Линейную цепь «ОРАТОР – РЕЧЬ – АУДИТОРИЯ» он рассматривал как основные элементы акта коммуникации.
В знаковых моделях, построенных на основе естественного или искусственного языка, главным является преобразование знаковых конструкций и их понимание.
Моделированию подвергается либо структура объекта, либо его поведение.
Коммуникация - намеренное действие источника, выполняемое с целью достижения определенного результата.
Основные проблемы коммуникации процессно-информационная модель интерпретирует как сбои в процессах обработки потоков информации, являющиеся следствием шума, информационных перегрузок или несоответствия структуры и функций информационного взаимодействия целям его инициатора.
Трансакционная коммуникация понимается как постоянный, как правило, равноправный диалог, в котором два взаимодействующих субъекта, будучи взаимно заинтересованными в максимальной эффективности взаимодействия, попеременно выступают в качестве источников и получателей сообщений.
Авторы предложили модель точного количественного анализа процесса передачи информации.
Три уровня проблем в исследовании коммуникации:
- уровень А (технические проблемы) – насколько точно можно передать коммуникативные знаки?
- уровень В (семантические проблемы) – насколько точно передаваемые знаки выражают желаемое значение?
- уровень С (проблемы эффективности) – насколько эффективно воспринимаемое значение воздействуют на поведение получателя в желаемом источником направлении?
Источник
(коммуни-катор)
передатчик
канал
приемник
адресат
Источник помех
Авторы модели выделили две группы шумов – механические и семантические.
Механические шумы возникают за счет технических параметров канала.
Семантические шумы порождаются содержательными или семантическими ошибками, искажениями сообщения при его кодировании/декодировании. Они возникают за счет культурных факторов, неправильного использования языка, фильтров восприятия, связанных с социальной спецификой кодовых систем, применяемых для передачи смыслов источником и получателем сообщения.
Согласно Шеннону и Уиверу, безупречно четкая коммуникация имеет место, когда объем информации, переданной источником, равен соответствующему объему, полученному адресатом. Однако, это идеальная, невозможная в реальности ситуация.
В качестве А и В могут выступать социальные субъекты любых типов – индивиды, социальные группы, социальные организации, массовые общности.
Автор модели предполагает, что в элементарной коммуникативной ситуации во взаимодействие должны вступить по крайней мере два индивида и его предметом будет выступать некоторый общий объект или тема. Главной задачей коммуникации будет являться обеспечение взаимодействующих субъектов ориентацией друг относительно друга.
коммуникант
коммуникатор
ситуация
В модели отсутствуют в явном виде получатель и канал, зато более существенное внимание уделено источнику, который сложным образом в определенных условиях взаимодействует с внешним объектом, формируя на его основе сообщение, а также внимание уделено и самому сообщению.
Выбор объектов, по поводу которых субъект вступает в коммуникацию с адресатом, не является случайным. Субъект всегда инициирует коммуникацию с определенной целью.
Выбор субъектом объектов, по поводу которых будет осуществляться коммуникация, также зависит от его (субъекта) восприятия (перцепции).
Восприятие и культура - необходимые элементы рассматриваемой модели, т.к. именно они в существенной степени определяют, какие сообщения, почему и каким образом будут отправлены.
Используемые символы должны разделяться предполагаемым адресатом коммуникации. Т.е. коммуникация, будет невозможна, если используемые субъектом символы непонятны получателю сообщения.
Когда в качестве субъекта выступает индивид, эти процессы называются интраперсональной коммуникацией.
Адресат исходного сообщения - индивид, группа или социальная организация.
Если сообщение физически не может достичь получателя - коммуникация не состоялась.
Если сообщение достигло получателя, последний должен декодировать его.
Под декодированием понимаются перцептивные и когнитивные процессы, которые ведут к ознакомлению с сообщением, его пониманию и интерпретации.
Культура и восприятие будут существенно влиять на процесс и результат декодирования.
Ключевой момент – изменение, происходящее с получателем.
С позиций субъекта коммуникация удалась в той мере, в какой наблюдаемый ответ адресата отвечает целям, которые тот преследовал, инициируя коммуникативный акт.
Важным элементом этой модели является шум.
Рассматриваемая модель предполагает учет не только количества, но и содержания (значения) информации. Безупречная коммуникация происходит тогда, когда одновременно равны объемы отправленной и полученной информации и когда отправленный смысл сообщения эквивалентен смыслу полученному.
Достигнуть такой безупречной коммуникации удается крайне редко. Это обусловлено влиянием культурных различий на процесс восприятия. Таким образом, в рассматриваемой модели шум определяется как любой источник искажения объема и смысла сообщения.
Следующий источник шума – канал.
Третий источник шума - это получатель сообщения.
Данный вид шума может быть подразделен на следующие составляющие:
- избирательное внимание;
- избирательное восприятие;
- избирательное запоминание.
Вильбур Шрамм считает, что внимание к какому-либо сообщению определяется размером ожидаемого вознаграждения, ожидаемого наказания и объемом требуемых усилий.
Согласно теории Шрамма, реципиенты будут восприимчивы к сообщениям с высокой ценой поощрения, малой ценой наказания и малой трудоемкостью декодирования.
Согласно указанной модели, информация, распространяемая массмедиа, достигает целевой аудитории не напрямую, а в два этапа. На первом этапе передаваемая информация достигает особой группы влиятельных и активных людей- “лидеров мнений” через формальные каналы коммуникации – массмедиа. На втором этапе эти лидеры передают послание дальше посредством прямого контакта с членами своей группы в межличностном общении.
Функции информационного агентства:
1) привлечение внимания к какому-либо событию, проекту, организации, политическому деятелю, товару;
2) снабжение оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакций СМИ, а также других учреждений, организаций, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию;
3) создание и сохранение благоприятного имиджа организации или частного лица.
III. Двусторонняя ассиметричная модель коммуникации
Суть модели в том, что приоритетным каналом связи субъекта с объектом является движение нужной информации от субъекта к объекту.
Обратная связь в модели предоставляет возможность ознакомиться с общественным мнением, проанализировать основные проблемы во взаимопонимании между сторонами, выделить барьеры на пути достижения согласия, она способствует поиску и использованию наиболее эффективных коммуникативных технологий и приемов убеждения целевых групп.
Модель предназначена для управления конфликтами и улучшения взаимоотношений с общественностью
Все 4 модели основываются на понимании коммуникации как линейного одностороннего либо двустороннего процесса, происходящего между коммуникатором (компанией-заказчиком) и коммуникантом (аудиторией этой компании).
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть