Методика подготовки учащихся к выполнению заданий с развернутым ответом КИМ ЕГЭ по информатике и ИКТ презентация

Содержание

Методика подготовки учащихся к выполнению задания №24 КИМ ЕГЭ по информатике и ИКТ Филиппов Владимир Ильич, старший преподаватель кафедры информационно-коммуникационных технологий

Слайд 1Методика подготовки учащихся к выполнению заданий с развернутым ответом КИМ ЕГЭ

по информатике и ИКТ

Лекция №2

Кафедра информационно-коммуникационных технологий


Слайд 2Методика подготовки учащихся к выполнению задания №24 КИМ ЕГЭ по информатике

и ИКТ

Филиппов Владимир Ильич,
старший преподаватель кафедры информационно-коммуникационных технологий


Слайд 3Сравнительные результаты выполнения задания 24


Слайд 4Необходимый теоретический материал для выполнения задания
Арифметические операции и порядок их выполнения

в программах, записанных на языках программирования.
Структуры ветвления и их реализация на языках программирования.
Циклы с параметром, предусловием и постусловием и их реализация на языках программирования.
Трассировка программы, записанной на языке программирования

Слайд 5Необходимый теоретический материал для выполнения задания
5. Алгоритмы:
Нахождения минимума и максимума двух,

трех, четырех данных чисел без использования массивов и циклов.
Нахождения всех корней заданного квадратного уравнения.
Записи натурального числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10. Обработка и преобразование такой записи числа.
Нахождения сумм, произведений элементов данной конечной числовой последовательности (или массива).
Решения простых переборных задач (поиск наименьшего простого делителя данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.).


Слайд 6Анализ формулировок задания №24 за последние три года


Слайд 7Пример выполнения задания 24 (2015 г.)


Слайд 8Выполним трассировку программы для указанной последовательности:
4


Слайд 9Остаток от деления 2 на 2 равен 0, следовательно условие ложно

4
0
999
1
2


Слайд 10Остаток от деления 9 на 2 равен 1, следовательно условие истинно
Условие 9

> 999 ложно


4

0

999

1

2

2

9

1


Слайд 11Остаток от деления 4 на 2 равен 0, следовательно условие ложно

4
0
999
1
2
2
9
1
3
4


Слайд 12Остаток от деления 3 на 2 равен 1, следовательно условие истинно
Условие 3

> 999 ложно

4

0

999

1

2

2

9

1

3

4

4

3

2


Слайд 13Условие 2 > 0 истинно
Вывод 2
Вывод 999
Программа выведет два

числа:
2 и 999

Слайд 14Count = 2
Maximum = 999


Слайд 152. 5 999 4 1
Программа выведет 3 и

999

Слайд 163) Первая ошибка:
Строка с ошибкой Maximum : = 999
Верное

исправление Maximum : = 0

Слайд 17
Рассмотри выполнение исправленной программы на последовательности, содержащей нечётныt числа, например,
5 9

6 1

4

0

0


Слайд 18Остаток от деления 5 на 2 равен 1, следовательно условие истинно
Условие 5

> 0 истинно

5 9 6 1

Maximum := 1

1) Строка с ошибкой Maximum := i

Верное исправление
Maximum := x

4

0

0

1

5

1

1


Слайд 19Пример выполнения задания 24 (2016 г.)


Слайд 20Выполним трассировку программы для указанного числа:


Слайд 21Выполним трассировку программы для указанного числа:
Условие в цикле истинно.
Переменная k увеличивается

на 1.
Переменная n становится равной 5.


Слайд 22Выполним трассировку программы для указанного числа:
Условие в цикле ложно.
Цикл не выполняется.


Слайд 23Выполним трассировку программы для указанного числа:
Условие истинно.
Программа выведет число 1.


Слайд 24Результат трассировки программы для указанного числа:
Получен ответ: 1.
Правильный ответ: 2


Слайд 25Результат трассировки программы для числа 5:
В данной программе цикл с предусловием

выполняется всегда один раз и не зависит от введенного значения n.
Следовательно, программа выводит всегда ответ 1.
Если ввести число 5, то будет получен верный ответ.

Слайд 26В данной программе цикл с предусловием выполняется всегда один раз и

не зависит от введенного значения n.

3) Первая ошибка:
Строка с ошибкой While k mod 5 = 0

Верное исправление While n mod 5 = 0


Слайд 27Выполним трассировку программы для указанного числа с учетом сделанного исправления:
Программа выведет

не существует.

Слайд 283) Вторая ошибка:
Строка с ошибкой If k=1 then
Верное исправление

If n = 1 then

Слайд 29Критерии оценивания задания 24


Слайд 30Схема оценивания задания 24
При выставлении 1 балла количество отрицательных первичных баллов

не учитывается.

Если приведено исправление, но не указано где должна быть строка, то исправление не засчитывается.


Слайд 31Методика подготовки учащихся к выполнению задания №25 КИМ ЕГЭ по информатике

и ИКТ

Филиппов Владимир Ильич,
старший преподаватель кафедры информационно-коммуникационных технологий


Слайд 32
Сравнительные результаты выполнения задания 25


Слайд 33Методические подходы к подготовке учащихся к выполнению задания 25
выявить специфику задания

25 (что именно и при каких «стартовых» условиях должен сделать учащийся);
предложить краткое и простое описание последовательности этапов решения задачи;
определить требования к подготовке учащегося, необходимые для решения задания 25;
рассмотреть и проанализировать критерии проверки задания 25;
рассмотреть подходы к выполнению учащимся каждого этапа решения задания.


Слайд 34Обобщенный вариант задания 25
Дано: одномерный целочисленный массив из N элементов.
Найти:
сумму

ИЛИ среднее арифметическое ИЛИ произведение
элементов / пары элементов / тройки элементов
удовлетворяющим условию / условиям.

Слайд 35Анализ формулировок задания №25 за последние три года


Слайд 36Структура программы задания 25


Слайд 37Теоретический материал, необходимый для выполнения задания
Массив как структура данных;
Объявление и

заполнение одномерных и двумерных массивов;
Указание на (обращение к) определенному элементу одномерного или двумерного массива;
Просмотр необходимых элементов в цикле (с параметром или предусловием);
Алгоритм поиска минимальных / максимальных элементов.
Алгоритмы сортировки.


Слайд 38Теоретический материал, необходимый для выполнения задания
5. Структура ветвления, сложные условия в

ветвлении.
6. Вывод ответа с условием / без условия.
7. Отбор элементов по условию:
четности/нечетности;
кратности/некратности;
оканчивающейся на определенную цифру;
являющимися N-значными.


Слайд 39Примеры формализации некоторых условий, используемых при отборе элементов:


Слайд 40Необходимый теоретический материал для выполнения задания
8. Алгоритмы:
Нахождения сумм, произведений элементов данной

конечной числовой последовательности (или массива).
Заполнения элементов одномерного и двумерного массивов по заданным правилам.
Операции с элементами массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке.
Суммирования элементов массива.
Проверки соответствия элементов массива некоторому условию.
Нахождения второго по величине (второго максимального или второго минимального) значения в данном массиве за однократный просмотр массива.


Слайд 41Задачи для практических занятий по теме «Двумерные массивы»
1. Написать программу, которая

вводит по строкам с клавиатуры двумерный массив и вычисляет сумму его элементов по столбцам.
2. Написать программу, которая вводит по строкам с клавиатуры двумерный массив и вычисляет сумму его элементов по строкам.
3. Написать программу, которая вычисляет сумму диагональных элементов квадратной матрицы.
4. Написать программу, которая вводит с клавиатуры двумерный массив по строкам и вычисляет среднее арифметическое его элементов.
5. Написать программу, которая проверяет, является ли введенная с клавиатуры квадратная матрица магическим квадратом. Магическим квадратом называется матрица, сумма элементов которой в каждой строке, в каждом столбце и по каждой диагонали одинакова.

Слайд 42Критерии оценивания задания 25


Слайд 43Перечень ошибок, наличие которых приводит к уменьшению баллов
1) в цикле происходит

выход за границу массива слева или справа (например, используется цикл от 1 до N);
2) не инициализируется или неверно инициализируется счётчик искомых элементов;
3) счётчик в цикле не изменяется или изменяется неверно;
4) неверно выделяется последняя цифра числа;
5) при проверке выполнения условия для пары элементов используются неверные индексы;
6) последняя цифра выделяется не у самих элементов массива, а у их индексов;
7) в сложном логическом условии простые проверки верны, но условие в целом построено неверно (например, перепутаны операции «И» и «ИЛИ», неверно расставлены скобки в логическом выражении);
8) отсутствует вывод ответа;
9) используется переменная, не объявленная в разделе описания переменных;
10) не указано или неверно указано условие завершения цикла;
11) индексная переменная в цикле не меняется (например, в цикле while) или меняется неверно;
12) неверно расставлены операторные скобки.



Слайд 44const
N=20;
var
a:array[1..N] of integer;
i,j,max: integer;
begin
for i:=1 to N do
readln(a[i]);




end.
Дан целочисленный массив из

20 элементов. Элементы массива могут принимать целые значения от 0 до 10000 включительно. Опишите на естественном языке или на одном из языков программирования алгоритм, позволяющий найти и вывести максимальное значение среди элементов массива, которые имеют чётное значение и являются трёхзначными. Если в исходном массиве нет элемента, значение которого является чётным трёхзначным числом, то вывести сообщение «Не найдено».

Слайд 45Опишите на естественном языке или на одном из языков программирования алгоритм,

позволяющий найти и вывести максимальное значение среди элементов массива, которые имеют чётное значение и являются трёхзначными.

max:=0;

Определение начальных значений переменных.

const
N=20;
var
a:array[1..N] of integer;
i,j,max: integer;
begin
for i:=1 to N do
readln(a[i]);




end.


Слайд 46const
N=20;
var
a:array[1..N] of integer;
i,j,max: integer;
begin
for i:=1 to N do
readln(a[i]);




end.
Опишите на естественном языке

или на одном из языков программирования алгоритм, позволяющий найти и вывести максимальное значение среди элементов массива, которые имеют чётное значение и являются трёхзначными.

max:=0;

Обработка элементов массива в цикле

for i:=1 to N do
begin
If (a[i]> max) and (a[i] mod 2 =0) and (a[i]>=100 ) and (a[i]<=999) then max:=a[i];
end;


Слайд 47Если в исходном массиве нет элемента, значение которого является чётным трёхзначным

числом, то вывести сообщение «Не найдено».

If max=0 then writeln(‘не найдено’)
else writeln(max);

const
N=20;
var
a:array[1..N] of integer;
i,j,max: integer;
begin
for i:=1 to N do
readln(a[i]);




end.

Вывод ответа

max:=0;
for i:=1 to N do
begin
If (a[i]> max) and (a[i] mod 2 =0) and (a[i]>=100 ) and (a[i]<=999) then max:=a[i];
end;


Слайд 48const
N=20;
var
a:array[1..N] of integer;
i,j,max: integer;
begin
for i:=1 to N do
readln(a[i]);




end.
max:=0;
for i:=1 to

N do
begin
If (a[i]> max) and (a[i] mod 2 =0) and (a[i]>=100 ) and (a[i]<=999) then max:=a[i];
end;
If max=0 then writeln(‘не найдено’)
else writeln(max);

Полный вид решения на языке Паскаль АВС 3.0.1


Слайд 49Объявляем массив A из 20 элементов.
Объявляем целочисленные переменные I, J, MAX.
В

цикле от 1 до 20 вводим элементы массива A с 1-го по 20-й.



Записываем в переменную max начальное значение, равное 0.

В цикле от 1-го элемента до 20-го выполняем проверку каждого элемента массива с соответствующим индексом по следующему условию:
Если элемент массива больше или равен 100 и меньше или равен 999 и в остатке от деления на 2 дает ноль и больше значения переменной max, то переменной max присваиваем значение этого элемента массива. Переходим к следующему элементу.

После завершения цикла проверяем значение переменной max. Если оно равно нулю, то выводим «не найдено», иначе выводим значение переменной max.

Полный вид решения на естественном языке


Слайд 50Методика подготовки учащихся к выполнению задания №26 КИМ ЕГЭ по информатике

и ИКТ

Филиппов Владимир Ильич,
старший преподаватель кафедры информационно-коммуникационных технологий


Слайд 51Сравнительные результаты выполнения задания 26


Слайд 52Игры и стратегии в курсе информатики
Игра-шутка – игра в которой исход

не зависит от того, как играют соперники.

Есть шоколадка 5*6. Два игрока по очереди ломают шоколадку. За один ход разрешается сделать один прямолинейный разлом. Проигрывает тот, кто не сможет сделать очередной ход.

Слайд 53Игры с симметричными стратегиями – игра в которой необходимо найти симметрию,

при которой только что сделанный противником ход не препятствует осуществлению плана игры.

Имеются две кучи по N камней в каждой. За ход разрешается любое количество камней, но только в одной из куч.
Проигрывает тот, кому нечего брать.

Игры и стратегии в курсе информатики


Слайд 54Игры с выигрышными позициями – игры в которых можно определить позиции,

удовлетворяющие следующим условиям:
Завершающая позиция, является выигрышной;
За один ход нельзя из одной выигрышной позиции попасть в другую выигрышную стратегию;
Из любой невыигрышной позиции за один ход можно попасть в выигрышную позицию.

Игры и стратегии в курсе информатики


Слайд 55Пример игры с выигрышными позициями
Два игрока Петя и Вася играют в

следующую игру:
Дано: число 0.
Ход: прибавить число от 1 до 9.
Условие победы: получить число N.
Варианты заданий для учащихся:
Кто победит при N=… ?
Какое число должен предложить Вася, чтобы гарантированно победить?

Слайд 56Понятие выигрышной стратегии
Это такая стратегия при которой игрок может выиграть при

любых ходах противника.
Описание стратегии – указание хода выигрывающего игрока в любой ситуации, которая ему может встретиться при различной игре противника.

Слайд 57Разработка правильной стратегии задания 26
При решении заданий 26 обязательным условием является создание

дерева решений, а также умение сделать правильный вывод по полученным результатам.

Слайд 59Формулировка задания в дем. вар. ЕГЭ 2016
Решение
(6,33)
(7,33)
(12,33)
(6,34)
(6,66)
(+1,)
(•2,)
(,+1)
(,•2)
40
45
40
72
Петя


Слайд 60Формулировка задания в дем. вар. ЕГЭ 2016
Решение
(6,33)
(7,33)
(12,33)
(6,34)
(6,66)
(+1,)
(•2,)
(,+1)
(,•2)
Петя
(7,66)
(12,66)
(6,68)
(6,132)
73
78
74
138
Ваня
(,•2)
(,•2)
(,•2)
(,•2)


Слайд 61Формулировка задания в дем. вар. ЕГЭ 2016
Решение
(8,32)
(9,32)
(16,32)
(8,33)
(8,64)
(+1,)
(•2,)
(,+1)
(,•2)
Петя
(9,64)
(16,64)
(9,66)
(8,128)
73
78
74
138
Ваня
(,•2)
(,•2)
(,•2)
(,•2)


Слайд 62(6,33)
(7,33)
(12,33)
(6,34)
(6,66)
(+1,)
(•2,)
(,+1)
(,•2)
(7,66)
(12,66)
(6,68)
(6,132)
73
78
74
138
(,•2)
(,•2)
(,•2)
(,•2)
(6,32)
(,+1)
Согласно решению задания 1 имеем:
Для начальной позиции (6,32) выигрывает первый игрок

своим вторым ходом

Петя выигрывает своим вторым ходом.

Петя

Вася

Петя


Слайд 63(8,31)
(,+1)
Согласно решению задания 1 имеем:
для начальной позиции (8,31) выигрывает первый игрок

своим вторым ходом

(8,32)

(9,32)

(16,32)

(8,33)

(8,64)

(+1,)

(•2,)

(,+1)

(,•2)

(9,64)

(16,64)

(9,66)

(8,128)

73

78

74

138

(,•2)

(,•2)

(,•2)

(,•2)

Петя выигрывает своим вторым ходом.

Петя

Вася

Петя


Слайд 64(7,32)
(8,32)
(14,32)
(7,33)
(7,64)
(+1,)
(•2,)
(,+1)
(,•2)
Петя
40
46
40
71

выиграть
своим первым ходом.


<73


Слайд 65(7,32)
(8,32)
(14,32)
(7,33)
(7,64)
(+1,)
(•2,)
(,+1)
(,•2)
Петя
(8,64)
(14,64)
(7,66)
(7,128)
72
78
73
138
(,•2)
(,•2)
(,•2)
(,•2)
Ваня
≥73
≥73
≥73
Так как среди полученных позиций нашлась такая, при которой
сумма камней

<73, то Ваня не может выиграть своим первым ходом.



Слайд 66(7,32)
(8,32)
(14,32)
(7,33)
(7,64)
(+1,)
(•2,)
(,+1)
(,•2)
Петя
(8,64)
72
(,•2)
Ваня
Для проверки возможности выигрыша Вани, достаточно было
проверить только позицию с

наименьшим числом камней.

Слайд 67(7,32)
(8,32)
(14,32)
(7,33)
(7,64)
(+1,)
(•2,)
(,+1)
(,•2)
Петя
(8,64)
(14,64)
(7,66)
(7,128)
72
78
73
138
(,•2)
(,•2)
(,•2)
(,•2)
Ваня
≥73
≥73
≥73
Проверим, может ли Петя выиграть своим вторым ходом. выделенные ходы не могут

привести Петю к выигрышу.
Проверим, может ли Петю привести к выигрышу ход (+1,)
приводящий к позиции (8,32).



Слайд 68(7,32)
(8,32)
(14,32)
(7,33)
(7,64)
(+1,)
(•2,)
(,+1)
(,•2)
Петя
Позиция (8,32) была рассмотрена в задании 1.

Мы показали, что при такой

начальной позиции выигрывает
второй игрок своим первым ходом.


Слайд 69(14,32)
(7,33)
(7,64)
(+1,)
(•2,)
(,+1)
(,•2)
Петя
Мы показали, что при начальной позиции (8,32) выигрывает
второй игрок своим

первым ходом.

Следовательно, при начальной позиции (7,32), если Петя увеличит
число камней в первой куче на 1, то выиграет своим вторым ходом.


(7,32)

Ваня

Петя


Слайд 70(7,31)
(8,31)
(14,31)
(7,32)
(7,62)
(+1,)
(•2,)
(,+1)
(,•2)
Петя
39
45
39
69


Слайд 71(7,31)
(8,31)
(14,31)
(7,32)
(7,62)
(+1,)
(•2,)
(,+1)
(,•2)
Петя
39
45
39
69




Слайд 72(7,31)
(8,31)
(14,31)
(7,32)
(7,62)
(+1,)
(•2,)
(,+1)
(,•2)
Петя
39
45
39
69



При решении задания 2 мы показали, что при начальных позициях
(8,32)

и (7,32) выигрывает первый игрок своим вторым ходом.

Следовательно, при начальной позиции (7,31), если Петя увеличит
число камней на 1,в любой из куч, то Ваня выиграет своим вторым ходом.


Слайд 73(7,31)
(8,31)
(14,31)
(7,32)
(7,62)
(+1,)
(•2,)
(,+1)
(,•2)
Петя
39
45
39
69


Для позиций (8,31) и (7,32) Ваня выигрывает своим вторым ходом.

Покажем, что

для позиций (14,31) и (7,62)
также выигрывает Ваня .


Слайд 74(7,31)
(8,31)
(14,31)
(7,32)
(7,62)
(+1,)
(•2,)
(,+1)
(,•2)
Петя

Рассмотрим позицию (14,31).


Слайд 75(7,31)
(8,31)
(14,31)
(7,32)
(7,62)
(+1,)
(•2,)
(,+1)
(,•2)
Петя

Рассмотрим позицию (14,31).
(14,62)
76
≥73
(, *2)
Ваня
Если после хода Пети возникает позиция
(14, 31), то

выигрывает
Ваня своим первым ходом.

Слайд 76(7,31)
(8,31)
(14,31)
(7,32)
(7,62)
(+1,)
(•2,)
(,+1)
(,•2)
Петя

Рассмотрим позицию (14,31).
Ваня
(7,124)
131
(,•2)
≥73
(14,62)
76
≥73
(, *2)
Если после хода Пети возникает позиция
(7, 62), то

выигрывает
Ваня своим первым ходом.

Слайд 77Критерии оценивания задания 26


Слайд 78Пример задания №26 (2016 г., 407 вариант)


Слайд 79Пример задания №26 (2016 г., 407 вариант)
1 а) Паша может выиграть

за один ход, если S будет в интервале от 12 до 23.

12 - 19


х 2

24 - 38

23


+1

24


Слайд 80Пример задания №26 (2016 г., 407 вариант)
1 б) Удваивать количество камней

не выгодно ни одному из игроков, Так как сразу
после этого выигрывает соперник. Рассмотрим стратегии игроков с использованием
хода +1. При S=20 выигрывает Валя на втором ходу.

20

24

П1, +1

21


В1, +1

22

23


П2, +1


В2, +1



Слайд 81Пример задания №26 (2016 г., 407 вариант)
1 б) Удваивать количество камней

не выгодно ни одному из игроков, Так как сразу
после этого выигрывает соперник. Рассмотрим стратегии игроков с использованием
хода +1. При S=21 выигрывает Паша на втором ходу.

21

24

П1, +1

22


В1, +1

23


П2, +1



Слайд 82Пример задания №26 (2016 г., 407 вариант)
1 б) Удваивать количество камней

не выгодно ни одному из игроков, Так как сразу
после этого выигрывает соперник. Рассмотрим стратегии игроков с использованием
хода +1. При S=22 выигрывает Валя на первом ходе.

22

24

П1, +1

23


В1, +1



Слайд 83Пример задания №26 (2016 г., 407 вариант)
2) Выигрышная стратегия есть у

Паши. Для выигрыша ему необходимо удвоить
количество камней в исходных кучах: При S=11 выигрывает Паша на втором ходу.

22

24

В1, +1

23


П2, +1


11

П1, *2



Слайд 84Пример задания №26 (2016 г., 407 вариант)
2) Выигрышная стратегия есть у

Паши. Для выигрыша ему необходимо удвоить
количество камней в исходных кучах: При S=10 выигрывает Паша на третьем ходу.

20

В1, +1

21

П2, +1

10

П1, *2


24

22

В2, +1

23

П3, +1






Слайд 85Пример задания №26 (2016 г., 407 вариант)
3) Выигрышная стратегия есть у

Вали.

Слайд 86Критерии оценивания задания №26 (2016 г., 407 вариант)


Слайд 87Презентации с разбором других типов заданий 26


Слайд 88Задания на угадывание чисел (несколько вариантов из КИМ НИКО по информатике и

ИКТ-2015)

Слайд 89Анализ ошибок, допущенных при выполнении задания №26 участниками ЕГЭ 2016 года

и примеров решений данного задания.

Филиппов Владимир Ильич,
старший преподаватель кафедры информационно-коммуникационных технологий


Слайд 90Задача 26 (2016 г.)


Слайд 91Основные типы ошибок, допущенных при выполнении задания 26 в 2016 году
непонимание

сути разработки выигрышной стратегии для игрока 1: при любом ходе игрока 2 из заданной позиции, указать только ходы, приводящие к выигрышу игрока 1;
неумение строго обосновывать возможность выигрыша;
невнимательность при прочтении условия задачи.


Слайд 92Содержание верного ответа

Источник: Критерии оценивания, вариант 407
1. а) Паша может выиграть,

если S= 23 или S = 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19. При S = 23 первым ходом нужно добавить в кучу один камень, при остальных указанных значениях 5 нужно удвоить количество камней,
б) При S = 20, 21 или 22 удваивать количество камней не имеет смысла, так как после такого хода выигрывает противник. Поэтому можно считать, что единственный возможный ход - это добавление в кучу одного камня.
При S = 22 после такого хода Паши в куче станет 23 камня. В этой позиции ходящий (т.е. Валя) выигрывает (см. п. а)): т.е. при S=22 Паша (игрок, который должен ходить первым) проигрывает. Выигрышная стратегия есть у Вали.
При S = 21 после того, как Паша своим первым ходом добавит один камень, в куче станет 22 камня. В этой позиции ходящий (т.е. Валя) проигрывает (см. выше): т.е. при S = 21 Паша (игрок, который должен ходить первым) выигрывает. Выигрышная стратегия есть у Паши.
При S = 20 выигрышная стратегия есть у Вали. Действительно, если Паша первым ходом удваивает количество камней, то в куче становится 40 камней и игра сразу заканчивается выигрышем Вали. Если Паша добавляет один камень, то в куче становится 21 камень. Как мы уже знаем, в этой позиции игрок, который должен ходить (т.е. Валя), выигрывает.
Во всех случаях выигрыш достигается тем. что при своём ходе игрок, имеющий выигрышную стратегию, должен добавить в кучу один камень.


Слайд 93Содержание верного ответа

Источник: Критерии оценивания, вариант 407
2. При S = 11

или 10 выигрышная стратегия есть у Паши. Она состоит в том, чтобы удвоить количество камней в куче и получить кучу, в которой будет соответственно 22 или 20 камней. В обоих случаях игрок, который будет делать ход (теперь это Валя), проигрывает (п. 1б).
3. При S=9 выигрышная стратегия есть у Вали. После первого хода Паши в куче может стать либо 10, либо 18 камней. В обеих этих позициях выигрывает игрок, который будет делать ход (теперь это Валя). Случай S=10 рассмотрен в п. 2. случай S=18 рассмотрен в п. 1а.


Слайд 94Содержание верного ответа

Источник: Критерии оценивания, вариант 407
3. В таблице изображено дерево

возможных партий при описанной стратегии Вали. Заключительные позиции (в них выигрывает Валя) подчёркнуты.

Слайд 95Критерии оценивания задания №26 (2016 г., 407 вариант)


Слайд 96Методика подготовки учащихся к выполнению задания №27 КИМ ЕГЭ по информатике

и ИКТ

Филиппов Владимир Ильич,
старший преподаватель кафедры информационно-коммуникационных технологий


Слайд 97Сравнительные результаты выполнения задания 27


Слайд 98Методические подходы к обучению способам решения задания 27
выявить специфику задания

27 (что именно и при каких «стартовых» условиях должен сделать учащийся);
предложить краткое описание последовательности этапов решения задания 27;
определить требования к подготовке учащегося, необходимые для решения задания 27;
рассмотреть и проанализировать критерии проверки задания 27;
рассмотреть подходы к выполнению учащимся каждого этапа решения задания 27.


Слайд 99Требования к подготовке учащихся:
уметь анализировать «накрученное» условие и представлять метод решения

в виде формальной записи на языке программирования;
хорошо знать способы описания и обработки переменных целого, вещественно, строкового, логического типов данных.
обладать знаниями и умениями из уже рассмотренного в С2 перечня плюс следующими:
Слияние двух упорядоченных массивов в один без использования сортировки.
Обработка отдельных символов данной строки. Подсчет частоты появления символа в строке.
Работа с подстроками данной строки с разбиением на слова по пробельным символам. Поиск подстроки внутри данной строки, замена найденной подстроки на другую строку.
4. Иметь достаточный опыт написания программ, чтобы «чувствовать» и исправлять возможные ошибки без использования компьютера.

Слайд 100Модули, которые должны присутствовать в решении задания 27
Описание используемых переменных
Инициализация
Организация

ввода
Организация обработки
Организация вывода

Слайд 101Примеры модулей организации ввода данных


Слайд 102Организация обработки данных
Основана на использовании стандартных алгоритмов


Слайд 103Задача 27 (2013 г.)


Слайд 104Задача 27 (2014 г.)


Слайд 105Задача 27 (2015 г.)


Слайд 106Задача 27 (2016 г.)


Слайд 107Примеры модулей организации вывода данных


Слайд 108Алгоритм решения задачи:
Анализ условия, определение цели.
Выявление связей между искомым и вводимыми

данными.
Запись описания алгоритма решения задачи на естественном языке.
Оформление программы на языке программирования, включающее в себя: описание переменных и их типов, инициализацию нужных переменных, организацию ввода и обработки, организацию вывода.
Анализ программы, выявление ошибок на 2-3 подобранных самостоятельно тестах (кроме данного в задаче), коррекция.



Слайд 109Критерии оценивания эффективности программы (задание 27)


Слайд 110Обобщенные критерии оценивания программы задания 27 (на основе критериев 2015 г.)



Слайд 111Синтаксические ошибки, не влияющие на оценивание задания 27
пропущен или неверно

указан знак пунктуации (запятая, точка с запятой, скобки и т.д.);
неверно написано или пропущено служебное слово языка программирования;
не описана или неверно описана переменная;
применяется операция, недопустимая для соответствующего типа данных.
К синтаксическим ошибкам приравнивается использование неверного типа данных (например, использование целого типа вместо вещественного для представления данных при вводе и обработке).

Слайд 112Содержательные ошибки, влияющие на оценивание задания 27 (2016 г.)
ошибка инициализации, в

том числе отсутствие инициализации;
не выводится результат, равный 0, или вместо 0 выводится неверное значение;
допущен выход за границу массива;
используется знак “<” вместо “<=”, “or” вместо “and” и т.п.
Допускается ошибка при вводе и выводе данных, не влияющая на содержание решения.
Если участник экзамена допускает ошибку, не приведенную в Критериях оценивания, то его решение оценивается не более чем в один балл, вне зависимости от эффективности программы.

Слайд 113МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ НА ОБРАБОТКУ СТРОК


Слайд 114Методика проведения занятий при подготовке к выполнению заданий на обработку строк
Определение

минимального теоретического материала, включающего функции и процедуры, используемые при обработке строк.
Повторение основных моментов, связанных с массивами, включая алгоритмы сортировки.
Определение задачи для рассмотрения.
Выделение и формулировка вспомогательных задач.
Разработка алгоритма и кодирование вспомогательных задач.
Разработка алгоритма решения основной задачи с учетом полученных ранее решений.


Слайд 115Обработка символьных строк
символьная строка – это цепочка символов, которая может обрабатываться

как единое целое
для обращения к символу с номером i строки s используется запись s[i], это говорит о том, что строка – особый вариант массива, в котором хранятся символы
знак сложения при работе с символьными строками означает сцепку, объединение двух строк в одну (добавление второй строки в конец первой), например: s := '123' + '456'; { получили '123456' }


Слайд 116Функции работы с символами


Слайд 117Функции работы со строками


Слайд 118Процедуры работы со строками


Слайд 119Обработка записей в Pascal
Cложный тип данных, который может включать в себя

несколько элементов – полей; поля могут иметь различный тип
Записи в Паскале объявляются с помощью ключевого слова record; в простейшем случае можно выделить память под одну запись так:
var x: record
name: string;
code: integer;
end;
эта запись состоит из двух полей: символьной строки name и целого числа code
для обращения к полям записи используют точку, например x.name означает «поле name записи x»
можно сразу объявить массив записей:
var Info: array[1..100] of record
name: string;
code: integer;
end;
это 100 одинаковых записей, имеющих общее имя Info и расположенных в памяти рядом; в каждой структуре есть поля nаme и code; чтобы работать с полями записи с номером k используют обращения вида Info[k].name и Info[k].code


Слайд 120ЗАДАЧИ, ДЕМОНСТРИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ И ПРОЦЕДУРЫ ОБРАБОТКИ СИМВОЛОВ И СТРОК


Слайд 121Задача 1
program symbol1;
uses CRT;
var
a:string;
b,c,d:char;
i,k:longint;
begin
writeln (‘Введите

текст’);
readln (a);
for i:=1 to length(a) do
begin
write (a[i]);
for k:=1 to 1000000 do
begin
end;
end;
end.

Вводится строка. Строка выводится в «телеграфном» стиле.


Слайд 122Задача 2
Program symbol2;
uses CRT;
var
a:string;
b,c,d:char;
i,k:integer;
begin
writeln ('Введите

строку');
readln (a);
for i:=1 to length(a) do
if ((ord(a[i]))>=(ord('0')))and((ord(a[i]))<=(ord('9'))) then
write (a[i]);
end.

Вводится строка. Выводятся цифры, содержащиеся в строке


Слайд 123Задача 3
program symbol3;
uses CRT;
var
a, b:string;
i,k:integer;
begin
writeln ('Введите слово');
readln

(a);
b:='' ;
for i:=length(a) downto 1 do
b:=b+a[i];
writeln (b);
end.

Вводится слово. Выводится слово-перевертыш.


Слайд 124Задача 4
program symbol4;
uses CRT;
var
a,x:string;
b,c,d:char;
i,k,h:integer;
begin
k:=0;
read (a);

for i:=1 to length(a) do
if (a[i] in ['A'..'F','a'..'f']) or (a[i] in ['0'..'9']) then k:=k+1;
if (k=length(a)) then writeln ('Число шестнадцатеричное') else writeln ('Число не шестнадцатеричное');
end.

Вводится число. Выводится сообщение является ли оно шестнадцате-ричным


Слайд 125Задача 5
program symbol5;
uses CRT;
var
a,x:string;
b,c,d:char;
i,k,h:integer;
begin
x:=('');
read (a);

for i:=1 to length (a) do
if ((ord(a[i]))>=(ord('0')))and((ord(a[i]))<=(ord('9'))) then
x:=x+a[i];
val(x,k,h);
write(k);
end.

Вводится строка. Строка преобразуется в число


Слайд 126Задача 6
program symbol6;
uses CRT;
var
a:string;
b:char;
i:integer;
begin
writeln (‘Введите

фразу');
readln (a);
b:=' ' ;
for i:=1 to length(a) do
if a[i]=b then Delete(a, i, 1);
writeln (a);
end.

Вводится строка. Выводится строка без пробелов.


Слайд 127Задача 7
program symbol7;
uses CRT;
var
a,s:string;
b:char;
i:integer;
begin
writeln (‘Введите

фразу');
readln (a);
b:=' ' ;
for i:=1 to length(a) do
if a[i]=b then Delete(a, i, 1);
s:='' ;
for i:=length(a) downto 1 do
s:=s+a[i];
if a=s then writeln (‘фраза палиндром') else writeln (‘фраза не палиндром');
end.

Ввести символьную строку и проверить, является ли она палиндромом (палиндром читается одинаково в обоих направлениях).


Слайд 128Задача 8
program symbol8;
const LIM=100;
var Info: array[1..LIM] of record

name: string;
ball: integer;
end;
i, k, N, mark: integer;
c: char;
begin
readln(N);
{ ввод исходных данных }
for i:=1 to N do begin
{ ввод имени и фамилии }
Info[i].name := '';
for k:=1 to 2 do
repeat
read(c);
Info[i].name := Info[i].name + c;
until c = ' ';
{ ввод и суммирование оценок }
Info[i].ball:= 0;
read(mark);
Info[i].sum := Info[i].sum + mark;
end;
end.

На вход программе подаются сведения о сдаче экзаменов учениками 9-х классов некоторой средней школы. В первой строке сообщается количество учеников N, которое не меньше 10, но не превосходит 100, каждая из следующих N строк имеет следующий формат:
<Фамилия> <Имя> <оценка>,
где <Фамилия> – строка, состоящая не более чем из 20 символов, <Имя> – строка, состоящая не более чем из 15 символов, <оценка> – через пробел целое число, соответствующее оценке по пятибалльной системе. <Фамилия> и <Имя>, а также <Имя> и <оценки> разделены одним пробелом. Пример входной строки:
Иванов Петр 4


Слайд 129Задача 9 (обработка латинских символов)
На вход программе сначала подаются строчные английские

буквы. Ввод символов заканчивается точкой (другие символы, отличные от “a”..“z”, во входных данных отсутствуют). Требуется написать как можно более эффективную программу, которая будет печатать буквы, встречающиеся во входной последовательности, в порядке увеличения их встречаемости. Каждая буква должна быть напечатана один раз. Точка при этом не учитывается.
Если какие-то символы встречаются одинаковое количество раз, то они выводятся в алфавитном порядке.
Например, пусть на вход подаются следующие символы: baobaba,
В данном случае программа должна вывести: oab

Слайд 1309-1.
program symbol9;
var a:array[0..25] of integer;
m:array[0..25] of 'a'..'z';
c:

char;
i, j, k:integer;
begin
for i:= 0 to 25 do
begin
a[i]:=0;
m[i]:=chr(ord('a')+i);
end;

Объявление и определение начальных значений переменных.


Слайд 1319-2.




read(c);
while c'.' do
begin
a[ord(c) - ord('a')] :=

a[ord(c) - ord('a')] + 1;
read(c);
end;

Ввод строки символов и заполнение исходного массива.


Слайд 1329-3.
for i:= 1 to 25 do
for j:= 0 to 24

do
if a[j]>a[j+1] then
begin
k:=a[j]; c:=m[j];
a[j]:=a[j+1]; m[j]:=m[j+1];
a[j+1]:=k; m[j+1]:=c
end;
end.

Сортировка символов по возрастанию количества встреченных букв.


Слайд 1339-4.
i:=0;
while a[i]=0 do i:=i+1;
for j:=i to 25 do
write(m[j]);
writeln
end.
Вывод элементов массива

в порядке возрастания количества символов с пропуском символов, которые отсутствуют в введенной строке.

Слайд 134ОБРАБОТКА ЧИСЛОВЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ


Слайд 135По каналу связи передаётся последовательность положительных целых чисел, все числа не

превышают 1000. Количество чисел известно, но может быть очень велико. Затем передаётся контрольное значение последовательности – наибольшее число R, удовлетворяющее следующим условиям:
1) R – произведение двух различных переданных элементов последовательности («различные» означает, что не рассматриваются квадраты переданных чисел; допускаются произведения различных элементов последовательности, равных по величине);
2) R делится на 21.
Если такого числа R нет, то контрольное значение полагается равным 0.
В результате помех при передаче как сами числа, так и контрольное значение могут быть искажены.

Напишите эффективную, в том числе по используемой памяти, программу (укажите используемую версию языка программирования, например, Borland Pascal 7.0), которая будет проверять правильность контрольного значения. Программа должна напечатать отчёт по следующей форме:
Вычисленное контрольное значение: …
Контроль пройден (или – Контроль не пройден)
Перед текстом программы кратко опишите используемый Вами алгоритм решения. На вход программе в первой строке подаётся количество чисел N. В каждой из последующих N строк записано одно натуральное число, не превышающее 1000. В последней строке записано контрольное значение.

Слайд 136Пример входных данных:
6
70
21
997
7
9
300
21000

Пример выходных данных

для приведённого выше примера входных данных:
Вычисленное контрольное значение: 21000
Контроль пройден

По каналу связи передаётся последовательность положительных целых чисел, все числа не превышают 1000. Количество чисел известно, но может быть очень велико. Затем передаётся контрольное значение последовательности – наибольшее число R, удовлетворяющее следующим условиям:
1) R – произведение двух различных переданных элементов последовательности («различные» означает, что не рассматриваются квадраты переданных чисел; допускаются произведения различных элементов последовательности, равных по величине);
2) R делится на 21.
Если такого числа R нет, то контрольное значение полагается равным 0.

Напишите эффективную, в том числе по используемой памяти, программу , которая будет проверять правильность контрольного значения.

На вход программе в первой строке подаётся количество чисел N. В каждой из последующих N строк записано одно натуральное число, не превышающее 1000. В последней строке записано контрольное значение.


Слайд 137Модули, которые должны присутствовать в решении задания 27
Описание используемых переменных
Инициализация
Организация

ввода
Организация обработки
Организация вывода

Слайд 138Произведение двух чисел делится на 21, если:
один из сомножителей делится на

21 (второй может быть любым) либо
ни один из сомножителей не делится на 21, причём один из сомножителей делится на 7, а другой – на 3.
Поэтому программа, вычисляющая кодовое число, может работать так.
Программа читает все входные данные один раз, не запоминая все данные в массиве. Программа для прочитанного фрагмента входной
последовательности хранит значения четырёх величин:
М7 – самое большое число, кратное 7, но не кратное 3;
M3 – самое большое число, кратное 3, но не кратное 7;
M21 – самое большое число, кратное 21;
МAX – самое большое число среди всех элементов последовательности,
отличное от М21 (если число М21 встретилось более одного раза и оно же является максимальным, то MAX = M21).
После того как все данные прочитаны, искомое контрольное значение
вычисляется как максимум из произведений М21*MAX и М7*М3.

Словесное описание алгоритма решения задания 27


Слайд 139var M7,M3,M21,R,MAX,dat,res,i,N: longint;
begin
M7 := 0;
M3 := 0;
M21 := 0;
MAX := 0;
readln(N);
for

i := 1 to N do
Begin

end;


end.

Количество чисел N известно, но может быть очень велико.

все числа не превышают 1000


R – произведение двух различных переданных элементов последовательности


Слайд 140var M7,M3,M21,R,MAX,dat,res,i,N: longint;
begin
M7 := 0;
M3 := 0;
M21 := 0;
MAX := 0;
readln(N);
for

i := 1 to N do
Begin

end;
readln(R);
if (M7*M3 < M21*MAX) then res := M21*MAX else res := M7*M3;
writeln('Вычисленное контрольное значение: ',res);
if R = res then writeln('Контроль пройден')
else writeln('Контроль не пройден');
end.

контрольное значение последовательности – наибольшее число R, удовлетворяющее следующим условиям:
1) R – произведение двух различных переданных элементов последовательности
2) R делится на 21



Слайд 141var M7,M3,M21,R,MAX,dat,res,i,N: longint;
begin
M7 := 0;
M3 := 0;
M21 := 0;
MAX := 0;
readln(N);
for

i := 1 to N do
Begin


end;
readln(R);
if (M7*M3 < M21*MAX) then res := M21*MAX else res := M7*M3;
writeln('Вычисленное контрольное значение: ',res);
if R = res then writeln('Контроль пройден')
else writeln('Контроль не пройден');
end.

readln(dat);
if ((dat mod 7) = 0) and ((dat mod 3) > 0) and (dat > M7) then M7 := dat;

if ((dat mod 3) = 0) and ((dat mod 7) > 0) and (dat > M3) then M3 := dat;

if (dat mod 21 = 0) and (dat > M21) then
begin
if M21 > MAX then MAX := M21;
M21 := dat
end
else
if dat > MAX then MAX := dat;


Слайд 142Пример программы, неэффективной по времени и по памяти
Var R,MAX,dat,res,i,N: longint;
a[i]:array of

integer;
begin
readln(N);
for i := 1 to N do
Readln (a[i]);
max := 0;
for i := 1 to n - 1 do
for j := i + 1 to n do
if ((a[i]*a[j]) mod 21 = 0) and
((a[i]*a[j]) > max) then
max := a[i]*a[j];
readln(R);
if R = max then writeln('Контроль пройден')
else writeln('Контроль не пройден');


Слайд 143Сравнение формулировок задания 27


Слайд 144Формулировка задания 27 для участника ЕГЭ
Вам предлагается два задания, связанные с

этой задачей: задание А и задание Б. Вы можете решать оба задания А и Б или одно из них по своему выбору.
Задание Б является усложненным вариантом задания А, оно содержит дополнительные требования к программе.

А. Напишите на любом языке программирования программу для решения поставленной задачи, в которой входные данные будут запоминаться в массиве, после чего будут проверены все возможные пары элементов. Перед программой укажите версию языка программирования. ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите, что программа является решением ЗАДАНИЯ А. Максимальная оценка за выполнение задания А равна 2 баллам.

Б. Напишите программу для решения поставленной задачи, которая будет эффективна как по времени, так и по памяти (или хотя бы по одной из этих характеристик). Максимальная оценка за выполнение задания Б равна 4 баллам.

Итоговая оценка выставляется как максимальная из оценок за задания А и Б. Если решение одного из заданий не представлено, то считается, что оценка за это задание составляет 0 баллов.

Слайд 145Объявление переменных и ввод данных в массив
const K = 6; //расстояние

между измерениями
var
N, i, j:integer;
data: array[1..10000] of real;
min: real;

begin
readln(N); //ввод количества элементов

for i:=1 to N do readln(data[i]); //все элементы сохранены в массив


Слайд 146Обработка массива и вывод результата (2014 г.)
min := 1000001; // любое

число, большее 1000*1000

for i:=1 to N-K do
for j:=i+K to N do
if data[i]*data[j] < min then
min := data[i]*data[j];

writeln (min);

end.

Слайд 147Обработка массива и вывод результата (2015 г.)
min := 1000001; // любое

число, большее 1000*1000

for i:=1 to N-K do
for j:=i+K to N do
if (data[i]*data[j] mod 2 = 0) and (data[i]*data[j] < min) then
min := data[i]*data[j];

If (min =10000001) then writeln (‘-1’)
else writeln (min);

end.

Слайд 148Программа эффективная по времени и неэффективная по памяти (2014 г.)
const K =

6;
var data: array[1..10000] of real;
min, minPrev: real;
N, i: integer;
begin
readln(N);
for i:=1 to N do readln(data[i]); //все элементы сохранены в массив
min := 1000001; // любое число, большее 1000*1000
minPrev := 1001; //начальное значение предыдущего минимума
for i:=K+1 to N do begin
if data[i-K] < minPrev then minPrev := data[i-K]; //минимум из предыдущих эл-тов
if minPrev*data[i] < min then min := minPrev*data[i]; // поиск минимума
end;
writeln(min);
end.


Слайд 149Программа эффективная по времени и неэффективная по памяти (2015 г.)
const
s =

6; {требуемое расстояние между показаниями}
amax = 1001; {больше максимально возможного показания}
var
N, p, i: integer;
a: array[1..10000] of integer; {все показания прибора}
ma: integer; {минимальное число без s последних}
me: integer; {минимальное чётное число без s последних}
mp: integer; {минимальное значение произведения}
begin
readln(N);
for i:=1 to N do readln(a[i]); {Ввод всех показаний прибора}
ma := amax; me := amax; mp := amax*amax;
for i := s + 1 to N do
begin
if a[i-s] < ma then ma := a[i-s];
if (a[i-s] mod 2 = 0) and (a[i-s] < me) then me := a[i-s];
if a[i] mod 2 = 0 then p := a[i] * ma
else if me < amax then p := a[i] * me
else p := amax * amax;
if (p < mp) then mp := p
end;
if mp = amax*amax then mp := -1;
writeln(mp)
end.

Слайд 150Программа эффективная по памяти и времени 2014 г.
const K = 6;
var

data: array[1..K] of real;
min, minPrev, x: real;
N, i, j: integer;
begin
readln(N); //считано количество элементов
for i:=1 to K do readln(data[i]); //считаны первые шесть элементов
min := 1000001; // начальное значение искомого произведения
minPrev := 1001; //начальное значение предыдущего минимума
for i:=K+1 to N do begin
if data[1] < minPrev then minPrev := data[1]; //сравниваем minPrev с первым элементов массива
readln(x);// считан очередной элемент
if minPrev*x < min then min := minPrev*x; // ищем минимум
for j:=1 to K-1 do data[j] := data[j+1]; // сдвигаем массив данных так, чтобы первый элемент «ушёл»
data[K] := x; //записываем в последний элемент массива последнее прочитанное значение
end;
writeln(min);
end.

Слайд 151Программа эффективная по памяти и времени 2015 г.
const K = 6;
var data:

array[1..K] of real;
min, minPrev, x: real;
N, i, j: integer;
begin
readln(N); //считано количество элементов
for i:=1 to K do readln(data[i]); //считаны первые шесть элементов
{Ввод остальных значений, поиск минимального произведения}
ma := 1001; me := 1001; mp :=1001*1001;
for i := K + 1 to N do begin
readln(a_);
if a[1] < ma then ma := a[1];
if (a[1] mod 2 = 0) and (a[1] < me) then me := a[1];
if a_ mod 2 = 0 then p := a_ * ma
else if me < 1001 then p := a_ * me
else p := 1001* 1001;
if (p < mp) then mp := p;
{сдвигаем элементы вспомогательного массива влево}
for j := 1 to s - 1 do
a[j] := a[j + 1];
a[s] := a_
end;
if mp = 1001*1001 then mp:=-1;
writeln(mp)

Слайд 152Анализ ошибок, допущенных при выполнении задания №27 участниками ЕГЭ 2016 года

и примеров решений данного задания.

Филиппов Владимир Ильич,
старший преподаватель кафедры информационно-коммуникационных технологий


Слайд 153Задача 27 (2016 г.)


Слайд 154Основные типы ошибок, допущенных при выполнении задания 27 в 2016 году
алгоритмические

(содержательные) ошибки, возникшие вследствие того, что учащиеся не поняли условия задачи;
неправильное выделение этапов работы программы (подзадач), пропуск некоторых этапов;
отдельные синтаксические ошибки.


Слайд 155Пример программы, верно решающей задание А

var
a: array [1..6, 1..2] of longint;


il, i2, i3, i4, i5, i6: longint;
s, sMax: longint;
begin
for i 1: = 1 to 6 do readln(a [il, 1] , a[il,2]);
sMax := 0;
for i1:=1 to 2 do
for i2:=1 to 2 do
for i3:=1 to 2 do
for i4:=1 to 2 do
for i5:=l to 2 do
for i6:=l to 2 do
begin
S:=a[l,il]+a[2,i2]+a[3,i3]+a[4,i4]+a[5,i5]+a[6,i6];
if (s mod 4 <> 0) and (s > sMax) then sMax := s
end;
writeln(sMax)
end.

Источник: Критерии оценивания, вариант 407


Слайд 156Пример программы, верно решающей задание Б
Источник: Критерии оценивания, вариант 407


Слайд 157Пример программы, верно решающей задание Б
Источник: Критерии оценивания, вариант 407


Слайд 158Пример решения №1

var n,x,y,d,s,i: longint;
begin
s:=0; d:=10001;
readln(n);

for i:=1 to n do
begin
readln(x,y);
if x>y then
begin
s:=s+x;
if ((x-y)>0) and ((x-y) mod 4 >0) and ((x-y) end
else
begin
s:=s+y;
if ((y-x)>0) and ((y-x) mod 4 >0) and ((y-x) end;
end;
if s mod 4 =0 then
begin
if d=10001 then writeln(0) else writeln(s-d)
end
else writeln(s);
end.


Слайд 159Пример решения №2

var sum, n, i:longint;
x,a,b,minr,r:integer;
begin

readln(n);
minr:=10001;
sum:=0;
for i:=1 to n do begin
readln(a,b);
if a sum:=sum+a;
r:=a-b;
if (r mod 4<>0) and (r then minr:=r;
end;
if sum mod 4<>0
then writeln(sum)
else if minr=10001
then writeln(0)
else writeln(sum-minr);
end.


Слайд 160Пример решения №3

var a,b,count,n,sum:integer;
function maximum(a,b:integer):integer;
begin
maximum:=0;
if (a

mod 4<>0) and (a>b)
then maximum:=a
else if (b mod 4<>0) then maximum:=b;
end;

begin
readln(n);
count:=1;
repeat
count:=count+1;
readln(a,b);
sum:=sum+f(a,b);
until n=count;
writeln (sum);
end.


Слайд 161Пример решения №4

const amax=10000;
var a,b,dmax,s,i:integer;
n:longint;
begin
s:=0;

if (amax+1) mod 4=0 then dmin:=amax+1
else dmin:=amax+2;
for i:=1 to n do begin
readln(a,b);
if a>b then s:=s+a else s:=s+b;
if ((a-b) mod 4<>0) and (abs(a-b) then dmin:=abs(a-b);
end;
if s mod 4 =0 then
if dmin>amax then s:=0 else s:=s-dmin;
writeln(s);
end.

Слайд 162Пример решения №5

var n,a,b,c,i,s,k:intger;
begin
readln(n);
s:=0; k:=10000;
for i:=1 to n

do
begin
writeln(a,b);
if a>b then begin s:=s+a; c:=a-b end
else begin s:=s+b; c:=b-a; end;
if (c0) then k:=c;
end;
if s mod 4<>0 then writeln(s);
if k<>10000 then writeln(s-k)
else writeln(0);
end.

Слайд 163Дополнительные источники информации
Ресурсы сети Интернет
http://kpolyakov.spb.ru/
http://inf.reshuege.ru/
Учебные пособия:
Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ.

Экспресс-курс. Под ред. Евич Л.Н., Кулабухова С.Ю. (Р.н.Д, Феникс, 2015, 496с.)
Богомолова О.Б. «Информатика. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ» (М., АСТ, Астрель, 2014, 416с.)
Вовк Е.Т., Глинка Н.В., Грацианова Т.Ю. и др. «Информатика. Пособие для подготовки к ЕГЭ» (М., Бином, 2013, 322с.)
А. Шень. Игры и стратегии с точки зрения математики. (М., МЦНМО, 2008 г.) Электронная версия книги являет ся свободно распространяемой и доступна по адресу ftp://ftp.mccme.ru/users/shen/games.zip
Публикации в журнале «Информатика»
Златопольский Д.М. Задачи на обработку строк в ЕГЭ по информатике. / “Информатика” № 9/2011.
Златопольский Д.М. Методика решения задач С4 из ЕГЭ по информатике. / “Информатика” № 17/2011.
Златопольский Д.М. Обработка латинских букв, или Еще раз о задачах С4 из ЕГЭ по информатике / “Информатика” № 5/2012.


Слайд 164Общие рекомендации по организации подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике и

ИКТ

Познакомиться с требованиями к оформлению заданий с развернутым ответом и четко следовать им.
При оформлении решения задания 25 обязательно объявлять начальные значения переменных.
При оформлении решения задания 26 использовать таблицу или ориентированный граф. Не использовать «необрубленное» дерево!
С целью экономии времени выбрать одну из двух задач задания 27.
Познакомиться с критериями оценивания заданий с развернутым ответом.


Слайд 165Динамика решаемости заданий с развернутым ответом за два года


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика