Слайд 1СМИ в меняющейся России: экономическое измерение
Проф. Е.Л. Вартанова
Слайд 2Медиасистемы в рыночном обществе
Д. Маккуэйл: изменения в целях медиаполитики в последние
годы – дерегулирование, большее подчинение СМИ законам рынка, усилению роли последнего в организации и управлении медиаорганизаций
Г. Мердок и П. Голдинг: маркетизация СМИ как попытка вмешательства в деятельность медиакомпаний с целью увеличить свободу действий крупных корпораций
К. Спаркс: многогранный процесс изменения СМИ на постсоветском пространстве
политика → возникновение плюрализма (конкуренция, политическая ангажированность, политизация, демократизация – возможна)
экономика → коммодификация (коммерциализация, стратификация общества, деполитизация, антидемократизация – возможна)
технология → оцифровка (фрагментация и концентрация, поляризация и неравенство, новые возможности для разнообразия, демократизация и антидемократизация – возможны)
Слайд 3«Парадокс разнообразия»
Развитие российского рынка СМИ вызвало количественный рост медиасистемы
ТВ-станции: 5254
Радиостанции: 3769
Газеты:
28 449
Журналы: 21 572
Альманахи: 1378
Другие печатные СМИ: 5610
В основе количественного роста лежит развитие рынка рекламы: ежегодный прирост (с 1998 г.) на уровне 30%
(в 2008 - 26%)
Объем:
2006: 180,9 (млрд. руб.)
2008: 267,0
Слайд 4Реклама как определяющий фактор структуры СМИ
Как и везде в мире, структура
рекламного рынка в России формирует структуру национальной медиасистемы
Доминирование федерального ТВ, радиосети, значительная роль местных газет, рост числа и тиражей журналов и т.п.
Тенденции на рынке производства содержания напрямую связаны с интересами рекламодателей потребительского рынка
Динамика жанров и форматов, новые отношения между производителями книг, фильмов и «продакт-плейсментом», коммерциализация журналистских материалов (развлекательность, инфотеймент, таблоидизация)
Слайд 52000 годы: Тенденции на российском медиарынке
Изменения в медиаструктурах: новое соотношение бизнес-моделей
Печатные
(= платные) vs. вещательные (= бесплатные) СМИ
Изменение роли таких факторов, как социальная и/или этническая принадлежность, пол, религиозные убеждения, в формировании интереса и форм доступа к СМИ
Активные стратегии роста крупнейших медиакомпаний (концентрация, направленная на объединение различный стадий производственной цепочки, подчинение центростремительным тенденциям в сфере распространения СМИ и рекламы
Возникновение «чистого» капитала СМИ (СТС, ТНТ, региональный бизнес)
в 2006 г. более 2 млрд. долл. было потрачено на сделки по слиянию и поглощению (M&A) в российском медиабизнесе
В 2008 г. реальная капитализация 10 крупнейших медиакомпаний в России достигала и даже превышала 500 млн. долл.
Слайд 6Тенденции в медиасистеме России
Регионализация медиарынков/медиарынка
Становление рынка производства содержания
Сегментация общества/аудитории, вызывающие изменения
в типологии
Конвергенция
Слайд 7
Тенденции в медиасистеме России (1)
Регионализация медиарынков/медиарынка
2/3 газетных тиражей приходятся на долю
региональных и местных изданий, что не в последнюю очередь отражает запрос региональных рекламодателей
влияние систем распространения – региональных/местных на печатных рынках, национальной – на телевизионном рынке
потребность аудитории в местных новостях, потеря национальной повестки дня в журналистике
Становление рынка производства содержания
потребность медиаорганизаций в новых телеформатах – сериалах, кинофильмах, ток-шоу, играх и т.п.
рост числа российских сериалов: 1997 – 103, 2005 – 538
инвестиции в сегмент производства содержания
Слайд 8Тенденции в медиасистеме России (2)
Сегментация общества/аудитории, вызывающие изменения в типологии
развитие аудитории
как результат социальной динамики
активная диверсификация содержания СМИ по 2 основным направлениям – «стиль жизнь» и специализированный сегмент (B2B)
новые типы СМИ
Конвергенция
становление интернета как составной части медиасистемы
медиапотребление
рекламный рынок
Слайд 9Заключительные соображения
Экономическое состояние оказывает прямое воздействие на состояние медиарынка и медиасистемы
Экономическое
развитие порождает социальную динамику, которая формирует новые запросы на содержание СМИ (каналы+контент) со стороны аудитории
Однако: экономические процессы находятся под значительным влиянием культуры (прежде всего под ее проявлениями в политической и профессиональной сферах)
Отсутствие новых политических практик (неразвитые система политических партий, гражданское общество, недостаточная социальная активность индивидуумов и т.п.)
Сохранение моральной легитимности инструментальных способов использования СМИ
Роль авторитарных/патерналистских традиций в политических и медиапрактиках
Сохранение враждебности в отношениях «государство – общество/человек»
Интегрированность политической и бизнес-элит (в контексте почти полной неразвитость малого и среднего бизнеса)