Основы информационной компетентности презентация

Содержание

Сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления ( Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» 2006 г. ) Информационный ресурс формируется на основе приобретенных человеком знаний. Полный цикл

Слайд 1Основы информационной компетентности
Ведущий специалист
Центра информационной поддержки научных исследований
Третьяков Андрей Леонидович


Слайд 2Сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления
( Закон «Об информации,

информационных технологиях и защите информации» 2006 г. )
Информационный ресурс формируется на основе приобретенных человеком знаний.
Полный цикл формирования и использования ИР немыслим без системы связей и передачи информации между различными субъектами

Определение понятия «Информация»


Слайд 3Информационное общество —
теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития

цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

Слайд 4Отличительные черты:
* увеличение роли информации, знаний и информационных технологий

в жизни общества;
* возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
* нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
* создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Слайд 5Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты

информации

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;


Слайд 65) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации

и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими (для создания и эксплуатации государственных информационных систем этот принцип может меняться в рамках ФЗ).

Слайд 7Некоторые источники информационного права
Конституция РФ от 12.12.1993

Гражданский кодекс РФ

Закон «Об информации,

информационных технологиях и о защите информации»
ФЗ «О коммерческой тайне»

ФЗ «О ЭЦП»

ФЗ «О СМИ»

ФЗ «Государственной тайне»

ФЗ «О персональных данных»


Слайд 8ФЗ «О библиотечное деле»
ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»
ФЗ «Об архивном деле

в РФ»



Слайд 9


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ







Семинар 2.



Слайд 10Электронные информационные ресурсы: общие понятия
Информационный ресурс — отдельные документы и отдельные

массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)
Информационный ресурс — это индивидуальные и коллективные экспертные знания, отдельные документы, отдельные массивы документов, а также документы и их массивы, составляющие базы и банки данных, базы знаний, библиотеки, архивы, фонды, информационные системы и другие системы в определенной предметной тематической области, которые удовлетворяют функциональным потребностям и запросам потребителей информации
Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов, содержащиеся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, информационных системах других видов) [из п. 2.1(5) ГОСТ Р 51275-99]

Слайд 11Электронные информационные ресурсы: классификация
Классификация по контенту:

1. Базы данных периодических изданий (Ист-Вью,

Интегрум, Public.ru и др.)
2. Базы данных электронных книг (Айбукс, Лань, Деловая онлайн-библиотека «Alpina Publisher», Ebrary)
3. Базы данных диссертаций (ProQuest, ЭБД РГБ)
4. Энциклопедии (Рубрикон, Britannica, Грамота.ру, Википедия)
5. Базы данных бизнес-информации (Полпред, World bank)
6. Специализированные базы данных (базы по отраслям знаний)


Слайд 12Классификация электронных ресурсов периодики:

Библиографические базы данных (Каталоги библиотек, ВИНИТИ, ИНИОН)
«Цитатные» базы

данных (РИНЦ, Scopus, WoS)
Базы данных, имеющих полнотекстовые статьи (JSTOR, EBSCO, Ист-Вью)


Слайд 13Полнотекстовые базы данных:

Агрегаторы (EBSCOhost, ProQuest)
Электронные архивы (JSTOR)
Коллекции издательств (ИД «Гребенников», Oxford

Journals Online, Emerald и др.)

Электронные информационные ресурсы: классификация


Слайд 14По владельцу контента:

Провайдер владеет контентом (коллекции издательств, цитатные базы данных)
Провайдер не

владеет контентом (агрегаторы)

Электронные информационные ресурсы: классификация


Слайд 15По доступу:

Свободный, бесплатный доступ
Только для зарегистрированных пользователей
Электронные информационные ресурсы: классификация


Слайд 16Электронные полнотекстовые библиотеки со свободным доступом:

Библиотекарь.Ру (история, искусство, культурология и др.; книги,

периодика, графика, справочная литература) http://www.bibliotekar.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
Журнальный зал http://magazines.russ.ru/
Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Наследие. Искусство. Величие  (литературоведение, культурология, философия, эстетика и др. гуманитарные науки) http://culture.niv.ru
Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ http://www.gramota.ru/
Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru/
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://feb-web.ru

и ряд других


Слайд 17Что выбираем?


Слайд 18Бизнес-модели доступа к электронным научным ресурсам
Бизнес-модель коммерческого издательства (Развитые электронные

ресурсы - поисковые платформы, доступ только платный, методы доступа к публикациям: подписка на коллекцию и отдельные журналы, pay-per-view, встречается система электронной доставки документов)
Бизнес-модель университетского издательства (Недостаточно развитые поисковые системы и сервисы, доступ в основном платный, отдельные журналы или выпуски могут быть в свободном доступе
Бизнес-модель агрегатора (Отлично развитые электронные ресурсы - поисковая система и полнотекстовые статьи, доступ только платный



Слайд 19 Доступ к учебным и научным ресурсам в СЗИУ
Напрямую к издательству –


ИД «Гребенников», Emerald, архивы журналов CUP
Через договор с агрегатором – EBSCO Publishing, Sage, ЭБС «Айбукс», Рубрикон, ЭБД РГБ



Слайд 20Путь к «электронной кладовой»
Сайт Научной библиотеки – www.nwipa.ru
Ссылка «Подписные электронные ресурсы»
Доступ

по логину и паролю.

Слайд 21Необходима персональная регистрация:


Слайд 22Регистрация в Электронном каталоге научной библиотеки:


Слайд 23Поиск в электронной библиотеке СЗИУ


Слайд 24БД трудов преподавателей СЗИУ


Слайд 26Порядок подготовки к зачёту
Зайти по ссылке https://cloud.mail.ru/public/JUoD/n1h9rEUpA
Взять СВОЁ задание.
Самостоятельно (в стенах

СЗИУ или в любой точке, где есть Интернет, выполнить)
Прислать (ДО ЗАЧЕТА!) выполненные задания преподавателю по электронной почте

Слайд 27Как прислать выполненные задания (чем проще вас опознать, тем легче получить

зачет)

Выполненные задания отправляются по адресу: oik_sziu@mail.ru
В ТЕМЕ письма пишется номер группы, ФИО и номер задания (напр. - 1108. Петрова А.В. Задание № 5)
ВСЕ задания отправляются Приложениями
Приложений должно быть столько, сколько заданий (можно все архивом)

Заранее спасибо!


Слайд 28Спасибо за внимание


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика