Слайд 1Политико-правовые идеи Древней Греции
Два отличия процесса генезиса и развития политико-правовой мысли
Др. Греции от Др.Востока:
1) первостепенное значение имело расширение эмпирических знаний.
Многообразие политического опыта, накопленного в государствах-полисах, стимулировало создание учений, в которых поднимались проблемы возникновения государств, их классификации, наилучшей формы устройства.
Слайд 2Политико-правовые идеи Древней Греции
2) Правовая мысль Древней Греции постоянно обращалась к
сравнительному изучению законов, которые установили в полисах первые законодатели (Ликург – в Спарте, Солон – в Афинах). В произведениях греческих мыслителей была разработана классификация форм государства (монархия, аристократия, демократия и др.), вошедшая в понятийный аппарат современной политической науки.
Слайд 3Политико-правовые идеи Древней Греции
Возникновение школы софистов как общественного движения было вызвано
укреплением демократического строя Афин во второй половине V в. до н.э. Софистами (слово произошло от греческого “софос” – мудрый) называли тогда философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании.
Слайд 4Политико-правовые идеи Древней Греции
софисты реализовывали практически одну из программных идей демократии
– идею обучения мудрости, распространения знаний.
В центре внимания софистов находились вопросы права и политики, морали, приемы доказательств и ораторского искусства.
Сохранившиеся источники показывают, что некоторые софисты использовали противопоставление законов и природы для критики существующих полисных порядков.
Слайд 5Политико-правовые идеи Древней Греции
Эпикур (341–270 гг. до н.э.) в социально-политической теории
отстаивал идеи рабовладельческой демократии. Как и другие сторонники демократического правления, он полагал, что законы и государство существуют не от природы, а по установлению.
Слайд 6Политико-правовые идеи Древней Греции
Против философии Эпикура выступили стоики. Термин “стоицизм” происходит
от слова “стоя” (колоннада, галерея) – от названия портика в Афинах, где преподавал основатель школы Зенон Китайский (ок. 336– ок. 264 гг. до н.э.).
Судьба в учении стоиков отождествляется с божественным естественным законом.
Слайд 7Политико-правовые идеи Древней Греции
Круговорот политической жизни проявляется в последовательной смене шести
форм государства.
Первой возникает монархия – единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме.
Разлагаясь, монархия переходит в противоположную ей форму государства – в тиранию.
Недовольство тиранами приводит к тому, что благородные мужи свергают ненавистного правителя. Так устанавливается аристократия – власть немногих, преследующих интересы общего блага.
Аристократия в свою очередь постепенно вырождается в олигархию, где правят немногие, используя власть для стяжательства.
Народ, не веря больше в правление царей или немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреждает демократию.
Ее извращением является охлократия (господство черни, толпы) – худшая форма государства.
Слайд 8Политико-правовые идеи Древней Греции
Преодолеть круговорот политических форм способен только мудрый законодатель.
По Полибию нужно установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть служила противодействием другой.
Исторические примеры смешанного строя Полибий нашел в аристократической Спарте, Карфагене, на Крите.
При этом он особо выделял политическое устройство Рима, где представлены все три основных элемента: монархический (консулат), аристократический (сенат) и демократический (народное собрание). Правильным сочетанием и равновесием этих властей Полибий и объяснял могущество римской державы, покорившей “почти весь известный мир”.
Слайд 9Политико-правовые идеи Древней Греции
Наибольший вклад в политико-правовую мысль внесли
ПЛАТОН и
АРИСТОТЕЛЬ
Слайд 10ПЛАТОН
Платон выделял формы правления…
монархию, аристократию, демократию;
В истории политической мысли
первым создал модель
идеального государственного устройства: Платон
Формой государственного устройства,
которую Платон считал совершенной, является… аристократия
Слайд 11АРИСТОТЕЛЬ
Аристотель = "Государство - сообщество равных людей для достижения возможно лучшей
жизни"
Критерием справедливой формы правления государства, по Аристотелю, являются интересы …общего блага
Аристотель утверждал: "Человек по природе - существо ПОЛИТИЧЕСКОЕ
Аристотеля называют основателем …
политической науки
Слайд 12Политико-правовые идеи Древней Греции
Соответствие между понятием возникшем в Древней Греции и
его определением:
темис обычай, основанный на
справедливости
полис город-государство
демократия власть народа
тирания единоличное, жестокое
правление
Слайд 13Политико-правовые идеи Древней Греции
Соответствие между произведением и его автором:
"Государство"
Платон
"Политика" Сократ
"Илиада" Гомер
"Теогония" Гесиод
Слайд 14Политико-правовые идеи Древней Греции
Соответствие между политико-правовым учением и его автором:
об идеальном
государстве Платон
о философско-правовом рационализме Сократ
о справедливости Аристотель
об этике Эпикур
Слайд 15Политико-правовые идеи Древней Греции
Родоначальник рационализма Сократ говорил: "Я знаю, что я
ничего НЕ ЗНАЮ»
Известное высказывание Сократа о тождестве законного и справедливого звучит так: "Что законно - то и СПРАВЕДЛИВО»
Последовательность в хронологическом порядке жизнедеятельности философов Древней Греции:
1: Гераклит
2: Сократ
3: Платон
4: Аристотель
Слайд 16Политико-правовые идеи Древней Греции
Основное положение софиста Протагора звучит так : "Мера
всех вещей – ЧЕЛОВЕК»
Соответствие между учителем и его учеником:
Сократ Платон
Платон Аристотель
Аристотель Македонский
Сенека Нерон
Основной принцип естественного права и естественно - правовой справедливости - "воздаяние равным за Равное»
Известное высказывание Аристотеля звучит: "Платон мне ДРУГ, но истина дороже"
Слайд 17Политико-правовые идеи Древней Греции
Соответствие между произведением и его автором:
"Политика"
Аристотель
"Государство" Платон
"Всеобщая история" Полибий
"Этика" Эпикур
Слайд 18Политико- правовые идеи Древнего Рима
Рецепирование римское право в
странах Западной Европы означал
его
принятие.
Публичное обучение юриспруденции
началось в Древнем Риме
Основой практической деятельности
римских юристов было толкование
права
Слайд 19Политико- правовые идеи Древнего Рима
Основанием правовых взглядов
римских юристов было естественное право.
Слайд 20Политико- правовые идеи Древнего Рима
Соответствие между произведением и его автором:
"О природе
вещей" Тит Лукреций Кар
"О законах" Марк Тулий Цицерон
"О граде Божием" Августин Блаженный
"К самому себе" Марк Аврелий Антонин
Слайд 21Политико- правовые идеи Древнего Рима
Последовательность в хронологическом порядке принятия законов Древнеримского
государства:
1: Законы XII таблиц
2: Цивильное право Флавия
3: Институции Гая
4: Свод Юстиниана
Соответствие между римским понятием права и его переводом:
jus naturale естественное
jus publicum публичное
us privatum частное
us civile гражданское
Слайд 22Политико-правовые учения средневековья
Синтез католической веры и философии Аристотеля в своём учении
предложил
Ф. Аквинский
Слайд 23Политико-правовые учения средневековья
Соответствие между законами, разработанными в учении Ф. Аквинского и
их содержанием:
Вечный всеобщий закон миропорядка
естественный то, что соответствует существованию человеческого рода
человеческий это закон, который обеспечен принудительной санкцией за его нарушения
божественный дан людям в божественном откровении (Ветхом и Новом Завете)
Слайд 24Политико-правовые учения средневековья
Отстаивая автономию властей (церковной и светской),Фома Аквинский ссылается на
поучение: "Отдайте кесарево кесарю»
Известное библейское высказывание гласит: "Нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены
Ф. Аквинский "Сумма теологии"
М. Падуанский "Защитник мира"
А.Августин "О граде Божия"
Ф де Бомануар "Кутюмы Бовези"
Последовательность (иерархия) законов в учении Ф. Аквинского:
1: Вечный
2: естественный
3: божественный позитивный
4: человеческий позитивный
Слайд 25Политико-правовые учения средневековья
римское Ирнерий
каноническое Грациан
обычное Брэктон мусульманское Авиценна
Соответствие между временем появления (век) и названием университета:
XI Болонский
ХIII Парижский
XVII Гарвардский
XVIII Московский
Последовательность появления университетов в Европе:
1: Болонский
2: Парижский
3: Оксфордский
4: Пражский