Слайд 1Политические
кризисы
1. Понятие политического кризиса и его виды
2. Политические кризисы в
международных отношениях
Слайд 2Понятие политического кризиса
Кризис в политике
– это переломный момент в развитии
политического процесса, резкий переход из одного качественного состояния в другое.
– нарушения в организации и функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между субъектами политического процесса – правящей элитой и оппозицией, широкими социальными слоями и т.д.
Слайд 3Авторитарная модель зарождения и развития политического кризиса
Внешние
факторы
конкуренция между
государствами,
участие в
войнах,
давление
международных
сил
Внутренние
факторы
развитие новых
моделей производства,
структурные
перестройки,
появление новых
социальных сил, элит,
идеологий
Лидер,
элиты
Слайд 4Либеральная модель зарождения и развития политического кризиса
Политические
акторы
Мотивы
Действия
Слайд 5Условия перерастания политического кризиса
в революцию (переворот)
Кризис дополняется:
разрывом между элитой и
силовыми структурами,
широким сопротивлением господствующему образу мышления,
мобилизацией масс против правящей элиты
?
Слайд 6Типы политических кризисовв
правительственный
парламентский
конституционный
кризис
территориальной
целостности
социально-
политический
Внутриполитические
кризисы
Внешнеполитические
кризисы
Кризисы
модернизации
Слайд 7Правительственный кризис
– потеря исполнительной властью
контроля над ситуацией
– разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе
Слайд 8Правительственный кризис
Механизм предотвращения:
политическая ответственность правительства и его членов перед парламентом или
главой государства
юридическая ответственность членов правительства за правонарушения
Слайд 9Правительственный кризис
Политическая ответственность перед парламентом:
отказ в доверии,
вотум недоверия
отставка членов правительства
Политическая ответственность перед главой государства:
смещение правительства (министра)
?
Слайд 10Парламентский кризис
– это такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти,
когда парламент оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны
Слайд 11Парламентский кризис
Механизм преодоления:
роспуск парламента,
назначение новых выборов
Слайд 12Конституционный кризис
– фактическое прекращение действия основного закона страны из-за утраты его
легитимности в силу каких-либо обстоятельств (например, в отношениях между конституционными органами государственной власти).
– это переломный момент в развитии политического процесса, резкий переход из одного качественного состояния в другое.
?
Слайд 13Конституционный кризис
–
4 октября 1993 г.
Слайд 18Л. А. Тихомиров
Совершенство учреждений должно измеряться тем, насколько они обеспечивают:
1)
силу власти, не допуская ее становиться бессильной
2) практическую разумность власти, не допуская ее отрешаться от реальных интересов им мысли нации
3) законность действия власти, не допуская ее до сколько-нибудь заметных отклонений от обдуманно установленных и объявленных во всеобщее сведение путей действия, одинаковых для правительства и подданных».
Слайд 19Социально-политический (общенациональный,
системный,
структурно-функциональный) кризис
– Поворотный момент в развитии социально-политического процесса, не обязательно
ведущий к смене властвующей элиты или господствующей социальной группы, но не исключающий этого.
?
Слайд 20Общенациональный кризис
Политическая система СССР
центр
регионы
партия
советы
Слайд 21Общенациональный кризис
Общенациональный
кризис
центр
регионы
Паралич
власти
партия
советы
Слайд 22Общенациональный кризис
Паралич власти (вакуум, диффузия) – отсутствие единой политической воли и
способного ее реализовать на практике методами государственно-правого регулирования и принуждения
Выход:
Резкое усиление власти в центре и на местах
Слайд 23Кризис территориальной целостности
Факторы
историко-культурные
экономические
политико-юридические
и пр.
Слайд 24Кризис территориальной целостности
Слайд 25Кризис территориальной целостности
Слайд 26Типы политических кризисов
Внутриполитические
кризисы
Внешнеполитические
кризисы
кризис
легитимности
кризис участия
кризис
регулирования
конфликтов
Кризисы
модернизации
кризис
идентичности
кризис
проникновения
кризис
распределения
Слайд 27Кризис легитимности
может возникнуть из-за отсутствия признания правомочности правительства принимать и осуществлять
наиболее важные решения, притязания отдельных конкурирующих элитных группировок на власть, из-за острых разногласий и конфликтов внутри элиты, а также между элитой и обществом, оспаривания итогов выборов и самих механизмов легитимации власти со стороны оппозиционно настроенных групп.
?
Слайд 28Кризис легитимности
Кризис традиционных политических ценностей, невозможность власти формировать и поддерживать убеждения
в оптимальности существующих политических институтов для данного общества
Причины:
1) не все социальные группы в процессе модернизации общества получают доступ к сфере принятия политических решений
оппозиция правящей элите
2) в процессе реструктуризации политической системы статус основных традиционных институтов подвергается угрозе
Слайд 29Кризис легитимности
Преодоление кризиса:
1) обретение легитимности за счет реально демонстрируемой эффективности нового
режима, прежде всего в сфере экономики
2) постепенное проведение реформ, предоставление гарантий сохранения высокого статуса традиционным институтам и группам, привлечение на свою сторону консервативных элементов
легитимация режима в глазах бывших противников
3) поощрение разделения источников и представителей политической власти
Слайд 30Кризис участия
возникает тогда, когда усиливается массовый протест, не «умещающийся» в традиционные
институциональные формы и потому вызывающий радикализацию масс и способствующий применению насилия и его использованию для решения политических проблем.
?
Слайд 31Кризис участия
в ходе модернизации меняется степень, характер и социальная база политического
участия, расширяется круг лиц, имеющих право влиять на ход политического процесса
появление политической оппозиции
различные формы взаимодействия власти и оппозиции:
от подавления до сотрудничества в ходе принятия политических решений
Слайд 32Кризис участия
Преодоление кризиса = решение проблем:
1) обеспечения каналов для включения в
политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на участие во властных структурах
2) влияния на властные отношения маргинальных слоев (такое влияние радикализирует политические действия)
3) соответствия социальной базы политических партий линиям социальной дифференциации (социальная база партий должна охватывать не одну социальную группу, а несколько).
Слайд 33Кризис регулирования конфликтов
базируется на обострении конфликтов переходного общества.
В условиях отсутствия
эффективных институтов мирного урегулирования и разрешения конфликтов конфликты способны выйти из-под контроля и привести к насильственным столкновениям различных социальных групп.
Слайд 34Кризис регулирования
конфликтов
полная или частичная неспособность государственной власти влиять на ход политического
процесса в плане решения возникших и назревающих противоречий, регулировать конфликты между ведущими участниками политических отношений
Слайд 35Кризис регулирования конфликтов
местное
самоуправление
добровольные
ассоциации
граждан
Регуляторы
политических конфликтов
институты гражданского общества
благотворительные
фонды
негосударственные
СМИ
политические
партии и
движения
семья
научные
ассоциации
творческие
союзы
религиозные
организации
негосударственные
хозяйствующие
субъекты ЧП, ООО, ЗАО
сфера
воспитания
сфера
образования
Слайд 36Кризис идентичности
связан с выработкой новых форм национального и политического сознания, осознания
себя народом как единого политического сообщества, своего места в мире, своих национальных интересов и внешних угроз и вызовов.
Разногласия относительно территории, оценки исторического прошлого, этническая непримиримость способны подорвать единство общества и породить в нем дезинтегрирующие конфликты.
Слайд 37Кризис проникновения
может быть порожден трудностями организации вертикали власти, несрабатыванием механизма исполнения
решений на низшем уровне, конфликтом между региональными и политическими элитами.
Слайд 38Кризис распределения
обусловлен несогласием большей части общества относительно принципов и характера распределения
основных общественных благ: собственности, земли, природных ресурсов, социальной помощи и т.п.
Слайд 39Типы политических кризисов
вызываются расстройством системы отношений государства с одним или несколькими
другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт
Внутриполитические
кризисы
Внешнеполитические
кризисы
Кризисы
модернизации
Слайд 40Политические кризисы в международных отношениях
определенная стадия в развитии международной системы,
отражающая такое изменение в отношениях между ее участниками, которое провоцируется двумя факторами:
1) нарушением прежнего характера отношений и усилением интенсивности «разрушительных взаимодействий» между двумя или большим числом противников
2) возникновением угрозы для сохранения существующей системы МО, вызванной «конфликтующими взаимодействиями»
Слайд 41Политические кризисы в международных отношениях
суверенные
государства
международные
организации
акторы – активные
участники кризиса
стороны –
участники
кризиса
«зачинщики»
«стартеры»
«триггеры»
Слайд 42Политические кризисы в международных отношениях
Модели поведения мировых лидеров
1) «великие державы» и
«сверхдержавы» не участвуют в кризисе
2) участвуют на низком уровне (политическое, экономическое противодействие)
3) участие носит скрытый или полувоенный характер (военные советники и пр.)
4) прямое военное участие
Слайд 43Политические кризисы в международных отношениях
Вовлеченность международных организаций:
обсуждение ситуации
установление фактов
выражение осуждения
призыв к
вступлению в переговоры
посредничество
арбитраж
санкции
миротворчество
Слайд 44Политические кризисы в международных отношениях
1. «Отправная точка кризиса» – действие, создающее
опасную внешнеполитическую ситуацию для акторов
вербальный политический акт (протест, угрозы, обвинения, требования)
практические политические акции (подрывные действия, образование враждебных блоков, дипломатические санкции, нарушение договоров)
экономическое воздействие (отказ от экономической помощи, национализация собственности иностранного государства)
внутриполитические события (изменение режима, терроризм, мятежи)
военные действия (демонстрация силы, мобилизации, маневры)
косвенное применение силы (поддержка революции в зарубежном государстве, враждебные акты против союзного, «подопечного» государства)
непосредственное применение силы (пограничные столкновения, нарушения границ, война)
Слайд 45Политические кризисы в международных отношениях
2. Продолжительность кризиса
краткие (до 1 месяца)
средние (до
2 месяцев)
продолжительные (от двух месяцев)
Современная тенденция – возрастание продолжительных кризисов в связи с расширением круга участников и усложнением их взаимодействий
Слайд 46Политические кризисы в международных отношениях
Опасности международных кризисов:
угроза безопасности населения, имущества,
существования социальной системы (принудительная эмиграция, ухудшение правового положения региональных структур), нарушения экономических интересов государства (прекращается доступ к ресурсам или рынкам)
опасность для политической системы (угроза свержения режима, вмешательство других государств во внутренние дела)
Слайд 47Политические кризисы в международных отношениях
угроза нарушения территориальной целостности государства-актора (захват
территории, аннексия части территории)
угроза влиянию государства-актора в системе международных отношений или в региональной подсистеме
угроза существованию государства (уничтожение населения, оккупация)
Слайд 48Политические кризисы в международных отношениях
3. Выход из кризиса:
путем соглашения (формального –
в результате подписания соглашения о перемирии, заключении договора или полуформального – обмена письмами, устных заявлений)
в результате одностороннего акта (действия одного из акторов без согласия его противника, например, вторжения на территорию противника, победы в сражении)
при отсутствии соглашения (при взаимном истощении)
Результаты кризиса могут быть определенными (победа, поражение одного из акторов и пр.) и неопределенными (компромисс, тупик)
Слайд 49Политические кризисы в международных отношениях
«Ожесточенность» кризиса – индикаторы:
1) количество акторов
2) вовлеченность
в кризис «великих держав» или «сверхдержав»
3) геостратегическое значение кризиса (его значимость для природных ресурсов, расстояние до «главных центров мощи»)
4) гетерогенность участников кризиса (количество различий между противниками в отношении их боеспособности, экономического развития, политического режима, культуры)
5) значимость проблем, лежащих в основании кризиса (военная безопасность, политико-дипломатический, культурный, экономический статус)
6) применение силы (интенсивность физических взаимодействий акторов во время кризиса)
Слайд 50Политические кризисы в международных отношениях
1948
Слайд 51Политические кризисы в международных отношениях
1961
Слайд 52Политические кризисы в международных отношениях
1961
Слайд 53Политические кризисы в международных отношениях
1956