Оптимизационные модели. Элементы линейного программирования. (Лекция 3. Тема 2) презентация

Содержание

2.4. Двойственная задача и ее решение. Целочисленное программирование

Слайд 12.4. Двойственная задача и ее решение. Целочисленное программирование
2.5. Симплекс-метод решения задач

линейного программирования.

Лекция 3 Тема2. Оптимизационные модели. Элементы линейного программирования (продолжение)


Слайд 22.4. Двойственная задача и ее решение. Целочисленное программирование


Слайд 3Каждой задаче ЛП можно определенным образом поставить в соответствие некоторую другую

задачу ЛП, называемую сопряженной или двойственной по отношению к исходной (прямой).

Двойственная задача по отношению к общей задаче ЛП, состоящей в нахождении максимального значения функции при ограничениях «с недостатком»


Слайд 41) в одной задаче ищут максимум целевой функции, в другой минимум;


2) обе задачи являются стандартными задачами линейного программирования, причем в задаче о максимуме все неравенства вида «≤», а в задаче о минимуме вида «≥»;
3) матрица системы ограничений одной задачи является транспонированной к матрице системы ограничений другой;
4) коэффициенты при переменных целевой функции одной задачи являются свободными членами ограничений другой;
5) число неравенств в системе ограничений одной задачи совпадает с числом переменных в другой задаче;
6) условия неотрицательности имеются в обеих задачах.

Свойства двойственных задач ЛП:


Слайд 5Такие задачи решаются методами целочисленного программирования.
Общая постановка задачи линейного программирования

дополняется требованием о том, чтобы найденные переменные в оптимальном плане были целыми.

Значительная часть задач по смыслу может иметь решения только в целых числах; например, число турбин, судов, животных может быть только целым числом.


Слайд 62.5. Симплекс-метод решения задач ЛП


Слайд 7Графический способ решения задачи ЛП показывает, что оптимальное решение этой задачи

всегда ассоциируется с угловой точкой пространства решений.
Это является ключевой идеей при разработке общего алгебраического симплекс-метода для решения любой задачи ЛП.

Симплексный метод – это вычислительная процедура, основанная на принципе последовательного улучшения решений при переходе от одной базисной точки (базисного решения) к другой. При этом значение целевой функции улучшается.
Базисным решением является одно из допустимых решений, находящихся в вершинах области допустимых значений. Проверяя на оптимальность вершину за вершиной симплекса, приходят к искомому оптимуму. На этом принципе основан симплекс-метод.


Слайд 8? Симплекс – это выпуклый многоугольник в n-мерном пространстве с n+1

вершинами, не лежащими в одной гиперплоскости (гиперплоскость делит пространство на два полупространства).

Симплексный метод – это вычислительная процедура, основанная на принципе последовательного улучшения решений при переходе от одной базисной точки (базисного решения) к другой. При этом значение целевой функции улучшается.
Базисным решением является одно из допустимых решений, находящихся в вершинах области допустимых значений. Проверяя на оптимальность вершину за вершиной симплекса, приходят к искомому оптимуму. На этом принципе основан симплекс-метод.


Слайд 9Переход от геометрического способа решения задачи ЛП к симплекс-методу лежит через

алгебраическое описание крайних точек пространства решений. Для реализации этого перехода сначала надо привести задачу ЛП к стандартной форме, преобразовав неравенства ограничений в равенства путем введения дополнительных переменных.

2.5.1. Стандартная форма задач линейного программирования


Слайд 11Требования к ограничениям:
1. Все ограничения (включая ограничения неотрицательности переменных) преобразуются в

равенства с неотрицательной правой частью.
2. Все переменные неотрицательные.
3. Целевую функцию следует или максимизировать, или минимизировать.

Слайд 12Преобразование неравенств в равенства
Неравенства любого типа (со знаками неравенств «≤» или

«≥») можно преобразовать в равенства путем добавления в левую часть неравенств дополнительных (балансных) переменных – остаточных или избыточных, которые связаны с неравенствами типа «≤» или «≥»соответственно.

Для неравенств типа «≤» в левую часть неравенства вводится неотрицательная переменная

Модель компании Mikks




Для неравенств типа «≥» в левую часть неравенства вводится неположительная переменная

Модели «диеты»





Слайд 13Пример 2.4. Преобразовать следующую задачу ЛП в стандартную форму:
при выполнении

следующих условий:

Слайд 14Действия:


Слайд 15Получаем:
при выполнении следующих условий:


Слайд 162.5.2. Основы симплекс-метода


Слайд 17Рассмотрим общую ЗЛП с m ограничениями и n переменными, записанную в

стандартной (канонической) форме:

(2.1)


Слайд 18Как правило, число уравнений задачи меньше числа переменных (т. е. m

множество ее допустимых решений равно ∞.
Задача состоит в том, чтобы найти наилучшее решение в смысле принятого критерия (минимума целевой функции).

Оптимальное решение представляет собой одну из вершин многогранника допустимой области. Другими словами, оптимальное решение - это одно из базисных решений.


Слайд 19Получение одного из базисных решений основано на методе решения систем линейных

уравнений Гаусса–Жордана.

Основная идея: сведение системы m уравнений с n неизвестными к ступенчатому виду при помощи элементарных операций над строками:

1) умножение любого уравнения системы на положительное или отрицательное число;
2) прибавление к любому уравнению другого уравнения системы, умноженного на положительное или отрицательное число.


Слайд 20При использовании первых m переменных такая система имеет следующий вид:
(2.2)



Слайд 21При записи системы в каноническом виде все ее решения можно получить,

присваивая независимым переменным произвольные значения и решая затем получающуюся систему относительно базисных переменных.

? Базисным решением системы (2.2) называется решение, полученное при нулевых значениях небазисных переменных.

Например, в системе (2.2) одно из базисных решений задается как

(2.3)


Слайд 22? Базисное решение называется допустимым базисным решением, если значения входящих в

него базисных переменных


что эквивалентно условию:


Так как различные базисные решения системы (2.2) соответствуют различным вариантам выбора (m) из общего числа (n) переменных хj, то число допустимых базисных решений (угловых точек) не превышает


Слайд 23Поэтому ЗЛП можно решать посредством перебора конечного числа угловых точек допустимого

множества S , сравнивая значения целевых функций в этих точках.

Наихудший вариант решения ЗЛП, так как требует огромного объема вычислений.

Пример: если n=50, m=25 (задача небольшой размерности), то количество переборов составит


Обычно



Слайд 24СМ разработал американский ученый Дж. Данциг в 1947 г.
Идея симплекс-метода (СМ) состоит

в направленном переборе угловых точек допустимого множества S с последовательным уменьшением целевой функции f(x).

Этот метод называют также методом последовательного улучшения решения (плана).

Джордж Бернард Данциг 
(1914-2005)


Слайд 25Гарантии результативности СМ обеспечиваются следующей теоремой.
Теорема (о конечности алгоритма симплекс-метода).

Если существует оптимальное решение ЗЛП, то существует и базисное оптимальное решение. Это решение может быть получено через конечное число шагов симплекс-методом, причем начать можно с любого исходного базиса.

Слайд 262.5.3. Вычислительный алгоритм симплекс-метода


Слайд 27Рассмотрим работу алгоритма на примере компании Mikks.
Математическая модель:


Слайд 28Математическая модель:
В стандартной форме:


Слайд 29В стандартной форме:
Замечание. Если целевую функцию необходимо максимизировать, то предварительно

нужно умножить ее на (–1)




Слайд 30Ручные вычисления по симплекс-методу удобно оформлять в виде так называемых симплекс-таблиц

(СТ):

Слайд 31Алгоритм СМ (применительно к данным таблицы 2.5)
Шаг 1. Выяснить, имеются ли

в последней строке таблицы отрицательные числа (значение в последнем столбце не принимается во внимание). Если все числа неотрицательны, то процесс закончен; базисное решение (0, 0, 24, 6, 1, 2) является оптимальным; Если в последней строке имеются отрицательные числа, перейти к Шагу 2.

Слайд 32Алгоритм СМ (применительно к данным таблицы 2.5)
Шаг 2. Просмотреть столбец, соответствующий

наименьшему отрицательному числу, и выяснить, имеются ли в нем положительные числа. Если ни в одном из таких столбцов нет положительных чисел, то оптимального решения не существует.
Если найден столбец, содержащий хотя бы один положительный элемент, отметить его и перейти к Шагу 3.



Слайд 33Алгоритм СМ (применительно к данным таблицы 2.5)




Слайд 34Алгоритм СМ (применительно к данным таблицы 2.5)
x1
x2
1/6
4/6
4
-1/6
1/6
0
5/6


Слайд 35Алгоритм СМ (применительно к данным таблицы 2.5)
x1
x2
1/6
4/6
4
-1/6
1/6
0
5/6
2-1·4/6=1,33
6-1·4=2
1+1·4/6=1,67


Слайд 36Алгоритм СМ (применительно к данным таблицы 2.5)


Слайд 38Спасибо за внимание!


Слайд 39Контрольные вопросы:
Дайте определение двойственной задачи по отношению к общей задаче линейного

программирования.
Сформулируйте свойства двойственных задач линейного программирования.
Какие задачи решаются методами целочисленного программирования?
Как в канонической (стандартной) форме задается задача линейного программирования?
Какие требования предъявляются к стандартной форме записи задачи линейного программирования?
Перечислите действия необходимые для преобразования задачи линейного программирования в стандартную форму.
В чем состоит основная идея симплекс-метода? Какое решение называется базисным? Как следует поступить, если целевую функцию необходимо максимизировать?
Сформулируйте теорему о конечности симплекс-метода.
Опишите алгоритм симплекс-метода.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика