Архитектура готики XIII-XIV вв. Эволюция культовых сооружений презентация

Содержание

ГЛОССАРИЙ Опоры – столбы, колонны, пилоны Перекрытия – нервюрные своды стрельчатой формы Контрфорс – вертикальный выступ стены, противодействующий распору Аркбутан – открытая полуарка , служащая для передачи распора основных

Слайд 1Лекция № 15. Тема: Архитектура готики XIII-XIV вв. Эволюция культовых

сооружений.

1. Социально-политические и экономические условия формирования
архитектуры Западной Европы XIII-XIV вв.
2. Конструкции готических соборов.
3. Монастырская церковь аббатства Клюни; собор Парижской Богоматери
(Notre-Dame de Paris), Амьенский собор, Шартрский собор.
4. Художественные и конструктивные особенности готической архитектуры.

Литература:
ВИА (12т.,3-4т.)
ВИИ (6т., 2т.,1кн.)
Бартенев И., Батажкова В. Очерки истории архитектурных стилей.
Гуляницкий Н. История архитектуры, 1т.
Станькова Я. Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры.
Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства.
http://ru.wikipedia.org/wiki/http://ru.wikipedia.org/wiki/Готика
http://www.archi-tec.ru/style/gothic/62/


Слайд 2


Слайд 3ГЛОССАРИЙ
Опоры – столбы, колонны, пилоны
Перекрытия – нервюрные своды стрельчатой формы
Контрфорс –

вертикальный выступ стены, противодействующий распору
Аркбутан – открытая полуарка , служащая для передачи распора основных сводов, перекрывающих готическое здание, на контрфорс
Портал – архитектурно обработанный вход в здание
Пинакль – завершённые шпилями башенки на контрфорсах
Фиал – фигурный шпиль, увенчивающий пинакли
Эмпоры – открытая в главный неф галерея, расположенная над входной
стороной или боковыми нефами
Фахверк – каркасная система, состоящая из связанных между собой
деревянных брусьев /стойки, балки, подкосы/.
Краббы – декоративные листья на пинаклях
Крестоцвет – стилизованные цветы, украшающие фиалы
Вимперг – резной фронтон над дверным или оконным проёмом
Витраж – застеклённая поверхность окон или дверей, покрытая
просвечивающей живописью
Маскарон – скульптурная деталь в виде маски
Нартекс – входное помещение в виде закрытой галереи или открытого
портика.
Архитектоника – художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения.

Слайд 41. Социально-политические и экономические условия формирования архитектуры Западной

Европы XIII-XIV вв.

Со второй половины XII-XIII в. западноевропейская архитектура достигает
высокого развития в связи с быстрым развитием в городах ремёсел,
и торговли. В отличие от романского периода, когда центром строительства
были монастыри, город всё более становится средоточием экономической,
политической и культурной деятельности.
В городах ведутся активные строительные работы, возводятся здания ратуш,
монументальные соборы, жилые дома богатых горожан, фасадом на улицу – «фронт
домов». Вырастают кварталы ремесленников и торговцев.
Строительная деятельность, выйдя из-под опеки монастырей становится
уделом профессиональных строителей, скульпторов, художников – горожан,
объединённых в цеховые организации.
Повышается уровень строительной техники, растёт профессиональная
квалификация мастеров. Строители ищут более совершенные методы
возведения зданий, позволяющие облегчить конструкцию и экономно
расходовать материал, добыча и транспортировка которого в средневековье
были сопряжены с большими трудностями.
Ведущая роль в строительстве остаётся за архитектурными школами
Франции.



Слайд 5Активное строительство ведётся в наиболее развитых северных районах страны – Иль-де-Франс,

Нормандия, Шампань с главными городами –Парижем, Амьеном, Реймсом. Здесь зарождается и зреет новое стилевое направление в архитектуре – готика.
Gotico – итальянское название германского племени готов (подразумевалось – варварское искусство). Во Франции этот стиль получил более точное название «Style ogivat» – «стиль стрельчатый».
Из Франции готика распространяется на соседние страны: в XII в. она появляется в Англии, в следующем столетии в Германии, Италии, Испании. Готика проникает в различные страны не сразу и неравномерно, - вплоть до XVв. она получает развитие и в странах Восточной Европы. Со временем готическая архитектура становится универсальным общеевропейским стилем.
Ведущее значение в архитектуре получают городские соборы – культовые и общественные центры городов.

Слайд 62. Конструкции готических соборов.
Самым выдающимся техническим достижением эпохи является конструкция

готического базиликального храма.
Эволюция романского храма шла по пути постепенного расчленения стен и сводов с выделением в них наиболее нагруженных элементов –
контрфорсов и нервюр (гуртов).
Готические мастера завершили эту эволюцию, создав качественно новую каркасную систему, которая позволила предельно облегчить здание, добиться минимальной толщины конструктивных элементов.

Основными элементами каркаса готического собора являются:

1. Опора в виде столба, колонны, пилона
Перекрытия в виде нервюрных сводов стрельчатой формы
Контрфорсы, вынесенные за пределы здания
Аркбутаны в виде полуарок

Слайд 7Сантьяго де Компостелло.Испания Собор парижской

богоматери

Слайд 8Планы готических соборов.
1 – Собор Парижской Богоматери (ранний период готики –

1163г.)
2 – Собор в Реймсе (зрелая готика – 1210г.)
3 – Амьенский собор (период поздней готики – 1218 – XIVв.)

1

2

3


Слайд 9Нервюры в виде арок накрест перекрывают каждую отдельную ячейку нефа (травею)

и, создавая жёсткие границы каждой травеи, опоясывают её щёковые грани. Сочетание нервюр с крестовым сводом позволило выделить в своде несущий скелет, воспринимающий на себя нагрузку от всех четырёх распалубок свода. Очертания готического нервюрного свода – стрельчатое.

Слайд 10Поперечный разрез готического собора.


Слайд 15а — крестоцвет; б — фиал; в — крабб; г — галерея; д — вимперг; е

— ажурное окно; ж — стержень фиала; з — консоль

Слайд 16а — окно верхнего яруса; б — трифорий; в — лопатки (лизены); г —

аркада; д — импост; е — опорный столб.

Слайд 17а — нервюры; б — аркбутаны; в — фиал; г — пинакль; д — контрфорс; е

— опорный столб; и — центральный неф; к — боковой неф; л — цоколь.

Слайд 18а — западные башни; б — продольный неф; в — башенка на средокрестием; г

— трансепт; д — боковой неф; е — хор; ж — аркбутаны; з — галерея хора; и — капелла хора; к — двор; л — соборные залы для бедных и паломников; м — контрфорсы.

Слайд 20Окна периода ранней готики.
Окна периода расцвета и поздней готики.


Слайд 21Франция. Церковь аббатства в Клюни.
3. Эволюция готических соборов.


Слайд 22Эволюция планировочной структуры христианского храма.


Слайд 23Собор в Лане, 1174-1226 гг.
Собор Парижской Богоматери, 1163-1208гг.


Слайд 24Собор Нотр-Дам де Пари 1163-1345гг.
1163 г. –первый этап
1196 г. –второй этап

Первая половина XIII века –
третий этап – завершение
западного фасада.

Пинакль – башенки, завершённые
шпилями
Вимперг – резной фронтон над
дверным или оконным проёмом
Замковый камень- клинчатый
камень, завершающий свод
Маскарон – скульптурная деталь
в виде маски
Нервюра – профилированное
ребро готического свода


Слайд 26

Париж. Собор Парижской Богоматери, 1163-1208гг.


Слайд 28Гаргульи на фасаде собора Парижской Богоматери.


Слайд 29Собор в Шартре, 1194-1260 гг.


Слайд 30Франция. Готический собор в Амьене.
Франция. Собор в Реймсе, 1210-начало XIV в.

г.

Слайд 31Церковь Троицы в Кане.
.
Собор в Амьене, 1218-1268 гг.
Длина – 145м,

высота – 42,5м

Слайд 32Собор в Реймсе. Поперечный разрез.
Собор

Notre Dame в Париже. Разрез.

Слайд 33 Особую роль в интерьерах готических соборов играли витражи. Огромные

оконные проёмы покрывались яркими, многоцветными композициями. Выполняемые из цветных стёкол, вставляемых в свинцовые переплёты, витражи создавали неповторимую атмосферу таинственности, окрашивая пилоны, своды, полы в яркие, красочные тона. Если в XIв. мастера использовали 7 цветов, то в XII в. цветовая палитра увеличилась до 21.

Общая площадь витражей в соборах достигала сотен квадратных метров.
Содержание изображений на витражах представляло собой мифологические и религиозные сюжеты.





Богоматерь с младенцем.
Витраж собора в Шартре.

Слайд 36 Алтарь в Шартре

Интерьер

Слайд 37Витражи собора в Шартре.


Слайд 384. Художественные и конструктивные особенности готики Франции.
Готический стиль возник в середине

XII в. Характерными чертами готики являются:
вертикальность композиции
стрельчатая арка
сложная каркасная система опор
ребристый свод
Как новая конструктивная система готика обладала рядом преимуществ. Романские нервюры массивного свода были превращены в скелет, требовавший лишь заполнения лёгкими каменными плитами. Это позволило перекрывать сводами пролёты невозможной ранее ширины и на невиданной ранее высоте.
Оказалось возможным сильно облегчить устои.
После усовершенствования конструкции аркбутанов и контрфорсов сложилась система каркасной постройки, т.к. зодчий знал, где локализованы силы распора и мог принять меры для их нейтрализации.
Нервюрный свод обладал возможностью некоторой подвижности, и осадка одного из устоев, катастрофическая для массивного романского свода, в нервюрном своде вела только к некоторой деформации.
Усовершенствованные аркбутаны ставили не под прямым углом к своду, а под острым, чтобы они принимали не только боковой распор, но и часть вертикальной нагрузки.

Слайд 39Новые конструктивные возможности готики служили и для решения функциональных, идеологических

и художественных задач. Городской собор должен был вмещать всё взрослое население города, а не только монахов, клириков и паломников, как монастырская церковь романского стиля. Следовательно, возникла необходимость в грандиозных размерах собора.
Внешний облик собора претерпел изменения. В романской церкви высокая башня над средокрестием акцентировала самую важную с религиозной точки зрения часть, т.е. хор, где был расположен алтарь и где хранились почитаемые святыни.
В готическом соборе башня над средокрестием заменяется небольшим шпилем и акцент переносится на две громадные башни, фланкирующие западный фасад, т.е. подчёркивающие вход. Готический фасад становится более «гостеприимным».
Общим для соборов является: трёхчастное деление по горизонтали и по вертикали; перспективные порталы; «роза» в центре фасада; две призматические башни
Внутренний облик собора претерпевает важные изменения: план классического готического собора (Шартр, Реймс, Амьен) с трёхнефным продольным корпусом и трёхнефным же трансептом и пятинефным хором не состоит из отдельных ячеек, а образует единое целое, вписываясь в форму удлинённого овала.
Исчерпав свои технические возможности, перестав отвечать передовым идеям своего времени готика изжила себя в декорациях.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика