Слайд 1
Закон «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге: уроки взаимодействия
НКО и представителей власти
- Анна Скворцова, исполнительный директор ЦРНО
22 апреля 2011 г.
Слайд 2Центр РНО
Центр развития некоммерческих организаций -
– некоммерческая негосударственная организация, которая
с 1994 года работает на развитие гражданского общества
В своей работе мы выделяем два направления:
Ресурсный центр для НКО:
информационно-аналитическая работа
консультационно-обучающие и
партнерские проекты и мероприятия
Эффективная благотворительность и корпоративная социальная ответственность (КСО):
продвижение идей частной благотворительности
разработка, реализация и оценка благотворительной деятельности бизнеса
администрирование грантовых программ
Слайд 3РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НКО
Регулярная деятельность Центра - проведение обучающих мероприятий и
индивидуальных консультаций для:
представителей НКО
представителей инициативных групп
фандрайзеров
PR-специалистов
социальных работников
Проведение стажировок,
Организация и проведение профильных тематических конференций
Издание учебных пособий
Подготовка тренеров
Работа со студентами
Тренинги и семинары:
Фандрайзинг (привлечение ресурсов)
Управление и оргразвитие
Проектный менеджмент
Коммерческая деятельность НКО
PR и внешние связи
Право, налогообложение и бухучет в НКО
Развитие личных навыков
Обучение тренеров
Слайд 4Мероприятия направленные на партнерство
Форум «Социальный Петербург: новые решения»
Ярмарка «Петербуржцы Петербургу»
Проекты сетевого
сотрудничества между НКО в сфере здорового образа жизни, инициативных групп граждан и правозащитных НКО и др.
Слайд 5РЕКОМЕНДУЕМ НКО
Рассылки Центра РНО
«Новости НКО» (более 2000 подписчиков в СПб) –
новости третьего сектора, объявления о семинарах, тренингах и конференциях, проводимых в Петербурге и области, вакансиях в НКО и т.д.;
Бюллетень «Фонды и Гранты» (более 3500 подписчиков из России и СНГ) содержит информацию об актуальных конкурсах грантов, стипендиях и стажировках;
Информационно-аналитическая рассылка Центра РНО (более 2000 подписчиков).
Информационные семинары
(час фонда, час госслужащего и др.)
Слайд 6Развитие благотворительности и КСО
Фестиваль «Добрый Питер»
Клуб благотворителей
Администрирование грантовых программ бизнеса (Intel,
БАТ)
Реализация благотворительных программ бизнеса (ФМ)
Проведение проектов по корпоративному волонтерству (Диаджо)
Слайд 7Услуги Центра РНО
БУХГАЛТЕРСКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Экспертиза и подготовка устава, а также полного
пакета документов для государственной регистрации НКО
Подготовка документов для внесения изменений в госреестр. Правовой аудит деятельности организации, юридическая экспертиза, составление договоров
Консультации по ведению бухгалтерского учета в НКО
«Школа начинающего руководителя»
Слайд 8СО НКО
Понятие «социально ориентированные НКО» было введено в практику ФЗ
№40 от 5 апреля 2010 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", который предусматривает разработку и принятие соответствующих законодательных актов о поддержке СО НКО в субъектах РФ.
Кроме введения нового понятия, в ФЗ прописан широкий спектр форм и методов государственной поддержки СО НКО, заложена основа для системного изменения отношений НКО с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Предлагаемые законом решения позволят в дальнейшем формировать благоприятный налоговый климат для благотворительной и другой некоммерческой деятельности, направленной на стимулирование социального развития в каждом конкретном регионе.
Слайд 9СО НКО (2)
Федеральный закон от 05.04.2010 № 40-ФЗ является частью
административной и бюджетной реформы, которая стартовала в 2000-х годах и призвана урегулировать полномочия органов государственной власти, в том числе, в сфере взаимодействия с НКО и их поддержки.
Сейчас эти полномочия относятся к совместному ведению регионов и федерального центра. Отсутствие четко прописанных полномочий (а значит, и обязательств) у региональных органов власти по взаимодействию с НКО препятствует системному развитию инфраструктурной и финансовой поддержки организаций «третьего» сектора. В результате, основанием для предоставления финансовой поддержки НКО напр. в СПб являются распоряжения и постановления исполнительных органов власти - документы, срок действия которых зависит полностью от политической воли чиновников.
Идея нового законодательного регулирования деятельности социально ориентированных НКО состоит в том, чтобы придать системный характер процессу законодательного закрепления полномочий и принципов поддержки НКО
Для реализации ФЗ от 05.04.2010 № 40-ФЗ необходимо принятие региональных законов о поддержке СО НКО. Региональные законы должны отражать логику, заложенную федеральным законодателем.
Слайд 10Федеральная программа поддержки СО НКО
На ее реализацию в бюджете РФ на
2011-2013 заложены средства в сумме: на 2011 г. – 900 млн. руб., 2012 г. – 1.800 000 руб., 2012 г. – 2.700 000 руб.
В 2011 году из этой суммы:
600 млн. руб. будут выделены на со-финансирование[1] региональных программ поддержки СО НКО по аналогии с программами поддержки малого бизнеса и программами модернизации образования. Предполагается в 2011 г. профинансировать около 10 пилотных регионов, в 2012 – 20, в 2013 - 30. Получить эти средства удастся только тем регионам, в которых программа в 2011 году будет успешно реализована. Для оценки ее эффективности планируется следить за ростом разных показателей:
- уровень социальной адаптации инвалидов и пенсионеров, а также мигрантов
- занятость лиц, освобождаемых из мест заключения
- число ТОСов и ТСЖ
- количество добровольных доноров крови, а также молодых людей, занятых спортом, научно-техническим и художественным творчеством
Результатом реализации программ в пилотных регионах может стать сокращение уровня социального сиротства; снижение доли алкоголе- и наркозависимых; сокращение числа правонарушений за счет реализации мер профилактики.
300 млн. руб. будет выделено на конкурсной основе организациям, которые будут выполнять на федеральном уровне функции осуществления обучающей и консультационной поддержки СО НКО по внедрению инновационных технологий в социальной сфере в регионах.
[1] Для Петербурга со-финансирование должно быть: 50% - регион, 50% - РФ
Слайд 11Федеральная программа поддержки СО НКО (2)
Для финансирования участия НКО в развитии
институтов гражданского общества и решении социальных проблем на федеральном, региональ-ном и муниципальном уровне можно использовать 3 механизма:
Предоставлять НКО на конкурсной основе субсидии (гранты).
Привлекать НКО для закупок для государственных и муниципальных нужд на основе ФЗ N94.
Предоставлять целевые потребительские субсидии (ваучеры, сертификаты) потенциальным получателям социальных услуг с тем, чтобы они сами выбирали организацию (из числа аккредитованных гос. и некоммерческих), в которую можно обратиться за помощью.
Чтобы два последних механизма стало выгодно использовать уже в следующем году, на федеральном уровне ведется разработка совре-менной нормативной правовой базы, направленной на обеспечение эффективной деятельности НКО и общественных объединений, меха-низмов взаимодействия с ними органов государственной власти и местного самоуправления. Меры по расширению масштабов деятель-ности НКО и повышению их эффективности в конечном счете следует рассматривать не столько как поддержку третьего сектора, а как создание условий для социального партнерства и межсекторного взаимодействия в решении социальных проблем и задач. Об этом заявил зам. министра экономического развития РФ Олег Фомичев.
Слайд 12Региональные закон и программа поддержки СО НКО
Региональный закон должен определять критерии,
по которым НКО можно причислить к категории социально ориентированных, задать спектр возможных видов деятельности таких организаций и механизмы предоставления поддержки.
Главная цель региональной программы: обеспечить устойчивость и возрастание объемов предоставления социальных услуг социально-ориентированными НКО для обеспечения следующих целевых показателей реализации программы:
1. Сокращение показателей социального сиротства
2. Обеспечение социальной адаптации инвалидов и пенсионеров
3. Обеспечение профилактики правонарушений, содействие занятости лиц, освобождаемых из мест заключения
4. Снижение доли алкоголе и наркозависимых
5. Обеспечение социальной адаптации мигрантов
6. Развитие институтов самоуправления – ТОС, ТСЖ, ЖСК
7. Увеличение числа добровольных доноров крови
8. Поддержка занятий молодежи спортом, научно-техническим и художественным творчеством
9. Предоставление правовых консультаций населению
Слайд 13Структура региональной программы поддержки СО НКО
Региональные программы должны содержать
две
части:
1. Действия, направленные на улучшение условий для деятельности СО НКО:
налоговые льготы
льготы на предоставление помещений
усиление инфраструктурной поддержки в плане информирования, обучения и консультирования, особенно в сфере привлечения добровольцев и массового сбора частных пожертвований
снятие административных барьеров для сотрудничества НКО с государственными учреждениями
усиление влияния НКО на принятие решений и т.д.
2. Действия, направленные на прямую финансовую поддержку оказания услуг СО НКО на среднесрочную перспективу (2-3 года).
Слайд 14Региональная программа поддержки СО НКО – критерии оценки
Предлагаемые критерии оценки региональных
программ поддержки СО НКО:
Создание «рамочных» благоприятных условий для деятельности НКО:
Переход к конкурентным механизмам бюджетного финансирования социальных услуг (напр. через предоставление целевых потребительских субсидий (ваучеров, сертификатов), через конкурсное распределение субсидий и др.)
Налоговые льготы
Предоставление имущества на льготной основе
Информационная, консультационная, образовательная поддержка
Развитие механизмов общественного участия (слушания, общественные советы, привлечение НКО к разработке социальных программ)
Предоставление прямой поддержки деятельности СО НКО по приоритетным направлениям:
Развитие благотворительности и добровольчества
Решение наиболее острых социальных проблем (см. список целевых показателей 1-9 выше)
Реализация инновационных социальных проектов
Слайд 15Со-финансирование проектов НКО на региональном уровне
1. Через субсидии (гранты) НКО
2.
Через субсидии муниципалитетам, в целях предоставления ими грантов НКО
Важно:
Наличие в программе средств, выделенных на оценку ее эффективности
Наличие у региона опыта реализации поддержки НКО
Слайд 16Взаимодействие органов исполнительной власти и НКО при разработке регионального законодательства по
СО НКО в СПб
Сотрудничество НКО и органов власти в рамках Координационного совета по взаимодействию с общественными организациями при правительстве СПб способствовало принятию «Концепции взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями «Общественно-государственное партнерство» на 2008-2011гг.».
Во второй половине 2010 г. прошло широкое общественное обсуждение НКО Петербурга нескольких городских законопроектов в сфере поддержки СО НКО (законопроекта «О взаимодействии НКО организаций и органов исполнительной власти СПб», разработанного Гуманитарно-политологическим центром «Стратегия», и законопроекта «Об основах политики по поддержке СО НКО», разработанного юридическим комитетом СПб). Представители НКО сектора подготовили ряд существенных поправок, которые повысили качество данных региональных законопроектов и привели их в соответствие с духом и буквой ФЗ (расширен перечень видов деятельности НКО, которым оказывается поддержка как СО НКО, расширен список мер поддержки, особенно в части разработки целевой городской программы поддержки СО НКО).
Слайд 17Взаимодействие органов исполнительной власти и НКО при разработке регионального законодательства по
СО НКО в СПб (2)
23 марта 2011 года ЗакС СПб принял закон «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге».
Фракция «Единая Россия» внесла в Законодательное собрание актуальный для НКО законопроект без предварительного общественного обсуждения, без учета результатов предшествующего обсуждения в органах исполнительной власти. Сроки внесения поправок в данный законопроект были сведены до минимума (10 февраля – 23 марта). Петербургские законодатели сузили возможности для гос. поддержки НКО, заданные федеральным законом.
Мнение НКО: принятый закон не позволит решить поставленные задачи - заложить основные принципы и механизмы государственной поддержки организаций, работающих с социально незащищенными группами населения.
Слайд 18Взаимодействие органов исполнительной власти и НКО при разработке регионального законодательства по
СО НКО в СПб (3)
Региональный закон должен определять критерии, по которым НКО можно причислить к категории социально ориентированных и задать спектр возможных видов деятельности таких организаций.
Одним из первых ограничений принятого в Санкт-Петербурге закона является размытость формулировок и отсутствие четких критериев. В законе нет определения СО НКО; недостаточно четко прописаны виды деятельности, которые могут осуществлять СО НКО:«социальная поддержка и защита граждан», «деятельность в области образования, просвещения, науки и культуры, искусства, здравоохранения, продвижения здорового образа жизни и т.д.».
Задавая такие размытые рамки, законодатель ставит под вопрос орга-низации, которые ориентированы на защиту семьи, детства, материн-ства и отцовства; развитие детского и молодежного движения, укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональ-ных отношений, профилактику экстремизма и ксенофобии и т.д. Такие организации уже сейчас видят сложности в том, чтобы «вписать» осуществляемые виды деятельности в существующие правовые нормы. Отсутствие четких формулировок создает риск возникновения сложностей при включении в реестр СО НКО.
Слайд 19Что сделано в Санкт-Петербурге:
После неудавшихся попыток вступить в диалог с
депутатами ЗакС, создана Коалиция «За гражданское участие в принятии решений и системную поддержку социально ориентированных НКО», в которую входит 30 представителей опытных НКО СПб. 29 марта на сайте Центра РНО было опубликовано Обращение Коалиции, в котором НКО Санкт-Петербурга выражают категорическое несогласие с такой практикой и требуют принятия поправок к Закону о поддержке СО НКО в Санкт-Петербурге:
Включить весь спектр мер поддержки СО НКО, предусмотренный ФЗ, особенно в части разработки городской программы поддержки СО НКО и инфраструктурной поддержки НКО
Законодательно закрепить обязательность участия НКО в обсуждении нормативно-правовых актов, касающихся их деятельности
На 22 апреля Обращение подписало 204 человека из 131 организации
1 апреля – пресс-конференция
7 апреля – встреча представителей Коалиции с вице-губернатором СПб Л.А. Косткиной и руководителями 4 отраслевых комитетов администрации СПб
Слайд 20Что сделано в Санкт-Петербурге: решения
- Коалиция выступила за скорейшее подписание законопроекта
«О поддержке СО НКО», чтобы город мог выполнить бюджетные обязательства по выделению НКО субсидий на оказание социальных услуг населению.
Решено создать межведомственную группу с участием представителей отраслевых комитетов администрации СПб и НКО по дальнейшему развитию нормативно-правового регулирования поддержки НКО в Санкт-Петербурге (май). Задачи рабочей группы:
Сформулировать предложения по усовершенствованию действующего законодательства по НКО в СПб, направленного на дальнейшее развитие системы мер по поддержке НКО сектора, включая разработку предложений
для законопроекта «Об основах политики СПб в сфере взаимодействия органов государственной власти СПб с негосударственными некоммерческими организациями»
для городской программы поддержки СО НКО в СПб
по формированию реестра СО НКО – получателей поддержки.
Сроки: август (программа), сентябрь (законопроект) и декабрь (реестр).
Апрель – встреча Координационного совета по взаимодействию с общественными организациями при Правительстве СПб.
Ответственный – Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями
Слайд 21Зоны развития / взаимодействия:
1) В ходе взаимодействия представителей НКО и органов
власти стала очевидной проблема нехватки фактических данных о финансово-экономической деятельности НКО в СПб, их вкладе в социально-экономическое развитие города. Такая информация необходима для обоснования предложений для Программы поддержки СО НКО.
В связи с этим, ЦРНО и Коалиция разработали анкету для руководителей НКО, результаты которой помогут подготовить финансово-экономическое обоснование Программы поддержки СО НКО в СПб, определить приоритетные формы и меры поддержки организаций в рамках Программы.
2) К 26 апреля НП «Юристы за гражданское общество» проведет анализ существующего СПб законодательства по поддержке НКО (формы и виды поддержки, целевые группы, механизмы).
3) В Коалицию будут приглашены представители крупнейших организаций, традиционно получающих субсидии (ВОГ, ВОС, ВОИ, ветеранские организации, Диабетическое общество), чтобы совместно разрабатывать предложения по развитию сектора и не допустить раскол сектора.
Слайд 22Выводы
Обязательно участие НКО в обсуждении нормативно-правовых актов, касающихся их деятельности. Привлечение
широкой общественности к обсуждению законопроекта и учет мнения экспертов из числа НКО позволит избежать ошибок и ограничений.
Отслеживать, чтобы региональные закон и программа не противоречили духу и букве федерального законодательства о поддержке СО НКО.
Системно развивать законодательство, касающееся организаций граждан-ского общества. Это важно для формирования социального партнерства и межсекторного взаимодействия в решении социальных проблем
Создание межсекторной рабочей группы на ранней стадии разработки регионального законодательства о поддержке СО НКО позволит избежать ошибок и сэкономить силы и время для конструктивного обсуждения, а также определить приоритетные задачи и разделить ответственность.
Необходимо разработать стратегию развития НКО сектора и составить план увеличения в т.ч. финансовой поддержки НКО – не только перераспреде-лять существующие (небольшие) ресурсы. Если третий сектор нужен, надо его развивать, а не просто перешивать старую одежду на новый лад.
Слайд 23За всеми новостями, мероприятиями
и изменениями следите на сайте Центра РНО:
www.crno.ru
WWW.DOBRYPITER.RU
Пишите нам: crno@crno.ru
Записывайтесь на мероприятия: training@crno.ru
Звоните нам: +7 (812) 718 37 94
Приходите к нам: Лиговский пр., 87, офис 300
Спасибо за внимание!