Слайд 2
Вопросы для изучения
Цели и задачи курса
Роль информации и средств ее
обработки
Предмет и содержание дисциплины, ее связь с другими дисциплинами.
Основные понятия
Структура современной информатики.
Слайд 3
1.1 Цели и задачи курса
Целью преподавания дисциплины является формирование необходимых знаний
для использования современных базовых компьютерных технологий в качестве инструмента решения практических задач в своей предметной области, а также изучение современных методов постановки, алгоритмизации, программирования и решения задач с применением средств вычислительной техники.
Слайд 4
Студент изучивший дисциплину должен знать:
- технические и программные средства реализации информационных
процессов;
- современное сервисное и системное программное обеспечение ПЭВМ;
- назначение и структуру средств вычислительной техники (на примере ПЭВМ);
- основы алгоритмизации задач;
- базовые элементы программирования на алгоритмическом языке;
- принципы работы в текстовых и графических редакторах, электронных таблицах, базах данных;
- технологии применения стандартных программ для компьютерного моделирования технических задач
Слайд 5
Студент изучивший дисциплину должен уметь:
ставить прикладные задачи, строить их матмодели, разрабатывать
алгоритмы
реализовывать построенный алгоритм в виде собственной программы на алгоритмическом языке для решения профессиональных задач
работать с программными средствами общего назначения и реализовывать разработанные программные комплексы.
Слайд 6
Студент изучивший дисциплину должен владеть:
- навыками самостоятельной постановки прикладных задач;
-
методами компьютерного моделирования технических систем и технологических процессов;
- методами программирования, использования стандартных программ для решения задач профессиональной деятельности.
Слайд 8 1.2 Роль информации и средств ее обработки в развитии общества
В 20
веке лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее.
Образование больших потоков информации обусловливается:
• чрезвычайно быстрым ростом числа документов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;
• постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;
• появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др).
Слайд 9Как результат - наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления:
•
появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - уже каждые 5 лет, с 1990 г. - ежегодно;
• существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
• возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.
Слайд 10Эти причины породили парадоксальную ситуацию - в мире накоплен громадный информационный
потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей.
Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения.
Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.
Информатизация общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Слайд 11Информатизация обеспечит переход общества от индустриального этапа развития к информационному.
По
сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производится и потребляется интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.
В ходе своего развития человеческое общество прошло через пять информационных революций:
первая из них была связана с введение языка,
вторая – письменности,
третья – книгопечатания,
четвертая – телесвязи,
пятая – информационная.
Высшей формой информации являются знания.
Слайд 12Информационная культура –умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее
получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технологические средства и методы.
Информационная культура проявляется в следующих аспектах:
- конкретные навыки по использованию технических средств;
- умение использовать множество программных продуктов;
- умение извлекать информацию из различных источников и ее эффективно пользоваться;
- владение основами аналитической переработки информации;
- умение работать с различной информацией;
- знание особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Слайд 13Черты информационного общества:
- решена проблема информационного кризиса;
- обеспечен приоритет информации по
сравнению с другими ресурсами;
- главной формой развития станет информационная экономика;
- в основу общества заложены автоматическое использование данных;
- информационная технология приобретет глобальный характер;
- формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
- реализован доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
- реализован гуманистический принцип управления обществом и воздействия на окружающую среду.
Ближе всего на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией – США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы.
Слайд 14 1.3 Предмет и содержание дисциплины, ее связь с другими дисциплинами
Информатика
- это наука, сложившаяся сравнительно недавно. Ее развитие связано с появлением в середине ХХ века электронно - вычислительных машин, которые явились мощными универсальными средствами для хранения, обработки и передачи информации.
Термин "информатика" образован из двух слов: информация и автоматика.
Появление информатики обусловлено возникновением и распространением новых технологий сбора, обработки и передачи информации, связанной с фиксацией данных на машинных носителях.
Слайд 15
Информатика - это комплексная, научная дисциплина, которая систематизирует приемы создания, хранения,
воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ними.
Информатика — очень широкая сфера научных знаний, возникшая на стыке нескольких фундаментальных и прикладных дисциплин.
Слайд 16
Информатика связана с:
философией и психологией — через учение об информации и
теории познания;
математикой — через теорию математического моделирования, дискретную математику, математическую логику и теорию алгоритмов;
лингвистикой — через учение о формальных языках и о знаковых системах;
кибернетикой — через теорию информации и теорию управления;
физикой и химией, электроникой и радиотехникой — через «материальную» часть компьютера и информационных систем.
Слайд 17
Информация - это совокупность сведений (данных), которая воспринимается из окружающей среды
(входная информация), выдается в окружающую среду (выходная информация) или сохраняется внутри определенной системы.
С понятием информации связаны такие понятия, как сигнал, сообщение и данные.
Сигнал — представляет собой любой процесс, несущий информацию.
Сообщение — это информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи.
Данные — это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами.
Слайд 18 Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств и методов используемая для сохранения,
обработки и выдачи информации с целью решения конкретной задачи.
В работе информационной системы можно выделить следующие этапы:
сбор данных - накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решения;
формализация данных - приведение данных, которые поступают из разных источников к единой форме;
фильтрация данных - устранение лишних данных;
сортировка данных - приведение в порядок с целью удобства использования;
архивация данных – сохранение удобной и доступной форме;
защита данных - комплекс мер, направленных на предотвращение потерь данных;
Слайд 19транспортирование данных - прием и передача данных между отдаленными пользователями информационного
процесса.
преобразование данных - преобразование данных с одной формы в другую, или с одной структуры в другую, или изменение типа носителя.
Обработка информации – получение одних информационных объектов из других информационных объектов путем выполнения некоторых алгоритмов.
Средства обработки информации — это всевозможные устройства и системы, созданные для обработки информации.
Слайд 20
Информационными объектами – предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые
с точки зрения их информационных свойств.
Информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство (книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, и др. )
Информационная технология — это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации.
Компьютер (ЭВМ) – устройство для преобразования информации посредством выполнения программной последовательности операций.
Слайд 21
Информатику обычно представляют состоящей из следующих частей (рисунок 1.1):
технические средства;
программные
средства;
алгоритмические средства.
Технические средства (hardware), аппаратные средства вычислительной техники.
Программные средства (software), программное обеспечение вычислительной техники, указывает на способность программного обеспечения модифицироваться, приспосабливаться, развиваться.
Алгоритмические средства необходимы для разработки четких и понятных шагов решения задач информатики и изучения методов и приемов построения алгоритмов.
Эти части могут быть использованы для реализации различных задач (рисунок 1.1) народного хозяйства и обеспечения информационных процессов.
Слайд 22
Рисунок 1.1 - Структура информатики
Слайд 23Возможность и эффективность использования информации обусловливается такими основными ее потребительскими показателями
качества, как
Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта.
Содержательность информации отражает семантическую емкость, равную отношению количества семантической информации в сообщении к объему обрабатываемых данных, т.е. C=Ic/Vд.
Достаточность (полнота) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения состав (набор показателей).
Слайд 24Актуальность информации определяется степенью сохранения ценности информации в момент ее использования.
Своевременность информации означает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного со временем решения поставленной задачи.
Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.
Достоверность информации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью.
Устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности.