Слайд 1ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ: элиты и массы в политике
Слайд 2ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАСС
( 1883-1955)
Испанский философ, писатель-публицист, один из выдающихся интеллектуалов
ХХ в. Автор всемирно известной работы “Восстание масс”,
вышедшей в свет в 1930 г.
Слайд 3 Всякое общество - это динамическое единство двух факторов, меньшинств
и массы.
Меньшинства - это личности или группы личностей особого, специального достоинства.
Масса - это средний, заурядный человек.
Масса - это "совокупность лиц невыделенных ничем".
Возникновение массы предполагает общность вкусов, интересов, стиля жизни у составляющих ее индивидов.
Слайд 4 Явление, которое нам предстоит исследовать, имеет две стороны, два
аспекта:
1) массы выполняют сейчас те самые общественные функции, которые раньше были предоставлены исключительно избранным меньшинствам;
2) и в то же время массы перестали быть послушными этим самым меньшинствам: они не повинуются им, не следуют за ними, не уважают их, а, наоборот, отстраняют и вытесняют их.
Слайд 5 Господство масс имеет и положительную сторону: оно способствует подъему
исторического уровня и показывает наглядно, что средний уровень жизни сегодня выше, чем был вчера.
Слайд 6
Анализ человека массы
Кто же этот "человек массы", который пришел
теперь к власти в общественной жизни, и в политической, и в не-политической? Почему он таков, каков он есть, иначе говоря, откуда он взялся?
Слайд 7 Человек массы никогда не признает над собой чужого авторитета,
пока обстоятельства его не принудят. Поскольку обстоятельства не принуждают, этот упорный человек, верный своей натуре, не ищет постороннего авторитета и чувствует себя полным хозяином положения.
Предъявляет к себе строгие требования.
Человек элиты, т.е. человек выдающийся, всегда чувствует внутреннюю потребность обращаться вверх, к авторитету или принципу, которому он свободно и добровольно служит.
Всегда доволен собой, более того, восхищен.
Слайд 8Почему массы во все лезут и всегда с насилием?
Человек массы считает себя совершенным. Человек элиты ощущает что-то подобное, только если он исключительно тщеславен, да и то вера в свое совершенство не соприродна ему, не истинна, она порождена суетой, и даже сам он в ней не уверен. […] … Современный человек массы, этот новый Адам, никогда не сомневается в своем совершенстве; его вера в себя поистине подобна райской вере. Замкнутость души лишает его возможности познать свое несовершенство, так как единственный путь к этому познанию - сравнение себя с другими; но тогда он должен хоть на миг выйти за свои пределы, переселиться в своего ближнего. Душа заурядного человека неспособна к таким упражнениям.
Слайд 9 Восстание масс может предвещать переход к новой, еще невозможной
организации человечества; может и привести к катастрофе. […]
Факты скорее говорят нам, что никакой прогресс, никакая эволюция не прочны, они всегда под угрозой регресса, отката. Все, все возможно в истории - и триумфальный прогресс, и периоды упадка. […]
Слайд 10
Цивилизация - прежде всего добрая воля к совместной жизни.
Человек, который не считается с другими, не цивилизованный человек, а варвар. Варварство направлено к разложению общества. Все варварские эпохи были периодами человеческого рассеяния, распадения общества на мелкие группы, разобщенные и взаимно враждебные.
Человек массы считает, что та цивилизация, которую он видит и использует со дня рождения, так же первозданна и самородна, как Природа, и тем самым становится в положение дикаря. Цивилизация для него - вроде первобытного леса
Слайд 11Изучая психическую структуру этого нового "человека массы" с точки зрения социальной,
мы находим в нем следующее:
(1) врожденную, глубокую уверенность в том, что жизнь легка, изобильна, в ней нет трагических ограничений; поэтому заурядный человек проникнут ощущением победы и власти;
(2) ощущения эти побуждают его к самоутверждению, к полной удовлетворенности своим моральным и интеллектуальным багажом. Самодовольство ведет к тому, что он не признает никакого внешнего авторитета, никого не слушается, не допускает критики своих мнений и ни с кем не считается. Внутреннее ощущение своей силы побуждает его всегда выказывать свое превосходство; он ведет себя так, словно он и ему подобные - одни на свете, а поэтому
(3) он лезет во все, навязывая свое пошлое мнение, не считаясь ни с кем и ни с чем, то есть - следуя принципу "прямого действия".
Слайд 12Заключение
Таким образом, испанский философ подводит читателя к выводу, что бразды европейской
истории впервые оказываются в руках заурядного человека, как такового, и зависят от его решений. Этот человек "недочеловеческого типа" есть поворот вспять, возврат к варварству. Цивилизация находится под угрозой, ибо у варвара нет норм и морали. "Все варварские эпохи были периодами распадения общества на мелкие группы, разобщенные и взаимно враждебные". Симптомы варварства дают о себе знать в любой сфере - в науке, в культуре, в государственной политике. "Для меня несоответствие между благами, которые рядовой человек получает от науки, и невниманием, которым он ей отвечает, кажется самым грозным симптомом из всех". То положение, в которое поставлена наука, ведет к утрате ее смысла и назначения, она становится функциональной, теряет связь с жизнью, с Бытием.