Слайд 1«Разработка программных мероприятий и проекта городской целевой программы города Москвы «Создание
системы управления автотранспортными средствами, подлежащими утилизации на период 2009-2011 годы («Авторециклинг»)»
Разработчики:
МАДИ(ГТУ), ОАО «ГУП ЭКОНОМИКА»
2008-2009 гг
Слайд 2Цели Программы
1. Снижение негативного воздействия на окружающую среду г. Москвы деятельности
по обращению с отходами эксплуатации АТС за счёт создания системы управления отходами, образуемыми в процессе технического обслуживания, ремонта и эксплуатации АТС, разработки необходимых экономических механизмов и использования ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий технического обслуживания, ремонта и эксплуатации АТС, сбора, хранения, демонтажа, переработки вышедших из эксплуатации транспортных средств (ВЭТС).
2. Сохранение материальных ресурсов, рост налогооблагаемой базы на территории г. Москвы за счет создания в рамках городской системы «Авторециклинг» разветвленной сети сбора, накопления, перерабатывающих производств, вовлечения в хозяйственный оборот продуктов переработки ВЭТС и их компонентов.
3. Уменьшение социальной напряженности за счет создания новых рабочих мест, благоприятных условий для проживания населения, широкого использования научно-технического и инновационного потенциала организаций, находящихся в г. Москве, отечественных и зарубежных инвесторов.
4. Повышение безопасности движения на улично-дорожной сети г. Москвы путем поставок на вторичный рынок сертифицированных по требованиям безопасности бывших в употреблении агрегатов и деталей, снятых с ВЭТС.
5. Развитие конкурентной среды, расширение участия в этой сфере субъектов малого предпринимательства.
Слайд 3Основные задачи Программы
1. Разработать правовые и экономические механизмы, стимулирующие развертывание городской
системы обращения с отходами эксплуатации АТС, соответствующей современным международным экологическим требованиям и уровню вовлечения в хозяйственный оборот продуктов переработки всех видов отходов АТС.
2. Обеспечить максимальный сбор (эвакуацию) с территории города Москвы отходов эксплуатации АТС, их экологически безопасную переработку, увеличение объемов использования продуктов переработки в отраслях народного хозяйства, в том числе поставок на вторичный рынок сертифицированных по требованиям безопасности бывших в употреблении агрегатов и деталей, снятых с ВЭТС.
3. Разработать и внедрить высокотехнологичные подсистемы документооборота, учета и контроля движения материальных и финансовых потоков в системе «Авторециклинг».
4. Повысить эффективность использования научно-технического и инновационного потенциала организаций, находящихся в городе Москве, отечественных и зарубежных инвесторов, подготовка кадров, экологическое воспитание граждан в вопросах обращения с отходами эксплуатации АТС.
Слайд 4Перечень Подпрограмм
Подпрограмма 1. Совершенствование нормативного правового, экономического, административно-хозяйственного обеспечения эффективной деятельности
системы «Авторециклинг» на территории г. Москвы.
Подпрограмма 2. Обеспечение соответствия технологических и ресурсных возможностей системы требованиям максимально возможного вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов из отходов эксплуатации АТС, экологической безопасности территории г. Москвы
Подпрограмма 3. Научно-методическое сопровождение городской системы «Авторециклинг», подготовка и повышение квалификации кадров, формирование общественного мнения и экологически дружественного поведения населения в вопросах обращения с отходами эксплуатации АТС.
Слайд 5Ожидаемые результаты реализации Программы
Слайд 6Динамика численности парка легковых (два варианта прогноза), грузовых АТС и автобусов
города Москвы на период до 2020 года
Слайд 7Подпрограмма 1. Совершенствование нормативного правового, экономического, административно-хозяйственного обеспечения эффективной деятельности системы
«Авторециклинг»
Разработка законодательных и нормативных правовых актов, направленных на:
юридическую легитимность городской системы «Авторециклинг», четкую регламентацию взаимоотношения собственников (владельцев), сборщиков и переработчиков отходов эксплуатации АТС;
совершенствование регламента отнесения вышедших из эксплуатации АТС к отходам, механизма отчуждения ВЭТС и их компонентов в пользу государства или участников системы обращения с отходами;
усиление ответственности собственников (владельцев), оставляющих ВЭТС на улицах, в жилых кварталах, промышленных зонах, в ландшафте городской территории, предусмотренной статьями 4.41, 8.8 КоАП города Москвы;
юридическое закрепление структуры и определение порядка функционирования городской системы «Авторециклинг», норм ответственности за его нарушение, методы организации контроля деятельности предприятий–участников;
установление регламента регулирования тарифов на сбор и утилизацию ВЭТС, БРТС, других отходов эксплуатации АТС на территории Москвы, порядка формирования и аккумулирования средств бюджета на финансирование деятельности системы «Авторециклинг»;
совершенствование структуры управления городской системой «Авторециклинг», в том числе упорядочение документооборота и отчетности при сборе и эвакуации БРТС с территории города, других отходов эксплуатации АТС;
усиление контроля качества продукции, получаемой из отходов эксплуатации АТС.
Слайд 8Ожидаемые результаты по подпрограмме 1
уточнены принципы государственного управления и конкретизирована ответственность
органов государственной власти (исполнительной, законодательной, судебной) за осуществляемую деятельность в данной сфере;
повышена координация действий органов государственной власти и других исполнителей, указанных в паспорте Программы;
установлены правовые основы и механизмы функционирования городской системы «Авторециклинг»;
установлены экономические стимулы развития и эффективного функционирования городской системы «Авторециклинг»;
усовершенствована практика лицензирования деятельности в сфере обращения с транспортными отходами (с учётом экологических требований);
созданы основы для разработки и внедрения на предприятиях городской системы «Авторециклинг» систем менеджмента качества, системы экологического менеджмента, системы менеджмента здоровья и безопасности (в соответствии с требованиями международных стандартов серий ISO 9000, ISO 14000, OHSAS 18001, стандартов ГОСТ Р ИСО серий 9000, 14000, ГОСТ Р 12.0.006-2002);
уточнены механизмы компенсации вреда (ущерба) в области утилизации АТС, обращения с их компонентами и отходами эксплуатации путем реализации эффективных схем страхования и перестрахования потенциальных рисков;
реализованы организационные мероприятия по развитию системы сбора ВЭТС за счет усиления административных мер на собственников (владельцев) АТС на территории города Москвы.
Подготовка в 2009г.: не менее 1-го закона города Москвы; не менее 1-го постановления Правительства Москвы; не менее 1-го распоряжения Правительства Москвы, не менее 2-х проектов стандартов «Лом цветных металлов и сплавов».
Подготовка в 2010г.: не менее 1-го закона города Москвы; не менее 1-го постановления Правительства Москвы; не менее 2-х распоряжений Правительства Москвы; не менее 1-го совместного постановления Правительства Москвы и Правительства Московской области.
Слайд 9Подпрограмма 2. Обеспечение соответствия технологических и ресурсных возможностей системы требованиям максимально
возможного вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов из отходов эксплуатации АТС
Цели:
Создание системы централизованного сбора и вывоза с территории города ВЭТС, БРТС, изношенных шин, отработанных автомобильных масел и антифризов, обеспечивающей загрузку производственных мощностей по переработке соответствующих видов отходов;
Создание рациональной по территориальному размещению и производственному потенциалу сети организаций, занимающихся сбором и утилизацией ВЭТС, БРТС, их компонентов, отходов от технического обслуживания и ремонта АТС;
Увеличение объемов получения вторичных материальных ресурсов из отходов эксплуатации АТС и использования их в отраслях экономики города Москвы;
Повышение экологической безопасности предприятий – участников городской системы «Авторециклинг» путем совершенствования технологий переработки отходов эксплуатации АТС, контроля качества работ и оказываемых услуг, страхования рисков нанесения вреда (ущерба) окружающей среде.
Слайд 10Ожидаемые результаты подпрограммы 2
формирование разветвленной сети пунктов сбора ВЭТС, БРТС, их
компонентов, других отходов эксплуатации АТС на территории города Москвы;
строительство специальных площадок-стоянок для размещения технически неисправных и поврежденных в результате ДТП транспортных средств на МКАД (согласно распоряжению Правительства Москвы от 20 июля 2007г. N 1536-РП);
проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию не менее 3-х кустовых пунктов (предприятий) первичной переработки ВЭТС и других отходов эксплуатации АТС, использующих индустриальные, экологически безопасные технологии осушки, демонтажа, сортировки и измельчения отходов;
модернизация на ОАО «ТМЗ» линий по переработке изношенных шин в резиновую крошку для использования в производстве вновь осваиваемых РТИ для населения и хозяйственных нужд города Москвы;
расширение и модернизация производства по переработке отработанных аккумуляторных батарей на ООО «Спортзнак-ЭКО» с 600 т/год до 1300 т/год;
строительство (реконструкция) специализированных предприятий (цехов) по переработке автомобильного стеклобоя, отработанных масел, отходов пластмасс, восстановлению изношенных шин;
строительство и ввод в эксплуатацию транспортно-логистического подразделения Управляющей компании городской системы «Авторециклинг» (освоение земельного участка 4,3га с производительностью 120 тыс. т. тонкостенного металла (автомобильные кузова, бытовой лом));
создание на базе «Подольского аккумуляторного завода» участка по переработке полипропиленовых моноблоков с производством вторичного полипропилена.
Слайд 11Подпрограмма 3. Использование научно-технического и инновационного потенциала организаций, подготовка и повышение
квалификации кадров, формирование общественного мнения и экологически дружественного поведения граждан в вопросах обращения с отходами эксплуатации АТС
Цели:
Повышение эффективности использования научно-технического и инновационного потенциала научных, учебных и других организаций города Москвы в вопросах обращения с отходами эксплуатации АТС;
Повышение качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, введение периодической аттестации руководителей и специалистов-экологов предприятий, кадров массовых профессий на транспорте, а также собственников (владельцев) автотранспортных средств, предпринимателей по вопросам обращения с отходами эксплуатации АТС;
Расширение использования СМИ и других методов формирования общественного мнения и стереотипов экологически безопасного поведения граждан в вопросах обращения с отходами эксплуатации АТС.
Слайд 12Ожидаемые результаты подпрограммы 3
∙ сокращение издержек при развертывании городской системы «Авторециклинг»
на 20-30% за счет прогнозирования последствий принимаемых решений;
∙ снижение издержек при транспортировке разных видов отходов эксплуатации АТС в разрезе административных округов и города на 20-25%;
∙ увеличение доли руководителей и специалистов организаций, занимающихся вопросами сбора и утилизации отходов эксплуатации АТС в городе Москве, прошедших переподготовку по вопросам обращения с отходами – до 70-80% от их общего числа к 2012 году;
∙ повышение числа предприятий системы «Авторециклинг» (с численностью работающих более 30 человек), прошедших сертификацию систем менеджмента качества, системы экологического менеджмента, системы менеджмента здоровья и безопасности (в соответствии с требованиями международных стандартов серий ISO 9000, ISO 14000, OHSAS 18001, стандартов ГОСТ Р ИСО серий 9000, 14000, ГОСТ Р 12.0.006-2002) – до 50% от общей их численности к 2012 году.
В 2009-2011г.г. ежегодно:
выпуск научной, учебно-методической и справочной литературы по проблемам обращения с отходами эксплуатации АТС для учащихся средних образовательных учреждений, студентов профессиональных колледжей и высших учебных заведений города Москвы, специалистов и участников системы «Авторециклинг», граждан тиражом не менее 5000 экземпляров;
участие в 3-х межрегиональных и международных конференциях, выставках и семинарах; проведение конкурса на лучшее решение экологических проблем, связанных с отходами эксплуатации АТС в районах и округах города Москвы;
проведение не менее 3 общегородских праздников и акций;
размещение не менее 2-х специальных рубрик в информационных выпусках новостей и профильных телепередачах телеканалов и кабельного телевидения;
проведение конкурса «Лучшее предприятие системы обращения с отходами эксплуатации АТС на территории города Москвы»;
размещение транспарантов-перетяжек по проблеме авторециклинга в объемах, ежемесячно согласованных с Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы.
Слайд 13Общая потребность в финансировании текущих и капитальных расходов Программы
Слайд 14Оценка внешних факторов, влияющих на достижение целей Программы
Состояние социально-экономического развития Российской
Федерации и субъекта РФ – города Москвы, тенденции его изменения.
Макроэкономические факторы, определяющие состояние экономики Российской Федерации и города Москвы.
Внутриполитические факторы и тенденции в сфере государственного регулирования экономики.
Состояние финансовых рынков.
Тенденции роста материального благосостояния граждан и уровня автомобилизации в городе Москве и Московской области.
Перспективы принятия основополагающих нормативных правовых документов в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, парковочной политики.
Тенденции развития производственной инфраструктуры технического обслуживания и ремонта АТС, гаражно-мостового и дорожного строительства.
Тенденции развития производственной инфраструктуры по переработке отходов эксплуатации АТС в Московской области и других регионах Российской Федерации.
Слайд 15Прогнозируемые реакции развития системы «Авторециклинг»(на 01.01.2012г.)
Слайд 16Объемы ежегодного образования в г. Москве отходов от автотранспортных средств, подлежащих
утилизации
Слайд 17Дислокация предприятий, занимающихся сбором БРТС с территории Москвы (на 01.01.2008г.)
Слайд 18Схема расположения предприятий по переработке отходов эксплуатации АТС
Слайд 19Схема расположения объектов общегородской системы «Авторециклинг» на период 2009-2011 г.г.
Слайд 20Производственные мощности предприятий по переработке отдельных видов отходов
Слайд 21Баланс производственных мощностей для переработки автотранспортных отходов
Слайд 22Распределение отходов от АТС, подлежащих утилизации, по разным объектам использования (1)
Слайд 23Распределение отходов от АТС, подлежащих утилизации, по разным объектам использования (2)
Слайд 24Структуризация субъектов системы «Авторециклинг» по уровням иерархии
Слайд 25Затраты и доходы субъектов системы «Авторециклинг» в г. Москве (2007), руб./год
Слайд 26Удельные затраты на утилизацию ВЭТС в основных технологических процессах
Удельные доходы от
реализации продукции вторичных автокомпонентов и вторичных материалов, получаемых в результате утилизации ВЭТС