Оценка удобства использования пользовательского интерфейса презентация

Содержание

План лекции Удобство использования ПИ. 2. Параметры и методы измерения удобства использования ПИ

Слайд 1 Оценка удобства использования пользовательского интерфейса


Слайд 2План лекции
Удобство использования ПИ.

2. Параметры и методы измерения удобства использования ПИ



Слайд 3Определения Usability
Возможность программного продукта быть понятным, обучаемым и привлекательным для пользователей,

при использовании его в определенных условиях. [ISO / IEC 9126-1, 2000]


Слайд 4Определения Usability
Степень, в которой продукт может быть использован определенными пользователями для

достижения указанных целей с действенностью, эффективностью и удовлетворенностью в указанном контексте использования. [ISO9241-11, 1998]








Легкость, с которой пользователь может научиться управлять, подготавливать данные для ввода и интерпретировать результаты работы системы или компонента. [IEEE Std.610.12-1990]


Слайд 5Определения Usability
инженерная дисциплина, которая занимается разработкой пользовательских интерфейсов, ориентированных на максимальное

психологическое и эстетическое удобство пользователей.


Слайд 6Определения Usability
отрасль эргономики, основная цель которой – повышение эффективности взаимодействия между

компьютерными системами и пользователями путём создания компьютеров удобных и чувствительных к требованиям пользователей.


Слайд 7Определения Usability
практическая деятельность удобство использования существует в виде тестирования и экспертизы.
User

еХperience (UX, опыт пользователя) - все аспекты опыта пользователя при взаимодействии с продуктом, услугой, средой или помещением, а также следствием внешнего вида, функциональности, действий системы, взаимодействия с пользователем и помощи интерактивной системы» [http://www.iso.org/iso. ISO 9241-210 ].



Слайд 8Оценка Usability
интуиция разработчиков и проектировщиков иногда может подвести;
терминология разработчиков и

проектировщиков не всегда совпадает с терминологией, к которой привыкли пользователи;
все люди разные, поэтому в природе не существует «среднестатистического» пользователя;
инструкции и руководящие принципы по разработке вопросов удобства и простоты использования не полные;
информации, получаемой от пользователей по телефону или электронной почте, не достаточно для проведения оценки качества продукта;
затраченные на проведение тестирования время, деньги и ресурсы всегда окупаются;


Слайд 9Оценка Usability
продукты, созданные по частям, часто бывают несовместимы на системном

уровне;
проблемы, выявленные на завершающих стадиях разработки, сложнее и накладнее исправлять;
устранение ошибок во время проектирования позволит сократить затраты на последующую поддержку программы;
оценка удобства и простоты использования может дать преимущества перед конкурирующими продуктами.


Слайд 10Параметры измерения Usability


Слайд 11Эффективность (степень, с которой продукт позволяет пользователю достичь стоящей перед ним цели)


Слайд 12Производительность (израсходованные ресурсы)


Слайд 13 Удовлетворенность (восприятие, ощущения и мнения пользователей по поводу изучения и использования данного

продукта)

Слайд 14Пример требований измерения Usability пользовательского интерфейса


Слайд 15Пример требований измерения Usability пользовательского интерфейса


Слайд 16Количественные метрики оценки Usability (преимущества)
ФЧ
возможность применения измеряемых критериев при последующих итерациях

для оценки продвижения к цели (например, сокращение времени оформления заказа на 20%, выявление 80% usability-проблем на сайте и др.);
возможность использования статистических методов для подтверждения достоверности результата оценки перед заинтересованными лицами, которые принимают решения на основе объективных данных;
уменьшение вероятности того, что на результат может повлиять субъективная оценка конкретного разработчика ПИ;
увеличение вероятности того, что полученные результаты отражают объективную картину и могут быть рекомендованы пользовательской аудитории;
наличие наглядного числового критерия проверки полученных результатов;
простота и удобство расчетов;
отсутствие параметров в модели позволяет оценивать и сравнивать два разных варианта интерфейса;
прогнозирование времени работы пользователя с определенным вариантом интерфейса;
создание рабочего прототипа ПИ необязательно;
обработка результатов тестирования может быть автоматизирована.


Слайд 17Качественные метрики оценки Usability
открытость процесса оценки, что способствует исследованию новых

идей и проникновению в сущность проблемы;
возможность обсуждения проблем ПИ с пользователями;
возможность провести оценку usability ПИ меньшим количеством респондентова.


Слайд 18Методы оценки Usability
Метод GOMS
анализ с использованием метода критического пути GOMS

(critical-path method GOMS CPM-GOMS)
естественный язык GOMS (natural GOMS language, NGOMSL), учитывается поведение неопытного пользователя (например, время, необходимое для обучения)

(Goals, Operators, Methods, and Selection Rules –
Цели, Операторы, Методы и Правила выбора)


Слайд 19Набор временных интервалов


Слайд 20Пример расчета
Перемещение руки к графическому устройству ввода данных:H
Перемещение курсора к необходимому

переключателю в группе:H P
Нажатие на необходимый переключатель: H P K
В половине случаев в интерфейсе уже будет выбрано требуемое направление перевода, и поэтому Холу не придется кликать на переключатель. Сейчас мы рассматриваем случай, когда переключатель не установлен в требуемое положение.
Перемещение рук снова к клавиатуре:H P K H
Ввод четырех символов:H P K H K K K K
Нажатие клавиши :H P K H K K K K K

K=0.2; P=1.1; H=0.4; M=1.35

H + M + P + K + H + M + K + K + K + K + M + K =

0.4 + 1.35 + 1.1 + 0.2 + 0.4 + 1.35 + 4*(0.2) + 1.35 + 0.2 = 7.15 с


Слайд 21Методы оценки Usability
(Goals, Operators, Methods, and Selection Rules –
Цели, Операторы,

Методы и Правила выбора)

Преимущества:
простота и удобство расчетов;
отсутствие параметров в модели позволяет проводить оценочные сравнение двух разных вариантов интерфейса;
дает прогноз времени работы пользователя с данным вариантом интерфейса;
модель не требует создания рабочего прототипа;
анализ по этой модели может быть автоматизирован.
Недостатки:
ориентация на средних пользователей;
не учитывает: особенностей работы новичков и специалистов;
индивидуальных различий пользователей, возникновение случайных ошибок в работе;
в процессе работы происходит научение, а при простое – забывание.


Слайд 22Экспертная оценка
Цель- определение проблем usability ПИ экспертами
контрольный список (требования

в порядке их важности)
преимущества - высокая надежность
недостатки - большое время исследования из-за большого количества требований, необходимость формулировки четких требований

эвристический (эвристические характеристики удобного пользовательского интерфейса : наблюдаемость состояния системы, пользовательское управление и свобода действий; целостность и стандарты; помощь пользователям в распознавании, диагностике и устранении ошибок; соотнесение с реальным миром; предотвращение ошибок; распознавание, а не вспоминание; гибкость и эффективность использования, как для новичков, так и для опытных пользователей; эстетичный и минимально необходимый дизайн; помощь и документация ).
преимущества - небольшое время для оценки
недостатки - не учитывает деятельности пользователей
метод мысленная прогонка по интерфейсу
недостаток - в случае использования записи для оценки требуется много времени





Слайд 23Экспертная оценка
Преимущества
может быть использован на ранних стадиях процесса разработки
не

требует предварительного планирования, обеспечивает быструю и относительно недорогую обратную связь с дизайнерам


Недостатки
необходимость наличия опытных экспертов-оценщиков
сложность обобщения результатов разных экспертов
высокая стоимость оценки
Не предполагает участия пользователями


Слайд 24Тестирование
Наставничество (Coaching Method);
Совместное обучение (Co-discovery Learning);
Измерение производительности (Performance measurement) ;
Протокол «вопрос-ответ»

(Question-asking protocol);
Удалённое тестирование (Remote Testing, moderated);
Ретроспективное тестирование (Retrospective Testing) ;
Фиксация мыслей вслух (Thinking aloud protocol) ;
Тестирование с комментарием (Shadowing Method) ;
Обучение (Teaching Method);

Слайд 25Наставничество(Coaching Method)
Цель метода
выявить трудности обучения продукту и проблемы документации
выявить, какая информация

необходима пользователям
осуществить редизайн

Способ реализации
Один тестер выступает в роли тренера, обучающего пользователя
Второй тестер наблюдает за общением пользователя и первого тестера



Слайд 26Совместное обучение (Co-discovery Learning)
Цель
проверить, насколько просто научиться использовать продукт
Способ
Задания выполняют сразу

два пользователя, помогающие друг другу
Пользователи должны быть знакомы и иметь предварительный опыт совместной работы
Недостаток
Наличие опытного пользователя



Слайд 27Измерение производительности (Performance measurement)
Цель
Получить количественные данные о производительности (для сравнения между

версиями, продуктами)

Особенности
Запрещены взаимодействия между тестировщиками и пользователями
Тестирование лаборатории
Высокая точность оценки



Слайд 28Протокол «вопрос-ответ» (Question-asking protocol)


Цель
определить ментальную модель пользователя
проблемные задачи
Способ
пользователи озвучивают свою работу;

им задаются заранее подготовленные вопросы о продукте:
«Как Вы могли бы послать email из этой программы?»
«Как сделать маркированный список?»
Преимущество
Постоянная обратная связь с пользователем


Слайд 29Удалённое тестирование (Remote Testing, moderated)


Цель:
Получить обратную связь при отсутствии прямого доступа

к пользователям
Способ
Тестирующий и пользователь работают раздельно (в разных местах и/или в разное время)
Необходимые технологии
Журналирование действий пользователя
Видеокамеры и голосовая связь или запись
Средства удаленного воспроизведения экрана пользователя
Преимущества
испытуемый находится в естественной среде, широкий региональный охват, опосредованное техническими средствами наблюдение, небольшие временные затраты
Недостатки
требования к аппаратной и программной платформе, поиск участников тестирования


Слайд 30Ретроспективное тестирование (Retrospective Testing)
Цель
Получить максимум обратной связи, изучить поведение – при

этом не оказывать влияния на производительность

Способ
Пользователи обсуждают с usability-тестером видеозапись тестирования
Отвечают на вопросы, возникшие у тестера во время тестирования
Пользователь объясняет, что он делал, чего пытался добиться по видеозаписи



Слайд 31Фиксация мыслей вслух (Thinking aloud protocol)
Цель
Получить представление о том,
что

пользователь думает
и переживает в процессе работы
Способы
Critical response — пользователь должен озвучивать выполнение только заранее определенных задач
Periodic report — в случае, если задача трудна сама по себе, пользователь рассказывает о её выполнении после окончания.
Преимущества
Объективность оценки


Слайд 32Тестирование с комментарием (Shadowing Method)
Цель
Не пропустить специфичные для предметной области проблемы
Не

заставлять пользователя говорить

Способ
Один пользователь выполняет задания
Второй (эксперт в предметной области) комментирует usability-тестеру его работу.


Слайд 33Обучение (Teaching Method);
Цель
Проверить, насколько понятны примененные модели и насколько легко можно

обучиться продукту


Способ
Один пользователь осваивает продукт
А потом объясняет новичку, как им пользоваться


Слайд 34Есть пользователи для проведения тестирования?
нет
да
Heuristic Evaluation
Remote Testing
Co-discovery Learning
Coaching Method
Performance Measurement
Question-asking Protocol
Retrospective

Testing

Shadowing Method

Teaching Method

нет

да

Оцениваем производительность, а не впечатления людей?

нет

да

нет

да

Thinking Aloud Protocol

да

да

нет

Доступны ли пользователи непосредственно?

нет

Является ли тестер экспертом в предметной области?

Могут ли пользователи говорить (комментировать свою работу)?



Может ли другой пользователь комментировать работу пользователя, выполняющего тестовые задания?

Какой метод выбрать?

Есть пользователи для проведения тестирования?

Измерение эвристик

Удаленное тестирование

Совместное обучение

Наставничество

Измерение производительности

Ответ-вопрос

Ретроспекивное

Тестир. С комментариями

Обучение

Оцениваем производительность, а не впечатления людей?

Рассуждение вслух

Доступны ли пользователи непосредственно?

Является ли тестер экспертом в предметной области?

Могут ли пользователи говорить (комментировать свою работу)?


Слайд 35Инспекция Когнитивное пошаговое руководство (Cognitive Walkthrough)
Цель
Выявить трудность изучения ПО без предварительного

изучения документации
Подсчитать количество ошибочных действий
Способ
Предварительно не изучается документация
Определяется последовательность действий для решения задачи
Определяется предполагаемая реакция системы
Составляется отчет о проблемах



Слайд 36Инспекция функций (Feature Inspection)
Цель
Проанализировать конкретный набор функций системы на понятность и

удобство использования
Способ
usability-эксперт фокусируется на функциях
Каждая функция анализируется на характеристики usability продукта
Достоинства
Не требует предварительного планирования

Слайд 37Плюралистическая обработка (Pluralistic Walkthrough)
Цель
выявить широкий спектр usability-проблем за счёт взаимодействия нескольких

типов экспертов
Способ
Наличие бумажного прототипа
Документируется последовательность действий
Составляется качественная и количественная оценки usability


Слайд 38Инспекция с учётом различных точек зрения (Perspective-based Inspection)
Цель
исследование и оценка пользовательского

интерфейса с конкретной точки зрения
Способ
составляется перечень вопросов, которые отражают проблемы usability продукта
процедуру проверки usability
новичок отвечает на вопросы
эксперт решает вопросы, связанные с оценкой usability
инспекторы пытаются выявить всевозможные ошибки в системе


Слайд 39Наблюдение (Полевые исследования)
Цель
Выявить как пользователи используют продукт для решения своих задач
Способ
Предварительная

подготовка вопросов
Перечень данных, которые должны быть собраны
Наблюдение
Прямое (непосредственное присутствие специалиста по эргономике)
Косвенное (видеозапись)


Слайд 40Фокусные группы
Цели
собрать первоначальные мнения об ПИ, проверить, насколько он соответствует ожиданиям,

выяснить, какие проблемы возникают у пользователя при взаимодействии с ним
уточнение данных количественного исследования, его дополнения за счет более подробной проработки полученной ранее информации
Способ
Наличие рабочего вариант продукта с интерфейсом
Запись беседы фокус группы


Слайд 41Интервью (Interviews)
Цель
собрать как можно больше информации об опыте пользователя и ожиданиях

пользователя о продукте
Способ
Неструктурированное интервью
Структурированное интервью
личное общение целевых групп пользователей продукта с интервьюером

Слайд 42Протоколирование фактического использования (Logging Actual Use)
Цели
автоматический сбор статистики об использовании продукта
Способ
Запись

реальных условий использования продукта за счет низкоуровневых частей программного обеспечения системы, таких как клавиатура и драйверы мыши
Анализ записи


Слайд 43Предпроектные полевые исследования (Proactive Field Study)
Цели
исследовать профиль пользователя на его рабочем

месте
Способ
Определяют характеристики, задачи пользователя
Определяют функции системы
Фиксируются изменения поведения пользователя


Слайд 44Анкетирование (Questionnaires)
Цели
выявляет информацию о личных предпочтениях пользователя
Способ
Наличие стандартизированных опросников ACSI (American

Customer Satisfaction Index), SUMI (Software Usability Measurement Inventory), QUIS (The Questionnaire for User Interaction Satisfaction ), MUMMS (Measuringthe Usability of Multi-Media Software), IsoMetrics, WAMMI (Website Analysisand Measurement Inventory) .
Получение количественных результатов анкетирования


Слайд 45Анкетирование (Questionnaires)


Слайд 46Учет факторов Usability
снизить расходы и уменьшить время разработки;
увеличить доходы;
повысить эффективность, продуктивность

и удовлетворенность;
снизить затраты на внедрение (за счет сокращения обучения) и на поддержку пользователей.


Слайд 47Результаты юзабилити тестирования


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика