Слайд 1ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
1 семестр
Доц. Лукина М.М.
Слайд 2Лекция 7.
Национальные особенности журналистики и процессы глобализации
Слайд 3Содержание лекции
Что такое глобализация?
Маклюэн: мир как глобальная деревня
Глобализация в медиасфере
Глобализация новостей
Глобализация
распространения, содержания и журналистских культур
Процессы глобальные и локальные: глокализация
Разнообразие национальных медиасистем
Классификация: три модели медиасистем (Халлин и Манчини)
Европейская и американская модели журналистики
Слайд 4Глобализация
Процесс всемирной интеграции и унификации
Объективный процесс, имеет системный характер, т.е. охватывает
взаимосвязанные сферы жизни общества, в основе которых лежит обмен
В сфере экономики (обмен товарами и капиталом = торговля)
В сфере политики
В сфере культуры (обмен информацией, идеями, символами, развлечениями)
Как результат разделения труда, концентрации капитала, рабочей силы, производства
Слайд 5Глобализация
Пример: продукты питания, одежда, мировые бренды
Пример: глобализация системы образования Болонская система
= европейская интеграция
Пример: компьютерные программы, например, Microsoft
Пример: всемирные организации, ООН, ВТО, G8, G20
Как следствие стандартизация законов, экономических процессов, сближение культур
Слайд 6Плюсы и минусы глобализации
Поклонники: глобалисты
Мир становится более связанным, предсказуемым, безопасным
Страны и
люди зависят друг от друга
Единый мир
Скептики и противники: антиглобалисты
Продолжение колонизации
Вестернизация
Американизация
«Макдоналдизация»
Слайд 7'GLOBAL VILLAGE'
ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ
Marshall McLuhan
«Understanding Media», 1964
Маршалл Маклюэн. Понимание медиа. М., 2011
Слайд 8Метафора «глобальная деревня»
Описывает сложившуюся новую коммуникационную и культурную ситуацию
Земной шар
«сжался» до размеров деревни: возможна мгновенная передача информации с любого континента в любую точку мира
У людей появилась возможность реагировать на ситуацию в мире гораздо с большей скоростью
Этот процесс вынуждает людей быть вовлеченными в дела друг друга, как если бы они находились совсем рядом, жили бы в «одной деревне»
Происходит сближение культур, мировоззрений, ценностей
Возникают символы, образы, понятия, единые для всего человечества
Слайд 11Глобализация в медиасфере
Медиаглобализация затрагивает все стороны процессов обмена: обмен информацией и
развлечениями, политического влияния и денег
Связаны особенно с развитием электронных каналов передачи информации и институтов, отвечающих за эту передачу
Интернет как мировая компьютерная сеть
Телевидение: CNN, BBC, CCTV, Russia Today масштаб охвата сигнала глобален
Слайд 12Глобальная медиасимволика и массовая культура
Происходит сближение культур, мировоззрений, традиций
и ценностей: формируется глобальная мифология массовой культуры
Возникают символы, образы, понятия, единые для всего человечества
В последние десятилетия двадцать самых кассовых фильмов формируют фильмы только американского производства — «Титаник», «Звездные войны», «Властелин колец», «Аватар»
Как происходит восприятие в разных национальных, языковых, культурных, религиозных контекстах: проблема ли?
Слайд 13Пример
Голос = The Voice
Вечерний Ургант (формат: late night show)
Слайд 14Глобализация новостей
Проявляется особенно в ТВ новостях
Интернет-СМИ ??? Глобальны или локальны?
Всемирные
службы новостей транслируют одни и те же сюжеты во все страны. Это касается новостей мирового масштаба и значения
Другая сторона медали — разнообразие сюжетов на региональные/локальные темы
Для сравнения «человеческие истории»: сюжет о свадьбе принца Уильяма
Слайд 15Регионы производства кинофильмов, 2012 год
Телевидение в России: состояние, тенденции и перспективы
развития. Отраслевой доклад, 2013
http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2013/tv_in_Russia.html
Слайд 16Регионы производства кинофильмов, 2013 год
Слайд 17Обратный процесс: адаптация российских тв-продуктов за рубежом
Число зарубежных адаптаций российских телевизионных
продуктов в 2011 году составляло 25 (в 13 странах)
За пределами СНГ начали производят три версии оригинальных проектов российских производителей (≪Что? Где? Когда?≫ – в США и Турции, ≪Смешарики≫ – в Китае)
Основные покупатели российских форматов – Украина и Казахстан (29 % и 26 % адаптаций за 5 лет до 2012 года). Страны СНГ в целом осуществили 75 % всех адаптаций оригинальных российских телевизионных продуктов .
Самые популярные форматы за рубежом –≪Что? Где? Когда?≫ и ≪Жди меня≫
Телевидение в России: состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад, 2013
http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2013/tv_in_Russia.html
Слайд 18Глобальная медиаэкономика
Глобальные медиаконцерны: Ньюс корпорейшн, Бертельсманн, Сони, Дисней, Вивенди Юниверсал
Привлекательность
менее развитых информационных рынков: Азия, Латинская Америка, Центральная и Восточная Европа
Слайд 19Глобальное распространение медиапродуктов
Массовость и широта охвата аудитории
Трансграничные сети: интернет, спутники,
мобильная телефония
Новые социальные и коммуникационные практики в интернете: научные интернет-форумы, коллективное художественное творчество в Сети, онлайновые базы данных, открытые для исследователей в различных областях знаний, виртуальные музеи, благотворительность, поиск людей и др.
Наднациональный контент СМИ: наука, высокая культура, СМИ
Слайд 20Глобальное содержание
Источники новостей: Рейтер, АП, Франс Пресс, CNN, RT
Общая международная
повестка дня (?)
Универсальность потребительского стандарта
Потеря национально-информационной независимости
Примеры: смерть папы Иоанна Павла II, гибель принцессы Дианы, свадьбы королевских особ, Олимпийские игры
Слайд 21Производство глобального содержания
Адаптация наиболее успешных форматов в различных национальных контекстах: например,
производство сериалов, телевизионных игр и др.
Адаптация эффективных форм организации труда: создание мультимедийных редакций, организация работы на основе непрерывной обработки потока новостей из Интернета
Вторичное и многократное использование содержания
Адаптация общих стандартов журналистской культуры
Слайд 22Глобализация + локализация = глокализация
Глокализация - термин изначально основан на
культурологической теории устойчивости и сопротивляемости локальных культур, противопоставленной теории глобализации, модернизации и американизации. Сегодня активно используется в экономике, социологии и в исследования СМИ. Значение термина определяется сочетанием двух слов - глобализация и локализация. Означает адекватное заданной культуре присутствие на локальном географическом рынке международного продукта. Более ранним термином с синонимичным значением является «интернационализация». Впервые понятие «глокализация» прозвучало в статьях японских экономистов в Harvard Business Review в 1980-е гг. Популяризировал термин британский социолог Р. Робертсон в 1997 г. на конференции «Глобализация и культура коренных народов», где озвучил мысль о «закаливании» местных условий под воздействием глобальных давлений.
Слайд 23Разнообразие медиасистем
Северная Европа: дотации государства в целях обеспечения плюрализма
Италия: политическая вовлеченность
Россия:
от непропорциональной глобализации (сериалы из Латинской Америки) через адаптацию западных форматов («Голос», «Поле чудес», «Как стать миллионером», «Фабрика звезд») к становлению новой профессиональной культуры (пример ?)
Слайд 24Культуры «глаза» и «уха»
«Газетные страны» – европейские страны, где число газет
на 1000 чел. наиболее высоко, а доля газет на рекламном рынке превышает 50%, оставляя на долю ТВ в среднем до 20% (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Швейцария, Нидерланды, Ирландия, Германия). В эту же группу наряду с перечисленными европейскими странами входит и Япония, где на долю прессы приходится более 50% рекламного рынка
«Газетно-телевизионные страны» – европейские страны, в которых пресса и ТВ имеют менее 50% рекламного рынка (Великобритания, Австрия, Испания, Бельгия, Франция). К этой же группе можно причислить и неевропейские страны – США, Канаду, Австралию
«Телевизионные страны» – европейские страны, где на долю ТВ приходится более 50% рекламного рынка, а ежедневным газетам достается менее 20% национального «рекламного пирога» (Португалия, Италия, Греция, Россия)
Слайд 25Классификация медиасистем: критерии
Развитие массовой печати
Наиболее показательным отличием медиасистем разных
стран являются тиражи печатных изданий. Норвегия: на 1000 чел приходится 720 экз. газет, США – около 260, Греция – около 80. Авторы предлагают такую дифференциацию: медиасистема, в которых пресса ориентирована на массовую аудиторию, и медиасистема, в которых в качестве аудитории выступает образованная, политически активная часть населения, его элита
Политический параллелизм
Степень и природа связей между медиа и политическими структурами, как информационная система отражает существующие в обществе основные политические разделения
Степень развития журналистской профессионализации
Степень журналистской автономии, соблюдение журналистами норм и стандартов своей деятельности и т.д. Профессионализация журналистской деятельности может быть выражена в наличии в стране формальных институтов, таких как союзы и профессиональные ассоциации журналистов
Роль государства
Данный фактор отражает степень и природу государственного вмешательства в информационную систему общества
Д. Халлин, П. Манчини
Слайд 26Comparing Media Systems: Three Models of Media and Politics
Daniel Hallin and Paolo Mancini (2004) have identified
three models or “media systems”:
partisanism in southern Europe (represented by what they refer to as the polarized pluralist system)
social democracy in northern Europe (the democratic corporatist system)
market based systems in the North Atlantic (the liberal system).
But all three systems paid attention to preserving for professional journalism some measure of autonomy from existing authorities, as well as from market and party influences.
Слайд 27Три вида медиасистем
Модель поляризованного плюрализма или средиземноморская (Франция, Греция, Италия,
Португалия, Испания)
Модель демократического корпоративизма или модель Центральной и Северной Европы (Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Германия, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Швейцария)
Модель либерализма или англосаксонская модель (Канада, Ирландия, Великобритания, США)
Д. Халлин, П. Манчини
Слайд 28Европейская модель журналистики
Важность общественных функций журналистики
Предпочтение отдается «мнению», точке зрения автора
Внимание
к эффектам журналистского воздействия на аудиторию
Журналистика как часть общелитературного процесса
Теории жанров, приемы диалога и полемики
Слайд 29Американская модель журналистики
Коммерчески ориентированная
Предпочтение фактам
Внимание к навыкам журналистам, умению «добыть факты»
Принцип
«перевернутой пирамиды»
Анонимность репортеров
Журналистика как один из каналов коммуникации, используемый в целях распространения через СМИ важной для коммуникатора информации
В основе образования – стандарты журналистики, фундаментальная профессионализация
Слайд 30Взаимовлияние профессиональных культур
Структура новости и перевернутая пирамида
Принцип беспристрастности журналиста News not
views
Точность и аккуратность. Принцип двойной проверки информации
ЕЩЕ? Обсудите на семинаре
Слайд 32Задание на лекции
Каковы, на ваш взгляд, характерные черты российской модели журналистики?