Слайд 1ДЕМИЧЕВ Д.М.
– доктор юридических наук, профессор
Тема лекции
«Государственно-территориальное устройство»
02.09.2013
Слайд 2№ 2
ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
1. Понятие и формы государственно-территориального устройства. Симметричное
и асимметричное устройство государства.
2. Понятие и признаки унитарного государства. Централизованное и децентрализованное унитарное государство.
3. Федеративное государство: понятие и признаки. Классификация федераций. Централизованные и децентрализованные федерации. Симметричные и асимметричные федерации.
4. Понятие федерализма. Координированный, кооперативный, дуалистический, договорной федерализм. Понятие института интервенции в федерализме. Ассоциированные государства.
5. Административно-территориальное устройство Республики Беларусь.
Слайд 3
№ 3
ЛИТЕРАТУРА
НОРМАТИВНАЯ
1. Конституция Республики Беларусь от 15
марта 1994 г. (С измен. и дополн., принятыми на республиканском референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 1.- 1/0; 2004. - № 188. - 1/6032.
2. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об административно- территориальном делении и порядке решения вопросов административно- территориального устройства Республики Беларусь» (с последующими измен. и дополн.)// Ведомости Национ. собрания Респ. Беларусь. - 1998. - №19. - Ст.214; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2009. - № 161. - 2/1583.
3. Указ Президента Республики Беларусь от 3 февраля 1997 г. №120 «Об упорядочении решения вопросов административно-территориального устройства в Республике Беларусь» (с последующими измен. и дополн.) // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. - 1997. - № 4. - Ст.135; 1997. - № 32. - Ст. 1015.
Слайд 4
№ 4
ЛИТЕРАТУРА
(продолжение)
4. Указ Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1998
г. № 563 «Об объединении районов и городов областного подчинения, имеющих общий административный центр, в одну административно-территориальную единицу» // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. - 1998. - №34. - Ст.856.
5. Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 2002 г. № 6 «Об объединении районов и городов областного подчинения Республики Беларусь, имеющих общий административный центр» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2002. - №5. - 1/3371.
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 1998 г. № 1238 «Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Закона Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» (с изм. и доп.) // Собр. декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. - 1998. - №22. -Ст.597; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2001. - № 51. - 5/6017; 2002.- № 1. - 5/9620; 2007. - № 213. - 5/25745.
Слайд 5№ 5
ЛИТЕРАТУРА
(продолжение)
ОСНОВНАЯ
1. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник. -
Минск, 2010.
2. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие. - Минск: Академия управления при Президенте Респ. Беларусь, 2003. - 379 с.
3. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие. - Минск: Выш. шк., 2004. - 351 с.
4. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебник. - Минск: Адук. i вых., 2012. - 416 с.
Слайд 6№ 6
ЛИТЕРАТУРА
(продолжение)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Абдулатипов, Р.Г., Болтенкова, Л.Ф. Опыты федерализма. - М., 1994.
2.
Государственное право Германии, Т. 1. - М., 1994. - С. 74 - 83.
3. Козлов, А.Е. Право на самоопределение как принцип международного права и конституционное право человека // Права человека и межнациональные отношения. - М., 1994.
4. Конституции республик в составе Российской Федерации. Сборник документов. - М., 1995.
5. Лазаревский, Н.И. Автономия. - СПб., 1906.
6. Лысенко, В.Н. Развитие федеративных отношений в современной России. - М., 1995.
7. Лукашенко, А.Г. Независимая Беларусь – наш достойный и надежный дом: Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь // Советская Белоруссия.- 2007. - 25 апреля. - С. 1–6.
Слайд 7№ 7
ЛИТЕРАТУРА
(продолжение)
8. Федерации в зарубежных странах. - М., 1993.
9. Остром, В.
Смысл американского федерализма. - М., 1993.
10. Тодыка, Ю.Н. Основы конституционного строя Украины. - Харьков: Факт, 1999. - 320 с.
11. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов РФ. Вып. 1.- М., 1995.
12. Чиркин, В.Е. Основы конституционного права. Учебное пособие. - М.: Манускрипт, 1996. - С.116 - 134.
13. Чиркин, В. Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. - М., 1995.
14. Ященко, А.С. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. - Юрьев, 1912.
Слайд 8
№ 7 а
ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
Государственно-территориальное устройство - это
организация территории государства,
система взаимоотношений государства (как целого) с его составными частями.
Слайд 9
№ 8
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
1. УНИТАРНАЯ
2. ФЕДЕРАТИВНАЯ
Слайд 10№ 9
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА
1. единая конституция
2. единое законодательство
3.единая централизованная
система органов исполнительной власти
4.единая судебная система
5.деление территории государства на административно-территориальные единицы, статус органов власти которых определяется нормами общегосударственного права и т.п.
Слайд 11№ 10
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА
(в отличие от конфедерации)
1. наличие общефедеральных органов законодательной,
исполнительной и судебной власти
2.целостность территории
3.единые вооруженные силы
4. единая денежная система и др.
Слайд 12№ 11
ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
США
ФРГ
РОССИЯ
КАНАДА
АВСТРАЛИЯ
Слайд 13№ 12
ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
в Европе
Австрия
Бельгия
Швейцария
ФРГ
Слайд 14№ 13
ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
в Азии
ИНДИЯ
МАЛАЙЗИЯ
ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ
ПАКИСТАН
Слайд 15№ 14
ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
в Латинской Америке
АРГЕНТИНА
БРАЗИЛИЯ
ВЕНЕСУЭЛА
МЕКСИКА
Слайд 16№ 15
ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
в Африке
КОМОРСКИЕ ОСТРОВА
НИГЕРИЯ
ЭФИОПИЯ
Слайд 17№ 16
СПОСОБЫ
возникновения федераций
1. договорный
(США- 1777 г., Щвейцария -1291 г., СССР
– 1922 г.)
2. конституционный
(ФРГ- 1949 г.,Индия –1948 г., РСФСР – 1918 г.)
Слайд 18
№ 17
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА
Административно-территориальное
деление территории Республики Беларусь как унитарного государства - это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.
Слайд 19
№ 18-18а
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.единства и неотчуждаемости территории РБ
как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета РБ;
2. сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
3. сочетания единой государственной власти РБ, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;
4. осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;
Слайд 20№ 18а
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
(продолжение)
5. равномерности, сбалансированности и
комплексности развития адм.-территориальных единиц, взаимосвязи адм.-территориального устройства и социально-экономического районирования;
6. включения в состав территорий более крупных адм.-территориальных единиц территорий менее крупных адм.-территориальных единиц;
7. примерного равенства размеров территории и численности населения адм.-территориальных единиц одного вида;
8. многообразия правовых статусов адм.-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;
9. гласности и учета общественного мнения при решении вопросов адм.-территориального устройства.
Слайд 21
№ 30
№ 19
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются
территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
Слайд 22
№ 20
Что относится к административно-территориальным единицам в
Республике Беларусь?
К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся:
1. области;
2. районы;
3. сельсоветы;
4. города;
5. поселки городского типа,
в которых созданы местные Советы депутатов,
исполнительные и распорядительные органы.
Слайд 23
№ 21
ДЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В соответствии с Законом Республики Беларусь
«Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» территория Республики Беларусь делится на:
1. территорию столицы Республики Беларусь;
2. территории областей как административно-территориальных единиц.
Слайд 24№ 22
ДЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ
ОБЛАСТИ
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об
административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» территория области делится на:
1. территории районов;
2. территории городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.
Слайд 25№ 23
ДЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ
РАЙОНА
В соответствии с Законом Республики Беларусь
«Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» территория районов делится на:
1. территории сельсоветов;
2. территории поселков городского типа;
3. территории городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами;
4. территории поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.
Слайд 26ВОПРОСЫ
для проведения контроля знаний по теме № 10
«Государственно-территориальное устройство»
Слайд 27№ 1
Назовите основные формы государственно-территориального устройства.
1.
2.
Слайд 28№ 1
Основные формы государственно-территориального устройства:
унитарная
федеративная
Слайд 29№ 2
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении
и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» территория районов делится на:
1.
2.
3.
4.
Слайд 30№ 2
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении
и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» территория районов делится на:
1. территории сельсоветов;
2. территории поселков городского типа;
3. территории городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами;
4. территории поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.
Слайд 31№ 3
Назовите
основные признаки
унитарного государства
1.
2.
3.
4.
5.
Слайд 32№ 3
Основные признаки
унитарного государства
1.единая конституция;
2.единое законодательство;
3.единая централизованная система органов
исполнительной власти;
4.единая судебная система;
5.деление территории государства на административно-территориальные единицы, статус органов власти которых определяется нормами общегосударственного права и т. п.
Слайд 33№ 4
НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
федеративного государства
(в отличие от конфедерации)
1.
2.
3.
4.
Слайд 34№ 4
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
федеративного государства
(в отличие от конфедерации)
1.наличие общефедеральных органов законодательной, исполнительной
и
судебной власти;
2.целостность территории;
3.единые вооруженные силы;
4.единая денежная система и т. д.
Слайд 35№ 5
НАЗОВИТЕ НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА В МИРЕ
1.
2.
3.
4.
5.
Слайд 36№ 5
ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
США
ФРГ
РОССИЯ
КАНАДА
АВСТРАЛИЯ
Слайд 37№ 6
КАКИЕ ВЫ ЗНАЕТЕ ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
В ЕВРОПЕ
1.
2.
3.
4.
Слайд 38№ 6
ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
в Европе
Австрия
Бельгия
Швейцария
ФРГ
Слайд 39№ 7
КАКИЕ ВЫ ЗНАЕТЕ ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
В АЗИИ ?
1.
2.
3.
4.
Слайд 40№ 7
ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
в Азии
Индия
Малайзия
Объединенные Арабские Эмираты
Пакистан
Слайд 41№ 8
КАКИЕ ВЫ ЗНАЕТЕ ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
в Латинской Америке
1.
2.
3.
4.
Слайд 42№ 8
ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
в Латинской Америке
Аргентина
Бразилия
Венесуэла
Мексика
Слайд 43№ 9
КАКИЕ ВЫ ЗНАЕТЕ ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
в Африке
1.
2.
3.
Слайд 44№ 9
ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
в Африке
Коморские острова
Нигерия
Эфиопия
Слайд 45№ 10
НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ
возникновения федераций
1.
2.
Слайд 46№ 10
СПОСОБЫ
возникновения федераций
Договорный (США- 1777 г., Щвейцария -1291 г., СССР –
1922 г.)
Конституционный (ФРГ- 1949 г.,Индия –1948 г., РСФСР – 1918 г.)
Слайд 47
№ 11
НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
административно-территориального устройства в Республике Беларусь
Слайд 48
№ 11
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
административно-территориального устройства в Республике Беларусь
1. единства и неотчуждаемости территории
РБ как естественного условия существования и основы суверенитета РБ;
2. сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
3. сочетания единой государственной власти РБ, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;
4. осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;
Слайд 49№ 11а
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
административно-территориального устройства в Республике Беларусь
(продолжение)
5. равномерности, сбалансированности и
комплексности развития административно-территориальных единиц, взаимосвязи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;
6. включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;
7. примерного равенства размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;
8. многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;
9. гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.
Слайд 50№ 12
С точки зрения организации публичной власти унитарные государства разделяют на:
1.
2.
Слайд 51№ 12
Унитарные государства с точки зрения организации публичной власти разделяют на:
1.децентрализованные
2. централизованные.
Слайд 52№ 13
Назовите характерную особенность децентрализованных государств
Слайд 53№ 13
Назовите характерную особенность децентрализованных государств
В децентрализованных государствах существует конституционное распределение
полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц.
Слайд 54№ 14
Централизованными унитарными государствами являются такие государства, в которых……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………..
Слайд 55№ 14
Централизованными унитарными государствами являются такие, в которых нет выборных органов
на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы.
Слайд 56№ 15
Сверхцентрализованными унитарными государствами называются такие государства, в которых……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Слайд 57№ 15
Сверхцентрализованными унитарными государствами называются такие государства, в которых
Сверхцентрализованными унитарными
государствами называются такие государства, в которых произошел военный переворот и установлен военный режим.
Местную администрацию в этом случае заменяют военные чиновники, назначенные военной хунтой.
Слайд 58№ 16
С конституционно-правовой точки зрения федеративное устройство имеется тогда, когда………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Слайд 59№ 16
С конституционно-правовой точки зрения федеративное устройство имеется тогда, когда и
на уровне центра и на уровне территориальных частей государства есть основные структурные элементы государства:
1. законодательная власть;
2. исполнительная власть;
3. судебная власть;
4. государственный аппарат и т. д.
Слайд 60№ 17
Какие две важнейшие функции выполняет федерализм?
Слайд 61
№ 17
Какие две важнейшие функции выполняет федерализм?
Федерализм выполняет две важнейшие функции:
1.децентрализует
власть посредством ее разделения по вертикали;
2. интегрирует территориальные сообщества.
Слайд 62№ 18
В науке конституционного права все федерации принято делить на:
1.
2.
Слайд 63№ 18
В науке конституционного права все федерации принято делить на:
1. симметричные;
2. асимметричные.
Слайд 64№ 19
Симметричными федерациями являются такие, ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Слайд 65№ 19
Симметричными федерациями являются такие, составные части которых в соответствии с
конституцией страны равноправны между собой и в отношениях с федерацией (Германия, Австрия, ОАЭ и др.).
Однако абсолютно симметричных федераций не существует, поскольку в любой федерации имеются элементы асимметрии.
Слайд 66№ 20
Федерализм - это ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Слайд 67№ 20
ФЕДЕРАЛИЗМ (от лат. foedus – союз) - принцип территориальной организации
государства, предполагающий его устройство в форме федерации (другой формой является унитаризм, или унитарное государство).
Слайд 68№ 21
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ ФЕДЕРАЛИЗМА ?
1.
2.
3.
Слайд 69№ 21
СУТЬ ФЕДЕРАЛИЗМА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ:
1. в характере внутренней структуры государства;
2. в характере
связей центра и частей федеративного государства;
3. в специфике прав центра и субъектов федеративного государства.
Слайд 70№ 22
Что находится в основе
концепции
координированного федерализма?
Слайд 71№ 22
В основе концепции координированного федерализма лежит идея разделения полномочий между
федерацией и ее субъектами таким образом, что оба уровня управления рассматриваются как независимые друг от друга и обладающие в принципе одинаковым статусом в пределах конституционной компетенции.
Слайд 72№ 23
Что находится в основе
концепции
кооперативного федерализма?
Слайд 73№ 23
Что находится в основе
концепции
кооперативного федерализма?
В основе концепции
кооперативного федерализма находится взаимодействие и взаимозависимость федерации и ее субъектов при осуществлении ими своих конституционных полномочий. Кооперативный федерализм реализуется через механизмы вертикального и горизонтального сотрудничества.
Концепция кооперативного федерализма является более распространенной.
Слайд 74№ 24
На чем основана концепция договорного федерализма?
Слайд 75№ 24
Концепция договорного федерализма основана на том, что федерация возникла и
существует как объединение государств, которые передали созданному ими государству определенную часть своих полномочий.
Слайд 76№ 25
Что лежит в основе
концепции
дуалистического федерализма ?
Слайд 77№ 25
В основе концепции дуалистического федерализма лежит теория двойственности суверенитета
в федерации: признание суверенитета федерации и суверенитета ее субъектов.
Так, теория социалистического федерализма исходила из сочетания двух суверенитетов в федерации. Такой федерацией был СССР, в котором по Конституции страны суверенитетом обладал и СССР и союзные республики.
Слайд 78№ 26
Что представляет собой
институт интервенции
в федеративных государствах?
Слайд 79№ 26
Институт интервенции в дела членов федерации предусмотрен конституциями ряда
государств Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Мексики и др.).
Интервенция по решению федеральных органов осуществляется в случае возникновения массовых беспорядков. Так, за годы действия Конституции Аргентины 1853 г. положения, регламентирующие институт федеральной интервенции, применялись более 220 раз.
Вмешательство федерации в дела штатов неоднократно имело место в США для пересечения расистских беспорядков.
Слайд 80№ 27
Какие государства называются ассоциированными?
Слайд 81№ 27
Ассоциированные государства – это государства, которые по договору с
другим государством входит в его состав и имеют своих представителей в законодательном органе этого государства.
При этом за ассоциированным государством признается право на самостоятельное управление в соответствии с собственной Конституцией и законами.
Так, в составе США находятся Пуэрто-Рико, Микронезия и др.
По Договору о долговременном союзе между США Пуэрто-Рико, подписанном в 1975 г., за Пуэрто-Рико «признается право на самостоятельное управление в соответствии со своей собственной Конституцией и законами, право представлять интересы его народа и строить свои связи с США, исходя из настоящих и будущих взаимоотношений».
Слайд 82№ 28
Как называется Закон Республики Беларусь, определяющий систему административно-территориального устройства
государства, полномочия Президента и иных государственных органов в данной сфере общественных отношений?
Слайд 83№ 28
Систему административно-территориального устройства государства, полномочия Президента и иных
государственных органов определяет Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь».
Слайд 84№ 29
Дайте определение административно-территориальное деление территории Республики Беларусь как унитарного государства.
Слайд 85№ 29
Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь как унитарного государства - это
деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.
Слайд 86№ 30
Какие территории являются административно-территориальными единицами Республики Беларусь?
Слайд 87№ 30
Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых
в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
Слайд 88№ 31
Что относится к административно-территориальным единицам в Республике
Беларусь?
Слайд 89№ 31
К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся:
1. области;
2. районы;
3. сельсоветы;
4. города;
5. поселки городского типа,
в которых созданы местные Советы депутатов,
исполнительные и распорядительные органы.
Слайд 90№ 32
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении
и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» территория Республики Беларусь делится на:
1.
2.
Слайд 91№ 32
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении
и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» территория Республики Беларусь делится на:
1. территорию столицы Республики Беларусь;
2. территории областей как административно-территориальных единиц.
Слайд 92№ 33
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении
и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» территория области делится на:
1.
2.
Слайд 93№ 33
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении
и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» территория области делится на:
1. территории районов;
2. территории городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.