Слайд 2Методы научного исследования
Слайд 3Метод изучения литературы, документов и результатов деятельности
– эмпирический метод исследования
– обязательный процессуальный компонент любой научной работы.
Источником фактического материала для исследования служит научная литература, а также разнообразная документация: архивные материалы в исторических исследованиях; документация предприятий, организаций и учреждений в экономических, социологических, технических и других исследованиях и т.д.
Слайд 4Наблюдение
— целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные
органов чувств. В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и — в качестве конечной цели — о его существенных свойствах и отношениях.
Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и другими техническими устройствами.
Основные требования к научному наблюдению:
однозначность замысла (что именно наблюдается);
возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента).
Слайд 5Функции метода наблюдения:
1. Фиксация и регистрация информации;
2. Предварительная, на базе имеющейся
теории, классификация научных фактов (по признакам: новизна зафиксированных фактов, объем информации, содержащейся в фактах, особенности свойств и связей);
3. Сравнение зафиксированных фактов с тем, что известно в науке, с фактами, характеризующими другие, подобные системы.
Слайд 6Этапы проведения наблюдения
1) выбор объекта и определение цели;
2) составление плана;
3) подготовка документов (бланков протоколов, инструкций и т.д.);
4) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы);
5) обработка и оформление результатов наблюдения;
6) анализ результатов;
7) выводы наблюдения.
Слайд 7Измерение
— метод познания через процесс представления свойств реальных объектов в виде
числовой величины.
Правила измерения:
Правило эквивалентности: если физические значение, измеряемых величин равны, то должны быть равны и их числовые выражения. Если физическое значение одной величины меньше (больше) физического значения другой величины, то числовое выражение первой должно быть меньше (больше) числового выражения второй.
Правило аддитивности: числовое значение суммы двух физических значений некоторой величины должно быть равно сумме числовых значений этой величины.
Правило единицы измерения. Мы должны выбрать некоторое тело или легко воспроизводимый естественный процесс и охарактеризовать единицу измерения посредством этого тела или процесса.
Метод измерения является объектом изучения самостоятельной научной дисциплины «метрологии».
Слайд 8Классификация видов измерений
Слайд 9Эксперимент
Эксперимент – целенаправленное воздействие исследователя на какое-либо явление, вызываемое или планомерно
изменяемое им; многоэтапное, системное исследование, основанное на теории и развивающее дальше теорию.
Слайд 10Этапы экспериментального исследования
Выбор проблемы исследования.
Изучение литературных, научных, архивных данных по выбранной
проблеме.
Определение места эксперимента в решении исследуемых проблем.
Формулировка целей и задач эксперимента.
Разработка рабочей гипотезы.
Выбор вида эксперимента.
Планирование эксперимента.
Подбор и подготовка экспериментаторов.
Выбор конкретной методики эксперимента.
Проведение предэкспериментального среза (диагностика).
Организация и проведение эксперимента.
Завершающий итоговый срез.
Обработка полученных данных.
Форма представления результатов эксперимента (таблицы, графики, описание и т.д.)
Интерпретация полученных данных.
Отсроченный экспериментальный срез.
Заключительные, завершающие выводы.
Слайд 11Метод опроса -
психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером
и респондентами (людьми участвующими в опросе) посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы.
Основные виды опроса
Метод лестницы или лэддеринг
Метод анкетирования
Слайд 12Метод лестницы или лэддеринг
— метод опроса, применяемый в маркетинговых исследованиях, один из методов
частично стандартизированных качественных опросов.
Целью лэддеринга является установление причинно-следственных связей между свойствами (attributes) продукта или бренда, выгодами от использования (consequences) и ценностями (values) потребителей.
Слайд 13Метод анкетирования
- психологический вербально-
коммуникативный метод,
в котором
в качестве средства
для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.
Слайд 14Виды анкетирования
По числу респондентов
- Индивидуальное анкетирование (один респондент)
- Групповое анкетирование (несколько
респондентов)
- Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
По полноте охвата
- Сплошное (опрос всех представителей выборки)
- Выборочное (опрос части выборки)
По типу контактов с респондентом
- Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
- Заочное (анкетёр отсутствует)
- Рассылка анкет по почте
- Публикация анкет в прессе
- Публикация анкет в интернете
- Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
Слайд 17Анкета
[фр. enquête — список вопросов] — методическое средство для получения
первичной социологической и социально-психологической информации, оформляемое в виде набора вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования.
Структура анкеты
Анкета обычно состоит из введения, основной части и паспортички (демографического блока).
Во введении: обращение к респонденту, указание на проводящего опрос, цель опроса, инструкция заполнения анкеты.
Слайд 18Основная часть: вопросы, направленные на исследование изучаемой проблемы.
Простые вопросы, вводящие
респондента в контекст обсуждаемых проблем.
Сложные вопросы, требующие серьезных размышлений (в середине анкеты).
Более легкие вопросы.
Демографическая часть (паспортичка): вопросы о статусе респондента (пол, возраст, образование, место жительства и др.).
В конце анкеты высказывания: «Благодарим за участие в исследовании!», «Большое спасибо за Ваши ответы», «Благодарим за сотрудничество!» и т.п.
Слайд 19АНКЕТА УЧАСТНИКА
конференции проектных и исследовательских работ
Дорогой друг.
У организаторов и участников
конференции общее стремление сделать ее интересной, запоминающейся, помогающей в учебе и жизни. Чтобы повысить качество организации конференции и полнее учесть мнение ее участников, оргкомитет конференции проводит социологическое исследование. Просим Вас ответить на все вопросы анкеты, следуя инструкциям к вопросам.
Заполнить анкеты несложно и не потребует много времени. Прочтите, пожалуйста, вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него. Номер того ответа, который совпадает с Вашим мнением, обведите кружком. Если готовых ответов нет или ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, свои соображения на специально отведенных строках.
Ценность нашего исследования будет зависеть от того, насколько обстоятельно и полно Вы ответите на все вопросы. Поэтому просим Вас отнестись к заполнению анкеты серьезно и благожелательно.
Заранее благодарим за участие в исследовании.
Оргкомитет конференции.
Слайд 21Виды вопросов по форме
Закрытый вопрос (на него в анкете приводится полный
набор вариантов ответов)
Альтернативные вопросы (возможность выбора респондентом одного варианта ответа, сумма ответов на все варианты всегда составляет 100%)
3. Участвовали ли Вы ранее в окружных конференциях проектных и исследовательских работ?
3.1. Да, участвовал
3.2. Нет, не участвовал.
Неальтернативные вопросы (выбор респондентом нескольких вариантов ответов, поэтому их сумма может превышать 100%)
5. В каких конференциях проектных и исследовательских работ Вы принимали участие?
5.1. В школьных.
5.2. В окружных.
5.3. В городских.
5.4. В федеральных.
5.5. В вузовских.
Слайд 22Полузакрытый вопрос (респондент может помимо предлагаемых в анкете ответов предложить свой
вариант)
7. Что Вы приобрели благодаря участию в конференциях проектных и исследовательских работ?
7.1. Стал лучше учиться.
7.2. Появился повышенный интерес к изучаемым учебным предметам.
7.3. Определился с выбором будущей профессии.
7.4. Приобрел опыт публичного выступления.
7.5. …
Слайд 23Открытый вопрос (респондент сам высказывает свое мнение во всей полноте без
подсказок со стороны анкетера)
Обрабатывать, обобщать эту информацию значительно сложнее.
4. Напишите 3 затруднения, с которыми Вы столкнулись в период разработки проекта или осуществления учебного исследования.
4.1.
4.2.
4.3.
Слайд 24
Прямые вопросы
(позволяет получить от респондента прямую информацию)
2. Удовлетворены ли Вы
публичной презентацией своего проекта?
2.1. Да, удовлетворен полностью.
2.2. Удовлетворен частично.
2.3. Нет, не удовлетворен полностью.
Косвенные вопросы
(задаются, когда требуется проявление критического отношения к себе, оценки каких-либо негативных явлений действительности)
Позволяет сгладить личностную окраску вопроса.
Просим Вас закончить следующую фразу:
«Когда говорят, что успех проекта зависит на 90% от научного руководителя, я думаю, что…»
Слайд 25Виды вопросов по значимости и роли в анкете
Основные вопросы (направлены
на сбор информации об исследуемом явлении)
9. Выпишите в строчку номера высказываний в порядке убывания их важности:
"Я занимаюсь проектной и исследовательской деятельностью, потому что…»
Хочу знать больше.
Хочу получить хорошие отметки в семестре (аттестате).
Содержание этой деятельности, возможно, связано с моей будущей профессией.
Мне нравится научный руководитель.
Работа над проектом, исследованием проходит интересно.
В школе этот вид деятельности обязателен для всех.
Чтобы не отставать от одноклассников, друзей.
Это важно для родителей.
Это позволяет мне творчески самореализоваться.
Слайд 26Неосновные вопросы выполняют служебные функции: проверяют искренность респондента, помогают ему понять
смысл основного вопроса и т.п.
вопросы-фильтры позволяют установить адресат основного вопроса
3. Были ли Вы участником прошлогодней конференции проектных и исследовательских работ?
3.1. Да.
3.2. Нет.
4. Если Вы участвовали, то оцените по 5-бальной шкале проведение данной конференции:
1 2 3 4 5
Слайд 27Виды вопросов по содержанию
Вопросы о фактах сознания направлены на выявления мнений,
пожеланий, планов на будущее и т.п.
5. Если бы время повернуть вспять, стали бы Вы снова выполнять данный проект, исследование? Почему?
______________________
______________________
Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия и результаты деятельности людей.
2. Сколько времени у Вас заняла работа над проектом, исследованием? (Обведите кружком только один номер предполагаемого ответа)
2.1. Один месяц и менее
2.2. От одного до трех месяцев
2.3. От трех до шести месяцев
2.4. Более года
Слайд 28Вопросы о личности респондента
составляют социально-демографический блок (паспортичку) анкеты,
устанавливают, если это необходимо,
половозрастной или социальный статус респондента (пол, возраст, образование, место жительства и др.)
Слайд 29Требования к анкете
Учет количества вопросов в анкете, оптимально 15-20 вопросов.
Включение понятных
для респондента терминов, неперегруженность лишними словами.
Соблюдение принципа расположения вопросов: простые - сложные - простые.
Недопустимость влияния предшествующих вопросов на последующие.
Отсутствие излишнего количества однотипных вариантов возможных ответов на Ваш вопрос.
Снабжение вопросов-фильтров указателями-переходами для разных групп респондентов. (Например: Внимание! На следующие два вопроса отвечают только те, кто уже принимал участие в нашей конференции проектных и исследовательских работ. Те, кто принимает участие впервые переходят к вопросу №…).
Стремление ясно объяснить технику ответов на вопросы, увязывая при необходимости сколько вариантов ответов он может отметить.
Превращение закрытых вопросов в полузакрытые, добавляя позицию «Ваш вариант ответа» иди «другие ответы».
Недопустимость опечаток в тексте анкеты.
Слайд 30Схема обработки анкет
Проверка на чистоту и полноту заполнения.
Составление таблиц, первично
обобщающих полученную информацию
Обработка каждого вопроса (закрытого и полузакрытого) в соответствии с нумерацией.
Работа с открытыми вопросами.
Обработка данных на компьютере или вручную. Информация должна быть сгруппирована, обобщена, подвергнута статистическому анализу.
Подготовка отчета
Слайд 31Критерии качества отчета
Полнота
Точность
Ясность
Выразительность
Слайд 32Структура полного отчета
Название
Введение
Основная часть
Заключение и рекомендации
Слайд 33Последовательность действий по качественно-количественному анализу данных
стадия I — описание всей совокупности данных
в их простейшей форме при первичном контроле качества полученной информации;
стадия II — «уплотнение» исходной информации с целью сокращения числа признаков, нужных для итогового анализа (применяются типологизация, факторный анализ и т.п.);
стадия III — анализ взаимосвязей, построение интерпретационных схем, объяснение фактов путем выявления возможных прямых и косвенных влияний на агрегированные свойства, социальные типы и устойчивые образования (получение основных выводов, проверка главных гипотез, выработка рекомендаций);
стадия IV — попытка прогноза развития изучаемого процесса, событий, явлений при определенных условиях;
стадия V — составление итогового документа.
Слайд 34Нередко успешно проведенное исследование заканчивается не вполне удачно только потому, что
его авторы допускают ошибки в построении итогового отчета, передаваемого заказчику.
Типичные ошибки:
преувеличенное внимание к технике проведения исследования, описательным разделам, изобилующим таблицами и малосущественными деталями.
Итоговый документ должен быть максимально кратким, концентрировать внимание на выводах и рекомендациях, относящихся к осуществлению предлагаемых мероприятий.
Слайд 35Примерная структура отчета по итогам исследования:
1. Четкая формулировка цели.
2. Информация о
календарных сроках, в течение которых проводилось исследование, место проведения, а также основные методы исследования. Также указывается общее количество респондентов, принявших участие в исследовании.
3. Основные выводы диагностического характера:
а) результаты, указывающие на наличие проблем и факторов, препятствующих их решению;
б) убедительные, не требующие особых пояснений статистические данные.
4. Предлагаемые решения, ожидаемые экономические и социальные эффекты от их реализации, указания специалистам, ответственным за осуществление.
Слайд 36Отчет по результатам анкетирования на тему: «….. »
1. Четкая формулировка
цели
Пример:
Цель опроса: выявления требований и ожиданий абитуриентов при выборе учебного заведения, отслеживания тенденции выбора дальнейшего уровня образования и специальности, а также их взгляда на КГУ.
Слайд 372. Информация о календарных сроках, в течение которых проводилось исследование, место
проведения, а также основные методы исследования. Также указывается общее количество респондентов, принявших участие в исследовании.
Пример:
Опрос проводился в 17 мая 2014 года среди на базе КГУ им. Н.А. Некрасова.
В опросе приняли участие 40 слушателей семинара «…тема семинара..».
Данные о распределении слушателей с учетом стажа работы в должности приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Распределение слушателей с учетом стажа работы в должности, %
Слайд 383. Основные выводы диагностического характера:
Пример:
Оценка степени влияния
обучения на карьерный рост
Полагая, что прохождение обучения не повлияет на их карьерный рост, 50 % респондентов дали отрицательный ответ, 30 % затруднились ответить и лишь 20 % твердо уверены, что повышение квалификации создаст благоприятные условия для движения вверх по карьерной лестнице (см. рисунок 1).
Слайд 39Оценка мотивации респондентов по вопросу предстоящего обучения
На вопрос «Почему Вы
решили пройти обучение на данном семинаре?» 30 % респондентов ответили, что их очень заинтересовала тематика обучения. В том, что работа на семинаре будет способствовать выработке новых профессиональных умений и навыков, уверены 30 % респондентов. Тем не менее, для четверти анкетируемых определяющим при решении пройти обучение оказалось мнение руководителя (См. рисунок 2)
Слайд 40Оценка содержания обучения
На вопрос о соответствии содержания курса ожиданиям слушателей
содержанию, больше половины респондентов (60 %) дали положительный ответ
Слайд 41ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Проведенный анализ результативности и эффективности семинара, прошедшего в
ГОУ «ХХХХХХ» позволяет говорить о том, что обучение прошло успешно и по достоинству было оценено слушателями. Об эффективности проведенного обучения свидетельствует тот факт, что большинство опрошенных намереваются применять приобретенные в ходе семинара знания на практике. Тем не менее, программа семинара составлена в большей степени с прицелом на руководящий должностной состав, поэтому ряд обсуждаемых тем был менее интересен для специалистов и служащих. Отдельное внимание хотелось бы заострить на негативной оценке слушателями качества раздаточных материалов. В основном претензии предъявлялись к их недостаточной наглядности и внешнему оформлению.
На основе полученных выводов можно сформулировать следующие рекомендации.
Слайд 42Рекомендации по организации и проведению семинара
1 Пересмотреть программу семинара с
целью ее усиления за счет тематик, интересных не только для руководителей, но и для специалистов и служащих.
2 В процессе обучения преподавательскому составу более четко разграничить различные формы проведения занятий.
3 Процесс изготовления раздаточных материалов перевести на качественно более высокий уровень. Предусмотреть затраты на тиражирование в общей смете расходов на семинар.
Рекомендовать учебному учреждению предоставлять слушателям раздаточный материал как в бумажной форме, так и на электронных носителях (CD-, DVD-дисках).
4 Предусмотреть возможность более эффективного использования ТСО.
5 Провести беседу с теми преподавателями, которые получили самые низкие индивидуальные оценки по итогам семинара.