Слайд 1Тема 1. Предмет и научные основы системы государственного и муниципального управления
Вопросы:
1.
Предмет, цели, задачи изучения дисциплины и связь её с другими дисциплинами
2. Содержание основных понятий теории ГиМУ: общая хар-ка процессов управления, хар-ка объектов ГиМУ, хар-ка субъектов ГиМУ, общая хар-ка СУ
3. Формы государственного устройства, научные школы и модели хозяйствования: формы государства, научные школы государственного ГУ, модели хозяйствования
Литература:
Пикулькин А. В. Система государственного управления. Учебник, четвёртое издание, М.,2012
Уткин Э. А., Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление. М. 2000.
Уткин Э. А., Денисов А. Ф. Государственное и региональное управление. М. 2002.
Комаров М. П., Нефедьев С.А. Система государственного и муниципального управления в схемах. СПбГПУ, 2008
Комаров М. П. Матвеев В. В. Научно-исследовательская работа студентов (по специальности государственное и муниципальное управление), Стратегия будущего – СПб, 2010 (гл.5 самостоятельно)
Чиркин В. Е. Государственное управление. М., 2005
Зеркин Д. П., Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления. М., Ростов-на-Дону, 2000.
Слайд 2Первый вопрос
Предмет, цели, задачи изучения дисциплины и связь её с другими
дисциплинами
Слайд 3Объект и предмет теории государственного управления
. Ключевыми методологическими категориями любой науки
являются объект и предмет этой науки.
Объектом теории государственного управления является административно–государственная деятельность. На втором Совещании экспертов ООН было дано определение административно–государственной деятельности как «процесса достижения национальных целей и задач через государственные организации».
При этом подчеркивалось, что понятие административно–государственной деятельности может быть распространено на администраторов службы исполнительных, законодательных и судебных органов.
Деятельность этих органов управления направлена на упорядочивание общественной жизни, т. е. на упорядочивание статики и динамики общества.
Предметом теории государственного управления являются объекты и процессы, происходящие в различных сферах общественной жизни (объект управления) и система государственного управления ими, включая все её элементы, статику и динамику.
Слайд 5Цель и задачи курса
Цель курса – изучение территориальных основ, методологии государственного
управления социально-экономическими процессами в стране.
Задачи курса – изучение, анализ и обобщение теории и практики государственного управления, развитие у студентов глубокого понимания гуманитарных, правовых, социальных основ государственного управления, тенденций в настоящем и будущем, обучение студентов практике работы в сфере государственного аппарата управления.
В результате изучения курса студенты должны:
Знать теоретические и организационно-экономические основы государственного управления; систему научно-практических знаний по формированию моделей государственного управления.
Уметь анализировать существующие системы государственного управления и обосновывать предложений по их совершенствованию.
Слайд 8Второй вопрос
Содержание основных понятий теории государственного и муниципального управления (ГиМУ):
общая характеристика
процессов управления, хар-ка объектов ГиМУ, хар-ка субъектов ГиМУ, общая хар-ка систем управления
Слайд 9Основные понятия теории управления
Неуправляемые процессы
Управляемы процессы
Ясно сформулированная цель
Состояние контролируется
Траектория
движения
регулируется
Нет явно сформулированной цели
Не ясно состояние в каждый момент времени
Непредсказуемая и нерегулируемая
траектория
ооооопра
Управление – функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры,
поддержание режима деятельности, реализации целей и программ.
Слайд 10Научное определение категории управление
Управление (англ.Control; Guidance; Ruling; Administration; Direction) – многозначная
категория
1. Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
2. Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления, интуицию и опыт в конкретной ситуации.
3. Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и социально-экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
4. Управление - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе". Процесс управления это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на обеспечение функционирования и развития системы в интересах достижения стоящих перед ней целей. В процессе управления решаются две задачи: тактическая, связанная с поддержанием устойчивости и взаимодействия всех элементов системы; стратегическая, обеспечивающая развитие и совершенствование системы, перевод ее в качественно иное состояние.
Слайд 11ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 12Структура системы управления
УПРАВЛЕНИЕ – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
субъекта управления
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
объекта
управления
Элементы системы: объект, субъект, управляющее воздействие, обратная связь. Все они «погружены» во внешнюю среду
Слайд 13Государственное управление
целенаправленное воздействие органов государства, его учреждений и служащих на различные
сферы жизни общества, поведение индивидов и их коллективов для достижения заявленных целей и удовлетворения национальных интересов.
Это — единый цикл регулирования государством различных отношений в обществе путем применения государственной власти и использования прямых и обратных связей субъекта и объекта управления.
Слайд 14Региональное управление -
организующее и регулирующее воздействие органов федеральной и региональной власти
на жизнедеятельность региона, в целях ее упорядочения и воспроизводства, опирающееся на их властную силу
Слайд 15Муниципальное управление -
организующее и регулирующее воздействие органов местного самоуправления на жизнедеятельность
населения городских и сельских поселений в целях ее упорядочения и воспроизводства, опирающееся на их властную силу
Слайд 16Объект государственного управления
Слайд 17Политическая сфера (политико–правовая) — политическая инфраструктура и система политических и правовых
отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством.
(самостоятельно нарисовать схему отношений)
Экономическая сфера — экономическая инфраструктура и система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.
(самостоятельно нарисовать схему отношений)
Слайд 18Социальная сфера — социальная инфраструктура и система социальных отношений, т.е. отношений
между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри– и межгрупповом уровне.
(самостоятельно нарисовать схему отношений)
Духовная сфера (духовно–нравственная) — духовная инфраструктура и система отношений между людьми, отражающая духовно–нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально–нравственный потенциал.
(самостоятельно нарисовать схему отношений)
Слайд 19Во всех четырёх сферах общественной жизни присутствует инфраструктура
Под инфраструктурой в настоящее
время понимают совокупность материально–технических систем (объектов), обеспечивающих выполнение основных функций в различных сферах и отраслях деятельности
Слайд 20Субъекты государственного управления
(два значения понятия)
Государство – высшая форма организации человеческих сообществ,
политический союз людей, подчиненных единой верховой власти, форма организации, имеющая главную цель – выражение единой воли.
В соответствии с этим определением государство является сложной общественно-политической системой, важнейшими компонентами которой являются: народ, территория, система права, система власти и система управления.
Государство – это политико-правовой институт, система особого типа социальных институтов, образующая организацию политической власти. В демократическом, правовом государстве главным субъектом государственного управления является народ, выбирающий своих представителей в органы власти, и, таким образом, участвующий в процессе управления. Государство, действуя от имени народа, создает для управления свои органы управления: парламент, правительство, суды и др. и выступает как консолидирующий субъект управления, как система организационно-правовых форм, составляющих ее субъектов управления.
Слайд 21Функции государства:
Внутренние
1.Властно-управленческая
2.Хозяйственно -организа-
торская
3. Правоохранительная
4. Имущественная
5. Организационно
–
административная
6. Идеологическая
7. Культурная
Внешние
1. Защитная
2. Торгово – финансовая
3. Миротворческая
4. Гуманитарная
Слайд 23Простейшая модель государственного и муниципального управления
Слайд 29Третий вопрос
Формы государственного устройства, научные школы и модели хозяйствования
Слайд 30Формы государства:
Форма государства – это способ организации и осуществления государственной власти
на территории.
Форма государства
форма форма политический
правления государственного режим
устройства
Слайд 31Форма государства: основные элементы
Форма государства это совокупность его внешних признаков, которая
показывает, какова организация государственной власти, каким образом, какими органами и какими методами она осуществляется в данном государстве.
Форма правления характеризует способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между собой, а также с населением. Все государства по форме правления подразделяются на монархии и республики.
Форма государственного (территориального) устройства - способ организации государственной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме федеративного устройства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Государственный (политический) режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, состоянием правового статуса личности. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный.
Слайд 32Форма правления
Монархия
формальный источник власти – одно лицо;
глава государства получает свой пост по
наследству
Республика
источник власти – народ; высшие органы власти избираются гражданами
на определенный срок
Слайд 34Монархии
ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ - Вавилон, Индия, Египет
РИМСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ - Рим в 1 –11
вв. до н.э.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ - Древнерусское государство, Монархия Меровингов
СОСЛОВНО- ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКАЯ - Земский собор в России, парламент в Англии, кортесы в Испании
АБСОЛЮТНАЯ - Франция при Людовике Х1У, Россия при Петре 1
СОВРЕМЕННО- КОНСТИТУЦИОННАЯ - Великобритания, Дания, Япония
Слайд 36Республики
АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ - Афины V – VI вв. до н.э.
РИМСКАЯ АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ
- Рим V – II вв. до н.э.
СПАРТАНСКАЯ АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ - Спарта V - IV вв. до н.э.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ - ГОРОДА – РЕСПУБЛИКИ - Венеция, Новгород, Союз Немецких торговых городов Ганза
СОВРЕМЕННАЯ ПАРЛАМЕНТАРИЯ - Австрия, Италия
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ - США
Слайд 38Форма государственного устройства-
это территориально-организационная структура государства
Унитарное
Федерация Конфедерация
государство - единая по- союз государственных союз суверенных государств,
литически однородная образований, само - заключенный для достиже-
организация, состоящая стоятельных в преде - ния определённых целей
из административно - лах распределенных
территориальных единиц, между ними и центром
не обладающих сувере- полномочий
нитетом
Слайд 39Форма государственного устройства
Форма государственного устройства - способ организации
государственной власти по
территории (территориальной или
национально-территориальной организации), характеризующий
соотношение государства как целого с его составными частями.
Слайд 42 Унитарное государство
166 государств в современном мире - унитарные
Слайд 44Федеративное государство
Федерация
Территориальные
Национальные
Характеризуются
значительным
ограничением суверенитета
субъектов федерации
(верховенством федеральной
власти и федерального
права, запретом на
односторонний выход из
состава федерации и т.д.).
Строятся на принципе
добровольного объединения
её субъектов, обеспечивают
суверенитет субъектов
федерации (включая право
на выход из состава
федерации), право наций на
самоопределение.
Слайд 45Федеративное государство
21 государство в современном мире - федеративные
Слайд 46Конфедерация
Конфедерация - добровольное объединение (союз) суверенных
государств, созданный для обеспечения их общих
интересов.
Объединение нескольких государств в конфедерацию не
приводит к образованию нового государства. Зачастую
конфедерации создаются на определённое время, для
достижения определённых целей.
Последними из существовавших конфедераций были:
Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003—2006),
Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982—1989),
Союз Африканских Государств
(Мали+Гана+Гвинея, 1960—1962).
Слайд 47ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
(третий элемент формы государства)
Демократические:
Социально-демократический
Либерально-демократический
Парламентский.
Недемократические:
Аристократический;
Олигархический;
Авторитарный;
Деспотический;
Тиранический;
Тоталитарный.
Типы политических режимов
Слайд 48Демократический режим
складывается в правовых государствах и гарантирует защищенность прав
личности во всех сферах общественной жизни, создает механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти через выборы, реализует реальное разделение властей на три ветви, учитывает интересы большинства и меньшинства. Основной принцип деятельности — плюрализм, демократический режим базируется на законах.
Слайд 49Антидемократические режимы
Тоталитарный режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства
над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, идеологией, социальной, культурной жизнью общества).
Авторитарный
режим характеризуется тем,
что государством руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.
Слайд 50Вебер
Файоль
Мэйо
Маркс
Веблен
Маккиавели
Богданов
Сталин