Слайд 1Информационные
технологии в логистике
Слайд 2ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Логистические информационные системы
подразделяются на три группы:
Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами.
Функциональные подсистемы различаются составом решаемых задач.
Обеспечивающие подсистемы могут состоять из разных элементов,
т. е. отличаться друг от друга техническим, информационным и математическим обеспечением.
Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем.
Слайд 6С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня:
Слайд 7В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным
материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи:
Это позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия.
СБЫТ
ПРОИЗВОДСТВО
СНАБЖЕНИЕ
Слайд 8Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистическую систему во внешнюю среду,
в совокупный материальный поток.
Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.
В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.
Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков.
Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.
Слайд 9В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:
возрастает скорость обмена
информацией;
уменьшается количество ошибок в учете;
уменьшается объем непроизводительной, «бумажной»
работы;
совмещаются разрозненные информационные блоки.
Слайд 10При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные
принципы:
Принцип использования аппаратных и программных модулей.
Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной
аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении.
Слайд 11Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:
ускорить их построение
снизить их
стоимость
повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;
обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления
Слайд 12Принцип возможности поэтапного создания системы
Логистические информационные системы, построенные на базе
современных электронных систем, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развивающимися системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач.
При этом следует иметь в виду, что определение этапов создания системы, т. е. выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической информационной системы и на эффективность ее функционирования.
Слайд 13Принцип четкого установления мест стыка. В местах стыка материальный и информационный
потоки переходят через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания мест стыка является одной из важных задач логистики.
Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.
Принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек — машина».
Слайд 14Штриховое кодирование
Совокупность средств и методов автоматизированного учета движения товаров и финансовых
потоков, хранения, обработки, передачи и использования информации, закодированной с помощью штрихкодов.
Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос различной ширины.
Слайд 15
Штриховой код наносится на готовое изделие производителем.
Способы нанесения
офсетная
точечно-матричная печать
литография
фотопленочные шаблоны
Слайд 16
Компьютерная база данных формируется на предприятии изготовителе одновременно с присвоением кода.
При движении товаров информация о товаре передается по сети или на дискете.
Слайд 17
На складе получателя во время приемки товаров производится сканирование штрихового кода
с помощью стационарного сканирующего устройства, сканера-карандаша или портативного лазерного сканера. Информация перегружается в ЭВМ и сверяется с данными о партии по поступившим документам по сети ли на диске.
Слайд 18EAN/UCC
EAN/UCC – это глобальная международная система товарных
номеров, образованная более 20 лет назад на основе Европейской (European Article Numbering Association - EAN International) и Северо-Американской (Uniform Code Council - UCC) ассоциаций товарной нумерации. В настоящее время система EAN/UCC объединяет 92 национальные организации в 94 странах мира.
Слайд 19Регистрационный номер предприятия отображается на упаковке продукции в виде первых цифр
штрихового кода EAN (например, 460952). Первые цифры кода EAN называются префиксом национальной организации. Их присваивает EAN International (460 – ЮНИСКАН/ EAN РОССИЯ).
Штриховой код не может служить свидетельством страны происхождения товара. По префиксу можно определить только в какой национальной организации зарегистрировано то или иное предприятие.
Слайд 20
Система EAN/UCC по своему статусу является необязательной и добровольной. Нигде в
мире не существует нормативных актов, обязывающих то или иное предприятие (компанию) вступать в EAN и наносить на упаковку штриховые коды (исключение составляют Украина, Татарстан и Москва).
Слайд 21ШТРИХОВОЙ КОД НА ТРАНСПОРТНОЙ УПАКОВКЕ
На транспортную упаковку в виде штрихового
кода наносится 14-разрядный номер EAN-14. При этом используется графическая символика "2 из 5 чередующийся" (англ. Interleaved Two of Five – ITF). Поэтому и штриховой код сокращенно называют ITF-14
Слайд 22Преимущества технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов:
создание единой системы учета и контроля
движения товаров
сокращение численности персонала и отчетной документации
сокращение времени на логистические операции
сокращение времени обслуживания покупателей на 30%
ускорение прохождения информационных потоков.
Слайд 23 Однако для применения в России эта
технология имеет следующие недостатки:
относительная дороговизна оборудования
невозможность работы в отсутствие электроэнергии.