Слайд 1Организация PR-деятельности операторов парфюмерно-косметического рынка
Елена Деревянко, управляющий партнер и креативный
директор PR-Service, канд. экон. наук
Киев, 9 февраля 2007
Слайд 2Структура презентации
Методология PR-работы с учетом отраслевой специфики
Лучшие PR-практики на парфюмерно-косметическом рынке
2.1.
Использование возможностей СМИ
2.2. Организация спецсобытий
Эффективные методы организации бизнес-процесса «Связи с общественностью»
Слайд 3Методология PR-работы с учетом отраслевой специфики
Слайд 4PR в системе понятий теории и практики
PR (public relations) – организация
связей с общественностью, одна из специализированных функций управления, эффективное выполнение которой обеспечивает компании дополнительные конкурентные преимущества. Самая "молодая" бизнес-функция украинских компаний и холдингов
PR – искусство создавать и закреплять благоприятное впечатление, управление восприятием
Слайд 5
ЛОГИКА БИЗНЕС-PR
БИЗНЕС –
какой он есть
(PR-ресурс)
Коммуникационная
среда – внешний
мир, состоящий из контактных аудиторий компании (stakeholders)
PR = управление репутацией
БИЗНЕС – каким его знают (имидж, репутация)
Messages
Слайд 8регулярный
Виды и инструменты PR-деятельности
Репутационный менеджмент
Продуктовый PR
(PR-поддержка продаж, элемент брендинга)
GR
(Government
Relations): оптимизация отношений с властями
Персональный PR «лиц компании»
(собственники, топ-менеджеры)
антикризисный
Внутренний PR (формирование общественного мнения внутри компании)
IR
(Investor Relations): оптимизация отношений с инвесторами
инструменты
СМИ
Событие
Event Management
Media Relations
Слайд 9
Модели распределения PR-бюджета
Деньги
Инвестиции в событие
Событие
Инвестиции в «шум» (СМИ)
Деньги
Событие
Слайд 10Правильно организованная PR-активность
1. Обеспечивает
Расширение масштабов деятельности, получение дополнительной прибыли, устойчивые рыночные
позиции
Возможность устанавливать более высокие цены на продукт бизнеса
Рост стоимости бизнеса
Информационную и экономическую безопасность
Лояльность сотрудников, дополнительную мотивацию
2. Не обеспечивает
Непосредственное увеличение объема продаж
Появление в СМИ только подконтрольной компании информации
Слайд 12Парфюмерно-косметический рынок как поле деятельности PR-специалистов
Превалирующий вид PR-активности - продуктовый PR
Сложный
продукт: различные товарные группы (средства для ухода за кожей, волосами, полостью рта, интимными органами, ногтями; средства, применяемые до и после бритья; средства для придания запаха; декоративная косметика), предназначены для удовлетворения различных человеческих потребностей, сложные мотивы потребления и модели потребительского поведения, эмоциональная компонента – "Мы продаем мечту"
Молодой бурно растущий и параллельно структурирующийся рынок – новые товарные категории, продукты, марки, потребительские сегменты (страновая особенность Украины)
Дорогостоящие приоритетные каналы коммуникации (life-style СМИ, TV)
Слайд 13Лучшие PR-практики на парфюмерно-косметическом рынке
2.1. Использование возможностей СМИ
Слайд 14Традиционные СМИ: основные PR-активности
Подготовка и рассылка пресс-релизов, стимулирование информационных запросов
СМИ, соответствующих профилю и целям компании;
Отработка самоинициированных запросов журналистов (в т.ч. организация общения представителей компании и СМИ в формате интервью)
Подготовка целевых PR-материалов для размещения в СМИ (advetorial или "гуманитарная помощь журналисту")
Программы лояльности для СМИ (пресс-клубы)
События для СМИ (пресс-конференции, пресс–туры), события с участием СМИ (все прочие типы событий, на которых политика конфиденциальности компании допускает присутствие журналистов)
Слайд 15Гибридные форматы Media&Event
Пресс-клубы:
"Поговорим…" (Avon, 1 раз в квартал, темы
"…о любви", "…о женщине")
Schwarzkopf&Henkel
Пресс-туры:
на производство: Schwarzkopf&Henkel (Дюссельдорф), Mary Kay (Гамбург)
в рамках комплексного пресс-тура парфюм-бутик Button (Одесса).
Конкурс писем читателей совместно со СМИ:
Спонсор рубрики (Avon: "Женский журнал", рубрика "Здоровье", "Мир семьи" - "Семейные ценности" + BTL)
Слайд 16Основные форматы PR-материалов (life-style СМИ)
Advetorial (анонс продукта или просветительский материал о
назначении, свойствах, механизме действия; анонс акции)
Feature (продукт с необычным свойством, необычная ситуация потребления)
Ситуация потребления (ПКП для отдыха – Men’s Health; для экологичного приема солнечных ванн – GQ; зимняя косметика - Harper’s Bazaar)
Путь решения проблемы (Cosmopolitan – как вылечить угревую сыпь, CosmoLady – ретро-макияж)
Орган тела (ПКП для рук – GQ, ПКП для душа - Playboy)
Cтиль (обзор ароматов – EGO)
Хит месяца, лучшие новинки (ПКП разного назначения и марок – Cosmoroliten, MAX)
История продуктового бренда
Обзор ассортимент торговой точки (сети) (Magazin – Л’Эскаль)
Life-story, подключение к PR-ресурсу публичной персоны (Harper’s Bazaar - product placement: Артем Михалков тестирует косметику для мужчин, Терри де Ганзбург упоминает марки в интервью)
Событие из жизни корпоративного бренда (Академия – 10 лет Л’Эскаль)
Слайд 17СМИ как целевая аудитория
Аксиома: "Четвертая власть" – важнейшая целевая группа внешней
общественности, "лидеры мнений" (opinion leaders)
Следствие:
диалогичность коммуникации: равноправие сторон, готовность посмотреть на ситуацию глазами журналиста
безоговорочное уважение к профессии и законным интересам представителей СМИ, отсутствие малейшего намека на подкуп и давление
Характеристика профессионального PR-специалиста глазами журналиста: ненавязчивость,оперативность и содержательность предоставленной информации (в том числе в формате личного общения cо спикерами компании), умение поддерживать интерес со стороны СМИ, быстрота реакции на негативную информацию, использование разнообразных методов и ярких креативных РR-решений, личное обаяние, светскость и "продвинутость" (отраслевая особенность рынка ПКП)
Слайд 18Отраслевые «секреты мастерства»
Special delivery (сэмплинг продукции в среде представителей СМИ в
привязке к корпоративному событию – презентация новой коллекции или формате поздравления с праздником): подарки – ВСЕЙ РЕДАКЦИИ!
Beauty-редактор (ключевое лицо для PR-специалистов рынка ПКП, потенциальный главред
Готовность идти навстречу нуждам СМИ: курьерская доставка новой коллекции из штаб-квартиры как способ учесть долгий цикл подготовки номеров life-style-изданий; подстраховать, если "слетела полоса"
Разумная щедрость: всегда ли нужно забирать предоставленные для фотографирования образцы продукции?☺
Игра: "настроенческие" креативные решения, учет особенностей женских коллективов СМИ
Обратная связь: опрос контактных лиц в СМИ на предмет их удовлетворенности качеством информации и оперативностью ее предоставления
Слайд 19Корпоративные медиа отрасли
(итоги конкурса Ассоциации корпоративных медиа Украины в 2006 г.)
Слайд 21Типы спецсобытий
Позиционирующие компанию во внешней среде (мероприятия для партнеров как вовлеченных,
так и не вовлеченных в цепочку создания стоимости: презентации, приемы, события для СМИ и с участием СМИ, меценатские/спонсорские)
Официально-идеологические, командообразующие, влияющие на общественное мнение внутри компании (принятие корпоративного кодекса, подведение итогов)
Маркетинговые (опыт личного переживания бренда потребителем– brand experience, BTL-акции)
Слайд 22Монособытие: case-story
Продуктовый PR:
NIVEA: "Мир приключений NIVEA", Киевский зоопарк; Лаборатория красоты
NIVEA, "Дни Европы"
ТМ Axe: имитация флэш-моб "Запах мужчины" (название условное),
TM Head&Shoulders: презентация "Энциклопедии красоты" ("Цинк – активный минерал красоты")
ТМ Tampax Compak: PR-акция "Мужчина знает, что нужно женщине" (название условное)
Репутационный PR
"Ален Мак" (Болгария) – "Дни Европы" (участие в страновой экспозиции);
Avon: "1 день пешком ради жизни" (программа социальной ответственности), высадка деревьев во время презентации нового офиса
Bishoff: Bishoff-party для продавцов и консультантов ТМ
Парфюм-бутик Button (Одесса): VIP-вечеринка с участием хозяйки одного из парфюмерных брендов, которая во время мероприятия собственноручно разукрашивала хрустальные флаконы для духов и клеила на них камни Swarovsky
Cеть магазинов "Жан" (Одесса, Николаев): на презентации корпиздания сфотографировали всех клиентов и вложили в рамку на 1 странице журнала, экземпляр которого вручили каждому через час
Слайд 23Glamour-tour "Бархатный сезон в Одессе": комплексный формат
Цель: вызвать у ориентированных на
столичные новости life-style СМИ интерес к компаниям Одесского региона (поставщикам luxury-товаров и услуг)
Формат: пресс-тур + сэмплинг товаров и услуг участников проекта + "ликбез" для журналистов
Компании-участники: парфюм-салон Button, SPA-центр "Формула", ресторанная корпорация "Реста", "Сигарный Дом "Фортуна", Одесский завод шампанских вин
Организатор: Агентство PR-Service
Проект в цифрах: 22 журналиста из 20 изданий; 33 полосы А4 публикаций в life-style СМИ
Слайд 24Glamour Tour 29-31 августа 2006 г.: шоб вы так жили!
29 августа
Авиаперелет
до Одессы, обзорная экскурсия по городу
парфюмерный бутик класса-люкс Button
праздничный ужин в любимом ресторане одесского истэблишмента "Гринвич" (вечер в восточных традициях, раскуривание кальянов от Сигарного дома "Фортуна")
30 августа
завтрак и ужин в модном ресторане "Стейкхаус. Мясо и вино" на Дерибасовской
посещение V.I.P. Wellness Spa Центра "Формула" (водные развлечения)
обед в аутентичном ресторане одесской кухни "Дача" на Французском бульваре
посещение Одесского завода шампанских вин, дегустация коллекции брютов
посещение фирменного бутика Сигарного дома "Фортуна", экскурсия в одну из самых больших хьюмидорных комнат Украины
авиаперелет до Киева
Слайд 25Эффективные методы организации бизнес-процесса "Связи с общественностью"
Слайд 26Модели организации PR-деятельности компании: резюме
ЦЕЛЬ!
Слайд 27Основные принципы организации PR-работы в компании
Организационное оформление PR-функции (PR-специалист или PR-подразделение)
Работа
в рамках утвержденной PR-стратегии
Определение круга лиц, уполномоченных обнародовать официальную позицию компании (спикеров)
Регламентация бизнес-процесса "Связи с общественностью" с внесением соответствующих изменений в положения о подразделениях и должностные инструкции спикеров
Формирование PR-бюджета отдельно от бюджета маркетинга
Тестирование PR-активности на предмет соответствия принципам корпоративной политики конфиденциальности
Передача PR-функции на аутсорсинг (полная или частичная) в случае дефицита интеллектуальных или организационных ресурсов
Оценка эффективности PR
Слайд 28
Стратегия развития
Стратегический маркетинговый план
Состояние внешней бизнес-среды
Бренд-платформа
PR-стратегия
Позиционирование бизнеса и брендов
Концептуальный уровень
Стратегический уровень
Видение
(vision) владельцев бизнеса. Философия ведения бизнеса. Миссия. Корпоративная культура
Тактический уровень
Логика формирования PR-стратегии
Слайд 29Структура PR-стратегии
PR-стратегия
Субстратегия 1
Субстратегия 2
Субстратегия 3
Субстратегия 4
ЦАИВ 1
ЦАИВ 2
ЦАИВ 3
ЦАИВ 4
Комплекс
messages
№ 1
Комплекс
messages № 2
Комплекс
messages № 3
Комплекс
messages № 4
ЦАИВ – целевая аудитория информационного воздействия (определенная категория stakeholders)
Слайд 30Стратегия как документ: типовая структура
Big Idea (ключевая идея, которая будет положена
в основу PR-деятельности компании в целом)
Цели PR-стратегии (в целом для компании и для отдельных бизнесов)
Доминанты конструируемого имиджа в целом для компании и для отдельных брендов
Целевые аудитории информационного воздействия (ЦАИВ)
Ключевые messages в разрезе ЦАИВ
Перечень целевых СМИ
Концепция специальных PR-событий для прессы или различных категорий stakeholders
График PR-активности
PR-бюджет
Слайд 31Участники бизнес-процесса "Связи с общественностью"
PR-служба (и/или аутсорсинговое PR-агентство) – ВЛАДЕЛЕЦ БИЗНЕС
ПРОЦЕССА
Ключевые "явные" акционеры (постановщики задач, спикеры - носители информации)
Топ-менеджент (постановщики задач, спикеры - носители информации)
Руководители бизнес-единиц (спикеры, носители информации)
Уполномоченные спикеры из числа middle-management и редких специалистов (носители информации)
HR-служба (+ участие в разработке стратегии и тактики внутреннего PR)
Cлужба маркетинга (+ участие в разработке стратегии и тактики внутреннего продуктовый PR)
Финансовая служба (+бюджетирование PR)
Слайд 32Разграничение функционала PR и маркетинга
PR – формирование правильно акцентированного информационного потока,
сопровождающего выполнение всех бизнес-процессов компании
Маркетинг – один из бизнес-процессов, операции (события) и результаты которого являются поводами для PR-активности (подключения к событиям, освещения результатов)
Слайд 33Матрица аутсорсинга PriceWaterhouseCoopers
Слайд 34Механизм взаимодействия компании со СМИ: принцип "One Company – One Voice"
Руководство
компании
PR-cлужба компании
СМИ
Агентство-аутсорсер
Бизнесы
Региональные подразделения
СМИ
СМИ
Генерирование информационных поводов; Заявки на ПР-акции (поддержка продаж и т.п.)
Запросы СМИ (на расширенные комментарии по информповодам компании, экспертные комментарии, развернутые аналитические материалы etc.)
Запросы на подготовку материалов
Экспертные комментарии, проекты публикаций
Готовые материалы (тексты статей, телесюжеты)
1
1
1
3
3
3
2
2
2
2
2
4
4
4
5
5
5
5
5
Слайд 35Наиболее распространенные методы оценки
Пресс-клиппинг - анализ упоминаемости ключевых слов
Контент-анализ - анализ
медиаприсутствия и контекста упоминания в сравнении с конкурентами (отраслевая специфика – особое внимание на фотографии)
Рекламный эквивалент AVE
AVE = Стоимость аналогично размещенной рекламы/стоимость PR-проекта
Пример. Glamour Tour: AVE = 5,5
Посещаемость и цитируемость корпоративных интернет-ресурсов
Слайд 36Мировая практика
Примечание. Максимум 7 баллов
Слайд 37
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Тел./факс (044) 235-49-51
y.derevyanko@pr-service.com.ua
www.pr-service.com.ua