Слайд 1Система подготовки обучающихся 9 класса к третей части экзаменационной работы по
обществознанию в рамках Государственной итоговой аттестации
Подготовила учитель истории МОУ «СОШ пос. Бурный Энгельсского р-на»
Пилягина В.М.
Слайд 2
Каждое задание к тесту выполняет определенную функцию, позволяя проверить качественное овладение
содержанием курса обществознания и сформированность у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений:
осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;
применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
Слайд 3Первоначальный алгоритм работы с третьей частью
1. Внимательно прочитайте текст и все
задания к нему.
2. Постарайтесь понять к какой из тем курса обществознания относится данный текст(«Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право);
3. Приступайте к выполнению заданий поэтапно по принципу «от простого к более сложному»
4. Читая задания старайтесь четко понять что именно требуется сделать и как записать ответ.
5. Обратите внимание и зафиксируйте для себя не только то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.), какие признаки (черты, аргументы, примеры и т.п.) нужно привести, но и какое количество данных элементов нужно указать(один, два, три и т.д.).
6. Постарайтесь вспомнить термины, относящиеся к содержанию текста, и запишите их на черновике. Поскольку в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания
Слайд 4Работа по усвоению первоначального алгоритма
Я обычно провожу несколько тренингов на усвоение
первоначального алгоритма. Раздаю тексты и индивидуально с каждым учеником прорабатываю именно усвоение требований экзаменационной работы, параллельно проверяя знание терминологии. Более сильные учащиеся как правило быстро понимают что, в каком количестве и в какой последовательности необходимо делать, а с более слабыми детьми приходиться повторять первоначальный алгоритм несколько раз. Что касается знания терминов, то мы начинаем работу по их повторению с начала учебного года по основным темам курса обществознания. Это повторение я провожу обычно в форме терминологических диктантов с которых начинается каждая консультация.
Слайд 5I. Работа над составлением плана текста( задание С1):
При работе с текстом
я считаю целесообразным использовать памятки для учащихся по анализу текста:
а) внимательно несколько раз прочитайте текст;
б) соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право);
г) дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» - и определите его основную идею;
д) разбейте текст на смысловые части, если у вас их получается много постарайтесь свести их к трём- четырём при условии, что несколько смысловых частей могут быть взаимосвязаны и дополнять друг друга
е) выделите главную мысль каждой смысловой части
ж) сведите её до уровня словосочетания, так чтобы главная мысль была выражена чётко, просто и ясно.
Слайд 6Работа с заданиями воспроизводящего характера(С2, С3)
Второе и третье задания призваны выявить
умение извлекать нужную информацию из предложенного текста.
В тех случаях, когда ответ содержится в прямом виде, в отдельном компактном фрагменте, когда в формулировке вопроса воспроизводятся ключевые слова текста, подавляющее большинство учащихся успешно справляются с заданием. Если же ответ содержится в тексте в «неявном виде» либо необходимая информация находится в различных частях текста, задание для многих ребят становится трудным. В этом случае, прежде всего, объясняю ребятам, что подобное бывает достаточно частым и ответ может содержаться в разных частях текста. Специально подбираю тексты из разных сборников именно с «неявным» ответом на поставленный вопрос и на нескольких консультациях учу ребят искать ответы на подобные вопросы.
Слайд 7Работа с заданием С4
При ответе на четвертый вопрос к тексту, учащиеся
должны использовать не только предложенный текст, но и знания обществоведческого курса. Это единственное задание, которое оценивается тремя баллами.
Для его успешного выполнения прежде всего необходимо хорошее знание терминологии.
Слайд 8
Поэтому я рекомендую ребятам:
а) прежде всего, необходимо вспомнить термин, признаки которого
вам необходимо указать
б) исходя из определения понятия или явления вспомнить его основные характеристики.
В качестве тренинга я несколько усложняю требования к терминологическим диктантам, требуя указать не только сам термин, но и его признаки.
Например, даю задание указать определение нации и её основные признаки или государства и его признаки и т.д..
Слайд 9IV. Работа с заданием С5 и С6
Пятое задание имеет самостоятельное развернутое
условие, т.е. выступает как задание-задача. Но и оно связано с анализируемым текстом. К типичным недостаткам при выполнении данного задания можно отнести слабость аргументационной базы избранной позиции.
Слайд 10
Только дети с хорошо развитым логическим и абстрактным мышлением, обладающие определённым
уровнем эрудиции способны справится с этим заданием полностью. Такие ребята в условиях сельской школы встречаются редко, поэтому с ними я веду индивидуальные занятия по подготовке к выполнению заданий этого уровня.
Слайд 11
Таких ребят я прошу хотя бы несколько раз в неделю смотреть
программу Новостей и вести тетрадь «Важнейшие события в мире и в стране». Эту тетрадь мы разбиваем на блоки соответствующие основным темам обществоведческого курса(«Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право). Еженедельно я отслеживаю записи в этой тетради, которые ведутся по принципу таблицы
Дата Событие Значение
Слайд 12
Вначале ребёнок заполняет последнюю колонку в карандашном варианте, который мы с
ним обсуждаем, выявляя возможные последствия события, его роль в жизни отдельного человека, страны или мира. Постепенно ребята начинают приходить к самостоятельным суждениям
Слайд 13
Для того, чтобы снабдить ребят необходимым набором аргументов, необходимых для выполнения
заданий С5,С6 целесообразно использовать метод проведения исторических аналогий. Для этого я прошу ребят подобрать аргументы, необходимые для выполнения заданий из курса истории в нескольких вариантах. Если учащиеся испытывают затруднения, можно указать им в качестве подсказки страну, век, правителя и дать им поработать над этим дома самостоятельно, а на следующей консультации обсудить полученные ими результаты.