Эволюция представлений взглядов социологов о роли СМИ в жизни общества и индивида презентация

Содержание

С МОМЕНТА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕРВОГО СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — ГАЗЕТ — НАЧИНАЮТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИХ МЕСТЕ И РОЛИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИЙ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОМУ СОЦИАЛЬНОМУ ИНСТИТУТУ И

Слайд 1ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВЗГЛЯДОВ СОЦИОЛОГОВ О РОЛИ СМИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И

ИНДИВИДА

Слайд 2С МОМЕНТА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕРВОГО СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — ГАЗЕТ — НАЧИНАЮТ

ФОРМИРОВАТЬСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИХ МЕСТЕ И РОЛИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИЙ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОМУ СОЦИАЛЬНОМУ ИНСТИТУТУ И ОРГАНИЗАЦИИ ЭТО ОЗНАЧАЕТ ФОРМУЛИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ (ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ) ПРИНЦИПОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАСС-МЕДИА И СОЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ КОНКРЕТНЫМИ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ. ОТ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ОЖИДАЮТ, ЧТО ОНИ ДОЛЖНЫ СЛУЖИТЬ «ОБЩЕСТВЕННЫМ ИНТЕРЕСАМ». ЭТО ВЕЧНАЯ И НИКОГДА НЕ РЕШАЕМАЯ ДО КОНЦА ПРОБЛЕМА БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ, СВЯЗАННАЯ С ОБЪЕКТИВНОЙ ОГРАНИЧЕННОСТЬЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ И ПОСТОЯННЫМ РОСТОМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

Слайд 3РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СОВПАДАЕТ С СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ОБЩЕСТВА, С ЕГО

ОСНОВНЫМИ ЭТАПАМИ. ТАК ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГАЗЕТ СВЯЗАНО С УКРЕПЛЕНИЕМ БУРЖУАЗИИ КАК КЛАССА. СПРОС НА ИНФОРМАЦИЮ ПРИВОДИТ К РАЗВИТИЮ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ. СМИ СТАНОВЯТСЯ ИНСТРУМЕНТАМИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕЛЕЙ. СМИ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ КОНФЛИКТОВ В ОБЩЕСТВЕ. ИМЕННО ПРЕССА ПРИВЕЛА К ПОЯВЛЕНИЮ НОВЫХ ЛИБЕРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ – ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ.

Слайд 4ЗА ПОСЛЕДНИЕ 40 ЛЕТ ПОЯВИЛОСЬ НЕСКОЛЬКО КОНЦЕПЦИЙ ГДЕ РОЛЬ СМК ИГРАЕТ

ОПРЕДЕЛЕННУЮ СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ:

1)КОММУНИКАЦИЯ И РАЗВИТИЕ. ВОЗНИК ПОСЛЕ ВОЙНЫ. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПРИВЕЛИ К ТОМУ ЧТО КОЛОНИАЛЬНАЯ СИСТЕМА РУХНУЛА И ВОЗНИКЛО МНОГО НОВЫХ ГОСУДАРСТВ. ВОЗНИКЛА КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВНОВЬ СОЗДАВАЕМЫХ ГОСУДАРСТВ. ОСОБО ВАЖНОЕ МЕСТО ЗАНИМАЛИ СМИ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ. ШРАМ ИНТЕРЕСОВАЛСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ, НОРМАМИ ИТ. Д. И КАК ОНИ ВЛИЯЮТ НА РАЗВИТИЕ МОЛОДЫХ ГОСУДАРСТВ. ВАЖНЫМИ СОСТАВЛЯЮЩИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ. А ГЛАВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ – ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ. НОВОЕ МОЖНО ПРИВИТЬ ЧЕРЕЗ СМИ. ОСОБАЯ РОЛЬ СМК ОПРЕДЕЛЯЛАСЬ:- СМИ СПОСОБСТВУЮТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ- ОНИ ОБЕСПЕЧИВАЮТ СВЯЗЬ ВНУТРЕННЕГО И МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА- ОНИ СТИМУЛИРУЮТ (ЗА СЧЕТ РЕКЛАМЫ) ПОТРЕБНОСТИ В НОВЫХ ТОВАРАХ И УСЛУГАХ- ОНИ МОБИЛИЗУЮТ РЕСУРСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ- СПОСОБСТВУЮ ПРОНИКНОВЕНИЮ ЦЕННОСТЕЙ

Слайд 52)ТЕОРИЯ ЗАВИСИМОГО РАЗВИТИЯ (КУЛЬТУРНЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ). ВОЗНИК В ОТВЕТ НА 1, Т.

К. РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ РЕШИЛИ, ЧТО ТАКИМ ОБРАЗОМ БУДУТ В БОЛЬШЕЙ ЗАВИСИМОСТИ. ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ДАЛЕКА ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ, РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

3)КОНЦЕПЦИЯ «ПЛЮРАЛИЗМ МИРОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ». ТЕНДЕНЦИЯ СВЯЗАНА С ТЕМ, ЧТО ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТАКЖЕ КАК И ИДЕОЛОГИИ И КУЛЬТУРЫ, ДОЛЖНЫ РАЗВИВАТЬСЯ, НО ТАК КАК СССР ПАЛ, ТО ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ. СТАЛ МЕНЯТЬСЯ ФОКУС РАБОТЫ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ, ПРОИСХОДИТ ИЗМЕНЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ, НО И КАЧЕСТВЕННЫЕ. ВАЖНА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ.


Слайд 6ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ПЕРВОГО ЭТАПА ИЗУЧЕНИЯ СМК (В ЗАПАДНЫХ ШКОЛАХ) ОХВАТЫВАЮТ ПЕРИОД

ОТ НАЧАЛА XX В. И ВПЛОТЬ ДО 1940-Х ГГ. В ЭТО ВРЕМЯ СИСТЕМЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ОТВОДИЛАСЬ ГИПЕРТРОФИРОВАННАЯ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ОСОБУЮ РОЛЬ СЫГРАЛА ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА, ВО ВРЕМЯ КОТОРОЙ ПРОПАГАНДИСТСКИЙ АППАРАТ ВОЮЮЩИХ СТРАН ИСПОЛЬЗОВАЛ ВСЮ МОЩЬ РАЗВЕТВЛЕННОЙ СЕТИ ПРЕССЫ, ПРИДАВАЯ ЕЙ В СИЛУ СПЕЦИФИКИ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ ОТНЮДЬ НЕ ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ. У К. ХОВЛАНДА, К ИССЛЕДОВАНИЯМ КОТОРОГО МЫ ЕЩЕ НЕОДНОКРАТНО БУДЕМ ОБРАЩАТЬСЯ, НАХОДИМ ЦИТИРОВАНИЕ АНАЛИТИКОВ ТОГО ВРЕМЕНИ: "ГАЗЕТЫ ВТЯНУЛИ НАС В ВОЙНУ». В ЭТОТ ПЕРИОД ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМК ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛИ И ТОТАЛИТАРНЫЕ РЕЖИМЫ. ТЕОРИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ТАКЖЕ СКОРЕЕ ПОДЧЕРКИВАЛА БЕЗЗАЩИТНОСТЬ ПЕРЕД РУПОРОМ СМК КАК ОТДЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ, ГАК И ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ЦЕЛОМ.

Слайд 7В 30-Е ГГ. XX В. УСТРАШАЮЩИХ РАЗМЕРОВ ДОСТИГАЕТ ПРОПАГАНДИСТСКАЯ МАШИНА. КАЗАЛОСЬ,

ЧТО ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК – МАССИРОВАННЫЙ, ОДНОНАПРАВЛЕННЫЙ, ОПЕРИРУЮЩИЙ АРГУМЕНТАМИ И ДОВОДАМИ В ПОЛЬЗУ ОДНОЙ-ЕДИНСТВЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ – МОЖЕТ ДЕФОРМИРОВАТЬ МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ В ПОЛЬЗУ ЭТОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. В ТОТ ПЕРВЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СМК ХАРАКТЕР ВЫВОДОВ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ДАННОЙ СИСТЕМЫ В ОБЩЕСТВЕ ОПРЕДЕЛЯЛСЯ СОЦИОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ В ОБЩЕСТВАХ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ОБЪЕКТОМ НАБЛЮДЕНИЙ СОЦИОЛОГОВ, ТЕОРЕТИКОВ СМК. АНАЛОГИЧНЫЕ ВЫВОДЫ СОДЕРЖАЛИ И НЕКОТОРЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ. ТАК, В 1940-Е ГГ. УСПЕШНО РАЗРАБАТЫВАЛАСЬ ТЕОРИЯ КОНФОРМИЗМА. НЕКОТОРЫЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗЫВАЛИ ВЕРОЯТНОСТЬ ТОГО, ЧТО КОНФОРМНОСТЬ (Т.Е. ПОДАТЛИВОСТЬ ПЕРЕД ВНЕШНИМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ) ЯВЛЯЕТСЯ НЕПРЕМЕННЫМ СВОЙСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ.

Слайд 8В СВЕТЕ ПОДОБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СОЦИОПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ В ОТДЕЛЬНЫХ

СТРАНАХ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ВИДЕЛИ В СМК В ОСНОВНОМ МЕХАНИЗМ ТОТАЛИТАРНОГО КОНТРОЛ. ИМЕННО ПОЭТОМУ РОДОНАЧАЛЬНИК АМЕРИКАНСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Ч. КУЛИ, ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ КОТОРОГО НАПИСАНЫ ДО 1930 Г., ВИДЕЛ В СМК ОГРОМНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, С КОТОРЫМ АВТОР СВЯЗЫВАЛ ОСНОВЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА: "ДЕМОКРАТИЯ ФОРМИРУЕТСЯ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ В РЕЗУЛЬТАТЕ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ, ПРИ КОТОРЫХ ЛЮДИ СЧИТАЮТ ЕСТЕСТВЕННЫМ ДЛЯ СЕБЯ ИМЕТЬ И ВЫРАЖАТЬ СВОИ МНЕНИЯ".

Слайд 9ТЕОРЕТИЧЕСКИ ДВЕ ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С ВОЗДЕЙСТВИЕМ СМК НА ЛИЧНОСТЬ ОФОРМИЛИСЬ В

ОДНОСТУПЕНЧАТУЮ И ДВУХСТУПЕНЧАТУЮ КОММУНИКАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ. ПЕРВОЙ СООТВЕТСТВОВАЛА КОНЦЕПЦИЯ, ОПИСЫВАЮЩАЯ ОДНОНАПРАВЛЕННЫЙ ПОТОК ИНФОРМАЦИИ ОТ КОММУНИКАТОРА К АДРЕСАТУ КАК ВЛИЯЮЩИЙ НА НЕГО НЕПОСРЕДСТВЕННО. ВТОРАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЯЛА СИТУАЦИЮ, КОГДА ПОТОК ИНФОРМАЦИИ ОТ КОММУНИКАТОРА К АДРЕСАТУ СТАНОВИЛСЯ ОПОСРЕДОВАННЫМ: ОН ВОСПРИНИМАЛСЯ УЖЕ С ПОМОЩЬЮ ДРУГОГО – ТАК НАЗЫВАЕМОГО ЛИДЕРА МНЕНИЙ.

Слайд 10ИСТОРИЧЕСКИ ОДНОСТУПЕНЧАТАЯ МОДЕЛЬ РАССМОТРЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ ВХОДИЛА В ЗОНУ ИНТЕРЕСОВ КАК СОЦИОЛОГОВ

СМК, ТАК И СОЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ. ДЛЯ ПОСЛЕДНИХ, КОТОРЫЕ АНАЛИЗИРУЮТ В СВОИХ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ЕДИНИЧНЫЙ АКТ КОММУНИКАЦИИ, ОНА БЫЛА ОСОБЕННО ВАЖНА. ТАК, ГРУППА УЧЕНЫХ ЙЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПОД РУКОВОДСТВОМ К. ХОВЛАНДА ПОЧТИ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ЗАНИМАЛАСЬ ИЗУЧЕНИЕМ САМОГО ПРОЦЕССА ВОЗДЕЙСТВИЯ, УБЕЖДЕНИЯ. В ЧИСЛО ФАКТОРОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ, С КОТОРЫМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛИ, ВХОДИЛИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДОВ, ТАК И ИХ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТОРА (АВТОРИТЕТ ИСТОЧНИКА). КРОМЕ ТОГО, КАК ПЕРЕМЕННЫЕ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИСХОД КОММУНИКАЦИИ, РАССМАТРИВАЛИСЬ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОГО ТЕКСТА (АРГУМЕНТАЦИЯ, ЕЕ ХАРАКТЕР, ПОРЯДОК АРГУМЕНТОВ, АПЕЛЛЯЦИИ К РАЗУМУ И ЧУВСТВУ И Т.Д.).

Слайд 11ОСОБУЮ ЦЕННОСТЬ ИМЕЮТ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ О ХАРАКТЕРЕ УСТОЙЧИВОСТИ ИНДИВИДА ПЕРЕД ВОЗДЕЙСТВИЕМ,

ЭТО, ПО СУТИ ДЕЛА, СТАЛО КРАЕУГОЛЬНЫМ КАМНЕМ В ПОСЛЕДУЮЩЕМ ИЗУЧЕНИИ УСТАНОВКИ ИНДИВИДА И ЕЕ РОЛИ В КОНТАКТАХ ЧЕЛОВЕКА С СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ. ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕСЛИ СВОЮ ЛЕПТУ В ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ВЫВОД О ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ СТРЕМИТСЯ К СОХРАНЕНИЮ СВЯЗНОЙ КАРТИНЫ МИРА, НИ ОДИН ИЗ СУЩЕСТВЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОТОРОЙ НЕЛЬЗЯ ИЗМЕНИТЬ, НЕ ЗАТРАГИВАЯ ЕЕ В ЦЕЛОМ. В ОПРЕДЕЛЕННОЙ МЕРЕ ИТОГИ ЭТОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВОШЛИ В КЛАССИКУ ИЗУЧЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ СМК В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ, ХОТЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ВЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ БЫЛО ПРИЗНАНИЕ ОГРАНИЧЕННОСТИ НАКОПЛЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОТОМУ ЧТО ЧЕЛОВЕК В ЖИЗНИ ВЕДЕТ СЕБЯ НЕ ТАК, КАК В ЛАБОРАТОРИИ; КОЛИЧЕСТВО ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА НЕГО В БОЛЕЕ ШИРОКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ВОЗРАСТАЕТ МНОГОКРАТНО, И ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ, АКТ КОММУНИКАЦИИ – ЭТО НЕ ЗАМЕНИТЕЛЬ ПРОЦЕССА КОММУНИКАЦИИ.

Слайд 12НЕЛЬЗЯ СБРАСЫВАТЬ СО СЧЕТОВ И НАБЛЮДЕНИЯ АНАЛИТИКОВ ЗА ПРИРОДОЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕССЫ

И ОБЩЕСТВА. ТАК, АМЕРИКАНСКИЙ СОЦИОЛОГ Ф. МОТТ, ОТСЛЕЖИВАЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ Ф. РУЗВЕЛЬТА НА ПРОТЯЖЕНИИ 1932–1940 ГГ., ПРИШЕЛ К ВЫВОДУ, ЧТО ВСЯКИЙ РАЗ РУЗВЕЛЬТ ПОЛУЧАЛ ПОДДЕРЖКУ ОБЩЕСТВА ВОПРЕКИ НАСТРОЕНИЮ АМЕРИКАНСКОЙ ПРЕССЫ. НА ВЫБОРАХ 1932 Г. РУЗВЕЛЬТА ПОДДЕРЖИВАЛО 40% ГАЗЕТ, ПОЛУЧИЛ ЖЕ ОН 57% ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ; В 1936 Г. ЭТО СООТНОШЕНИЕ ВЫРАЗИЛОСЬ ЦИФРАМИ 35 И 60%; В 1940 Г. РУЗВЕЛЬТ ПОБЕДИЛ С 55% ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ХОТЯ В ЭТОТ РАЗ ЕГО ПОДДЕРЖИВАЛО ВСЕГО 23% ГАЗЕТ

Слайд 13ПЕРЕЛОМ НАСТУПИЛ, КОГДА КОЛИЧЕСТВО ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПЕРЕШЛО В НОВОЕ КАЧЕСТВО. К

СЕРЕДИНЕ XX В. ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПРИОБРЕЛА СОЛИДНЫЙ БАГАЖ ДАННЫХ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЛИ ГОВОРИТЬ О ТОМ, ЧТО ПЕРЕД НАТИСКОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ ЛИЧНОСТЬ ВЫСТАВЛЯЕТ ДОСТАТОЧНО ОСНОВАТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ. ОСОБО СТОИТ СКАЗАТЬ О ТОЙ РОЛИ, КОТОРУЮ СЫГРАЛА В ПРОЦЕССЕ НАКОПЛЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О МЕХАНИЗМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И СМК, О ВЛИЯНИИ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ ЭВРИСТИЧНАЯ ГИПОТЕЗА О ДВУХСТУПЕНЧАТОМ ХАРАКТЕРЕ ВЫХОДА ИНФОРМАЦИИ СМК НА ЛИЧНОСТЬ.
ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ТРАНСЛЯЦИЯ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО МЕЖЛИЧНОСТНЫМ КАНАЛАМ ВЫСТУПАЕТ КАК СВОЕОБРАЗНЫЙ ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ; МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНО МОДИФИЦИРУЕТСЯ, АДАПТИРУЕТСЯ К ЦЕННОСТЯМ, РАЗДЕЛЯЕМЫМ МАЛОЙ ГРУППОЙ, ВИДОИЗМЕНЯЕТСЯ, ПРОСЕИВАЕТСЯ И Т.П

Слайд 14ЭМПИРИЧЕСКИ ЭТА КОНЦЕПЦИЯ ПРОВЕРЯЛАСЬ СОЦИОЛОГАМИ П. ЛАЗАРСФЕЛЬДОМ, Б. БЕРЕЛЬСОНОМ, У. МАКФИ,

Г. ГОДЭ, А. КЭМПБЕЛЛОМ И ДРУГИМИ В 1940–1952 ГГ. В ХОДЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА, СВЯЗАННОГО С ИЗУЧЕНИЕМ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОВЕДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ХОДЕ ПРЕДВЫБОРНЫХ КАМПАНИЙ. ПУТЕМ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ СОБИРАЛАСЬ ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРАЯ ДАВАЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫЯВИТЬ ВЛИЯНИЕ ЛИЧНЫХ КОНТАКТОВ, ГРУППОВЫХ СВЯЗЕЙ, МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ИЗ СМК, НА РЕШЕНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ИЗБИРАТЕЛЯМИ. ДАННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ПОМИМО РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СМК, ПО МНЕНИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ, ВНЕСЛО СВОЙ ВКЛАД И В ТЕОРИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ. ЭТО БЕСЦЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО АНАЛИЗА СИТУАЦИИ, СВЯЗАННОЙ С ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МНЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ ВПЛОТЬ ДО МОМЕНТА, КОГДА МНЕНИЕ ПЕРЕРАСТАЕТ В ДЕЙСТВИЕ: "ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОГРОМНЫЙ ИНТЕРЕС ДЛЯ ИЗУЧАЮЩЕГО СМК И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ, ТАК КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ: ВЛИЯЮТ ЛИ СМК НА РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ, НАБЛЮДАЕТСЯ ЛИ КАКАЯ-ЛИБО РАЗНИЦА В РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ БОЛЬШИНСТВО ГАЗЕТ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЕДИНСТВЕННУЮ ПАРТИЮ, ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ КАКОГО ТИПА ИНФОРМАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ ПРИ ГОЛОСОВАНИИ, ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЛИЧНОЕ ВЛИЯНИЕ БОЛЕЕ ДЕЙСТВЕННЫМ, ЧЕМ ВЛИЯНИЕ СМК

Слайд 15ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВЫВАЛОСЬ НА ДАННЫХ ЖИЗНИ ИНДИВИДА И ЕГО БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКАХ

ЕГО ПРОШЛОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ, НАМЕРЕНИЯХ В ОТНОШЕНИИ ПРЕДСТОЯЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ШАГОВ, СТЕПЕНИ УВЕРЕННОСТИ В ПРИНЯТОМ РЕШЕНИИ И Т.Д. В ХОДЕ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И БЫЛА ВЫДВИНУТА ГИПОТЕЗА, СВЯЗАННАЯ С ВЛИЯНИЕМ НА РЕШЕНИЯ ИНДИВИДА МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ, О ДВУХСТУПЕНЧАТОМ ХАРАКТЕРЕ КОММУНИКАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ИНДИВИДА, ГДЕ ПОТРЕБЛЯЕМАЯ ИМ ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ГАЗЕТ, РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ ОПОСРЕДУЕТСЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИЕЙ, В ЧАСТНОСТИ ЛИДЕРОМ МНЕНИЙ. ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ МНЕНИЕ, ЧТО ДАННАЯ ГИПОТЕЗА, БУДУЧИ НАИМЕНЕЕ МЕТОДИЧЕСКИ ОБЕСПЕЧЕННОЙ И ЭМПИРИЧЕСКИ ПРОВЕРЕННОЙ (РЕАЛЬНО В ХОДЕ ОПРОСА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРСТВА ПРОИСХОДИЛО ТАКИМ ОБРАЗОМ: КАЖДОГО ОПРАШИВАЕМОГО ПРОСИЛИ САМОИДЕНТИФИЦИРОВАТЬСЯ В ОТВЕТАХ НА ДВА ВОПРОСА: "ПРИХОЛИЛОСЬ ЛИ ВАМ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ДОКАЗЫВАТЬ КОМУ-ЛИБО СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ПО... (ОПРЕДЕЛЕННОМУ ВОПРОСУ)?" И "СПРАШИВАЛ ЛИ КТО-ЛИБО НЕДАВНО У ВАС СОВЕТА В ОБЛАСТИ...?"), ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ОКАЗАЛА МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ТЕОРИЮ КОММУНИКАЦИЙ.

Слайд 16ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ИЛИ ДАЖЕ, ТОЧНЕЕ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМК АУДИТОРИЯ ПРОЯВЛЯЕТ В

СЛУЧАЯХ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ОБ АКТУАЛЬНЫХ, МИРОВЫХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЯХ, О ФАКТАХ, УДАЛЕННЫХ ОТ ЛИЧНОГО ОПЫТА ИНДИВИДА. НО ДАЖЕ И В ЭТИХ СЛУЧАЯХ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ НАЧИНАЕТ НАБИРАТЬ ОБОРОТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЯ ОСОБО ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ ФАКТАМ ВТОРУЮ ЖИЗНЬ. НА ЭТОМ ВИТКЕ ПРОИСХОДИТ В РЯДЕ СЛУЧАЕВ ВОЗВРАТ К МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ, НАЧИНАЕТСЯ АКТИВНЫЙ, СПЕЦИАЛЬНЫЙ, ПРИЦЕЛЬНЫЙ ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В СМК. ЭТО ОСОБО ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ЛИЧНОСТЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХСЯ ПОВЫШЕННЫМ ЧИСЛОМ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ, СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ КАК ПРОФЕССИОНАЛОВ СОВПАДАЕТ С ОБЩЕНИЕМ С БОЛЬШИМ ЧИСЛОМ ЛЮДЕЙ. ЭТА ИХ ОСОБЕННОСТЬ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ УЖЕ СПЕЦИАЛЬНО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ АГЕНТАМИ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВОВВЕДЕНИЙ, НАПРИМЕР, ПРОМОУТЕРАМИ НОВЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ ИЛИ УСЛУГ, СПЕЦИАЛИСТАМИ В ОБЛАСТИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И Т.Д.

Слайд 17МЫ ВИДИМ, ЧТО В XX В. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ СУЩЕСТВЕННО ВИДОИЗМЕНЯЛАСЬ. КАК

РЕЗУЛЬТАТ, ВОЗДЕЙСТВИЕ СМК НА ОБЩЕСТВО СТАЛО ВОСПРИНИМАТЬСЯ ТЕОРИЕЙ БОЛЕЕ СБАЛАНСИРОВАННО. ЕСЛИ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ РОЛЬ СМК В ЖИЗНИ ИНДИВИДА ПРЕУВЕЛИЧИВАЛАСЬ, ТО ВТОРОЙ ЭТАН ВНЕС В ЭТИ РАЗМЫШЛЕНИЯ ЗДОРОВЫЙ СКЕПТИЦИЗМ, СВЯЗАННЫЙ С ОСОЗНАНИЕМ ВАЖНОСТИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ. ТРЕТИЙ ЭТАП, КАК ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ, СОСТОИТ В ЗАКРЕПЛЕНИИ ТЕНДЕНЦИЙ, ОБНАРУЖЕННЫХ ЭМПИРИЧЕСКИМИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XX В. У ЭТИХ ТЕНДЕНЦИЙ ПОЯВИЛАСЬ МОЩНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА. ТАК, ДАЛЬНЕЙШАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРОИСХОДИТ ЗА СЧЕТ ВКЛЮЧЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМУ ДОМАШНЕГО ВИДЕО, КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР, ИНТЕРНЕТА, ТЕЛЕТЕКСТА, Т.Е. ЛИЧНОСТЬ ИМЕЕТ ОБЪЕКТИВНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБРАТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАНАЛ, ПРАКТИЧЕСКИ СОВПАДАЮЩИЙ С ЕГО ТЕМАТИЧЕСКИМИ И ПРОЧИМИ ИНТЕРЕСАМИ. ПРОЦЕСС ЭТОТ ПРИНЯЛ ТАКИЕ РАЗМЕРЫ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИКИ ВСЕРЬЕЗ ГОВОРЯТ О ТОМ, ЧТО В XXI В. ЧАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПОКИНЕТ МАССОВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО, ДОВОЛЬСТВУЯСЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ ВЫБОРОМ, БЛАГО ОБЩЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ДЛЯ ЭТОГО ВСЕ БОЛЕЕ ОБЪЕМНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Слайд 18ТЕОРИЯ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ БОЛЕЕ ОБЪЕМНО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВЛИЯНИЕ НА МНЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЕ

ЧЕЛОВЕКА РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. СОЦИОЛОГИЯ ВСЕГДА АКЦЕНТИРОВАЛА СВОЕ ВНИМАНИЕ НА РЕАЛЬНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕКА. НЕ БУДЕМ СБРАСЫВАТЬ СО СЧЕТОВ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА (КИНО, ЛИТЕРАТУРЫ И ДР.), КОТОРЫЕ ТОЖЕ ОСВАИВАЮТ ОКРУЖАЮЩИЙ НАС МИР И МНОГОВАРИАНТНО КОММЕНТИРУЮТ, ИНТЕРПРЕТИРУЮТ ЕГО. САМО ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО РАСШИРЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ "ДРУГИХ ГОЛОСОВ" – ИНФОРМАЦИОННЫХ КАНАЛОВ ДРУГИХ СТРАН. ПРИСОВОКУПИМ СЮДА ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА, ВСПОМНИМ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ, ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ И Т.П.

Слайд 19ВЫВОД
1)ПЕРВАЯ СТАДИЯ (НАЧАЛО XX В. — ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1930-Х ГГ.) —

УВЕРЕННОСТЬ В НЕПРЕОДОЛИМОМ ВЛИЯНИИ СМИ. ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ КОММУНИКАЦИИ БЫЛО ПРИЗНАНО ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК, СУЖДЕНИЙ РЕЦИПИЕНТА С ПОМОЩЬЮ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ ОРГАНИЗОВАННОГО СООБЩЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ КОММУНИКАТОРА
2) ВТОРАЯ СТАДИЯ (ДО 1960-Х ГГ.) — УТВЕРЖДАЛОСЬ, ЧТО ГЛАВНЫЙ ЭФФЕКТ СМИ СОСТОИТ В УСИЛЕНИИ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ УСТАНОВОК, ЭФФЕКТ ВОЗДЕЙСТВИЯ КАМПАНИИ В ПЕЧАТИ МИНИМАЛЕН.
3)ТРЕТЬЯ СТАДИЯ (1970—1980-Е ГГ.) — ПОИСК НОВЫХ МОЩНЫХ ЭФФЕКТОВ СМИ
4)ЧЕТВЕРТАЯ СТАДИЯ (С 1980-Х ГГ. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ) — ВЛИЯНИЕ СМИ НЕ СЧИТАЕТСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫМ, ГОВОРИТСЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. ХАРАКТЕРНО, ЧТО ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВЕРНУЛАСЬ К ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ О ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ВОЗДЕЙСТВИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ. ЭТОМУ СПОСОБСТВОВАЛО, СРЕДИ ПРОЧЕГО, ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИМЕЮЩЕГО ИНЫЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ЧЕМ РАДИО И ПЕЧАТЬ. КРОМЕ ТОГО, БЫЛИ ЗАФИКСИРОВАНЫ НОВЫЕ ЭФФЕКТЫ, ОТЛИЧНЫЕ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ ОТ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ И ОДНОМЕРНЫХ. ПОВЫШЕНИЮ ИНТЕРЕСА К ЭТОЙ ОБЛАСТИ СПОСОБСТВОВАЛО ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ВОЗМОЖНОГО ИСТОЧНИКА НАСИЛИЯ И АГРЕССИВНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ.

Слайд 20ИСТОЧНИКИ:
HTTPS://STUDFILES.NET/PREVIEW/3156828/PAGE:5/
HTTP://REFAC.RU/EVOLYUCIYA-PREDSTAVLENIJ-SOCIOLOGOV-O-ROLI-SMK-V-ZHIZNI-OBSHHESTVA-I-INDIVIDA/
HTTPS://MEGALEKTSII.RU/S61534T1.HTML
HTTPS://CRIBS.ME/SVYAZI-S-OBSHCHESTVENNOSTYU/EVOLYUTSIYA-PREDSTAVLENII-SOTSIOLOGOV-O-ROLI-SMK-V-ZHIZNI-OBSHCHESTVA-I-INDIVIDA_
HTTPS://STUDME.ORG/39006/SOTSIOLOGIYA/EVOLYUTSIYA_PREDSTAVLENIY_SOTSIOLOGOV_ROLI_SMK_ZHIZNI_OBSCHESTVA_INDIVIDA




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика