Интерактивная игра По страницам русской классики (10 – 11 класс) презентация

Содержание

Год литературы 10 «Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем…, а не Онегина, ибо ,бесспорно, она … поэмы» (Ф.М. Достоевский). Как вы думаете, чьё имя

Слайд 1
Интерактивная игра
«По страницам русской классики»
( 10 – 11 класс)
Подготовила учитель русского

языка
и литературы МБОУ «Карпогорская СОШ №118»
Серебренникова Ирина Николаевна

Слайд 2


Слайд 3Год литературы 10
«Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы

назвал свою поэму именем…, а не Онегина, ибо ,бесспорно, она … поэмы» (Ф.М. Достоевский). Как вы думаете, чьё имя Достоевский предлагает вынести в заглавие романа и почему? (вставьте по два слова на месте пропуска)


ТЕМА: Кого из героев русской литературы
можно причислить к идеальным персонажам ?

«Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал
свою поэму именем Татьяны Лариной, а не Онегина, ибо ,бесспорно,
она главная героиня поэмы» (Ф.М. Достоевский).

Прим. «Евгений Онегин» - роман в стихах



Слайд 4 Год литературы 20
ТЕМА : Кого из литературных героев вы понимаете,

но не принимаете?

Какой литературный герой записывает эти слова в своём «Журнале» накануне дуэли? Назовите автора, произведение и главу.
«Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья - и никогда не мог насытиться…»


Роман М. Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
Гл. «Княжна Мери», Григорий Александрович Печорин


Слайд 5 Год литературы 30
Автор писал этот роман на протяжении 6 лет,

с 1863 по 1869 годы. По историческим сведениям, он вручную переписал его 8 раз, а отдельные эпизоды писатель переписывал более 26 раз.
Это произведение было самым издаваемым произведением художественной литературы в СССР за 1918—1986 годы: общий тираж 312 изданий составил 36,085 млн экземпляров. Начиная с 1913 года, этот роман экранизировался более 10 раз, в т.ч. в Великобритании, Германии, США. Переведён этот роман на многие европейские языки, например, французский, английский, немецкий, а также на многие языки народов бывшего СССР, а в 2012 году был даже переведён на язык пушту (Афганистан).
О каком романе идёт речь?

Тема: Творец книги — автор, творец ее судьбы — общество


Л.Н.Толстой «Война и мир»


Слайд 6Год литературы 40
В 1933 этот писатель стал первым русским лауреатом Нобелевской

премии по литературе – «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер». Среди номинантов на премию того года фигурировали также М.Горький и Дм. Мережковский. Во многом чашу весов в пользу этого писателя склонило появление к тому времени в печати первых 4 книг романа « …», во многом автобиографического. О каком писателе и о каком романе идёт речь? Какие ещё произведения этого автора вы читали?

Иван Алексеевич Бунин (1879 – 1953)
Роман «Жизнь Арсеньева»;
«Деревня», «Суходол», «Антоновские яблоки»,
«Господин из Сан-Франциско», Солнечный удар»,
«Тёмные аллеи» и др.


Тема : Писатели – юбиляры 2015 года



Слайд 7Год литературы 50
Тема: «Поэт в России больше, чем поэт…» (Евг. Евтушенко)
Кому

принадлежат эти поэтические строки?


И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век прославил я свободу,
И милость к падшим призывал.

Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!

Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.

Быть поэтом — это значит то же,       Если правды жизни не нарушить,       Рубцевать себя по нежной коже,       Кровью чувств ласкать чужие души.

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

А.С.Пушкин

В.В. Маяковский

С.Есенин


М.Цветаева

Н.А.Некрасов


Слайд 8Путь 10
ТОСНА, ЛЮБАНИ, ЧУДОВО, СПАССКАЯ ПОЛЕСТЬ, ПОДБЕРЕЗЬЕ, НОВГОРОД, БРОННИЦЫ, ЗАЙЦОВО,

ЕДРОВО… - в каком произведении повествователь-путешественник проезжает эти места и описывает свои впечатления от увиденного?

А.Н. Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву»





Слайд 9
Путь 20
На каком пароходе и как

отправлялся в путешествие и возвращался на родину герой рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?


На пароходе «Атлантида», который «был похож на громадный отель со всеми удобствами, — с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой» - отправлялся на верхней палубе, среди знатных и богатых людей. «Тело же мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света на том же корабле», но его ««глубоко спустили в просмоленном гробе в черный трюм».



Слайд 10Путь 30
Этого героя читатель впервые встречает, когда «В начале июля,

в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту». До места, где произойдёт главное в его жизни событие, было «всего семьсот тридцать шагов». Гораздо длиннее оказался путь покаяния: в финале мы видим героя в остроге, в Сибири, на каторге. «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью». О каком произведении и о каком герое идёт речь?

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Родион Романович Раскольников



Слайд 11Путь 40
«К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники»,

- писал Владимир Набоков. Повесть Н.С.Лескова - своеобразное, художественно переосмысленное житие грешника, который после жизненных испытаний становится праведником.  На долю Ивана выпали многие испытания: это и падение с лошадью в пропасть, и многолетний татарский плен, и страстная любовь к прекрасной цыганке, и ее же убийство, и военный подвиг, и монашество. О каком произведении и о каком герое-страннике идёт речь?

Н. С. Лесков «Очарованный странник»
Иван Северьянович Флягин



Слайд 12Кот в мешке


Слайд 13 Путь

50

К кому обращаются крестьяне-странники с вопросом
«Кому живётся счастливо, вольготно на Руси?»
в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?


К попу, к простому народу
(каменотёсу, дворовому человеку,
старухе, солдату),
к помещику,
Матрёне Тимофеевне Корчагиной («Губернаторше»)


Слайд 1410
Дом 10
И.С.Тургенев Стихотворения в прозе
Русский язык     
 Во дни сомнений, во дни тягостных

раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Июнь, 1882


«…Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома…» Назовите автора, жанр, название произведения. О чём (« …не будь тебя…») идёт речь?
Прочитайте наизусть произведение (по возможности).


Слайд 15Дом 20
О какой семье идёт речь в отрывке? От чьего имени

ведётся рассказ? Назовите автора, жанр и название произведения.
«В доме коменданта был я принят как родной. Муж и жена были люди самые почтенные. Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию. Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком. Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. Мы познакомились. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку. Незаметным образом я привязался к доброму семейству…»

Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (иногда называют исторической повестью)
Повествование ведётся от имени главного героя Петра Гринёва



Слайд 16Дом 30
Узнайте

по описанию, кому из героев поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» принадлежит усадьба.
«Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два…Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку…Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками… Казалось, в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившемся маятником…»
«Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины. На картинах всё были молодцы, всё греческие полководцы, гравированные во весь рост. Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые. Чичиков еще раз окинул комнату— все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства.»
)Окинувши взглядом комнату, он теперь заметил, что на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче. Часы опять испустили шипение и пробили десять. Подошедши к окну, он начал рассматривать бывшие перед ним виды: окно глядело едва ли не в курятник; по крайней мере, находившийся перед ним дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью.»

1. Плюшкин 2. Собакевич 3. Коробочка



Слайд 17Дом 40

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» тема семьи («мысль семейная») занимает одну из ключевых позиций. Автор показывает в динамике истории нескольких семей, отмечая особенности их внутренней жизни. Определите по перечисленным качествам, о какой семье идёт речь, перечислите членов этих семей.
Теплота, непосредственность, атмосфера всеобщей любви, патриотизм, щедрость, близость к народной культуре.
Порядок, следование традициям и устоям, размеренность, сдержанность, напряженная внутренняя жизнь, несколько аскетичная и суровая
Низменные стремления, корыстолюбие, внешний лоск при отсутствии духовной жизни, беспринципность, лицемерие, расчётливость,эгоизм

1) Ростовы(Граф Илья Николаевич и графиня Наталья Ростова (урожд. Шиншина) , дети: Вера, Николай, Петя, Наташа и племянница графа, Соня)
2) Болконские (Князь Николай Андреевич, дети: кн. Андрей, кн. Марья)
3) Курагины (Князь Василий, дети: Элен, Анатоль, Ипполит)



Слайд 18Кот в мешке


Слайд 19Дом 50

1) Два чувства дивно близки нам -  В них обретает сердце

пищу -  Любовь к родному пепелищу,  Любовь к отеческим гробам. 


2) Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой.



3) Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.


4) Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».


5) Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь



Слайд 20Любовь 10
С какими украшениями связаны образы Веры Николаевны Шеиной и Олеси,

героинь произведений А.И.Куприна? Назовите также произведение и его жанр.

«Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», — единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви».(повесть «Олеся»)
«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину». (рассказ «Гранатовый браслет»)



Слайд 21Любовь 20
И.А. Бунин «Тёмные аллеи»


Сборник рассказов, ставший вершиной позднего творчества И.А.Бунина, включает более 30 произведений. «Все рассказы этой книги только о любви…»,– писал автор. Любовь в его прозе как таинственная стихия – внезапна, откровенна и почти всегда трагична. Рождение этой книги явилось для Бунина подтверждением той великой, Божественной силы искусства, которая способна противостоять самым тяжким потрясениям современности.  О каком цикле рассказов идёт речь? Какие рассказы о любви И.А.Бунина (в т.ч. из этого сборника) вы читали?


«Тёмные аллеи», «Кавказ», «Чистый понедельник», «Качели»,
«Лёгкое дыхание», «Солнечный удар» и др.


Слайд 22Любовь 30
Л.Н. Толстой «Война и мир»;
1,2 – Наташа Ростова
3,4 –

Марья Болконская


Эти цитаты - из романа-эпопеи известного русского писателя. Назовите автора, произведение. О каких 2 женских образах идёт речь?
1) «Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь и проснулась жизнь». 
2) «Эту-то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную, эту-то душу ее, которую как будто связывало тело, эту-то душу я и любил в ней... 
3)«Она не могла ничего понимать, ни о чем думать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой, ей казалось, она не знала до этой минуты».
4)«В помышлениях о браке ей (…) мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».


Слайд 23 Любовь 40
И.А.Гончаров «Обломов» Илья Ильич Обломов – Ольге Ильинской
2) И.С.

Тургенев «Отцы и дети» Евгений Базаров – Анне Одинцовой


Писатели часто проводят героев своих произведений через испытание любовью, в котором в полной мере проявляется их характер. Каждый герой, в силу обстоятельств и душевного склада, по своему преодолевает это испытание. Определите, о каких героях идёт речь в приведённых ниже отрывках, к кому они обращаются. Назовите произведения и авторов.
"Вам странно, Ольга Сергеевна, вместо меня самого получить письмо, когда мы так часто видимся. Прочитайте до конца, и вы увидите, что мне иначе поступить нельзя. Мы полюбили друг друга так внезапно, так быстро, как будто оба вдруг сделались больны, и это мне мешало очнуться ранее. И я всякий день думал: "Дальше не увлекусь, я остановлюсь…" -- и увлекся, и теперь настает борьба, в которой требую вашей помощи. Я только сегодня понял, куда я падаю, и я решился остановиться. Многие бы удивились моему поступку: отчего бежит? скажут; другие будут смеяться надо мной: пожалуй, я и на то решаюсь. Уж если я решаюсь не видаться с вами, значит на все решаюсь…»
«Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове… Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь — форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что — какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая...»


Слайд 24Любовь 50

1) О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы

то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

3) Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем.

2) Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою.

4) Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

5) В лоб целовать — заботу стереть. В лоб целую. В глаза целовать — бессонницу снять, В глаза целую. В губы целовать — водой напоить. В губы целую. В лоб целовать — память стереть. В лоб целую.

1) Ф.И Тютчев

2) М.Ю. Лермонтов

А.С.Пушкин

С. Есенин

М.Цветаева


Слайд 25Время 10
М.Ю.Лермонтов в стихотворениях «Бородино» и «Дума» размышляет о судьбах молодого

поколения 30-х годов 19 века. (После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях проявляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум. Даже лучшие представители молодежи не знали, куда можно приложить свои силы, становились безразличными ко всему, превращались в "лишних людей»).


«…Да, были люди в наше время
Не то, что нынешнее племя,
Богатыри, не вы…»

«Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно».

Кто автор этих строк? О каком «нынешнем племени» и «нашем поколении» пишет поэт?


Слайд 26Кот в мешке


Слайд 27Время 20
«Мера жизни не в длительности, а в том, как вы

ее использовали»,- писал французский философ М. Монтень. Один из героев рассказа Чехова говорит: «Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой». Какой заветной мечте посвятил свою жизнь герой рассказа А.П.Чехова Чимша-Гималайский? Как он осуществил её?

А.П. Чехов «Крыжовник» (Чимша-Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовником, недоедает, отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осуществил. Таким образом, всю свою жизнь он потратил на то, чтобы в конце иметь возможность есть кислый крыжовник из своего сада)



Слайд 28Время 30
В рассказе И.А.

Бунина (1900 год) и пьесе А.П. Чехова (1903 год) отображен один исторический период – разрушение «дворянских гнёзд» и дворянской культуры. В названиях этих произведений также есть сходная тема. О каких произведениях идёт речь?

И.А. Бунин «Антоновские яблоки»
А.П.Чехов «Вишнёвый сад»



Слайд 29Время 40
1) Какая честь для нас, для всей Руси! Вчерашний раб, татарин,

зять Малюты, Зять палача и сам в душе палач, Возьмет венец и бармы Мономаха..



Драма
«Борис Годунов»

2) Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. Идет. Ему коня подводят. Ретив и смирен верный конь. Почуя роковой огонь, Дрожит. Глазами косо водит И мчится в прахе боевом, Гордясь могучим седоком…

А. С. Пушкин часто обращался к теме роли личности в истории.
О каких исторических деятелях эти строки? В каких произведениях А.С.Пушкина они звучат?


Петр Первый
Поэма «Полтава»

3)«…мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле: «Емеля, Емеля! - зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь?».Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты…»

Емельян Пугачёв
«Капитанская дочка»


Слайд 30Своя игра


Слайд 31Время 50
Какие

исторические события и явления легли в основу произведений?
1) А.С.Пушкин «Медный всадник»
2) М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
3) Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
4) Л.Н. Толстой «Война и мир»
5) И.А. Бунин «Окаянные дни»

«Вступление» - Пётр I, нач. 18 века и последующее столетие, строительство Петербурга; далее - наводнение в Петербурге 7 ноября 1824 года.
16 век, Иван Грозный, опричнина.
Предположительно 15, 16 или 17 век, Запорожье, национально-освободительная борьба запорожских казаков против польской шляхты.
1805-1807, 1812 – война России с наполеоновской армией
Революция в России 1917 г., Гражданская война



Слайд 32Направление «Время»
Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и

философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.



Слайд 33Направление «Путь»
Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь»,

нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. 



Слайд 34Направление «Дом»
Дом - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности

бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего



Слайд 35 Направление «Любовь»

Любовь - направление даёт возможность посмотреть на любовь с

различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. 



Слайд 36Направление «Год литературы»
«Год литературы» - направление, с одной стороны, связано с проводимым

в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. 



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика