Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Копыловой Марины Леонидовны
МБОУ «Бугульдейская СОШ» Ольхонского района
Иркутской области
На тему:
Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках информатики
Слайд 2Актуальность:
Цель работы- представить одну из методик организации научно-исследовательской и проектной деятельности
учащихся, основанную на индивидуальном подходе.
Предмет исследования – процесс развития познавательных процессов школьников средствами исследовательской деятельности учащихся
Объект исследования – процесс обучения школьников.
(развитие познавательных процессов в этом возрасте очень важно для формирования развитой и самостоятельно мыслящей личности.)
Слайд 3Необходимость проектной деятельности
Современная школа должна готовить своих учеников к жизни, к
переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность, выработку умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
Полноценная познавательная деятельность школьников немыслима без особого вида учебных заданий – проектных работ.
Слайд 4Проект
это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время
выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения.
Проект - это идеальное представление конечного результата деятельности («конечный продукт в уме») то, что будет достигаться, создаваться.
По латыни projectus - брошенный вперед, замысел, план.
Слайд 5Проектная деятельность
– это элемент учебного процесса, который предоставляет учащемуся максимум свобод
в реализации поставленных задач, что способствует творческому развитию личности и самостоятельности, а также повышает у ребят интерес к предмету, позволяет видеть его практическую направленность.
Посредством проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре проекта, этапах его выполнения, осваиваются основные элементы технологических цепочек.
Слайд 6Проектная деятельность на уроках информатики
Предмет "Информатика и ИКТ" позволяет сделать проектную
деятельность основной формой обучения. В результате выполнения проекта у ребят автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам), как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу.
Слайд 7Задачи проекта:
приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности;
формирование знаний о
способах поиска необходимой для исследования информации;
изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования индивидуального задания в процессе обучения школьников;
овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.
Слайд 9Для учащихся 8 класса
Тема "Информация и информационные процессы"
"Шифровальщик" (разработать систему
кодировки для шифровки текстовой информации, представить в виде текстового файла(д/з));
"Кроссворд по теме " (разработать вопросы с ответами по теме и представить в виде текстового файла, используя таблицы, заливки, автофигуры, изображения(д/з)).
Тема "Компьютер как универсальное устройство обработки информации"
"Новости компьютерного мира" (подобрать материал, используя сеть Интернет или периодическую печать и представить проект в виде компьютерной презентации (д/з));
"Я конструирую робота (компьютер)" (с помощью автофигур текстового процессора нарисовать робота или компьютер (на уроке));
"Компьютер будущего" (используя прикладные программные средства или подручные материалы сконструировать компьютер будущего (макет), таким, как вы его себе представляете.
Слайд 10Для учащихся 9 класса
Тема "Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации"
"Плакат"
(средствами растровой или векторной графики разработать тематический плакат или афишу к фильму (д/з));
"Мой трек" (используя программы для обработки звука создать музыкальную композицию, например, гимн класса (д/з));
Тема "Кодирование и обработка текстовой информации"
"Визитная карточка" (средствами текстового процессора разработать визитную карточку класса, школы или кружка(д/з));
"Интерактивная книга" или "Детский алфавит" (средствами текстового процессора обработать небольшое художественное произведение, дав возможность переходов в нем с помощью гиперссылок (д/з) );
Тема "Кодирование и обработка числовой информации"
"Наш домашний бюджет" (средствами электронных таблиц разработать форму ведения домашнего бюджета, учитывать доходы и расходы семьи за месяц и год (д/з));
Слайд 11Для учащихся 10 класса
Тема "Информационные технологии"
"Тест по теме "Кодирование и обработка
текстовой информации" (средствами текстового процессора разработать тест по теме, используя гиперссылки для перехода между вопросами и получения варианта ответов(на уроке));
"Анимационный мультфильм" (разработать анимационный мультфильм или ролик на темы современных проблем человечества (д/з));
"Видеоролик по любой теме школьного курса" (средствами прикладного программного обеспечения создать видеоролик (или отснять) по любой теме школьного курса, произвести его озвучивание);
"Социологический опрос" (провести социологическое исследование и представить результаты с помощью электронных таблиц);
Тема "Коммуникационные технологии"
"Тематический сайт" (создать тематический сайт с использованием собственных фото и видео материалов)
Слайд 12Для учащихся 11 класса
Тема "Компьютер как средство автоматизации информационных процессов"
"Компьютер (робот)
будущего" (анимация, видеоролик или инсталяция)
"Предупрежден- значит вооружен" (защита информации от вирусов, хакерских атак и т.п. анимационный или видеофильм)
Тема "Моделирование и формализация"
"Интерактивная модель процесса или явления"
Тема "Базы данных и СУБД"
"База данных"
Тема "Повторение. Подготовка к ЕГЭ"
«Программа-тестер по предмету"
Слайд 13
Применяемые формы исследовательской/проектной деятельности;
Реферативная
( Читаем источники и составляем рассказ )
Проект (
ищем решение проблемы )
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности
Экспериментальная ( создаем две группы )
Описательно –натуралистическая ( непрерывное наблюдение за объектом )
Исследовательская ( ищем причины изменений)
Слайд 14Основное содержание
Полагаясь на теоретические доводы и педагогическую практику, можно определить, что
ученики должны получать основные навыки ведения научно-исследовательской и проектной деятельности.
Получая навыки проведения научных исследований или создания проектов, ребята учатся ставить перед собой цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, делать собственные выводы. Конкретно на это направлен индивидуальный подход к организации научно-исследовательской работы учащихся, который позволяет максимально учитывать интеллектуальные способности ребят как исследователей, создавать условия для реализации каждой индивидуальной личности.
Слайд 15Перспективы развития исследовательской/проектной деятельности в учреждении и профессиональной деятельности: