Слайд 1КОРРУПЦИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
г. Краснодар
21 августа 200 г.
Елена А. Панфилова
Центр Антикоррупционных
исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл - Р
Слайд 2КОРРУПЦИЯ В ЦИФРАХ
Индекс восприятия коррупции 2006:
Россия 127 место из 156 стран
(индекс 2.5, девиация 2.3 – 2.8)
Индекс восприятия коррупции 2005:
Россия 126 место из 159 стран (индекс 2.4, девиация 2.3 – 2.6)
Слайд 3Насколько коррупция в России оказывает влияние
на Вашу жизнь и жизнь
Вашей семьи?
Слайд 4Оказывает ли коррупция влияние
на предпринимательский климат в России?
Слайд 5Оказывает ли коррупция влияние
на политическую жизнь в России?
Слайд 6Как вы считаете, насколько эффективна антикоррупционная деятельность власти в России?
Слайд 7Насколько, на Ваш взгляд,
следующие сферы жизни в России поражены коррупцией?
Слайд 8ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИИ
Прямой подкуп кандидатов и руководства партий (взятки)
Покупка мест
в избирательных списках партий
Скрытое финансирование избирательной кампании кандидата или партии в обход разрешенных законом процедур
Давление (финансовое или силовое) на конкурирующих кандидатов или партий
Давление (финансовое или силовое) на спонсоров конкурирующих кандидатов или партий
Слайд 9ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫМ РЕСУРСОМ
КАК ВИД ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИИ
Использование административного ресурса государства и
государственного сектора (включая полномочия и возможности принуждения, людские, финансовые, материальные, и иные ресурсы) находящимися у власти политиками или политическими партиями в нарушение правовых и иных норм и обязанностей, регулирующих отправление государственной должности, для продвижения их собственных политических интересов.
Слайд 10ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАВЕНСТВА
запрет на использование ресурсов, предоставляемых государственной должностью в
личных или партийных интересах;
законы, обеспечивающие независимость государственных должностных лиц;
законы и процедуры, направленные на предотвращение использования бюджетных средств в интересах какой-либо одной партии или политика
нормы, направленные на попытку ограничить влияние государства на средства массовой информации
положения, обеспечивающие равный доступ политических партий и кандидатов к средствам агитации во время выборов.
Слайд 11ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫМ РЕСУРСОМ – ФОРМА КОРРУПЦИИ
Диего Гамбетта:
Случаи чистой коррупции происходят тогда,
когда должностное лицо, действуя в целях личной выгоды, нарушает нормы государственной должности и общественных интересов к выгоде третьей стороны, которая вознаграждает такое должностное лицо за доступ к преимуществам, которые такая партия не получила бы в противном случае
ПЛЮС:
Слайд 12ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫМ РЕСУРСОМ – ФОРМА КОРРУПЦИИ
В случае злоупотребления административным ресурсом, как
правило, не бывает «взяткодателя»: государственными ресурсами злоупотребляют находящиеся у власти должностные лица.
Злоупотребление таким ресурсом происходит, главным образом, в целях обеспечения политических преимуществ (сохранения политической власти), а не ради конкретной материальной или финансовой выгоды.
Прямым получателем выгод в большинстве случаев является партия, а не отдельное лицо, несмотря на тот факт, что конкретные политики или должностные лица зачастую могут извлекать выгоду материального характера вследствие получения политических преимуществ своих партий.
Слайд 13ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫМ РЕСУРСОМ: НЕУЛОВИМАЯ И УЖАСНАЯ ДАННОСТЬ?
Немонетарная форма коррупции
Отсутствие внешних
формализованных признаков коррупции
Противодействие злоупотреблению АР не вписано в систему традиционных анти-коррупционных инструментов (кодексы, конвенции)
Не видим для граждан и, зачастую, для экспертов и СМИ
Долгосрочная инвестиция: отложенный эффект
Новые веяния: профессионализация
Слайд 14АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС:
ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, ЗЛОЙ
Обязательная функция управленческой системы?
Необходимая функция регулирования политического
процесса в транзитных обществах?
Система удержания политического процесса в «управляемом» режиме на переходных этапах развития общества?
Инструмент поглощения демократического процесса бюрократически-административной системой?
Слайд 15ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫМ РЕСУРСОМ: ТИПЫ
Силовой ресурс: включает органы милиции и другие правоохранительные
институты, а также иные органы, наделенные полномочиями по принуждению, от таможни до разведывательных служб. Силовой ресурс может использоваться в целях запугивания, преследования, препятствования деятельности, и даже ликвидации политических противников.
Регуляторный ресурс: включает властные полномочия по принятию решений, которые могут, в том числе, использоваться для продвижения конкретных политических интересов.
Слайд 16ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫМ РЕСУРСОМ: ТИПЫ
3. Институциональный ресурс включает материальные и кадровые ресурсы,
обеспечивающиеся государственной должностью. Материальные государственные ресурсы включают широкий круг средств, от служебных помещений, офисного оборудования и других видов инфраструктуры до транспортных средств.
4. Законодательный ресурс: включает контроль над законодательными органами для принятия законов, способствующих продвижению властных политических интересов, например, путем создания барьеров на участие независимых кандидатов в выборах; созданию системы назначений в избирательные комиссии, способствующей установлению контроля над ними одной политической партии или системы финансирования политических партий, устроенной таким образом, чтобы бюджетные фонды направлялись только одной партией.
Слайд 17ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫМ РЕСУРСОМ: ТИПЫ
5. Финансовый ресурс: включает использование средства государственного бюджета
к прямой выгоде политических сил, находящихся у власти (передача средств государственных предприятий политическим партиям; использование бюджетных средств для прямого финансирования избирательных кампаний; или использование бюджетных средств для подкупа избирателей и т.д.).
6. Медийный ресурс: Средства массовой информации, находящиеся под контролем государства, как, например, государственные телевизионные каналы, могут быть использованы в целях продвижения находящихся у власти политических партий и лиц.
Слайд 18ДВЕ ФОРМЫ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМИ РЕСУРСАМИ
«Мягкие» административные ресурсы (материальные, кадровые, финансовые и
медийные) являются атрибутами должностного положения, которые могут быть направлены на получение преимуществ и дополнительных ресурсов в конкуренции с оппозиционными политическими силами.
«Жесткие» административные ресурсы (силовые, регуляторные и законодательные) подразумевают применение монопольных полномочий в интересах какой-либо конкретной политической группировки.
Слайд 19ПОСЛЕДСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ РЕСУРСОМ
Влияние на:
Гражданские свободы и неприкосновенность личности
Качество демократии
Исполнение государственных функций
Распределение ресурсов
Слайд 20ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ РЕСУРСОМ В РАМКАХ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Выборы – наиболее значительная
арена злоупотребления административными ресурсами:
ключевой момент в жизни демократического государства
серьезные аккумулированные побудительные мотивы для использования ресурсов государства для сохранения и укрепления своих позиций на выборных должностях
продолжительность избирательной кампании коротка, что вызывает необходимость более интенсивного, чем обычно, использования подобных ресурсов,
ставки в борьбе настолько велики, что зачастую находящиеся у власти политические силы прибегают к ним с гораздо меньшей осторожностью
Слайд 21ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ РЕСУРСОМ В РАМКАХ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Использование административного ресурса и иных
ресурсов государства и государственного сектора (включая силовые, кадровые, финансовые, материальные, и иные возможности) политическими силами, находящимися у власти, в нарушение правовых и иных норм и обязанностей, регулирующих отправление государственных должностей в целях обеспечения победы на выборах.
Слайд 22ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АР НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Предвыборный период
Оказание влияние на решение
партий или кандидатов об участии в выборах
Дискредитация оппозиционных партий.
Формирование избирательных округов
Перекройка границ избирательных округов к выгоде находящихся у власти партий и кандидатов.
Формирование избирательных органов
Назначение представителей органов исполнительной власти в избирательные комиссии;
· Назначение лиц, лояльных находящейся у власти партии в состав избирательных комиссий;
Отказ во введении представителей оппозиционных партий в состав избирательных комиссий.
Слайд 23ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АР НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4. Выдвижение и регистрация кандидатов
Отказ в регистрации представителей оппозиционных партий;
· Координация выдвижения кандидатур из числа должностных лиц исполнительных органов власти;
· Введение излишних требований в отношении номинации и регистрации кандидатов (например, сбор чрезмерно большого количества подписей).
5. Составление и проверка списков избирателей
Отказ в регистрации избирателей, намеренных голосовать за «нежелательные» партии;
Регистрация несуществующих избирателей.
Слайд 24ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АР НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПРОЦЕССА
6. Период избирательной кампании
· Запугивание
оппозиционных кандидатов;
· Оказание давления на бизнес с целью получения средств со стороны находящихся у власти партий или кандидатов;
· Контроль за доступом партий к средствам агитации;
· Использование общественных зданий для проведения предвыборных мероприятий;
· Привлечение государственных служащих к избирательным мероприятиям;
· Использование бюджетных средств для финансирования избирательной кампании партии, находящейся у власти;
· Распределение бюджетных средств или товаров/услуг среди избирателей за счет бюджетных средств;
· Использование средств массовой информации, контролируемых государством, в целях предвыборной кампании находящейся у власти партии.
Слайд 25ЧТО ДЕЛАТЬ?
Вариант 1:
Признать доминирующей системной составляющей устройства взаимодействия власти и общества
демократии переходного периода
и
Сдаться на милость победителя
Вариант 2:
Исследовать, описывать, обнародовать, противодействовать
Слайд 26От мифов к фактам: использование административного ресурса
в избирательной кампании в ГД
РФ (2003) в цифрах
1. Данные исследования основаны на мониторинге следующих средств массовой информации:
Газеты – Новая газета; Московский комсомолец; Аргументы и факты; Российская газета; Ведомости; Коммерсант; The Moscow Times; Известия; Московские новости; Время новостей.
Журналы – Итоги; Эксперт; Профиль; Власть.
Телевизионные программы – Ежедневные новостные программы: Новости, ОРТ; Время, ОРТ; Вести, РТР; Местное время, РТР; Вести+, РТР; Аналитические программы: Времена, ОРТ; Зеркало, РТР; Тематические электоральные программы на каналах ОРТ и РТР;
Интернет – Lenta.Ru; Strana.Ru; Vesti.Ru Polit.Ru Gazeta.Ru; Regiony.Ru; News.Ru.com; Rusbalt.Ru; Nns.ru (Национальная служба новостей); Rian.ru (РИА Новости); Interfax.ru (Интерфакс); RBC.ru (РосБизнесКонсалтинг).
Мониторинг телевизионных передач проводился с 3.10.03, газет, журналов и интернет-ресурсов – с 1.10.03.
Слайд 27 Соотношение трёх типов административного ресурса
Слайд 28Соотношение использования различных типов медийного АР в избирательной кампании лидирующими политическими
партиями
Слайд 29Оценка потенциальной стоимости использования ТВ как инструмента АР в предвыборной кампании
партии «Единая Россия»
Слайд 30ПРИМЕР ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РЕСУРСА
Слайд 33ПУБЛИЧНОМУ ПОЛИТИКУ НА ЗАМЕТКУ
«Жизненный опыт обнаруживает, что система односторонней правительственной опеки
бессильна осуществить идеал государственного устройства и народного довольства»
(А.А. Кизеветтер)
Слайд 34Контактная информация
Центр Антикоррупционнах исследований и
Инициатив Трансперенси Интернешнл – Россия
Елена А.
Панфилова
Директор
Тел/Факс: +7-095 915-0019
info@transparency.org.ru
http://www.transparency.org.ru/
http://www.nobribes.org/.