Архитектура Древнего Рима презентация

Содержание

Слайд 1ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА


Слайд 2АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Римское строительство берёт начало из этрусского и греческого:
от

этрусков – своды, арка;
от греков – ордерная система.

Все это они приспосабливали к своим условиям.

Слайд 3АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Большую группу сооружений составляли жилые здания различных типов, в

том числе дворцы и загородные виллы.

Особенно характерны для Рима:
одноэтажные особняки - ДОМУСЫ;
многоквартирные дома – ИНСУЛЫ.

Интерьеры общественных и жилых зданий оформлялись скульптурой, росписями, мозаикой. Росписи зрительно расширяли пространство помещений, являясь прекрасным и разнообразным декором. Мозаикой украшали полы.

Важное отличие римского декора — большая усложненность и богатство форм и материалов. Применяя различные орнаментальные мотивы, они создавали самые причудливые сочетания, меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и многообразные детали.


Слайд 4АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Главная задача архитектуры Древнего Рима:

Воплощение идеи могущества государства и

императорской власти: форумы, триумфальные арки, термы, амфитеатры, предназначенные для боев гладиаторов, травли животных и др. массовых зрелищ.

Слайд 5АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Виды архитектуры:

1. Монументальная:
инженерно-оборонительная;
2. Светская:
общественная;
жилая.
3. Декоративная:
садово-парковая;
4. Культовая:
мемориальная;
храмовая.

Строительный

материал: бальзат, туф, камень, тесаный камень, крупнопористый известняк, кирпич, мрамор, полудрагоценные и драгоценные камни.

Типы архитектуры:

Жилая (дворцы, загородные виллы, дома- Инсулы, Домусы и др.);
Инженерно-оборонительная (плотины, крепостные стены, акведуки, мосты, дороги и т.д.);
Мемориальная (триумфальные арки, мавзолеи, пирамиды);
Общественная (амфитеатры, музеи, форумы, термы, крытые рынки, стадионы, ипподромы, административные здания и т.д.);
Храмовая (храмы, храмовые комплексы);
Декоративная (садово-парковая: беседки, павильоны, фонтаны и др.).


Слайд 6
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Типы древнеримских храмов:

Базилика (периптер) - прямоугольное в плане

здание, перекрытие 2-х или 4-хскатное;
Моноптер (ротонда) - круглое в плане здание.

Типы конструкции:

Монолитно-оболочечная;
Арочно-сводчатая - на вертикальные столбы, вместо балок своды или арки, которые перекрывают внутреннее пространство (применяются клинчатые арки, ложные своды).

Большая Клоака (Великая Клоака, Клоака Максима, лат. Cloaca Maxima (от лат. cluere — чистить) — часть античной системы канализации в Древнем Риме.


Большая Клоака


Слайд 7
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Конструкция и формы:

Монолитно-оболочечная (Колизей);
Арочно-сводчатая (акведуки, мосты, клоаки, колизей).


Первые крупные

постройки в Риме производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие

Своды и арки в архитектуре древнего Рима


Слайд 8АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового

свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом.

Пантео́н (Храм всех богов)


Слайд 9АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Однако в целом римская архитектура испытала сильное влияние греческой

архитектуры.

В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека.

Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.

Триумфальная арка


Слайд 10АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Основная древнеримская планировка архитектурных храмовых комплексов:
симметрия;
осевое построение;

акцент на фасаде главного здания;
устройство подъёма к нему от торжественного входа на участок.


План храма Пантеон


Слайд 11АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего

своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров:

ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА:
Римско-дорический;
Римско-ионический;
Римско- коринфский;
Тосканский;
Композитный.





Слайд 12Римско-дорический ордер;
Тосканский ордер (этруски);
Римско-ионический ордер;
Римско-коринфский ордер.


Слайд 13АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Основная древнеримская планировка архитектурных жилых комплексов:

В жилой архитектуре:
Тип дома

с атрием - центром которого во II в. до н.э. стал сад Перистиля, жилища (загородные виллы), развивался в глубину. Сохранилась осевая симметрия.



Слайд 14АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (жилая) архитектура
Основная древняя планировка архитектурных комплексов:

Тип дома с

атрием.
Сводчатая конструкция - создание крупных общественных сооружений с внутренним пространством, свободным от опор, становится возможным благодаря применению сводчатых конструкций, выполненных из тёсаного камня или обожжённого кирпича.


Интерьер древнеримского жилого дома


Слайд 15АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА



Строительные особенности:

бетон (базальт, туф, крупнопористый известняк. На

основе природных цементирующих добавок в вяжущие растворы - вулканического пепла (пуццоланы)
кладка на растворе, отличавшая римскую строительную технику от греческой кладки насухо, давала возможность строить быстро и из грубо обработанного камня.

Тип дома с атрием


Слайд 16АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Строительные особенности:
арочные и сводчатые конструкции (также связанной с

применением кладки на растворе, которые позволили перекрывать большие пролеты, не обращаясь к тяжелым каменным балкам).

Колизей. Амфитеатр Флавиев. Ранняя империя


Слайд 17ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РИМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
АРХИТЕКТУРА
ДРЕВНЕГО РИМА


Слайд 18АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ РЕСПУБЛИКИ


Слайд 19АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода.

Первый

из них охватывает собой время от основания Рима до середины II в. до н. э. Это время ещё бедно постройками, да и те, которые возникали тогда, имели чисто этрусский характер. Большинство сооружений в начальную пору существования римского государства предпринималось в видах общественной пользы.

Вид на Аппиеву дорогу


Слайд 20А́ппиева дорога. 312 г. до н.э.


Слайд 21АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Инженерно-оборонительная архитектура
Аппиева дорога 
Эпоха царей (753—510 гг. до н. э.)

и период ранней Республики (V — IV вв.)

Слайд 22ПЕРВЫЙ ПЕРИОД Республиканский период
Таковы были каналы для ассенизации города, с

главным туннелем — Большой Клоакой, переносившей воду и нечистоты из низменных частей Рима в Тибр, прекрасные дороги, между прочим Via Appia, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями, акведуки, Мамертинская тюрьма и первые базилики.

Мамертинская тюрьма древнего Рима


Слайд 23ПЕРВЫЙ ПЕРИОД Республиканский период
В этот период (конец VI - середина I в.

до н. э.) возникло множество различных типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. Кроме того, в Риме появились первые мраморные храмы, тогда как прежде храмы строились из местных вулканических пород камня, пиперина и травертина.

В основе лежал Рационализм:
пространственный размах; конструктивная логика и целостность;
гигантские архитектурные комплексы;
строгая симметрия и четкость.

Мамертинская тюрьма древнего Рима


Слайд 24ПЕРВЫЙ ПЕРИОД Республиканский период
Новшества в архитектуре:
монолитно-оболочечная система;
ордерная система играет декоративную

роль;
строительный материал (бетон);
создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор (общественная архитектура);
сводчатые и купольные конструкции перекрытий (в основе - цилиндрический свод).


Слайд 25Базилика Максенция. Первая базилика


Слайд 26АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Инженерно-оборонительная архитектура
Ярким примером мостостроительства эпохи Республики является сооруженный в

110 г. Pons Mulvius — большой мост, имевший несколько пролетов, своды которых были выложены из клиновидных блоков.

Pons Mulvius

Эпоха царей (753—510 гг. до н. э.) и период ранней Республики (V — IV вв.)


Слайд 27

Гардский акведук в г. Нима 
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Инженерно-оборонительная архитектура
Устойчивость арок и сводов

обеспечивалась как инженерными, так и планировочными приемами. Для погашения горизонтального распора арки опирались на массивные стены или контрфорсы. Арочные мосты и акведуки своими концевыми пролетами «упирались» в наклонные берега реки или ущелья


Слайд 28Мильвийский мост в Риме


Слайд 29Акведу́к (от лат. aqua — вода и ducere — вести) — водовод (канал, труба) для

подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.

Акведу́к


Слайд 30АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Инженерно-оборонительная архитектура
древняя римская канализация


Слайд 31АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Инженерно-оборонительная архитектура
Еще в конце IV в. ценсором Аппием Клавдием

сооружается знаменитая большая дорога (Via Appia), строятся водопроводы (Aqua Appia), мосты и пр.

Aqua Appia. Римский акведук в Испании 

Эпоха царей (753—510 гг. до н. э.) и период ранней Республики (V — IV вв.)


Слайд 32Табуларий древнего Рима
Табуларий (лат. tabularium) — государственный архив в Древнем Риме, в котором

хранились народные постановления и другие государственные акты.

Слайд 33АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Храмовая архитектура
Во II в. храм Аполлона в Помпеях, представлявший

собой коринфский периптер, по коротким сторонам которого стояло по шести, а по длинным — по десяти колонн. Небольшая целла храма была сильно отодвинута от переднего фасада, но вместе с тем между задней стеной целлы и задним фасадом было оставлено некоторое пространство. Храм стоял на высоком подии; с фасадной стороны к нему вела не очень широкая лестница. 

Храм Аполлона в Помпеях

Эпоха Республики. III – II век до н.э.


Слайд 34Своды и арки в архитектуре древнего Рима
ВТОРОЙ ПЕРИОД Республиканский период
Этот период,

продолжавшийся с середины II в. до падения республиканского правления (то есть до 31 г. до н. э.)

Период знаменуется появлением в Риме первых мраморных храмов, тогда как прежде храмы строились из местных вулканических пород камня, пиперина и травертина; вместе с тем подобные здания, и по плану, и по конструкции, стали больше походить на греческие, хотя и сохраняли постоянно некоторые отличия от них.

Основной формой перекрытий был цилиндрический свод. Его боковое давление воспринимала опорная стена, игравшая важную роль в римской архитектуре.
Из пересечения двух цилиндрических сводов одинаковой высоты в подножиях свода (пятах) и вершине (где заложен замковый камень) получился крестовый свод. При равенстве пролетов он дает в плане квадрат.

Слайд 35АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Храм Весты (лат. Aedes Vestae) — развалины античного храма, посвящённого

Весте, римской богине домашнего очага. Располагается в Риме неподалёку от храма Цезаря на римском форуме, в южной части Священной дороги.

Храм Весты


Слайд 36АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Храм Диоскуров, Храм Кастора и Поллукса (лат. Aedes Castoris) —

один из старейших храмов на Римском форуме. Храм был посвящен близнецам Кастору и Поллуксу, сыновьям Юпитера. Был построен в 484 году до н.э. по заказу сына диктатора Аулия Постумия по случаю победы над Тарквинием на озере Регил в Лации (499 г. до н. э.).

Храм Диоскуров


Слайд 37Храм Антонина и Фаустины


Слайд 38АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Храмовая архитектура
Храм в Ниме (Maison Carree), 4 год до

н.э.  

Эпоха Августа (30 г. до н. э.— 14 г. н. э.)


Слайд 39АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Храмовая архитектура
Храм Юпитера Капитолийского был сооружен в 509 г.,

нижние части его сохранились до настоящего времени. Храм стоял на высоком подии. Трехчастная целла храма была посвящена Юпитеру, Юноне и Минерве.

Храм Юпитера


Слайд 40Храм Фортуны Вилирис на Бычьем форуме в Риме.
II—I вв. до

н. э. Рим, Италия. Эпоха Республики

Слайд 41Вместо одного Капитолийского храма здесь обнаружилось аж целых три, посвящённых Юпитеру,

Минерве и Юноне (так предполагают) - триаде, которую обычно объединяли в одном культовом месте.

Храм Юпитера, Минервы и Юноны


Слайд 42АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Храмовая архитектура
Капитолийский храм


Слайд 43Храм Геркулеса на Бычьем форуме в Риме. II в. до н.

э. Эпоха Республики

Слайд 44Форум Романум. II-I вв. до н. э. Рим, Италия. Эпоха Республики



Слайд 45Амфитеатр в Помпеях. I в. до н. э. Помпеи, Италия. Эпоха

Республики

Слайд 46АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ИМПЕРИИ


Слайд 47ТРЕТИЙ ПЕРИОД Императорский период
Период истории Римского зодчества начинается со времени захвата Августом

полновластия над республикой и продолжается до смерти императора Адриана, то есть до 138 года нашей эры.
В это же время римляне начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд; цирки, где происходили соревнования колесниц; библиотеки; места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка.

Стиль в архитектуре:
«Августовский классицизм»
горизонтальность и масштабность сооружения;
применение арочных и сводчатых конструкций;
применение мрамора;
грандиозные масштабы, многоярусность архитектуры.

Форум Трояна


Слайд 48ТРЕТИЙ ПЕРИОД Императорский период
В течение этого периода все прежде обозначенные типы зданий

приходят в полное развитие, достигают уровня удивительной величественности, высшего изящества и поразительной роскоши, хотя в их формы и детали прокрадываются элементы, занесённые с Востока и Египта.

К этому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников:
Колизей (амфитеатр античного мира);
Пантеон (храм во имя всех богов);
Форум Трояна;
Сооружения при правлении императора Августа, Тиберия, Клавдия, Калигулы, династии Флавиев;
Золотой дом Нерона и др.

Форум Трояна


Слайд 49АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Мемориальная архитектура
В 28 году до н. э. Август начал строить

усыпальницу для себя и своих близких в центре Марсова поля. Строение из травертина повторяло форму этрусских могильников — тумулусов: в основе располагалось цилиндрическое строение (диаметром 87 м), над ним возвышались барабаны меньшего диаметра (общая высота составляла 44 м), последний барабан был увенчан статуей императора, вокруг мавзолея находилась терраса с колоннами. Терраса выходила на крышу большего барабана, на крыше росли вечно-зелёные деревья.
Внутри хранились урны с прахом членов императорской фамилии: здесь были захоронены сам император, его жена Ливия, сестра Октавия, племянник Марселий, а также императоры Тиберий, Клавдий и Нерва, другие представители рода Юлиев — Клавдиев и известные римские личности.

Мавзолей Октавиана Августа. Рим, Марсово поле


Слайд 50АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (общественная) архитектура
Колизей – от лат. сл. «Колоссеум» -колоссальный


Крупнейший амфитеатр Рима, предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний. Эллиптический в плане (размеры в главных осях около 156х188 м) и грандиозный по высоте (48,5 м), он вмещал до 50 тыс. зрителей.

Построен во времена правления династии Флавиев (69- 96 гг. н.э.) рассчитан на 50 тыс. человек предназначен для гладиаторских боев и травли животных.
Девиз римлян: «Хлеба и зрелищ!»
Амфитеатр - круглый, в плане здание имеет эллиптическую форму, 3 яруса (аркада), заканчивается высоким аттиком (мощная стена), имеет 80 входов.

Колизей на 48 тысяч зрителей. Ранняя империя

Эпоха Флавиев (69—96 гг.)


Слайд 51АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (общественная) архитектура
Внешний облик Колизея монументален благодаря огромным размерам

и единству пластической разработки стены в виде многоярусной ордерной аркады. Система ордеров придает композиции масштабность и наряду с этим особый характер взаимосвязи пластики со стеной. Вместе с тем фасады несколько сухи, пропорции тяжеловесны.

Коллосей (Колизей), Рим. Ранняя империя 

Эпоха Флавиев (69—96 гг.)


Слайд 52АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (общественная) архитектура
Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен

и столбов, несущих своды перекрытий. Наружная стена сложена из травертиновых квадров; в верхней части она состоит из двух слоев: внутреннего из бетона и внешнего из травертина. Для облицовочных и прочих декоративных работ широко использовался мрамор и стук.

Колизей. Рим

Эпоха Флавиев (69—96 гг.)


Слайд 53Колизей. Внутренний вид
Применение ордерной аркады внесло в композицию тектоническую двойственность: многоярусная,

завершенная ордерная система служит здесь исключительно декоративно-пластическим целям, создавая лишь иллюзорное впечатление ордерной каркасности здания, зрительно облегчающей его массив.

Слайд 54Ночной Колизей. Амфитеатр Флавиев. Ранняя империя


Слайд 55АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Храмовая архитектура
Памятник культуры 125год (эпоха Адриана). Представляет собой ротонду,

увенчанный куполом (диаметр - 43,2 м., высота - 42,7 м.).
Главный источник освещения отверстие в куполе (диаметр - 9м.).
Построен из кирпича, бетона, толщина стен 6,3 м., на высоком цокольном основании- 4,5 м.
Выделенная фасадная часть: колонный портик, фронтон.
Во внутренней части купола – кессоны- ячейки, для акустики, которые облегчают конструкцию свода, являются украшением здания изнутри.

Внутреннее убранство Пантеона в Риме

Эпоха Траяна (98—117 гг.) - Адриана (117—138гг.)


Слайд 56Пантеон (Храм всех богов). Рим, 125 г. (эпоха Адриана)


Слайд 57Схематичный план Пантеона (Храм всех богов). Разрез. Рим, 125 г. (эпоха

Адриана)

Слайд 58АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Мемориальная архитектура
Мавзолей Октавиана Августа


Слайд 59Храм Марса-Мстителя — руины храма на форуме Августа в Риме


Слайд 60АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Мемориальная архитектура
Мавзолей Августа


Слайд 61Обелиск Августа. I в. до н. э. Рим, Италия. Ранняя империя


АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Мемориальная архитектура


Слайд 62АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Мемориальная архитектура
Пирамида Цестия. I в. до н. э. Белый

мрамор. Рим, Италия. Ранняя империя

Слайд 63АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Мемориальная архитектура


Слайд 64АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Храм Веспасиана и Тита — руины античного храма на

Римском форуме.
Строительство храма началось по решению Сената после смерти императора Веспасиана в 79 году и завершено при Домициане. Храм посвятили Флавиям Веспасиану и его сыну Титу.
Храм Веспасиана и Тита — здание, длиной в 33 и шириной в 22 м. В помещении находился подиум, на котором стояли статуи двух обожествленных императоров. От колоннады остались всего лишь три колонны коринфского капителя высотой около 15 м.

Храм Веспасиана и Тита


Слайд 65Форум Траяна


Слайд 66АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Инженерно-оборонительная архитектура
Мост Траяна, построен на сваях из лиственницы 


Слайд 67АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Мемориальная архитектура
Во времена правления Адриана, который стремился во

всем следовать традициям Греции, строительство приобрело широкий размах. Значительную роль приобрели оборонительные сооружения, как например: Мавзолей Адриана.

Мавзолей Адриана


Слайд 68АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Инженерно-оборонительная архитектура
Мост замка Сант-Анджело (Мавзолей Адриана). II в. Поздняя

империя

Слайд 69Храм богинь Венеры и Ромы — некогда крупнейшее религиозное сооружение древнего Рима.
Сооружение

занимало всю территорию от базилики Максенция и до долины Колизея, и было возведено на постаменте длиной в 145 м. и шириной в 100 м. Храм был построен при императоре Адриане в 135 г. н. э., на том месте, где когда-то располагался портик Золотого дома Нерона.

Храм богинь Венеры и Ромы 


Слайд 70ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД
После названного императора римское зодчество быстро клонится к упадку, вдаётся

в вычурность мотивов, излишество украшений, в смешение самых разнородных форм и в иррациональность их употребления. Наступает четвёртый, последний период истории римской архитектуры, продолжающийся до окончательной победы христианства над язычеством (со 138 по 300 гг.).

И в это время, каждый император старается оставить по себе память каким-либо значительным сооружением.

Чем дальше, тем сильнее проникали в последнее восточные влияния, стремление к напыщенности и изысканности, заглушавшее предания классической эпохи.

Колонна Марка Аврелия


Слайд 71Термы Диоклетиана. 298 г. н.э. 


Слайд 72Термы Каракаллы. 212 г. н.э.


Слайд 73Древняя Пальмира


Слайд 74Пальми́ра (греч. Παλμύρα, калька с арамейского, Тадмор, «город пальм») — некогда цветущий

город, ныне бедная деревушка в Сирии, знаменитая развалинами величественных сооружений, памятниками последней поры древнеримской архитектуры.

Панорама Пальмиры


Слайд 75Развалины театра в Пальмире


Слайд 76АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Храмовая архитектура
Строительная деятельность при преемниках Адриана Антонинах (138—192) значительно

бледнее, чем в первые десятилетия II в. Это не отражается на сооружениях, имеющих чисто утилитарное назначение, постройка которых идет весьма интенсивно, но от этой эпохи до нас почти не дошло памятников, которые имели бы большое значение в развитии стиля римского зодчества.

Круглый храм Венеры, г. Баальбек (Гелиополь), Сирия 

Эпоха Антонины (138 — 192гг.)


Слайд 77АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Храмовая архитектура
Реконструкция плана храмового комплекса в г. Баальбек (Гелиополь),

Сирия 

Большой Храм Храмового комплекса в г.Баальбек (Гелиополь), Сирия 

Эпоха Антонины (138 — 192гг.)


Слайд 78АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Инженерно-оборонительная архитектура
Porta Nigra, Trier (Рейнланд-Пфальц). Останки древней крепостной стены

Трира времен древнего Рима

Слайд 79АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Инженерно-оборонительная архитектура
Фрагмент городских стен эпохи Древнего Рима.


Слайд 80Акведук в Сеговии . Конец I — начало II вв. Камень,

бетон. Сеговия, Испания. Поздняя империя

Слайд 81СВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
АРХИТЕКТУРА
ДРЕВНЕГО РИМА


Слайд 82АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (жилая) архитектура
Устройство жилищ было очень простым: это были

круглые в плане хижины с высокой соломенной кровлей, укрепленной посредством жердей и сучьев. Источником света в этих постройках служили двери. В таком облике в последующую эпоху представляли римляне жилище Ромула; видимо, пережитком данной традиции является и круглая форма храма Весты.

В дальнейшем получает широкое распространение прямоугольный в плане дом, в центре которого находилось большое помещение — атрий, где находился очаг. Вокруг атрия располагались остальные комнаты.

План древнеримского жилого дома 


Слайд 83АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (жилая) архитектура
Ко II в. и самому началу I

в. до н. э. относятся сооруженные из туфа памятники следующего строительного периода Помпеи, на которых можно четко проследить эллинизацию италийского дома. Примером последней может служить один из больших и сложных по плану домов, именуемый обычно Casa del Fauno. Он имеет два расположенных недалеко друг от друг входа, каждый из которых ведет в особый атрий. Один из этих атриев — старого (тускуланского) типа с балочным перекрытием, опирающимся на стены, другой — нового типа (тетрастильный), в котором потолок помимо стен опирается еще на четыре колонны, стоящие около углов имплювия. Оба атрия окружены со всех сторон небольшими комнатами. За атриями, в следующей части дома, находился обрамленный небольшими помещениями большой открытый перистиль прямоугольной формы. Края крыши этого перистиля поддерживали 28 (7x9) колонн ионийского ордера, несших дорийский антаблемент; наконец, за этим перистилем находился второй перистиль, больших размеров, обрамленный двухъярусной колоннадой (13x11 колонн). Нижние колонны были дорийского, верхние — ионийского ордера. Во втором перистиле был помещен сад.

Эпоха Республики. III – II век до н.э


Слайд 84АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (жилая) архитектура
Один из ранних домов Помпеи, известный под

именем Casa del Chirurgo, в древнейшей своей части, сооруженной из известняка и относящейся никак не позднее, чем к III в. до н. э., представляет собой постройку именно описанного типа. Расположенный в центре этого дома атрий имел балочное перекрытие, опиравшееся исключительно на стены и не имевшее опор в виде столбов или колонн.

Casa del Chirurgo


Слайд 85АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (общественная) архитектура
В 11 г. до н. э. был

построен дошедший до нас в сильно поврежденном виде исполненный из травертина театр Марцелла.
Весьма монументальный по формам театр Марцелла имел характерный для римских гражданских построек наружный вид: ритмически повторявшиеся, расположенные в два яруса могучие столбы перемежались с высокими полуциркульными арками сводов. Столбы и находившиеся над ними части стен были украшены имевшими чисто декоративное назначение колоннами, поддерживавшими антаблемент: в первом ярусе — дорийского ордера (с карнизом, украшенным дентикулом) и во втором — ионийского.

Театр Марцелла. Рим. 11 г. до н.э. 

Эпоха Августа (30 г. до н. э.— 14 г. н. э.)


Слайд 86АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (жилая) архитектура
Золотой дом Нерона


Слайд 87АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (жилая) архитектура
Дворец императора, имеет позолоченный фасад, из

бетона сооружен купольный зал восьмиугольный формы. Помещения богато декорировались драгоценными мозаиками, настенными росписями, скульптурными рельефами (имелся украшенный резьбой потолок из слоновой кости с механическими приспособлениями, который мог раскрываться, и тогда на собравшихся обрушивался каскад цветов; или столовая имела потолок из подвижных панелей, устроенных таким образом, что картины сменяли друг друга в соответствии перемены блюда и т.д.). Помещение имело мраморные колонны, мраморные статуи богов, возле дворца плескалось озеро.

«Золотой дом» (во времена Нерона), реконструкция

Династия Юлиев-Клавдиев (15 — 68 гг. н. э.)


Слайд 88АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (жилая) архитектура
Золотой дом.
Дворец императора Нерона


Слайд 89Золотой дом. Дворец императора Нерона


Слайд 90Дом Фавна в Помпеях. На переднем плане имплювиум атриума
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО

РИМА Светская (жилая) архитектура

Слайд 91АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (жилая) архитектура
Внутренний интерьер жилого дома у виллы

Стабия

Слайд 92Сад в доме Ветии в Помпеях
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (жилая) архитектура


Слайд 93Светская (жилая) архитектура


Слайд 94Дворцовая архитектура


Слайд 95АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (жилая) архитектура


Слайд 96АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (жилая) архитектура
Императорский дворец на Палатине 
Эпоха Флавиев (69—96

гг.)

Слайд 97АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (жилая) архитектура
В Афинах заканчивается храм Зевса Олимпийского,

не доведенный до конца Антиохом Эпифаном и после подвергшийся разрушению. Вокруг этого здания сооружается ряд новых построек, образующих «Город Адриана», который соединялся со «старым» городом большими воротами (18 м в высоту и 13,5 м в ширину), исполненными из пентеликонского мрамора.

Загородная вилла Адриана в Тибуре. Поздняя империя 


Слайд 98АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (жилая) архитектура


Слайд 99АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (жилая) архитектура
Дворец Диоклетиана в Сплите (начало IVв.

н. э.). Реконструкция

Слайд 100АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (общественная) архитектура
ФОРУМ РИМСКИЙ (forum Romanum), центр общественной

жизни Древнего Рима.

Первоначально это был центр ремесел и торговли, но затем, включив в себя прилегающий к нему комиций (место народных собраний) и курию (здание сената), форум объединил в себе также административные и политические функции. Здесь происходили события, затрагивавшие повседневную жизнь рядового римлянина, но здесь же разыгрывались и многие драматические эпизоды римской истории. Форум был обителью римского красноречия, а вместе со своими отпрысками, соседними императорскими форумами он стал колыбелью римского права. Форум постоянно упоминается в римской литературе. Слово «форум» применяется как к пространству под открытом небом, так и к прилегающим зданиям.

Древнеримский форум


Слайд 101Рим показан таким, каким он был в 320 году. Специалисты с

помощью современных цифровых технологий воссоздали облик Древнего Рима.

Форум - площадь для массового общения по подобию Римского Форума.
Римский Форум - центральный район Древнего Рима.
Императорский Форум - ансамбль памятников архитектуры в Риме.


Слайд 102Древнеримский форум


Слайд 103Вид на древнеримский форум


Слайд 104Вид на древнеримский форум


Слайд 105Вид на древнеримский форум


Слайд 106Вид на древнеримский форум


Слайд 107АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (общ.) архитектура
Значительно более монументальным характером отличаются сохранившиеся

части библиотеки Адриана в Афинах. До нас дошел тянущийся вдоль сплошной стены ряд круглых коринфских колонн. Очень своеобразный антаблемент венчает стену и образует над колоннами небольшие, отвечающие по форме капителям выступы. Этот прием оживления стены мы уже встречали ранее на форуме Нервы.

Библиотека Адриана в Афинах

Эпоха Траяна (98—117 гг.) - Адриана (117—138гг.)


Слайд 108Библиотека Древнего Рима
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (общественная) архитектура


Слайд 109АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (общественная) архитектура
Древний Римский театр


Слайд 110Рим. Вид Колизея и арки Тита (конец I в. н. э.

)

Слайд 111АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (общ.) архитектура
В 107—113 гг. в Риме сооружается архитектором

Аполлодором из Дамаска грандиозный форум Траяна, считавшийся в древности одной из главных достопримечательностей столицы. Он немногим уступает по площади всем остальным римским форумам, вместе взятым.
Форум Траяна, так же как и форумы других императоров, имел симметричную распланировку зданий. Большая триумфальная арка служила входом в квадратный двор (стороны которого достигали 126 м). В центре двора помещалась конная статуя Траяна; с боков он был обрамлен колоннадами, позади которых находились полукруглые экседры. Вдоль дальней от входа стороны двора стояла большая пятинефная базилика Ulpia, имевшая позолоченную бронзовую крышу. За базиликой находилась небольшая площадь, с боковых сторон обрамленная двумя небольшими зданиями библиотек. В центре этой площади стояла высокая колонна Траяна. Наконец, все сооружение замыкалось обрамленным колоннадами храмом Траяна, воздвигнутым его преемником Адрианом. От этих многочисленных сооружений до настоящего времени, за исключением колонны Траяна, сохранились лишь жалкие остатки.

Форум Траяна, архитектор Апполодор Дамасский, Рим 

Эпоха Траяна (98—117 гг.) - Адриана (117—138гг.)


Слайд 112Форум Траяна. Около 100 г. Рим, Италия. Поздняя империя


Слайд 113АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (общественная) архитектура
Форум Траяна, реконструкция общего вида 
Эпоха Траяна (98—117

гг.) - Адриана (117-138 гг.)

Слайд 114Панорама Древнего Рима


Слайд 115Панорама Древнего Рима


Слайд 116Тимгад. Перспектива главной улицы («декуманус максимус») с воротами Траяна


Слайд 117Пальмира. Перспектива улицы Колонн, которую замыкает триумфальная арка, ведущая к храму

Бела

Слайд 118Термы Каракаллы. (реконструкция)
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (общественная) архитектура


Слайд 119АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (общественная) архитектура
При Септимии Севере
(193—211гг.) в Риме

производились большие реставрационные работы. Из вновь построенных сооружений самое видное место занимал дворец, вход в который был украшен грандиозной трехъярусной кулисой, именовавшейся Septizodium (или Septizonium), сооруженной в 203 г. Она представляла собой сложное сочетание массивов стен, арок и колонн и помимо этого была обильно украшена скульптурой; в композицию, кроме того, были введены фонтаны.

Руины Терм Каракаллы. III в. Рим, Италия. Эпоха упадка империи

Эпоха Северов (193 — 217гг.)


Слайд 120АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (общественная) архитектура
РИМСКИЕ ТЕРМЫ — сложные комплексы многочисленных помещений

и дворов, предназначавшихся для омовения и различных занятий, связанных с отдыхом и развлечениями (помещения и открытые площадки для спортивных упражнений, залы для собраний, помещения для игр и бесед и т. п.). Основу композиции составляли залы для омовения с постепенным переходом из холодного помещения (фригидария) в теплое (тепидарий) и затем в помещение с самой высокой температурой (кальдарий), содержащее в центре бассейн горячей воды. Расположенные по главной оси залы достигали огромных размеров, поскольку крупные термы были рассчитаны на широкие массы плебса.
Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, поступавшим по специальным каналам, которые устраивались под полом и в стенах зданий.

Термы

Эпоха Северов (193 — 217)


Слайд 121АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Светская (общественная) архитектура
Термы Каракаллы. Рим 
Руины Терм Каракаллы. III в.

Рим, Италия. Эпоха упадка империи

Слайд 122Римский форум, в центре — колонны храма Сатурна, за ними триумфальная арка

Септимия Севера

Слайд 123МЕМОРИАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
АРХИТЕКТУРА
ДРЕВНЕГО РИМА


Слайд 124АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Мемориальная архитектура
Напоминание о земном величии правителя Рима.
Ствол колонны

стоял на цокольном основании, здесь же была гробница - стояла урна с прахом правителя и надгробием.
Верхушка - позолоченный орел, впоследствии заменена 6-ти метровой статуей Траяна. Высота 38 м., вился виток с рассказами о двух походах в Данию, эпизоды бытового жанра.


Колонна Трояна. Поздняя империя


Слайд 125АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Мемориальная архитектура
В 81 г. триумфальную арку Тита в Риме.

Сооруженная из мрамора арка была 20 м в высоту и имела один широкий пролет. Украшения арки отличались сравнительной простотой: они состояли из восьми неполных коринфских колонн, поддерживающих антаблемент с рельефным фризом, четырех пилястров, стоящих над антаблементом по углам сооружения, и, наконец, рельефных украшений, обрамляющих выкружку свода, поддерживаемую пилястрами. Потолок свода внутри арки был украшен кассетами; под ними по стенам прохода находились рельефные изображения.

Триумфальная арка Тита. 81 г. Ранняя империя


Слайд 126Шествие с трофеями. Триумфальная арка Тита. Ранняя империя


Слайд 127Тит Флавий Веспасиана на квадриге во время триумфа. Триумфальная арка Тита.

Ранняя империя

Слайд 128АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Мемориальная архитектура
Устойчивость арок и сводов обеспечивалась как инженерными, так

и планировочными приемами. Для погашения горизонтального распора арки опирались на массивные стены или контрфорсы.


Триумфальная арка Константина. Рим


Слайд 129АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Мемориальная архитектура
Триумфальная арка Септимия Севера, 203г. н.э., Рим.
Эпоха

упадка Империи

Эпоха Северов (193 — 217)


Слайд 130АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Мемориальная архитектура
В надгробном памятнике Юлиев в St. Remy сконцентрированы

все характерные особенности архитектуры эпохи Августа. На квадратном уступчатом постаменте поднимается цоколь, облицованный рельефами; на нем стоит тетрапилон — ворота, открывающиеся во все четыре стороны. К углам тетрапилона приставлены коринфские колонны, поддерживающие антаблемент; наконец, все здание увенчивает ротонда коринфского ордера.

Триумфальная арка около St. Remy 

Эпоха Августа (30 г. до н. э.— 14 г. н. э.)


Слайд 131АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Садово-парковая архитектура
Римские парки
Римские холмы были когда-то густо одеты

лесом; западный край Оппия назывался Fagutal, так как здесь росла буковая роща (fagus – «бук»); храм Юноны Луцины на Циспии находился в роще.

Из парков республиканского времени следует назвать еще сады Лукулла и сады Саллюстия: те и другие на Холме Садов (ныне Пинчио). Сады Лукулла, первый парк на Холме Садов, были разбиты около 60 г. до н.э. Лицинием Лукуллом, победителем Митридата.

К концу Республики от этих рощ и лесочков или ничего не осталось, или уцелели только жалкие группки или отдельные деревца.

Сады Лукулла и сады Саллюстия в Риме


Слайд 132АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
1. Геркуланские ворота;
2, 3. Везувианские ворота;
4.

ворота в Нолу;
5. ворота в Сарно;
6. ворота в Ночери, около которых вне города расположен некрополь;
7. Стабианские ворота;
8. морские ворота;
9. Главный форум;
10. Треугольный форум и расположенные рядом с ним два театра;
11. Стабианские термы;
12. Центральные термы;
13. дорога на Геркуланум, вдоль которой расположены памятники почетным гражданам города;
14. вилла Мистерий;
8-5. улица Абонданца (Изобилия);
4-15. улица Нолы.

Помпеи. План города, восстановленный по раскопкам


Слайд 133Панорама города Помпеи, восстановленная по раскопкам


Слайд 134Помпеи. Схематичный план западной части города
1. Главный форум;
2.

Треугольный форум с древним дорическим храмом;
3. Большой театр;
4. Стабианская улица;
5. улица Меркурия;
6. Геркуланские ворота

Слайд 135Помпеи. Схематичный план Главного форума
1 храм Юпитера (построен около 80

г. до н. э. );
2 храм Аполлона (120 г. до н. э.);
3 базилика (Н в. до н. э. );
4 присутственные места;
5 здание жрицы Евмахии (покровительницы суконщиков);
6 храм культа императоров;
7 храм Ларов города;
8 Мацеллум-рынок, построенный в 1 в. н. э;
9 овощной рынок и правее его (с выходом на улицу) общественные уборные .

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика