Слайд 1ПОЛИТОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Автор презентации: Хоменко Вадим
Иванович – профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права, кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ
е-mail: khomvi@gmail.com
Слайд 21 вопрос. Политология как учебная дисциплина.
2 вопрос. Политика как общественное явление.
3
вопрос. Политическое знание и политическая наука.
Тема № 1. Лекция:
«Политология как наука и учебная дисциплина.
Проблемы истории и теории политической науки»
ПОЛИТОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Слайд 32 учебный вопрос:
«Политика как общественное явление»
Слайд 4 «Политика коренится в природе человека как
социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе, и обречённого взаимодействовать с другими людьми...
Человек по природе своей есть существо политическое».
Аристотель
(философ Древней Греции, IV в. до н.э.)
Термин “политика” появился примерно 2,5 тыс. лет назад ( от гр. “полис” - город, государство,
“politike” – искусство управления государством или гос. деятельность).
Слайд 5 Вопрос:
Как в Древней Греции называли
гражданина полиса, живущего в отрыве от общественной жизни, не участвующего в общем собрании граждан полиса и иных формах государственного и общественного демократического управления?
Слайд 6
Аристотель: политика – “общее дело”,
“общее благо”.
политика – “искусство жить вместе”.
Платон:
Н.Макиавелли:
политика – “совокупность средств, необходимых для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать её”.
М.Вебер:
политика – “стремление к участию во власти”.
Слайд 7В научных исследованиях феномена политики выделяется два основных подхода:
традиционный, когда политику
определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;
социологический – политику трактуют в самом широком смысле, т.е. как любой вид деятельности, связанный с руководством людьми, распределением благ, урегулированием конфликтов и т.д.
В первом случае политику трактуют как:
Сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти;
Науку и искусство государственного управления;
Способ производства законных социальных приказов и предписаний.
Во втором случае политика не обязательно связана с государственной властью, любое действие или явление могут приобретать политический характер.
В качестве основного большинство мыслителей выбирали первый подход.
Слайд 8Вопросы:
1. Чем обусловлена необходимость политики?
2. Почему без политики и вне политики
общество существовать не может?
Ответ:
Общество неоднородно.
Существование различных классов и социальных групп (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, неизбежно ведёт к их столкновению и борьбе друг с другом.
Для того, чтобы эта борьба не приняла бы форму “войны всех против всех” (Т. Гоббс), требуется особая организация силы, которая обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка, т.е. политика выполняет функцию самосохранения общества.
На первых этапах цивилизации регуляторами, обеспечивающими социальный порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи, традиции, нравы, религиозные догматы, другие простейшие нормы и способы человеческого общежития.
Слайд 9В дальнейшем, вследствие усложнения и интенсификации социальных взаимосвязей, дифференциации общества, появление
непримиримых групповых интересов, общественная практика требовала новых, более продуктивных способов регулирования изменяющихся социальных взаимоотношений.
Их утверждение в общественных отношениях стало возможным по мере становления такого специфического института, как государство, способного создавать общеобязательные нормы социального поведения для всех слоев населения и обеспечивать их выполнение.
Слайд 10Возникновение государства привело к образованию особой сферы взаимодействия людей, в которой
стала осуществляться реализация интересов социальных групп, по поводу их общественного положения, при активном участии институтов публичной власти.
Это вызвало конкуренцию между социальными субъектами за государственные полномочия, за влияние на государство, что привело к формированию специфического вида общественных отношений, которые, в последствии, стали называться политическими.
Основным содержанием этих отношений стала борьба за государственную власть и ее использование в целях реализации интересов тех или иных социальных групп.
Следовательно, политика – это особый способ регулирования отношений между большими социальными общностями (классами, нациями, партиями, государствами) по поводу установления, функционирования и распределения власти.
Слайд 11ПОЛИТИКА (в широком смысле понимания):
ПОЛИТИКА (в узком смысле понимания):
Т. о., политика
– это отношения между различными социальными силами по поводу завоевания, удержания политической власти и использования ее в целях реализации собственных и общественно значимых интересов.
Главные черты политики:
1) универсальность;
2) системность;
3) всеобщность
Слайд 12Разновидности политики
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ И ДВИЖЕНИЙ
Слайд 15Классификация видов политики
Критерии (основания)
1. По сферам
жизнедеятельности:
внутренняя
внешняя
3. По полноте охвата сфер
общественной жизни:
научно-техническая;
военная;
экологическая;
социально-демографическая и т.п.
2. По масштабности и
долговременности целей:
стратегическая;
тактическая;
4. По субъектам политики:
политика партий;
политика общественно-
политических движений и
организаций;
государственная политика
(ее уровни: местный,
региональный; международный).
Слайд 16Классификация видов политики
1) По функциям государства (по области распространения):
внутренняя политика –
регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства.
внешняя политика – регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене.
В каждом направлении можно выделить подвиды политики.
Например, в реалиях экономической политики различают:
промышленную;
денежную;
налоговую;
инвестиционную;
ценовую;
таможенную политику и др.
Слайд 17Классификация видов политики
2) По объёму задач, масштабности и долговременности целей:
стратегическая
(долгосрочная) - выбор наиболее значительных приоритетов развития общества, долговременных целей, путей и способов их достижения, генерального курса;
тактическая (краткосрочная, текущая) – решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений.
В каждом направлении можно выделить подвиды политики
Например, по уровням политики различают:
местную (село, город, район);
региональную (субъект федерации, область, край, республика);
общегосударственную;
международную – отношения между государствами;
мировую – решение глобальных проблем современности.
Слайд 18Классификация видов политики
3) По сферам жизни общества:
экономическая – регулирование отношений между
гражданами и социальными группами в экономической сфере;
социальная – регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;
национальная – регулирование отношений между нациями, национальными группами;
культурная – регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни;
государственно-административная – регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного строительства.
Слайд 19Классификация видов политики
4) В зависимости от субъектов политики:
партийная политика;
политика социальной или
корпоративной группы (например, политика дворянства);
политика организации и политика в организации (например, политика администрации фирмы);
политика конкретного лидера (политика мэра города или губернатора)
государственная политика.
Слайд 20СОДЕРЖАНИЕ (СТРУКТУРА) ПОЛИТИКИ
Субъект политики — носитель активного, целенаправленного и
обоснованного действия.
С определенной долей условности политических субъектов можно классифицировать на три группы.
Слайд 231. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ
Функциональные политические субъекты - борются за политическую власть
и прямо или косвенно участвуют в ее осуществлении.
Слайд 241. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ
Под субъектами политики понимаются участники политического процесса, способные действовать
самостоятельно и свободно.
Политическая элита и бюрократия
(небольшие группы лиц, способные концентрировать могущество власти)
Социальные субъекты
(крупные социальные
группы и общности:
классы, сословия,
межклассовые и
внутриклассовые
группы)
Институциональные
субъекты
(государства,
партии,
лидеры,
общественные организации
и движения)
Субъекты
политики
(участники
политического
процесса)
Слайд 262. НОРМЫ ПОЛИТИКИ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ
СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ, ВЗГЛЯДЫ
ИДЕОЛОГИЯ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АППАРАТ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ЦЕННОСТИ
Слайд 304. МЕТОДЫ ПОЛИТИКИ
СИСТЕМНЫЙ, КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
НАСИЛИЕ
КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ
ИНТЕГРАЦИЯ
Слайд 34ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ
выражение и реализация властно значимых интересов социальных групп и слоев
общества;
обеспечение преемственности и инновационности социального развития;
рационализация конфликтов, придание межгрупповым отношениям цивилизованного характера;
распределение и перераспределение общественных ресурсов с учетом приоритетов развития общества;
управление и руководство социальными процессами в интересах тех или иных групп, общества в целом;
интеграция общества, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка;
социализация личности, включение её в политическую жизнь;
обеспечение социальной коммуникации.
Слайд 35ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ
управленческая – политическое руководство обществом.
интегративная – обеспечение консолидации общества, достижение
стабильности.
регулятивная – упорядочение, регламентация политического поведения и политических отношений.
теоретико-прогностическая – выработка концепции, курса развития общества.
артикуляционная – выявление и выражение интересов различных групп общества.
нормативная – выработка и утверждение норм и ценностей в обществе.
социализация личности – приобщение, включение индивида в общественную жизнь, определённую политическую деятельность.
Таким образом, под функциями политики понимается характер и направление воздействия политики на индивидов и общество или, выражаясь более просто, что дает политика каждому конкретному человеку, тому или иному сообществу, обществу в целом, каким образом она влияет на жизнь людей.
Слайд 36СВОЙСТВА ПОЛИТИКИ
1. Конкурентность.
Политика как явление складывается и функционирует на основе
постоянного противоборства социально-политических сил, ориентирующихся на различные по происхождению и содержанию стандарты, ценности и институты.
2. Рациональность.
Политика, вырабатывая механизмы согласования частных и общих позиций, в своем движении стремится к оптимальному выстраиванию политических институтов и политических отношений, ограничивает иррациональный компонент политической жизни рационализацией политических отношений.
3. Рискованность.
Рискованность политики обусловлена остротой борьбы социально-политических сил за политическую (в первую очередь государственную) власть, которая может привести к непредсказуемым последствиям. Политика, как ни какой другой вид социальной деятельности, является довольно затратной и не гарантирует компенсацию вложенных капиталов и человеческой энергии.
Слайд 37СВОЙСТВА ПОЛИТИКИ
4. Ассиметричность (динамичность).
Выражается в невозможности постоянного поддержания достигнутого
между участниками политической игры баланса сил, а, следовательно, в подвижности и динамике отношений между ними по поводу государственной власти.
Политика представляет внутренне обратимое, принципиально не сбалансированное явление, в котором переплетены сознательные и стихийные действия, организация и дезорганизация, порядок и хаос, стабильность и нестабильность, устойчивость и неустойчивость.
5. Проникновение.
Политика воздействует на различные сферы социальной жизни, придавая тем или иным общественным проблемам публичный масштаб. Свойство проникновения свидетельствует о непостоянстве и подвижности круга тех проблем, которые рассматриваются государственной властью в качестве политически значимых.
В каждый конкретный момент существуют проблемные вопросы, которые периодически включаются в поле политической власти или исключаются из него.
Слайд 38СВОЙСТВА ПОЛИТИКИ
6. Пространственность.
Это свойство характеризует ограниченность политических отношений по поводу
власти, возникающих в определенном социальном пространстве, в конкретных местах и регионах. В каждом пространстве складываются различные возможности для политического участия и волеизъявления населения, формируются конкретные политические институты и структуры, способы их функционирования и другие параметры организации политической жизни.
7. Темпоральность.
Данное свойство характеризует временное измерение политики. Политические отношения и процессы могут протекать в следующих диапазонах: реального времени и исторического времени. Одно и то же политическое событие может иметь различные временные координаты. Так, одни события со временем теряют свое значение, а роль и масштабность других - возрастает.
8. Взаимодействие в ней элитарных и неэлитарных групп.
Элиты представляют интересы различных слоев населения и осуществляют управление государством и обществом. Неэлитарные группы влияют на выбор элит, контролируют их деятельность, воздействуют на коррекцию проводимого государством политического курса.
Слайд 39УРОВНИ ПОЛИТИКИ
1. Микроуровень.
Охватывает политическую деятельность отдельных организаций: партий, профсоюзов, общественно-политических
движений, корпораций и т.п.
2. Макроуровень.
На этом уровне главным институтом политики является государство, которое обеспечивает организацию и функционирование общества как единого целого.
3. Мегауровень.
Складывается в результате деятельности международных организаций (например, ООН, НАТО, ЕЭС), как субъектов политики на мировой арене.
Слайд 413 учебный вопрос:
«Политическое знание и политическая наука»
Слайд 42Политология -
наука о политике,
политической деятельности,
политической власти и
механизме ее
осуществления
Слайд 43ОБЪЕКТ ПОЛИТОЛОГИИ
Общество, как совокупность складывающихся между субъектами отношений
Отношения между субъектами
по поводу функционирования государственной власти
Слайд 44Походы к определению предмета политологии
Политология является одной из политических наук, призванной
заниматься либо анализом властной функции политики, либо исследованием политических институтов, посредством которых реализуется эта функция.
Политология не частная, а общая наука о политике, ориентированная на изучение тенденций и закономерностей ее функционирования.
Политология − наука, призванная заниматься не политической теорией, а изучением и обобщением данных политической статистики, лабораторных экспериментов и конкретных политологических исследований.
Политология представляет собой интегральнную политическую науку, объединяющую в себе общее, сравнительное и конкретно-прикладное политологическое знание.
Слайд 46Основные группы закономерностей политологии
Закономерности возникновения, функционирования и развития политических интересов и
ценностей;
Закономерности становления, функционирования и изменения политической власти;
Закономерности функционирования и развития политической системы и политического процесса;
Закономерности взаимоотношений личности и государства.
Иначе говоря, политологию интересуют вопросы:
Каковы причинно-следственные связи, закономерности и тенденции формирования и развития конкретных типов политической власти.
Что предопределяет возникновение и развитие тех или иных процессов, конкретные виды политических отношений и формы политической деятельности.
Что лежит в основе возникновения, функционирования и развития политических мотивов, интересов, взглядов, концепций и теорий.
Слайд 47Важнейшие разделы политологии
Общая теория политики;
Политические интересы и политическое сознание;
Методология;
Политическая власть и
властные отношения;
История политических учений;
Теория политических международных отношений;
Теория политических систем;
Теория национальной безопасности;
Социальная политика и управление;
Военная политология;
Политическая культура.
Слайд 48Функции политологии
Теоретико-познавательная
- накопление политических знаний, постижение сути политических процессов.
2. Обеспечение
воздействия на политические процессы
– участие политологов в разработке политических технологий и их внедрение в практику политического руководства.
3. Методологическая
- разработка рационалистических методов политического анализа.
4. Прогностическая
– определение тенденций развития политических процессов, условий, которые ведут к ослаблению или, наоборот, усилению политической борьбы и т. д.
5. Аксиологическая
- оценка политических процессов, программ, проектов с точки зрения их эффективности и оптимальности, ценности для социума.
6. Культурно-воспитательная
– формирование рационалистического типа политической культуры, обретение навыков политической социализации.
7. Прикладная -
8. Методологическое и информационное обеспечение процесса формирования вн. и вн. политики государства, программ партий и общественно-политических движений.
Слайд 49ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА
.
Философия политики
Политическая социология
Геополитика
Политическая конфликтология
Военная политология
Теория международных отношений
ПОЛИТОЛОГИЯ
Слайд 51Структурный анализ внешней политики государства
по отношению к Российской Федерации
1. Представление страны
(общие сведения и краткая характеристика).
2. Политический режим в стране и её отношения с Россией.
3. Межгосударственные (межрегиональные, межгородские) соглашения между страной (её субъектами) и российскими властями (её субъектами).
4. Участие страны в политических, военных блоках и международных экономических союзах (пророссийской или антироссийской направленности).
5. Основные политические партии и наиболее влиятельные общественные организации в стране.
6. Наиболее видные политические лидеры, влияющие на внешнеполитические взаимоотношения с РФ (предельно краткие биографические данные, связанные с их политической деятельностью).
7. Основные политические соперники, борющиеся за власть в стране, и существо их принципиальных позиций, влияющих на внешнеполитические взаимоотношения с РФ.
Слайд 52Структурный анализ внешней политики государства
по отношению к Российской Федерации
8. Ближайшие выборы
президента и в парламент (или их аналоги в стране), Перспективы их исхода и вероятное влияние на отношения с Россией.
9. Общая оценка политической стабильности в стране.
10. Настроения простых граждан по отношению к России, россиянам, внешней политике руководства России.
11. Политические партии и общественные организации в России, имеющие тесные контакты с властями, политическими партиями и общественными организациями данной страны.
12. Общий вывод эксперта о состоянии и перспективах развития внешнеполитических межгосударственных отношений.
Слайд 53Спасибо за работу по данной теме!