Журналист и его общественная миссия презентация

Содержание

Тезаурус: базовые понятия Информация – свойство материи, сведения о состоянии материи Коммуникация – связь, сообщение Медиа – средства, способы связи Массмедиа – каналы распространения информации Журналистика - …

Слайд 1Журналист и его общественная миссия


Слайд 2Тезаурус: базовые понятия
Информация – свойство материи, сведения о состоянии материи
Коммуникация –

связь, сообщение
Медиа – средства, способы связи
Массмедиа – каналы распространения информации
Журналистика - …


Слайд 3СМИ - Журналистика
Журналистика – содержание (контент), передаваемое по каналам СМИ.
Массовые информационные

потоки
(Г.В.Лазутина)
Журналистика – профессиональная деятельность по созданию и распространению контента СМИ
Журналистика – институт, СМИ, медиасистема

Слайд 4Контент СМИ

Журналистика
Реклама
Кино
Тексты ПР
Музыка
Массовая культура


Слайд 5Содержание лекции
Социальные роли журналистики в динамике: теоретические подходы
Функции журналистики: предназначение;

обзор концепций
Метафоры профессиональных ролей журналиста
Российский журналист: результаты исследования

Слайд 6ДЛЯ ЧЕГО РАБОТАЮТ ЖУРНАЛИСТЫ?
Миссия журналиста:


Слайд 7Функционирование массмедиа
Журналистика в контексте:

Политики
Экономики
Науки и техники
Культуры и традиций


Слайд 8БАЗОВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ


Слайд 9Общество и массмедиа: «Четыре теории прессы» (1956)
Авторитарная теория: контроль государства, инструмент

власти, предварительная цензура, навязывание журналистам правил поведения
Либертарианская теория: свобода журналиста от государства, неограниченное право высказываться, отказ от цензуры
Теория социальной ответственности: объективное освещение событий в интересах всего общества; контроль над другими институтами, принятие на себя ответственности перед обществом; самоконтроль СМИ
Советская коммунистическая теория


Теория переходного периода
Теория демократического участия


Слайд 10Массмедиа: Новые теории (Д.МакКуэйл)
Теория переходного периода: «строительство нации», «право общаться»
Теория демократического участия:

значимость горизонтальной коммуникации, неприятие коммерциализации и монополизации частных медиа, участие аудитории в управлении обществом, обеспечение равного доступа к СМИ разных общественных групп



Слайд 11Изучение коммуникации: власть массмедиа
Теории пропаганды («магическая пуля»)
Изучение эффектов(«двухступенчатый поток», «изменение установок»)
Академическая

дисциплина («катарсис», «социальное научение», «польза», «игра», «фрейминг», «спираль молчания»)
Культурологические теории («конструирование реальности», «публичные арены»)
Концепции информационной эпохи и массовой коммуникации(«медиагуру», «интерактивное общество» - глобализация, конвергенция, демассовизация)

Слайд 12Метафоры ролей СМИ

(Д. МакКуэйл)
Окно
Зеркало
Фильтр
Гид/интерпретатор
Форум/платформа
Распространитель (disseminator)
Собеседник

Слайд 13ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СМИ


Слайд 14Функции журналистики (Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики)
Коммуникативная. Это исходная функция

– функция общения, налаживания контакта. Журналистика устанавливает контакт с аудиторией и социальными институтами, «знакомит» их друг с другом и проводит свою информационную политику.
Непосредственно-организаторская. Журналистика - «четвертая власть» в обществе. Публикцаии в авторитетных СМИ могут оказать серьезное влияние на общество и социальные инситуты;
Идеологическая (социально-ориентирующая). Журналистика занимается информационным обслуживанием массового сознания, формирует общественное мнение, влияет на мировоззренческие основы аудитории;
Культурно-образовательная. Журналистика формирует культурно-поведенческие нормы, этикет, культуру досуга и т д.
Рекламно-справочная. Журналистика удовлетворяет утилитарные запросы, связанные с миром увлечений различных слоев аудитории (сад, огород, туризм, и т. д. и т. п.)
Рекреативная. Журналистика формирует способ снятия напряжения, развлечения. Кроме того, журналистские тексты должны читаться с удовольствием – так они реализуют выполнение других функций.

Слайд 15Обязанности=функции журналистики (Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста)
Давать членам общества адекватную информацию

о действительности, обо всех ее существенных изменениях — как на очевидном уровне (события), так и на неочевидном , постигаемом усилиями мысли (проблемы), причем независимо от того, хотят этого или не хотят институты власти;
Служить ареной свободного обмена мнениями среди граждан, позволяя самоопределиться общественному мнению, — подчас вопреки желанию власти это мнение направленно формировать;
Насыщать массовые информационные потоки общества материалами, несущими самые разные варианты знаний, норм и ценностей, создавая возможности для их конкуренции и стимулируя нравственные, духовные искания людей. Благодаря этому достигается развитие массового сознания общества и в то же время сохраняется необходимый уровень его преемственности, общезначимости. Лазутина рассматривает журналистику в первую очередь как раз как «деятельность, направленную на производство массовых информационных потоков».

Слайд 16Роли журналистики (Корконосенко С.Г. Теория журналистики)


Слайд 17НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СМИ


Слайд 18Четыре функции журналистики в обществе (Вартанова Е.Л. О современном понимании СМИ

и журналистики)

Информационное обеспечение функционирования политической сферы, без которого невозможно существование демократического общества. Сферой СМИ обеспечивается коммуникация между двумя группами интересов: политиками и обществом.
Информационное обеспечение функционирования экономической сферы. Журналистика информирует акционеров и инвесторов, а также потребителей – с помощью рекламы, тем самым обслуживая рыночную экономику.
Удовлетворение культурных потребностей общества. К примеру, выстраивание общей культуры, общих ценностей, и т д. – через язык и СМИ.
Формирование идентичности и интеграции общества. Журналистика стимулирует создание наций и поддерживает их существование.


Слайд 19Традиция общественного вещания
Первый генеральный директор Би-Би-Си лорд Рейт о функциях общественного

радио:
Информировать
Просвещать
Развлекать


Слайд 20«Сторожевой пес демократии» («Watchdog»)
Демократическая роль журналистики должна заключаться не только в

том, чтобы предоставлять информацию и выполнять функцию «сторожевого пса», но и в том, чтобы «затрагивать наши чувства, вдохновлять нас и предлагать пищу для наших каждодневных демократических размышлений» (Dahlgren 2009: 146)
Журналист может выполнять функции общественного контроля и критиковать все ветви власти, только если он свободен от давления со стороны властей
Идея свободы журналистики: действовать в рамках закона, не подвергаться цензуре, служить обществу (аудитории, читателям)
Сложность реализации этой идеи в условиях рыночной конкуренции (Sparks 1999)


Слайд 21Модель «четвертой власти»
Журналистская корпорация: независимый и сравнительно автономный социальный институт, вовлечен

в управление обществом и выполняет при этом определенную функцию в рамках системы «сдержек и противовесов» всех ветвей власти

Поскольку такая власть не избирается согласно демократическим процедурам и никем не контролируется, кроме соответствующего законодательства и потребительского спроса, постольку она действительно является относительно самостоятельным источником властных полномочий, осуществляя прямое или косвенное влияния на состояние общественного мнения при восприятии и оценке этим мнением акций законодательных и исполнительных органов власти, конкретных представителей власти, а также воздействуя на итоги выборов


Слайд 22Модель социально ангажированной журналистики
СМИ в качестве орудия защиты гражданских прав

отдельных лиц, средства выражения интересов всех структурных звеньев гражданского общества. К последним относятся профессиональные, предпринимательские, потребительские союзы и объединения, культурные и религиозные организации и движения, институты рынка, органы общественного самоуправления, женские, молодежные, благотворительные организации и т.д. СМИ как средство информации и коммуникации позволяют обществу осознать свои интересы, и в то же время контролировать власть с точки зрения обеспечения ею возможности беспрепятственной реализации этих прав и интересов.

Слайд 23Собственно информационная модель
«Факты говорят сами за себя», и обязанность журналиста состоит

в информировании без оценки, т.е., строго говоря, предполагаются превращение журналиста в бесстрастного информатора и его отказ от гражданской позиции.


Вопрос, имеет ли журналист право на оценку, не решается просто. Достоин ли журналист быть судьей? .. Часто случается, что судьями со стороны медиа выступают отнюдь не морально безупречные люди.

Слайд 24СМИ как медиатор
СМИ представляют собой «площадку», на которой организуется и поддерживается

постоянный общественный диалог с целью достижения баланса сил в обществе. Это реалистическая и взвешенная концепция, в которой СМИ не претендуют на власть над обществом, но в то же время оказываются важным и необходимым элементом общественного процесса
Гражданское общество и публичная сфера (Хабермас Ю.)

Слайд 25«Вторая древнейшая»
Цинизм и прагматизм профессии как среди самих журналистов, так и

по отношению к ним – профессиональная норма
«Журналисты практически единогласно оправдывают коррупцию в профессиональной работе и в обществе в целом. Большинство считает продажность и профессионализм вещами одного порядка. Их главный аргумент – все вокруг коррумпировано и зависимо и нет другого пути, чтобы выйти из бедности. Журналистика и сами журналисты стали товаром, а непрофессионала не купит никто. Время изменилось, старые прогосударственные приоритеты заменяются новыми рыночными, где во главу угла ставится получение материального достатка. Журналистика остается второй древнейшей профессией, поэтому, по мнению респондентов, нет никакой беды, что она продажна. Оба поколения идентифицируют профессионализм как техническое мастерство, не включая в эту характеристику этические нормы. Продажность – товарность журналиста - они рассматривают как оценку его профессионализма на рынке труда»








Пасти С. Российский журналист в контексте перемен. Tampere, 2004.



Слайд 26Churnalism
От англ. churn – маслобойка, смеситель, сбивалка
Выражение принадлежит Waseem Zakir

(бизнес-репортер, BBC)
Журналист – «маслобойщик»
Создает не только те истории, которые он нашел самостоятельно (авторская работа), но выполняет и много другой работы: отбирает, переписывает и развивает истории, которые получает из других источников, часто не выходя из ньюзрума (ленты ИА, пресс-релизы и пр.)

Tony Harcup, Journalism Principles and Practices, 2006

Слайд 27Новая и Гонзо-журналистика
от англ.gonzo — рехнувшийся, чокнутый — направление в журналистике, представляющее

собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий. Использование цитат, сарказма, юмора, преувеличения и даже ненормативной лексики также являются неотъемлемой чертой этого стиля

Этот стиль можно считать ответвлением так называемой новой журналистики, движения 1960-х, основоположниками которого были Том Вулф и Хантер С. Томпсон


Слайд 28Функции журналистики: социальное назначение (проф. И.Д.Фомичева. Социология журналистики)
Коммуникативная – обеспечение связи
Информационная –

распространение информации
Ценностно-регулирующая – обращение идей, взаимная координация ценностей
Социально-организаторская – создание общности
Функция социального участия – вовлечение общества в совместное действие
Функция психического регулирования – воздействие на эмоциональную сферу общества


Слайд 29Функции журналистики: социальное назначение (проф. Д. МакКуэйл. Mass Communication Theory)
Информировать: обеспечивать информацией

о событиях, сигнализировать об отношениях с властью, облегчать адаптацию и прогресс
Коррелировать: объяснять и комментировать смысл событий, координировать, добиваться консенсуса
Обеспечивать преемственность: формировать и поддерживать общность ценностей, передавать наследие от поколения к поколению
Развлекать: обеспечивать отдых, снимать напряжение в обществе
Мобилизовывать: вовлекать в конкретную деятельность – проводить кампании, акции и т.д.


Слайд 30Журналистские роли в историческом контексте
Журналистика – СМИ – массовая коммуникация –

немассовая / индивидуализированная коммуникация
Журналист как «пропагандист»: партийная журналистика
Журналист как «информатор»: непартийная журналистика в условиях рынка
Журналист как «медиатор»: журналистика в системе элит общества
Журналист как «модератор»: журналистика как средство взаимодействия всех общественных групп
________________________________________________
Журналист = профессионал = гражданин?


Слайд 31В чем состоит миссия журналиста? (Рэндолл Д. Универсальный журналист)
Отыскивать и публиковать

информацию вместо слухов и измышлений
Сопротивляться правительственному контролю или вовсе избегать его
Информировать избирателей
Тщательно расследовать действия и бездействие правительств, выборных представителей и общественных организаций
Исследовать мир бизнеса, обращение с рабочими и покупателями и качество продукции
Облегчать жизнь пострадавшим и тревожить удобно устроившихся, предоставляя свой голос тем, кто лишен возможности быть услышанными
Держать зеркало у лица общества, показывая его достоинства и пороки, развенчивая лелеемые им мифы
Работать на торжество правосудия, демонстрируя его победы и расследуя поражения
Содействовать свободному обмену идеями, особенно такими, которые идут вразрез с господствующей идеологией


Слайд 32ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Миссия журналиста:


Слайд 33Имидж российского журналиста
Как общество относится к журналисту?

результаты исследования


2006 год

Слайд 34Миссия журналиста
«Выявлять правду»:
Распространение идей и ценностей
“совесть нации”, борец за

справедливость
“Была истинная правда в жизни”; “высказать всю правду”; “выявить правду”; “глаза открыть гражданам”; “для того, чтоб не вводить в заблуждение людей”; “довести до среднего человека истину”; “донести до народа то, что есть на самом деле, правду”; “борется за справедливость”.
Важны личные качества журналиста

«Делать новости»:
Распространение информации

Ньюсмейкер
профессионал, чья “работа – нести людям новости”, быть информационным посредником между огромным, необъятным внешним миром и рядовым человеком с его узко ограниченным полем зрения. От такой работы ждут оперативности и объективности, но вопрос о персональном доверии к ее исполнителю становится малоуместным.


Слайд 35Образы журналиста
журналист советского времени – интеллигентный, эрудированный, он не только умел

правильно и красиво говорить, но и был искренним “борцом за правду”, часто выступая последней защитой и упованием людей, ищущих справедливости;
благородный лик преданного рыцаря перестройки – без таких сама перестройка вряд ли была бы возможна; образ патриота, который пишет, говорит, выступает, исходя из высоких идейных побуждений – чтобы “была хорошая жизнь у страны” (6%),
образ развязного комментатора, речь которого изобилует безграмотными и вульгарными оборотами, что нисколько не снижает его напористости и уверенности в своем безусловном праве наставлять “народ”; образ беспринципного баламута, возмутителя спокойствия, живущего “в погоне за сенсацией”, ради создания ажиотажа готового “врать”, “дурить народ”, “запудрить мозги людям…” (4%).
“хамоватые ребята, везде сующие свой нос” (7%).





Слайд 36Качества журналиста
“Неподкупный, правдивый, борец за справедливость”; “должен писать правду, чтобы информация

до людей доходила не ложная, а истинная”; “человек, который стремится объективно давать информацию, которого нельзя подкупить”, “правдивый, честный, непродажный” (13%)
образованность, эрудированность, высокий интеллектуальный уровень (9%)
принципиальность, независимости от каких-либо структур” (13%)

“Наглый”, “навязчивый” “гоняется за желтой уткой”, стремится “урвать какую-то сенсацию”, “собирает всю грязь”, “везде сует свой нос”, “куда ему нужно, туда и пройдет», “за деньги маму продаст” (6%), он думает о своей карьере (6%), или о рейтинге своего издания (1%), или просто лоббирует чьи-то интересы (1%).
беспринципность, продажность, нечистоплотность (6%).



Слайд 37Престиж профессии
Работать журналистом в нашей стране престижно – 63%
Непрестижно -

16%
Затруднились ответить – 21%


Слайд 38Уважение к профессии
Уважают - 53%
Не уважают – 27%
Не имеют мнения –

20%


Слайд 39Журналистика – тяжелая профессия
Тяжелая работа - 87%
Легкая работа – 4%
Не знают

– 9 %

Слайд 40Профессиональный уровень
Вырос – 45%
Снижается - 8%
Не изменился - 23%


Затруднились ответить – 24%


Слайд 41Объективность журналистики
Объективно освещают происходящее - 48%
Необъективно - 32%
Затруднились с ответом

– 20%


Слайд 42Доверие к журналистам
Доверяют - 44%
Не доверяют - 41%
Затруднились с ответом

- 15%

Слайд 43Влияние журналистики на общество
Позитивное - 45%
отрицательное - 13%,
Отсутствие влияния

– 23%
Затруднились ответить 19%

Слайд 44Кейс-стади
Прочтите тексты
О какой ситуации идет речь?
Как эту ситуацию оценивают авторы? Каковы

их аргументы? Сравните позиции авторов.
Какие теоретические положения нашли отражение в текстах?

Слайд 45Задание на дом:
1. Новости: личный выбор.
Выделите в информационном потоке

новость, значимую лично для вас. Мотивируйте ваш выбор.
2. Прочтите статью «Пресса под ружьем». Напишите текст, отражающий вашу личную позицию по проблеме, которую поднимает автор.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика