Слайд 1Российская государственная детская библиотека
Киберпространство и развитие личности: риски и возможности
Проблемное
поле:
дети – информация – культура – библиотеки
Поддержано РГНФ
Чудинова В.П.
Зав.отделом социологических исследований РГДБ,
к.пед.н., вице-президент Русской ассоциации чтения
Слайд 2Права ребенка (согласно Конвенции ООН),
относящиеся к проблеме «дети и информация»
Ребенок
имеет право свободно выражать свое мнение (Ст.12, п.1); это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ (осуществление этого права может подвергаться некоторым необходимым ограничениям (Ст.13, п.1,2).
Дети имеют права на защиту от вмешательства в их личную жизнь, семейную жизнь, а также в их переписку; на защиту их чести и репутации (Ст.16).
Государство должно обеспечивать доступ детей к информации и материалам из различных источников, оно должно поощрять распространение средствами массовой информации материалов, способствующих социальному и культурному развитию ребенка и предпринимать шаги по защите детей от вредной информации (Ст.17).
Государство должно поддерживать родителей, оказывать им помощь в воспитании детей, поскольку они несут основную ответственность за воспитание ребенка (Ст.18).
Государство уважает и поощряет право ребенка на участие в культурной и творческой жизни и содействует предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха (С.31).
Слайд 3Проблемы воздействия информации на социализацию личности
Неблагополучное состояние информационной среды:
обилие информации
негативной
деструктивной
неточной
недостаток информации
позитивной
ценной
(лучшей)
точной
Проблема доступа к информации
«информационный голод»
доступ к лучшей информации («развивающей»)
Проблема ориентации в информационном пространстве
Проблема обучения информационной культуре (медиаграмотности) и развития у юных критического мышления
Слайд 4Канада: как используют Интернет дети и родители
Слайд 5Возможности Интернета
Поиск справочной информации (новости, телепрограммы, справки и т.п.)
Поиск информации о
товарах и услугах
Поиск информации об известных, знаменитых людях
Получение интернет-рассылки
Участие в сетевых конкурсах
Поиск и чтение книг
Чтение «сетевой литературы» (например, творчества посетителей фан-клубов)
Чтение электронных журналов (электронных версий журналов)
Поиск, прослушивание, скачивание музыки
Просмотр. Скачивание фильмов
Поиск, скачивание звуковых книг
Электронная почта
Общение (в чатах, ICQ, IRC, AIM и т.п.)
Участие в обсуждении на форумах
Сетевые игры (коллективные)
Игры (индивидуально)
Блоги («сетевые дневники»)
Создание и поддержка собственных сайтов или веб-страниц
Заказ и покупка товаров через интернет-магазин
Эагрузка программного обеспечения
Слайд 6Возможности Интернета для учебы
Поиск статей, книг для выполнения учебных заданий, при
работе над проектами
Использование энциклопедий, справочников, словарей
Поиск и скачивание готовых рефератов, топиков, решений
Ресурсы образовательных порталов
Дистанционное обучение
Слайд 7Интернет для детей и юношества:
достоинства могут стать недостатками
Интернет – это
новый, комплексный вид медиа (и не только медиа), и это также самый мощный инструмент для развития личности, который когда-либо существовал.
Главные особенности Интернета, отличающие его от других видов медиа:
Свобода доступа к информации и возможность выбирать самому, что делать в Сети.
Свобода доступа к информации сопровождается отсутствием контроля над ресурсами.
Относительная (физическая) безопасность и возможность представиться другим.
Возможность безграничного общения.
Еще один аспект свободы киберпространства – это возможность показать себя и свои таланты.
Слайд 8Дети и информация: задачи и стратегия действий
Защита детей.
Крайне необходимо в
целом изменение политики государства в сфере развития и функционирования средств массовой информации, особенно в области защиты интересов подрастающего поколения. Одной из первых и неотложных мер должно стать принятие специальных законопроектов об информационной безопасности детства, защите прав и интересов детей.
Помощь детям в работе с информацией
Необходима разработка специальных законопроектов, относящиеся к работе мест публичного доступа детей и юношества в информационные компьютерные сети (в том числе к работе школ, различных типов библиотек и др. учреждений).
Слайд 9Библиотеки и Интернет
Роль библиотек возрастает
бесплатные места доступа к информации
квалифицированные кадры
работа по
сбору, оценке, структурированию информации
разработка критериев оценки информации
помощь пользователям в навигации в информационном пространстве
создание контента для детей и юношества
Наряду с группами тех, кто посещает библиотеки, возникают и увеличиваются новые группы «удаленных пользователей» - детей и подростков, как из своей страны, так и других стран.
Одной из особенно сложных проблем сегодня является проблема разработки контента, механизмов экспертизы, а также критериев оценки качества сайтов, медиаматериалов и другой продукции для детей.
Слайд 10Возможности и проблемы библиотек,
работающих с детьми
В России с детьми работают детские,
школьные, юношеские и другие библиотеки
Создана уникальная система специализированных детских библиотек, включающая более 70 библиотек на федеральном (Российская государственная детская библиотека) и региональном уровнях
Работают более 4 тысяч детских библиотек в городах, поселках и селах.
Слайд 11Главные направления новой стратегии работы с детьми:
продвижение и поддержка
чтения детей и семей в новом технологическом веке;
отбор, оценка, рекомендация лучших книг, мультимедиа и других материалов для детей и родителей;
обучение, консультирование детей и воспитателей для развития у школьников информационной грамотности/культуры;
помощь детям в поиске информации для учебы, самообразования и досуга
(в том числе с помощью создающихся сегодня на сайтах детских библиотек «виртуальных справок»);
сбор информации по детству и развитие детских библиотек как информационных центров (центров информации по проблемам детей);
развитие сайтов детских библиотек для помощи детям и родителям;
развитие новых возможностей для диалога - «виртуального общения» подростков и взрослых на темы, интересные юным;
развитие международных и национальных проектов «виртуальных детских библиотек».
Библиотекари, работающие с детьми и с информацией, могут и должны стать участниками новой государственной информационной политики.
Слайд 16Сайт Национальной библиотеки Украины для детей
ПРАВИЛА ИНТЕРНЕТ-БЕЗОПАСНОСТИ И ИНТЕРНЕТ-ЭТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ
Никогда не давайте частной информации о себе (фамилию, номер телефона, адрес, номер школы) без разрешения родителей.
Если кто-либо говорит вам, присылает вам, или вы сами обнаружили в сети что-либо смущающее вас, не старайтесь разобраться в этом самостоятельно. Обратитесь к родителям или учителям - они знают, что надо делать.
Встреча в реальной жизни со знакомыми по Интернет-общению не является очень хорошей идеей, поскольку люди могут быть разными в электронном общении и при реальной встрече. Если вы все же хотите встретиться с ними, сообщите об этом родителям, и пусть они пойдут на первую встречу вместе с вами.
Не открывайте письма электронной почты, файлы или Web-страницы, полученные от людей, которых вы реально не знаете или не доверяете им.
Никому не давайте свой пароль, за исключением взрослых вашей семьи.
Всегда придерживайтесь семейных правил Интернет-безопасности: они разработаны для того, чтобы вы чувствовали себя комфортно и безопасно в сети.
Никогда не делайте того, что может стоить денег вашей семье, кроме случаев, когда рядом с вами родители.
Всегда будьте вежливыми в электронной переписке, и ваши корреспонденты будут вежливыми с вами.
В электронных письмах не применяйте текст, набранный в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ - это воспринимается в сети как крик, и может расстроить вашего собеседника.
Не присылайте в письме информацию большого объема (картинки, фотографии и т.п.) без предварительной договоренности с вашим собеседником.
Не рассылайте писем с какой-либо информацией незнакомым людям без их просьбы - это воспринимается как "спам", и обычно досаждает пользователям сети.
Всегда ведите себя в сети так, как бы вы хотели, чтобы вели себя с вами!
Слайд 17«Летописи»: проекты для детей и взрослых
Слайд 18Международная электронная детская библиотека
Слайд 192-я премия в номинации «Лучший сайт о публичных библиотеках»
Сайт Российской государственной
детской библиотеки
Слайд 20Веб-сайт «Библиогид»
Книга за книгой
Коротко
Подробно
Тема
Осторожно, кNiГа!
Читаем журналы
Авторы
О
писателях
Писатели о себе
Писатели о писателях
Знакомство
О художниках
Герои
Парад героев
Любимые герои
Читатели
Великие читатели
Читает/не читает
«Ме»
Это не анекдот!
Избранное
Чтение для души
Познавательные книги
Малышам
Музей книги
Портрет книги
Забытые книги
Путешествие во времени
Путешествие в пространстве
Календарь
Гостиная
Форум
Слайд 21Сайт Центральной городской библиотеки
для детей и юношества г.Новоуральска
Слайд 22Сайт Централизованной системы детских и школьных библиотек г.Озерска
Слайд 23Сайт Муниципальной детской компьютерной библиотеки г.Омска
Слайд 24Сайт Нижегородской государственной областной детской библиотеки
Слайд 25Сайт Ленинградской областной детской библиотеки
Слайд 26Сайт Томской областной детско-юношеской библиотеки
Слайд 27Сайт детских библиотек г.Нижневартовска
Слайд 28Сайт Центральной детской библиотеки г.Трехгорный
Слайд 29ВЫВОДЫ
Сегодня, наряду с группами тех, кто посещает библиотеки, возникают и увеличиваются
новые группы «удаленных пользователей» - детей и подростков, как из своей страны, так и других стран.
Новый облик и поведение детей и подростков – это новые вызовы, и в то же время новые возможности для библиотекарей как в западных странах, так и в сегодняшней России.
Именно библиотекарям, работающим с детьми, необходимо постоянное изучение и отслеживание изменений в стиле жизни и облике нового поколения. Иначе «разрыв» между библиотекарями и пользователями может увеличиться.
Сегодня дети могут стать и уже становятся творческими партнерами и консультантами по использованию новых технологий для библиотекарей. Именно это – новый вызов, но также и новые возможности для творческого развития самих библиотекарей, их новых проектов и программ.
Перемещение библиотекарей в киберпространство дает им возможности объединить усилия. Возникают новые интересные международные проекты, которые дают детям новые возможности увидеть культуру других стран через виртуальные детские библиотеки.