Слайд 1АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРОГРАММЕ:
«ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
ГАНИЛОВОЙ ТАТЬЯНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ
МБОУ ЛИЦЕЙ №20
Г. МЕЖДУРЕЧЕНСК
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ТЕМУ:
ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ»
Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
Аттестационная работа представляет разработку плана элективного курса рассчитанного на учеников 5
класса. Курс направлен на развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, алгоритмического и логического мышления.
Слайд 3КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
МБОУ Лицей №20 г. Междуреченска является ведущим
образовательным учреждением города, три года подряд входит в список ТОП500 России, осуществляет профильную подготовку по направлениям: физико-математическое, химико-биологическое, экономико-математическое, гуманитарно-социальное. Является областной площадкой внедрения ФГОС в основной школе.
Автор работы, учитель информатики физико-математического профиля, руководитель проектных работ по информатике в области программирования, специалист в области подготовки к Всероссийским олимпиадам школьников по информатике впервые будет обучать пятиклассников.
Слайд 4СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА
Пропедевтическая подготовка в области информатики и ИКТ
имеет огромное влияние на развитие личности младших школьников. И это не только и даже не столько технические навыки и умения работы с компьютером. Более важным являются теоретические основы информатики, способствующие формированию познавательных, творческих и мировоззренческих способностей учащихся.
Преподавание информатики в 5-6 классах не является обязательным, к тому же, занимательные задачи курса: алгоритмические, поиск закономерностей, задачи о переливаниях, о разъездах, на взвешивание, логические задачи не входят в школьную программу, но их решение позволяет развить алгоритмическое мышление и подготовить почву для изучения программирования.
Слайд 5ЦЕЛИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного,
алгоритмического и логического мышления;
воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.
Слайд 6ПРИМЕНЯЕМЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 7ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у
учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Слайд 8ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Слайд 9ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Слайд 10КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЭФФЕКТА, ДОСТИГНУТОГО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
В рамках
факультативных занятий целесообразен перенос акцента с оценки на самооценку, смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по изучаемой теме. Это может быть реализовано в форме сбора портфолио – коллекции работ учащегося, демонстрирующей его усилия, прогресс или достижения в области решения логических, алгоритмических и иных задач по информатике.
В конце учебного года целесообразно проведение нескольких занятий в форме конференции, где бы каждый ученик или группа учеников могли представить оригинальное решение задачи, по заинтересовавшей их тематике.
Слайд 11ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ СЛОЖНОСТИ
Курс в данном учебном учреждении будет проводиться впервые, у автора
нет опыта работы со школьниками 5-х классов, поэтому предстоящие затруднения не совсем ясны. Хотя некоторые проблемы уже можно обозначить:
У учащихся в данном возрасте слабо сформировано символьное мышление
В процессе обучения выяснится, что далеко не всем детям нравится решать сложные задачи
Нельзя быть уверенной, что школьники обладают навыками групповой работы
Слайд 12ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ПРАКТИКЕ АВТОРА
В предложенном элективном курсе автор
впервые планирует использовать исследовательский подход при обучении пятиклассников, хотя и имеет некоторый опыт при работе в старшей школе.
Естественно, что в процессе реализации курса «Решение занимательных задач по информатике», будут возникать проблемы как содержательного, так и методического характера, но их решение позволит получить опыт использования исследовательского подхода в формировании познавательных, творческих и мировоззренческих способностей учащихся.