Слайд 1Медиа-анализ и
медиа-планирование
Лекция 4
Слайд 2Информационное поле СМИ
Способы внедрения информации в СМИ.
Свойства информационного поля.
Этапы искажения информации
в СМИ.
Слайд 3Способы внедрения информации в СМИ
«Джинса» («заказуха», скрытая реклама) — публикация оплаченных
материалов под видом независимого, мнения редакции или журналиста.
«Слив» — публикация информации в СМИ (как правило, негативной), полученной из неофициальных источников.
Информационный вброс — внедрение в информационное поле СМИ набора интерпретаций.
Слайд 4Признаки информационного вброса
Нетипичное место новости в лентах новостей.
Наличие устойчивых интерпретаций
в разных СМИ.
Резкий всплеск материалов по теме.
Слайд 5Свойства информационного поля
Упругость — способность информационного поля не замечать (и даже
отторгать) вносимых в него информационных новаций.
Пластичность — восприимчивость к новой информации вследствие усталости общественного мнения от старых стереотипов.
Резонансность — непропорциональное усиление темы, попавшей в резонанс с уже имеющимися стереотипами.
Слайд 6Искажение информации
при передаче
1 фильтр — написание пресс-релиза.
2 фильтр — написание
статьи журналистом.
3 фильтр — собственная редактура СМИ.
4 фильтр — редакционная политика.
5 фильтр — читатель.
Слайд 8Этапы искажения информации
Интерпретация — это редакционные оценки и суждения, комментарии привлеченных
экспертов, используемая лексика и речевые штампы.
Устойчивая интерпретация — интерпретация, которая начинает «кочевать» по разным СМИ.
Слайд 9Этапы искажения информации
3. Стереотип — форма, повторяющаяся без изменений в различных
ситуациях, не зависящая от контекста.
Слоган — пример стереотипа
4. Группа стереотипов — сформированный устойчивый образ.
Имидж — пример группы стереотипов
5. Картина мира — идеология, внедряемая через СМИ;
массовое сознание, формируемое СМИ.
Слайд 10Ключевая точка
Интерпретацию нужно доказывать, объяснять, аргументировать.
Устойчивая интерпретация — аргументы заменяются
ссылками.
Стереотипы — не нуждаются в доказательствах.
Слайд 11Цепочка искажения информации
Интерпретация
Устойчивая интерпретация
Стереотип
Картина мира
Группы стереотипов
Шаблоны поведения
Событие
Слайд 12«СМИ — это средства массовой инкубации, которые выращивают в головах одинаковые
картины мира».
Андрей Мирошниченко
медиа-аналитик,
руководитель Школы эффективного текста
Слайд 13Пример искажения информации в СМИ
«РЕАЛ», «БАРСЕЛОНА» И «ИНТЕР» УБИРАЮТ КРЕСТЫ С
КЛУБНЫХ ЭМБЛЕМ, ЧТОБЫ УГОДИТЬ МУСУЛЬМАНАМ
Слайд 19Исламизация продолжается: настал черед футбола 13.04.12 13:06 ИноСМИ
В угоду мусульманам
"Реал-Мадрид" избавляется от креста на своем гербе 13.04.12 11:52 Telegraf.by
Мадридский "Реал" решил убрать со своей эмблемы крест 12.04.12 00:14 Российская газета
"Реал" уберет крест на гербе в угоду мусульманам 14.04.12 00:54 Tengrinews.kz
Мусульмане отредактировали лого «Реала» 13.04.12 19:52 Радио Liberty News
Страстная среда: предательство веры 12.04.12 05:11 Правда.ru
Следующей «без креста» окажется эмблема «Милана» 11.04.12 17:25 Dynamo.kiev.ua
Границы европейской толерантности: мадридский "Реал" отказывается от креста 11.04.12 13:27 ИА REX
«Реал Мадрид» поменял логотип ради болельщиков-мусульман 11.04.12 13:04 Ислам для всех
Слайд 20Политкорректность, доведенная до идиотизма 11.04.12 02:00 Советская Белоруссия
Креста на нем нет…
Почему «Реал» отказался от креста, украшавшего эмблему клуба с 1920 11.04.12 01:00 Советский спорт
Мадридский "Реал" продал крест со своей эмблемы 10.04.12 19:34 Вести.Ru
Креста на них нет! 10.04.12 17:36 Комсомольская правда
"Реал" убрал с эмблемы крест ради мусульман 10.04.12 14:35 News4k.com
Мадридский "Реал" уберет со своей эмблемы крест ради мусульман 10.04.12 14:32 REGNUM
Европейский футбол расстаётся с «крестами» 10.04.12 14:09 Memoid.ru
Реал ради денег избавится от креста на эмблеме 10.04.12 13:41 Футбол прогноз
Блогеров возмутило решение убрать крест с эмблемы ФК «Реал» 10.04.12 12:34 1tvnet.ru
Слайд 22«РЕАЛ», «БАРСЕЛОНА» И «ИНТЕР» УБИРАЮТ КРЕСТЫ С КЛУБНЫХ ЭМБЛЕМ
ИТАР-ТАСС 12:53 10/04/2012
«Реал»
решил убрать со своей эмблемы крест, изображённый на ней с 1920 года, когда король Испании Альфонсо XIII даровал клубу высочайшее покровительство. Сделано это, по словам руководства клуба, для укрепления популярности «Реала» среди мусульман Европы и Ближнего Востока.
Впервые спор вокруг креста разгорелся в конце марта, после того как в фундамент туристического центра Real Madrid Island Resort был заложен первый камень. Согласно договору, подписанного руководством клуба и главой эмирата, испанцы обязались убрать крест с эмблемы.
Помимо «Реала», своего креста уже лишилась «Барселона», изменившая эмблему по требованию своего катарского спонсорского фонда. Следующим в очереди европейской политкорректности может стать миланский «Интер». Турецкий адвокат Барис Каска обратился в УЕФА с жалобой на итальянский клуб, чья эмблема, по его словам, напоминает мусульманам знак крестоносцев.
Слайд 24Основа медианализа
— отделить информацию от интерпретаций.
Изучаем не ЧТО произошло, а КАК
это представлено в информационном поле СМИ.
Слайд 25Задание к семинару:
Прочитать все документы пресс-клипинга, выделяя интерпретации и стереотипы.
Слайд 26Литература:
Мытько И.Е., Чилингир Е.Ю. Этапы искажения информации в СМИ // Цивилизация знаний:
проблемы и перспективы социальных коммуникаций: в 2 ч.: Труды Тринадцатой Международной научной конференции, г. Москва, 20-21 апреля 2012 г. — М.: РосНОУ. — Ч.1. — 2012. С. 272-274.
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Учебное пособие. – М.: Алгоритм, 2004.
Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. — М., 2004.