной толщины конструктивных элементов.
Основными элементами каркаса готического собора являются:
1. Опора в виде столба, колонны, пилона
Перекрытия в виде нервюрных сводов стрельчатой формы
Контрфорсы, вынесенные за пределы здания
Аркбутаны в виде полуарок
Слайд 7Сантьяго де Компостелло.Испания Собор парижской
богоматери
Слайд 8Планы готических соборов.
1 – Собор Парижской Богоматери (ранний период готики –
1163г.)
2 – Собор в Реймсе (зрелая готика – 1210г.)
3 – Амьенский собор (период поздней готики – 1218 – XIVв.)
1
2
3
Слайд 9Нервюры в виде арок накрест перекрывают каждую отдельную ячейку нефа (травею)
и, создавая жёсткие границы каждой травеи, опоясывают её щёковые грани. Сочетание нервюр с крестовым сводом позволило выделить в своде несущий скелет, воспринимающий на себя нагрузку от всех четырёх распалубок свода. Очертания готического нервюрного свода – стрельчатое.
Слайд 10Поперечный разрез готического собора.
Слайд 15а — крестоцвет;
б — фиал;
в — крабб;
г — галерея;
д — вимперг;
е
— ажурное окно;
ж — стержень фиала;
з — консоль
Слайд 16а — окно верхнего яруса;
б — трифорий;
в — лопатки (лизены);
г —
аркада;
д — импост;
е — опорный столб.
Слайд 17а — нервюры;
б — аркбутаны;
в — фиал;
г — пинакль;
д — контрфорс;
е
— опорный столб;
и — центральный неф;
к — боковой неф;
л — цоколь.
Слайд 18а — западные башни;
б — продольный неф;
в — башенка на средокрестием;
г
— трансепт;
д — боковой неф;
е — хор;
ж — аркбутаны;
з — галерея хора;
и — капелла хора;
к — двор;
л — соборные залы для бедных и паломников;
м — контрфорсы.
Слайд 20Окна периода ранней готики.
Окна периода расцвета и поздней готики.
Слайд 21Франция. Церковь аббатства в Клюни.
3. Эволюция готических соборов.
Слайд 22Эволюция планировочной структуры христианского храма.
Слайд 23Собор в Лане, 1174-1226 гг.
Собор Парижской Богоматери, 1163-1208гг.
Слайд 24Собор Нотр-Дам де Пари
1163-1345гг.
1163 г. –первый этап
1196 г. –второй этап
Первая половина XIII века –
третий этап – завершение
западного фасада.
Пинакль – башенки, завершённые
шпилями
Вимперг – резной фронтон над
дверным или оконным проёмом
Замковый камень- клинчатый
камень, завершающий свод
Маскарон – скульптурная деталь
в виде маски
Нервюра – профилированное
ребро готического свода
Слайд 26
Париж. Собор Парижской Богоматери, 1163-1208гг.
Слайд 28Гаргульи на фасаде собора Парижской Богоматери.
Слайд 30Франция. Готический собор в Амьене.
Франция. Собор в Реймсе, 1210-начало XIV в.
г.
Слайд 31Церковь Троицы в Кане.
.
Собор в Амьене, 1218-1268 гг.
Длина – 145м,
высота – 42,5м
Слайд 32Собор в Реймсе. Поперечный разрез.
Собор
Notre Dame в Париже. Разрез.
Слайд 33 Особую роль в интерьерах готических соборов играли витражи. Огромные
оконные проёмы покрывались яркими, многоцветными композициями. Выполняемые из цветных стёкол, вставляемых в свинцовые переплёты, витражи создавали неповторимую атмосферу таинственности, окрашивая пилоны, своды, полы в яркие, красочные тона. Если в XIв. мастера использовали 7 цветов, то в XII в. цветовая палитра увеличилась до 21.
Общая площадь витражей в соборах достигала сотен квадратных метров.
Содержание изображений на витражах представляло собой мифологические и религиозные сюжеты.
Богоматерь с младенцем.
Витраж собора в Шартре.
Слайд 384. Художественные и конструктивные особенности готики Франции.
Готический стиль возник в середине
XII в. Характерными чертами готики являются:
вертикальность композиции
стрельчатая арка
сложная каркасная система опор
ребристый свод
Как новая конструктивная система готика обладала рядом преимуществ. Романские нервюры массивного свода были превращены в скелет, требовавший лишь заполнения лёгкими каменными плитами. Это позволило перекрывать сводами пролёты невозможной ранее ширины и на невиданной ранее высоте.
Оказалось возможным сильно облегчить устои.
После усовершенствования конструкции аркбутанов и контрфорсов сложилась система каркасной постройки, т.к. зодчий знал, где локализованы силы распора и мог принять меры для их нейтрализации.
Нервюрный свод обладал возможностью некоторой подвижности, и осадка одного из устоев, катастрофическая для массивного романского свода, в нервюрном своде вела только к некоторой деформации.
Усовершенствованные аркбутаны ставили не под прямым углом к своду, а под острым, чтобы они принимали не только боковой распор, но и часть вертикальной нагрузки.
Слайд 39Новые конструктивные возможности готики служили и для решения функциональных, идеологических
и художественных задач. Городской собор должен был вмещать всё взрослое население города, а не только монахов, клириков и паломников, как монастырская церковь романского стиля. Следовательно, возникла необходимость в грандиозных размерах собора.
Внешний облик собора претерпел изменения. В романской церкви высокая башня над средокрестием акцентировала самую важную с религиозной точки зрения часть, т.е. хор, где был расположен алтарь и где хранились почитаемые святыни.
В готическом соборе башня над средокрестием заменяется небольшим шпилем и акцент переносится на две громадные башни, фланкирующие западный фасад, т.е. подчёркивающие вход. Готический фасад становится более «гостеприимным».
Общим для соборов является: трёхчастное деление по горизонтали и по вертикали; перспективные порталы; «роза» в центре фасада; две призматические башни
Внутренний облик собора претерпевает важные изменения: план классического готического собора (Шартр, Реймс, Амьен) с трёхнефным продольным корпусом и трёхнефным же трансептом и пятинефным хором не состоит из отдельных ячеек, а образует единое целое, вписываясь в форму удлинённого овала.
Исчерпав свои технические возможности, перестав отвечать передовым идеям своего времени готика изжила себя в декорациях.