Слайд 1Печатные СМИ России
Основные этапы формирования печатных СМИ в России
Основные характеристики российской
газетной периодики.
Современная журнальная периодика.
Региональная пресса и российская пресса за рубежом.
Слайд 21. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ В РОССИИ
Слайд 3Факторы формирования современной системы печатных СМИ
Национальные: географические, демографические, коммуникационные, культурные и
др.
Глобальные: экономические, технологическая революция, культурные трансформации и др.
Социально-политические.
Слайд 4Этапы формирования системы печатных СМИ
Советский период (СССР). Разветвленная система печатных СМИ,
активно востребованных аудиторией.
Радикальные реформы конца 1080-начала 1990 гг. – условия свобода рынка и отсутствие цензуры – формирование горизонтальной структуры системы СМИ. Потребность аудиторий в новых типах изданий, экстенсивный рост наименований тиражей: с 1991 по 2001 г. количество газет и журналов увеличилось в несколько раз.
2 тенденции: 1. Появление новых газет и журналов (Коммерсантъ, Власть, Совершенно секретно, Домовой, Космополитен, Эксперт и др.), 2. Адаптация старых к новым условиям: КП. АиФ, Труд, Известия.
Кризис 1998 г.: рост инфляции, снижение платежеспособности, рост цен на бумагу и типографские услуги, монопольная политика почтовых и транспортных служб.
К 2005 г. количество зарегистрированных периодических печатных изданий превысило 46 тыс. наименований.
Слайд 5Позитивные факторы
рост рынка рекламы в прессе,
отсутствие ограничений для иностранных компаний
на владение российскими печатными СМИ,
появление международных изданий, развитие полиграфической промышленности,
освоение новых технологий (конвергениция, мультиплатформенность).
Слайд 72. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТНОЙ ПЕРИОДИКИ
Слайд 8Актуальные признаки классификации печатных СМИ
1. Аудиторные признаки:
широта охвата аудитории (издания
general interest – GI, издания special interest – SI),
характер аудитории (по демографическим признакам: гендерным, возрастным),
по социально-культурным признакам (образовательным, профессиональным, этническим, религиозным),
по языку издания (русский язык, языки народов России, языки этнических диаспор, другие мировые языки),
2. Содержательные признаки:
Тематическая направленность (универсальные по тематике, специализированные: общественно-политические, деловые, спортивные и т.д.),
Характер функций издания (информационное, информационно-аналитическое, аналитическое, развлекательное, научно-популярное, рекламное, прикладное, образовательное и т.д.),
Характер подачи и качество содержания (массовое издание, качественное издание, бульварная/желтая пресса),
Слайд 93. Технологические признаки
периодичность, формат, тираж, объем издания,
качество бумаги, качество
печати, наличие цвета, степень иллюстрированности,
мультиплатформенность),
4. Географические и административно-территориальные признаки
Место издания,
География содержания и распространения издания (международное, общероссийское/федеральное, региональное/межрегиональное, местное),
Принадлежность к административным единицам (республиканское/краевое/областное/городское/районное),
5. Экономические и организационно-правовые признаки
Формы собственности (частная, государственная),
Платность/бесплатность распространения,
Природа инвестиций (государственные или спонсорские средства, поступления от рекламы, от продажи издания и т.д.),
Характер учредителей, издателей, владельцев,
Юридическая форма.
Слайд 10Качественные, массовые и бульварные/желтые издания
Качественные – адресованы образованной, социально активной аудитории,
испытывающей потребность в обсуждении важных проблем общества, аналитические газеты и журналы общественно-политической тематики, издания по специализированной тематике. Издания ИД «Коммерсантъ», «Ведомости», «Независимая газета», «Российская газета», «РБК Daily» и др.
Массовое издание – максимальная распространенность по территории страны и охвату многих социальных групп аудитории, универсальная тематика, информационно-развлекательная направленность, сниженная аналитичность материалов, максимально простой и доступный язык, привлекающие внимание иллюстрации и заголовки, активное использование цвета, значительный объем иллюстраций, таблоидный формат А3. «КП», «МК», «Жизнь», «АиФ».
Желтая или бульварная пресса – низкое качество содержания и оформления. Рассчитана на массовую аудиторию, в содержании преобладают материалы скандального или сенсационного характера, основанные на слухах и других непроверенных источниках. «Экспресс-газета», «Собеседник», «Желтая газета. Зажигай».
Слайд 11Издания общего интереса: ежедневные газеты – «для всех и обо всем».
«КП», «МК», «Известия», Metro.
Издания общего интереса: еженедельные и ежемесячные газеты. Тренд: снижение доли ежедневных газет и рост доли еженедельников.
Слайд 12Газеты, специализированные по тематике и по аудиторной направленности: «не для всех,
не обо всем».
Деловые издания: «Коммерсантъ» (1992), «Ведомости» (1999), «РБК Daily». Региональная деловая пресса «Деловой Петербург».
Отраслевые издания. Рассчитаны на узкие группы аудитории, в том числе профессиональные. «Гудок», «Учительская газета», «Медицинская газета», «Красная звезда».
Специализированные по тематике газеты общего интереса: «для всех о конкретном». Спортивные газеты («Советский спорт», «Спорт-Экспресс»), издания для автомобилистов («Авторевю», «Клаксон»), издания о здоровом образе жизни («Вестник ЗОЖ», «Целебник»), дачной тематики («Ваши 6 соток», «АиФ. На даче»).
Слайд 153. СОВРЕМЕННАЯ ЖУРНАЛЬНАЯ ПЕРИОДИКА
Слайд 16Основные группы журналов
Еженедельные, ежемесячные, более редкой периодичности,
Журналы общего интереса и нишевые,
направленные на определенный сегмент аудитории (женщины и мужчины, профессиональные группы, группы по интересам),
Журналы универсальной и специализированной тематики (общественно-политические, деловые, спортивные, кулинарные и т.д.,
Журналы качественные, массовые и бульварные (желтые),
Журналы аналитической, развлекательной, рекламно-справочной и др. направленности,
По степени и качеству иллюстрированности,
Дорогие журналы глянцевые и недорогие журналы для широкой аудитории,
Журналы платного и бесплатного распространения.
Слайд 18Еженедельные журналы. В основном общественно-политической и политико-экономической направленности. «Русский репортер», «Огонек»,
«Профиль», «Власть», «Эксперт». Перестали выходить «Русский Newsweek»? «Итоги». Считается, формат еженедельного анализа политической и экономической информации теряет актуальность.
Еженедельные журналы, направленные на массовую аудиторию продолжают завоевывать популярность. Телегиды – занимают промежуточное положение между газетой и журналом. «Говорит и показывает Москва», «ТВ-парк», «Антенна-Телесемь». Журналы-афиши «Афиша», «Ваш досуг».
Журналы для массовой аудитории. Журналы о жизни звезд (селебритис). Журналы прикладной направленности.
Слайд 19Глянцевые журналы – сначала по технологическому признаку, сейчас – по другим:
журнал для аудитории с доходом высоким или выше среднего, которых волнует качество их жизни, необходимы рекомендации и установки на то, как удовлетворить свои запросы. Cosmo, Playboy, Elle, Marie Claire, GQ. Журналы для женщин («Домовой», «Домашний очаг») – журналы массового спроса и журналы класса люкс (Vogue) и мужчин (XXL, Maxim). Активно развиваются в формате life stile / образ жизни – «Домовой», «Домашний очаг», журналы историй – «7 дней», «Караван историй».
Интеллектуальный/умный глянец: глянцевые журналы для мужчин со статьями о серьезных социальных и общественно-политических проблемам – GQ и Esquire
Слайд 20Новые формы журнальной периодики
Партворки – коллекционные издания. В Европе появились 50
лет назад, в России – в 2002 – «Древо познания», «Художественная галерея», сейчас более 50 изданий. 70 % выпускаются иностранными издательствами – De Agostini, Hachette, Eaglemoss Collection, 30% - отечественными издателями – «КП», «МК», «АиФ» и др.
Буказины – специальные выпуски журналов, комбинирующие в себе характеристики книги и журнала (периодичность раз в 2 месяца) публикуются выборочные статьи из журналов. 2 типа – издания, приуроченные к датам и тематические выпуски.
Слайд 214. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА И РОССИЙСКАЯ ПРЕССА ЗА РУБЕЖОМ
Слайд 22Основа информационного пространства России – региональная и местная периодика общественно-политического характера,
рассчитанная на аудиторию больших и малых территориальных общностей. Охват аудитории газет районного и городского значения значительно превышает аналогичные показатели общефедеральной прессы.
Федерально-региональные издания – гибриды – общероссийские ежедневные или еженедельные газеты с региональными вкладками – «АиФ», «МК», «КП», «АН».
Но более 70 % печатной периодики выходит в российских регионах, остальные – федеральные издания.
В Иркутске более 120 редакций газет и журналов.
http://irkutsk.gisbiz.ru/redaktsii_gazet_i_zhurnalov
Слайд 23Российская пресса за рубежом
На русскоязычную аудиторию:
«КП» - модель франшизы, выпуск газеты
с местными полосами.
За границей распространяются: «АиФ» (тираж 100 тыс. экз.), «Известия», «Российская газета», «МК» («Афинский курьер», «Наша газета» - Канада). Бесплатные газеты «Лондон Инфо», «Париж Инфо», «Хельсинки Инфо», «Берлин Инфо»
«Российская газета» реализует проект – в ведущих мировых СМИ ежемесячно выходят информационные приложения о России. Материалы выходят в 23 странах. Примерный объем аудитории – 34,5 млн. человек.
Слайд 25Тенденции развития печатных СМИ
Электронные СМИ создают бумажные газеты и журналы для
расширения аудитории – «Эхо Москвы в Петербурге» (2013), «КП» начал выпуск бумажный дайджест лучших материалов с разных платформ «КП»,
Цифровое развитие печатных СМИ. Конвергентные редакции – производство контента 24 часа в сутки. В целом сокращается доля печатных газет в структуре медиапотребления, но растет аудитория интернет-версий и мобильных сервисов.
Снижается доля ежедневных газет, растет аудитория еженедельников (особенно в регионах).
Уменьшение формата с А2 на А3 или «Берлинер», более узкий формат