Слайд 1ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
1 семестр
Доц. Лукина М.М.
Слайд 2HTTP://WWW.JOURN.MSU.RU/STUDY/HANDOUTS/LUKINA/
ЛЕКЦИИ НА САЙТЕ
Слайд 3Лекция 3. Журналист, его общественная миссия и роли
Слайд 4Содержание лекции
Журналистика: разные традиции в понимании, изучении, преподавании
Миссия, функции СМИ и
журналистики в понимании разных исследователей и исследовательских школ
Метафоры социальных ролей: Четвертая власть, Watchdog,, Gatekeeper, «Вторая древнейшая», «Churnalism» и др.
Силы влияния и давления на СМИ, журналистику и журналиста
Ключевые проблемные зоны журналистики и СМИ
Слайд 5Миссия
Миссия
Призвание, волею судьбы назначенная деятельность
Ответственное задание, роль
В менеджменте: наиболее общая цель
организации как конкурентоспособной структуры, представленная в наиболее общей форме и чётко выражающая основную причину существования организации
Слайд 6Журналистика: разные традиции в понимании, изучении, преподавании
Западная школа: журналистика как часть
массово-коммуникационных процессов. Журналистика изучается и преподается в контексте социально-экономических и политических дисциплин
Российская школа изучения и преподавания: журналистика как часть литературного процесса и идеологии (литература – публицистика – журналистика).
«Литературный сотрудник газеты» - квалификация выпускников журфаков до сер. 1990-х
В нашем курсе рассматриваются разные подходы
Слайд 7Функции СМИ/журналистики и роли журналиста
Функция: направление деятельности, обязанности, задачи какой-либо организации
или института
Роль: род деятельности, проявление себя в качестве кого-либо
Слайд 8Функции журналистики
(Прохоров)
Коммуникативная. Функция общения, налаживания контакта. Журналистика устанавливает контакт с аудиторией
и социальными институтами, «знакомит» их друг с другом и проводит свою информационную политику.
Непосредственно-организаторская. Журналистика - «четвертая власть» в обществе. Публикцации в авторитетных СМИ могут оказать серьезное влияние на общество и социальные инситуты;
Идеологическая (социально-ориентирующая). Журналистика занимается информационным обслуживанием массового сознания, формирует общественное мнение, влияет на мировоззрение аудитории;
Культурно-образовательная. Журналистика формирует и поддерживает культурно-поведенческие нормы, культуру досуга и т д.
Рекламно-справочная. Журналистика удовлетворяет утилитарные запросы, связанные с миром увлечений различных слоев аудитории (сад, огород, туризм, и т. д. и т. п.)
Рекреативная. Журналистика как развлечение, снимает общественное напряжение. Журналистские тексты должны читаться с удовольствием – так они реализуют выполнение других функций
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики
Слайд 9Функции журналистики
(Лазутина)
Давать членам общества адекватную информацию о действительности, обо всех ее
существенных изменениях — как на очевидном уровне (о событиях), так и на неочевидном, независимо от того, хотят этого или не хотят институты власти;
Служить ареной свободного обмена мнениями среди граждан, позволяя самоопределиться общественному мнению, — подчас вопреки желанию власти это мнение направленно формировать;
Насыщать массовые информационные потоки общества материалами о знаниях, нормах и ценностях, создавая возможности для их конкуренции и стимулируя нравственные, духовные искания людей. Благодаря этому достигается развитие массового сознания общества и сохраняется его преемственность. Журналистика рассматривается как «деятельность, направленная на производство массовых информационных потоков».
Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста
Слайд 10Роли журналистики (Корконосенко С.Г. Теория журналистики)
Слайд 11Функции журналистики (Вартанова)
Информационное обеспечение функционирования политической сферы, без которого невозможно существование
демократического общества. Сферой СМИ обеспечивается коммуникация между двумя группами интересов: политиками и обществом.
Информационное обеспечение функционирования экономической сферы. Журналистика информирует акционеров и инвесторов, а также потребителей с помощью рекламы, тем самым обслуживая рыночную экономику.
Удовлетворение культурных потребностей общества (через СМИ общие ценности, общий культурный слой)
Формирование идентичности и интеграции общества. Журналистика стимулирует создание наций и поддерживает их существование
Вартанова Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики
Слайд 12Информационная функция новостной журналистики
Обязанность журналиста-репортера: информировать аудиторию, без оценки фактов.
«Факты говорят
сами за себя»
Репортер – беспристрастный информатор, подразумевается его отказ от позиции. Хладнокровный репортер
Impartiality – беспристрастность
Информационный баланс: например, в политической журналистике предоставление равных прав всем партиям/политическим силам (особенно в предвыборные кампании)
Имеет ли журналист право на оценку?
Слайд 13Подходы к журналистике: западная традиция
От политологии и социологии – через массовые
коммуникации – к журналистике
Модель пропаганды (Герман, Хомски)
Индустрия культуры / культурные индустрии (Адорно, Хоркхаймер)
Общественное мнение (Липпман)
Слайд 14Журналистика:
российская традиция
Из литературы – через публицистику – к журналистике
Журналистика и
литературный процесс
Журналистика как проект личности: Петр I, Екатерина Великая, Пушкин, Толстой, Ленин, Кольцов, Симонов
Советский журналист: моральные убеждения, активная гражданская позиция, партийность, классовость
Принадлежность интеллектуальной элите
Миссионерство, просветительство
Духовная жизнь общества и журналистика
Слайд 15Журналистские роли в историческом контексте
Журналист как «пропагандист»: партийная журналистика
Журналист как «информатор»:
непартийная журналистика в условиях рынка
Журналист как «медиатор»: журналистика в системе элит общества. Поддерживает постоянно общественный диалог с целью достижения баланса сил в обществе (Юрген Хабермас).
________________________________________________
Журналист = профессионал = гражданин?
Слайд 16Традиция общественного вещания
Первый генеральный директор Би-Би-Си лорд Рейт о функциях общественного
радио:
Информировать
Просвещать
Развлекать
Слайд 17Метафоры социальных ролей журналиста
Слайд 18Denis McQuail выделяет несколько метафор:
Окно
Зеркало
Фильтр
Гид/интерпретатор
Форум/платформа
Распространитель (disseminator)
Собеседник
Denis McQuail. Journalism and Society.
Sage, London, 2013
Слайд 19«Четвертая власть»
«Fourth estate of the realm» - четвертая власть государства -
выражение возникло в Великобритании в 18 в. и получило развитие в 19 в.
Пресса как квазиконституционный институт контроля над деятельностью других ветвей власти (парламента, правительства, судов)
Теория прессы как четвертой власти - это центральная идея либеральной концепции свободы печати
Слайд 20«Цепной пес демократии»
Журналист как watchdog – сторожевой/цепной пес демократии
Журналист может
выполнять функции общественного контроля и критиковать все ветви власти, только если он свободен от давления со стороны властей
Идея свободы журналистики: действовать в рамках закона, не подвергаться цензуре, служить обществу (аудитории, читателям)
Критика этой идеи в условиях рыночной конкуренции (K.Sparks, 1999)
Слайд 21Журналист на свободном рынке: антрепренер
«Newspapers in Britain are first and foremost
business. They do not exist to report the news, to act as watchdogs for the public, to be a check on the doings of government, to defend the ordinary citizen against abuses of power… They exist to make money, just as any other business does. To the extent that they discharge any of their public functions, they do so in order to succeed as business»
Sparks, Colin (1999) «The press», in «Media in Britain: Current debates and developments».
Слайд 22Журналист как идеолог
Марксистская теория прессы
Авторы Маркс и Энгельс
Идеология (система идей и
ценностей) правящего класса пропагандируется в обществе с помощью медиа/СМИ/журналистов
Маркс и Энгельс: критика капиталистической идеологии
Ленин: применил идеологический подход к пропаганде идей коммунизма
Журналист - не только коллективный пропагандист и агитатор, но также и коллективный организатор (Ленин В.И.)
Партийная журналистика в СССР: работа журналиста была подчинена ценностям коммунистической партии
Слайд 23«Вторая древнейшая»
Опрос начала 90-х гг.
«Журналисты … оправдывают коррупцию в профессиональной работе
…считают продажность и профессионализм вещами одного порядка. Их аргумент … все вокруг коррумпировано … и просто нет другого пути, чтобы выйти из бедности…»
«Время изменилось, старые прогосударственные приоритеты заменяются новыми рыночными, где во главу угла ставится получение материального достатка…»
«Журналистика остается второй древнейшей профессией … она продажна. Продажность … рассматривают как оценку профессионализма на рынке труда»
Источник: Пасти С. Российский журналист в контексте перемен. Tampere, 2004.
Цинизм и прагматизм профессии
Следствие: недоверие общества к журналистам («журналюги»)
Слайд 24Gatekeepers
Модель «журналиста-привратника/сторожа»: отбор/селекция новостей, нередко субъективная (David White, 1950)
Персональный подход журналистов-привратников
менее важен, чем бюрократические и технологические процессы в производстве и редактировании новостей (Walter Gieber, 1964)
В реальной практике журналисты должны сделать выбор - или включить или исключить новость из повестки дня (David McQuail, 2000)
Слайд 25Гонзо-журналистика
От англ.gonzo — рехнувшийся, чокнутый
Направление в журналистике, представляющее собой глубоко субъективный
стиль повествования от первого лица
Репортёр выступает как непосредственный участник событий, использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть их основной смысл.
Использование цитат, сарказма, юмора, преувеличения и даже ненормативной лексики также являются неотъемлемой чертой этого стиля
Этот стиль можно считать ответвлением так называемой новой журналистики, движения 1960-х, основоположниками которого были Том Вулф и Хантер С. Томпсон
Слайд 26Churnalism
От англ. churn - маслобойня
Выражение принадлежит Waseem Zakir (бизнес-репортер, BBC)
Журналист-
«маслобойщик»
Создает не только истории, которые он нашел самостоятельно (авторская работа), но выполняет и много другой работы: отбирает, переписывает и развивает истории, которые получает из других источников, часто не выходя из ньюзрума (ленты ИА, пресс-релизы и пр.)
Источник: Tony Harcup, Journalism Principles and Practices, Sage, 2006
Слайд 27Силы влияния и давления на СМИ и журналистов
Владельцы
Аудитория
Реклама
Законы
Регулирование и саморегулирование
Паблик рилейшнз
Псевдособытия
Социальный
контекст
Слайд 28Силы влияния и давления на СМИ и журналистику
Слайд 29Ключевые проблемные зоны («конфликты») профессии
Давление против свободы (ограничения свободы СМИ,
навязывание повесток дня) (см.выше)
Рутина профессии против творчества
Скорость обмена информацией против ее точности (дедлайны)
Коммерциализация против общественной пользы (гипертрофия развлекательности)
Еще?
Denis McQuail. McQuail’s Mass Communication Theory. Sage. 2000
Слайд 30Задания 1, 2, 3
Какая(ие) из приведенных на лекции метафор социальных ролей
ближе всего лично вам? Почему?
На лекции обсуждались силы давления на журналистов, вызывающие в профессии внутренние противоречия. А что позитивно влияет на выполнение журналистами своего профессионального долга?