Слайд 1Информационные технологии в юридической деятельности
Лекция 4: Государственная политика в сфере формирования
электронного правительства
Слайд 2
1. Понятие «электронное правительство».
2. Цели, задачи и приоритетеы государственной политики по формиованию «электронного правительства».
3. Единая система межведомственного электронного взамодействия.
Слайд 4Словосочетание «электронное правительство» вошло в обиход политики и практики информатизации последнего
времени наряду с другими терминами, обозначающими комплексное (электронное правосудие, электронный арбитраж, электронный нотариат и др.)
Оно выбрано с большой степенью условности …
В тексте Концепции формирования в электронного правительства понятие «электронное правительство» (ЭП) определяется как новая форма деятельности ОГВ, обеспечивающая за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения публичных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Признаки ЭП:
новая форма деятельности ОГВ и их взаимодействия, основанная на ИКТ и АИС
качественно новый уровень оперативности ОГВ (сокращение сроков принятия решений) и удобства (комфортности) получения публичных услуг и информации о деятельности ОГВ
Слайд 5
Формирование «Электронного правительства» в Российской Федерации стало необходимостью в силу существованию
ряда предпосылок:
массовая информатизация – широкое распространение ИКТ во всех сферах человеческой деятельности, что вызывает необходимость формировать ЭП;
приоритетное создание АИС, т.е. значительное увеличение государственных ИС в новой автоматизированной форме;
необходимость обеспечения интеграции многочисленных ИС и БД для эффективного обмена и электронного взаимодействия, а также электронного взаимодействия ОГВ и корпоративных ИС и БД.
необходимость обеспечения технического и технологического единства деятельности ОГВ, ОМС при использования ИС и БД для эффективного электронного взаимодействия ОГВ и корпоративных ИС и БД.
Слайд 62.Цели, задачи и приоритеты государственной политики по формированию электронного правительства
Цели :
повышение
эффективности деятельности ОГВ за счет улучшения качества всех административно-управленческих процессов,
повышение качества и доступности государственных услуг,
повышение открытости официальной информации о деятельности ОГВ.
Задачи:
развитие и применение в деятельности ОГВ средств удаленного доступа граждан и организаций к официальной информации
предоставление государственных услуг с использованием МФЦ и сети Интернет
создание защищенной системы межведомственного ЭДО
формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок обмена информацией в электронной форме между государственными органами, организациями и гражданами
Слайд 7Приоритетными направлениями государственной политики в области формирования электронного правительства на среднесрочную
перспективу (в ближайшие пять лет) являются:
1) предоставление государственных услуг с использованием современных ИКТ
2) развитие системы обеспечения удаленного доступа граждан к официальной информации на основе использования ИКТ
3.Предоставление публичных услуг на базе многофункциональных центров (МФЦ) по принципу «одного окна».
В мае 2012 года Президентом Российской Федерации поставлена задача развернуть в масштабе страны сеть МФЦ, которая позволит к началу 2016 года сделать все массовые и социально значимые услуги территориально доступными 90% населения страны.
МФЦ стал первым реально действующим инструментом, позволившим :
упростить процедуры оказания услуг населению,
синхронизировать работу разных ведомств,
создать комфортные условия для посетителей,
снизить временные и финансовые затраты населения при получении услуг.
Слайд 8Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг»
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) - организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна". Федеральными законами может быть предусмотрена иная организационно-правовая форма многофункционального центра
Принцип "одного окна" (одно обращение – одна услуга)
Принцип "одного окна" - предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя.
Слайд 9Преимущества принципа «одного окна»
Предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного
окна" должно обеспечивать существенное снижение издержек заявителей при взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления.
Принцип "одного окна" должен реализовываться многофункциональным центром путем организации взаимодействия с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, без участия заявителя с помощью инфраструктуры общественного доступа (информационные киоски, муниципальные библиотеки, инфоматы и др.) в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
Свыше 600 видов услуг предоставляется на базе МФЦ
По итогам 2014 года действуют около 1800 МФЦ (в 2014 г. – 760, в 2017 - 7497)
Слайд 10Особенности статуса МФЦ - ст. 16 Закона о предоставлении услуг (законспектировать
основные функции, права, обязанности и ответственность).
Методическое обеспечение деятельности многофункциональных центров (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию таких центров и обеспечению их деятельности, типового регламента многофункционального центра, форм отчетности и порядка ее представления) и мониторинг деятельности МФЦ осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации ОГВ - федеральным Министерством экономического развития Российской Федерации
МФЦ представляет интересы заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
МФЦ также представляет интересы органов, предоставляющих государственные и муницип. услуги, при взаимодействии с заявителями.
Координирующий центр, обеспечивающий интеграцию с автоматизированными системами ОГВ и ОМС и организациями, задействованными в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг;
Слайд 11
4. Предоставления услуг - через Единый портал «Госуслуги» http://www.gosuslugi.ru/
Ст.21 Закона
о предоставлении услуг приводит определение
Единый портал государственных и муниципальных услуг - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг;
Признаки:
Единый портал – это государственная информационная система
Обеспечивает предоставление услуг в электронной форме
Обеспечивает доступ к сведениям, размещенным в ГИС и МИС
Слайд 12
2.Второе приоритетное направление Гос.политики в развития ЭП - удаленный доступ граждан
и организаций к официальной И.
Это направление обеспечивается:
развитием сайтов государственных органов в сети Интернет (сайты ОГВ, единый федеральный портал государственных услуг и порталы услуг субъекта РФ),
формирование инфраструктуры общественного доступа (ЦОД на базе отделений федеральной почтовой связи, региональных и муниципальных библиотек, АРМы и терминалы, киоски-инфоматы в приемных ОГВ и др.)
Центры доступа должны быть установлены в шаговой доступности для населения во всех городах.
В других населенных пунктах Российской Федерации должен быть установлен как минимум 1 центр доступа.
Слайд 135.Единая система межведомственного электронного взаимодействия
Важным условием обеспечения формирования и развития
ЭП является -
Закон о предоставлении услуг дает определение МИВ Межведомственное информационное взаимодействие - осуществляемое в целях предоставления услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими услуги, подведомственными им организациями, участвующими в предоставлении услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, многофункциональными центрами;
В целях технологического обеспечения МИВ при предоставлении (исполнении) государственных и муниципальных услуг (функций) в электронном виде - создана единая система межведомственного электронного взаимодействия.
Слайд 14
Система межведомственного электронного взаимодействия - федеральная государственная информационная система, включающая базы
данных, сведения об истории движения электронных сообщений, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций при предоставлении в электронной форме публичных услуг и исполнении функций
Признаки системы МИВ:
- Государственная ИС
Определен состав системы МИВ:
- Базы данных (информационные ресурсы)
- Сведения об истории движения всех электронных сообщений (запросы заявителей, запросы ведомственные и межведомственные, ответы на запросы заявителей в рамках регламента)
- Программные и технические средства
Слайд 15Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. (в ред.05.12.2014 г.) № 697
«О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»
Постановление определяет основные правила взаимодействия, а также информационного обмена в целях предоставления услуг и исполнения функций в электронной форме.
Система взаимодействия осуществляется между :
Федеральными информационными системами федеральных ОГВ
Региональными ИС субъектов РФ и ОМС,
Подведомственными им организациями (владельцами БД и операторами услуг)
Иными органами и организациями (государственными и муниципальными учреждениями, многофункциональными центрами и иными организациями)
Одно условие - электронные сообщения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат обработке в системе взаимодействия.
Слайд 16
Цель Системы МИВ - технологическое обеспечение межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении
(исполнении) государственных и муниципальных услуг (функций) в электронном виде
Система МИВ предназначена для решения следующих задач:
обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
обеспечение предоставления публичных услуг в электронной форме, в том числе с использованием УЭК и федеральной ГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Слайд 17
Основные функции системы МИВ являются:
доступ к базам данных, подключенным к Системе
МИВ, а также электронным сервисам информационных систем, подключенных к системе взаимодействия;
обмен электронными сообщениями, т.е. передача а) запросов в системе МИВ (документов и сведений, необходимых для получения услуг) информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить государственные (муниципальные) услуги; б) запросов на единый портал (документов и сведений, необходимых для получения услуг); в) информации о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и результатах их предоставления;
фиксация времени передачи,, указания их авторства и др.;
обеспечение целостности и подлинности электронных сообщений, а также защиты передаваемой информации от несанкционированного доступа;
мониторинг (система наблюдения и оценки) работоспособности всех элементов Системы взаимодействия и электронных сервисов.
Слайд 18Единая инфраструктура системы МИВ включает:
Информационные элементы в составе следующих информационных систем
и входящих в них подсистем:
ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
ФГИС "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)";
ИС головного удостоверяющего центра, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,
ФГИС "Единая система идентификации и аутентификации ";
единая система межведомственного электронного взаимодействия;
ФГИС "Единая система нормативной справочной информации";
и др.
Слайд 19Единая инфраструктура системы МИВ включает:
Организационно-технические элементы в следующем составе:
центры общественного доступа,
предназначенные для информирования физических и юридических лиц (далее - заявители) о деятельности органов и организаций и о предоставляемых ими услугах, а также для обеспечения доступа заявителей к получению государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
центры телефонного обслуживания, оказывающие услуги по информированию заявителей с использованием телефонной связи о государственных и муниципальных услугах, предоставляемых органами и организациями.
Инженерные и вспомогательные элементы в следующем составе:
система обеспечения информационной безопасности;
информационно-телекоммуникационные сети, включая единую сеть передачи данных (совокупность сетей магистральных каналов передачи данных с узлами доступа в административных центрах субъектов РФ, предназначенную в том числе для передачи информации федеральными ОГВ;
сеть центров обработки данных, обеспечивающих функционирование инфраструктуры взаимодействия;
Слайд 20Основные обязанности операторов ИС МИВ
Операторы информационных систем органов и организаций, а
также оператор инфраструктуры взаимодействия (Минсвязи РФ), при организации взаимодействия информационных систем между собой, а также с элементами инфраструктуры взаимодействия обязаны:
а) обеспечивать защиту передаваемых сведений от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения, иных неправомерных действий;
б) обеспечивать соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа в соответствии с требованиями заква РФ;
в) обеспечивать доступ к информации в случаях и в порядке, предусмотренных зак-вом РФ;
г) обеспечивать фиксацию даты, времени и участников каждого случая взаимодействия, а также возможность предоставления сведений, позволяющих восстановить историю взаимодействия;
Слайд 21
д) незамедлительно взаимно информировать друг друга о сбоях и нарушениях в
работе своих информационных систем;
е) принимать незамедлительные меры по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования своих информационных систем и случаев нарушения требований об обеспечении информационной безопасности;
ж) обеспечивать достоверность и актуальность сведений, передаваемых из своих информационных систем в иные информационные системы, а в случае установления недостоверности сведений - обеспечивать их изменение и информировать об этом изменении и о случаях выявления недостоверности сведений заинтересованных участников взаимодействия;
з) принимать в электронной форме запросы, обращения, заявления и иные документы (сведения), поступающие в информационные системы, а также осуществлять их обработку и подготовку ответов в электронной форме.