Этиологические факторы при употреблении психоактивных веществ презентация

Содержание

Создание доказательной базы для профилактики Работа мозга в социальном контексте

Слайд 1Этиологические факторы при употреблении психоактивных веществ
Г-жа Джованна Кампелло
Отдел профилактики, лечения и

реабилитации UNODC

Слайд 2Создание доказательной базы для профилактики Работа мозга в социальном контексте


Слайд 3План
Этапы развития
Влияния на употребление наркотиков
Личные качества
Факторы риска на микро-уровне
Факторы риска на

макро-уровне
Значение для профилактики

Слайд 4Этапы развития


Слайд 5Употребление наркотиков – проблема развития


% лиц в каждой возрастной группе, впервые

пристрастившихся к каннабису

Национальное эпидемиологическое обследование NIAAA, 20003

Возраст


Слайд 6Этапы развития
Каждый этап развития, от младенчества до юности, связан с определенным

диапазоном…
Умственных способностей
Развития языка и речи
Умственных, эмоциональных и психических функций
Социальных навыков
Каждый требует внимания, чтобы не допустить начала употребления наркотиков и наркозависимости!!!

Слайд 7Младенчество


Слайд 8Младенчество
Защитные качества, навыки и опыт:
Реагирование на окружение и взаимодействие с лицами,

обеспечивающими уход
Чуткость лиц, обеспечивающих уход
Стимулирующая среда
Познавание того, как обеспечить свои нужды
Легко успокоить
Не капризный

Слайд 9Раннее детство
Факторы, определяющие социальные навыки в будущем:
Язык и речь
Сотрудничество
Контроль эмоций
Коллективное сознание
Социальные

и эмоциональные навыки (в т.ч. восприятие эмоций других людей)
Решение проблем

Слайд 10Вехи среднего детства (6-12 лет)
Появление функций регулирования мыслей и чувств:
Сохранение внимания
Контролирование

эмоций
Участие в жизни общества
Умение общаться
Восприимчивость к другим людям
Правильное восприятие собственных чувств и эмоций других людей

Слайд 11Юношество


Слайд 12Юношество
Неотъемлемы для самоконтроля эмоций и поведения для подготовки к взрослой жизни:
Социальные

и эмоциональные навыки для создания стабильных отношений
Восприимчивость к чувствам и нуждам других людей
Разрешение конфликта
Навыки общения и жизни в обществе
Контроль над побуждениями / импульсивными желаниями
Принятие решений
Решение проблем

Слайд 13
0.0%
0.2%
0.4%
0.6%
0.8%
1.0%
1.2%
1.4%
1.6%
5
10
15
18
25
30
35
40
45
50
55
60
65
70
Возраст расстройства, вызванного употреблением каннабиса, по DSM IV
Национальное эпидемиологическое обследование по

проблеме алкоголизма NIAAA, 2003

Возраст

% лиц в каждой возрастной группе, впервые пристрастившихся к каннабису


Слайд 14Даже при нормальных условиях префронтальная кора мозга подростка не полностью соединена!


ИДЕТ СТРОИТЕЛЬСТВО!


Слайд 15«Неуравновешенный» мозг подростка
Повышенные эмоциональные реакции
Незрелое когнитивное управление
Двойная опасность!


Слайд 16Исполнительная когнитивная функция (ECF) Многоступенчатый процесс
Основные компоненты лимбической системы
Лимбическая кора
Мозжечок
Гиппокамп
Миндалевидное тело
Сосцевидное

тело

Свод

Мозолистое тело


Слайд 17Исполнительная когнитивная функция (ECF) Многоступенчатый процесс
Вехи развития отражают степень зрелости исполнительных когнитивных

функций (ECFs):
Они начинают формироваться в раннем детстве и срастаются к концу 2-го десятилетия жизни.
Зависят от развития префронтальной коры мозга (ПФК), которая управляет участками мозга, отвечающими за эмоции и реагированием на стресс (лимбическая система).
Слабый контроль ПФК над лимбическими участками усиливает удовольствие от поисков новизны и затягивающие свойства наркотиков.
А значит, целостность ПФК является основой самоконтроля поведения.

Слайд 18Значение этапов развития для профилактики
Все поведенческие проблемы, лежащие в основе употребления

наркотиков, связаны с плохим саморегулированием.
Факторы риска в социальной и физической среде влияют на исполнительные когнитивные функции и управление эмоциями.
Это влияние зависит от:
Свойств личности (депрессия, повышенная активность, расстройство внимания и т.д.), которые развиваются и формируются с течением времени
Периода развития, на который пришлось воздействие факторов риска
Не только подростковый возраст!!!
Этап развития определяет, какие компоненты программы и политика будут понятны и выполнимы.

Слайд 19Взаимодействие свойств личности и микро- и макро-среды
Макро-среда
Микро-среда
Свойства личности
Убеждения, отношение, поведение


Слайд 20Влияние среды и личности на первичные результаты развития (перевод в заметках

под слайдом)

Слайд 21Виды влияний на поведение
Свойства личности
Неврологические расстройства
Реакция на стресс
Психическое здоровье и свойства

личности

Факторы микро-уровня
Семья
Школа
Сверстники
Факторы макро-уровня
Доход и средства
Социальная среда
Физическая среда


Слайд 22Неврологические расстройства
Когда префронтальная кора мозга развивается медленно или неправильно функционирует:
Неспособность верно

интерпретировать социальные сигналы
Преобладают негативные эмоции
Импульсивность и слабый самоконтроль
Непонимание последствий
Но… повышенная чувствительность к удовольствиям
Поиск острых ощущений
Плохая реакция на стресс
Невнимание

Слайд 23Влияние задержки развития мозга на поведение
Признаки плохого самоконтроля из-за неполноценности и

отсталости варьируются в зависимости от этапа развития:
У детей младшего возраста: задержка речи, плохая готовность к школе и успеваемость, проблемы поведения, негативные эмоции, непонимание последствий и импульсивность;
В позднем детстве и ранней юности: агрессия, поиск острых ощущений, правонарушения, негативные эмоции, плохая способность принимать решения и преодолевать трудности.
Вредная среда (стресс, плохое обращение, плохое питание и другие негативные влияния) приводит к дальнейшему нарушению развития мозга и увеличивает риск употребления наркотиков и наркотической зависмости.

Слайд 24Воздействие стресса и реакция на стресс
Стресс нарушает развитие систем мозга, от

которых зависят социальные, поведенческие, когнитивные и эмоциональные функции
Стресс разрушает гормоны, регулирующие эти функции

Слайд 25Стресс, употребление наркотиков и наркотическая зависимость


Слайд 26Стресс, употребление наркотиков и наркотическая зависимость
Стресс активирует те же участки мозга

[удовольствие], которые отвечают за позитивное усиливающее действие наркотиков
Это может повредить мозг и привести к дальнейшей задержке развития мозга и исполнительных когнитивных функций (ECFs)
Это увеличивает физиологическую чувствительность к наркотикам
Это усиливает желание улучшить настроение с помощью наркотиков после воздействия стресса
Стресс с большей вероятностью станет причиной употребления наркотиков при наличии психического расстройства, плохого родительского воспитания, проблем в семье и неблагополучия района.
Стресс, отсутствие социальной поддержки и плохие навыки преодоления трудностей предвещают раннее начало и рост употребления наркотиков, срыв и сопротивление лечению.

Слайд 27Различия полов в реакции на стресс
Девочки переживают больше негативных событий в

подростковом возрасте, чем мальчики, и больше страдают от них, особенно от потрясений, вызванных межличностным общением.
Девочки чаще испытывают депрессию и тревожность, начиная с раннего подросткового возраста.
Интересно, что посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) часто предшествует употреблению наркотиков у девочек, но чаще возникает после употребления наркотиков у мальчиков.
Девочки подвержены повышенному риску употребления психоактивных веществ при потрясениях, вызванных насилием в семье и алкоголизмом.
Значение для профилактики: Различия полов следует учесть при выявлении факторов, способствующих употреблению наркотиков, а также при составлении плана профилактики или лечения.

Слайд 28Психические проблемы (1/2)
Психические расстройства тесно связаны с употреблением наркотиков и зависимостью.
Нарушения

интернализации (ПТСР, депрессия, тревожность, биполярное расстройство)
Реакции мозга усиливаются в ответ на стресс.
Тенденция к самолечению тревожности и депрессии, вызванных этим процессом.

Профилактика психических, эмоциональных и поведенческих расстройств среди молодежи


Слайд 29Психические проблемы (2/2)
Нарушения экстернализации (расстройство поведения, синдром дефицита внимания и гиперактивности,

оппозиционно-вызывающее расстройство, социопатия)
Низкая возбудимость при таких расстройствах связана с нечувствительностью к последствиям и потребностью в дополнительной стимуляции
Повышает риск дальнейшего употребления наркотиков для снятия симптомов
Устойчивость к лечению наркозависимости
Усугубляет проблемы реагирования на стресс

Слайд 30Характер и темперамент
Трудный характер и определенные свойства личности неизменно связаны с

повышенным риском употребления наркотиков
Импульсивность
Агрессивность
Поиск острых ощущений или новизны
Негативные эмоции
Замутненное сознание

Повышенная активность
Склонность к риску
Пренебрежение негативными последствиями
Нечувствительность к боли
Повышенная возбудимость в ответ на стресс


Слайд 31Значение личности в подростковом возрасте
Нормальному подростку свойственно большее ожидание награды, чувствительность

и жажда острых ощущений; и особенно стремление к признанию в обществе (уважение сверстников, рост социального статуса).
Отсюда следует, что начало употребления наркотиков обычно приходится на подростковый возраст.
А это значит, что подростки с особенно сильным проявлением этих качеств в любом сочетании подвержены большему риску.
Значение для профилактики: Эти качества можно направить в другое русло с помощью психосоциальных методов, чтобы снизить риск употребления наркотиков. Профилактические программы следует разрабатывать именно для изменения такого пути развития.

Слайд 32Interaction of Personal Characteristics and the Micro- and Macro-Level Environments (См.

слайд 19)

Personal
Characteristics

Micro-Level
Environments

Macro-Level
Environments

Beliefs
Attitudes
Behaviors


Слайд 33Влияния на микро-уровне: семья, школа, сверстники


Слайд 34Влияния на микро-уровне: родители и семья
Домашняя атмосфера оказывает наиболее глубокое влияние

на все аспекты развития ребенка
Влияния плохого воспитания являются длительными
Родители должны прививать навыки социального и эмоционального контроля в раннем возрасте, чтобы противостоять употреблению психоактивных веществ
Воспитание и семья столь же важны и в подростковом возрасте, когда у молодых людей появляется больше самостоятельности и возможностей для рискованного поведения
Значение для профилактики: родительские вмешательства имеют решающее значение для улучшения результатов развития ребенка

Слайд 35Методы воспитания, мешающие здоровому развитию ребенка
Негативные влияния
Слабая привязанность
Отсутствие теплоты и нежности
Безнадзорность
Плохая

тактика дисциплины
Непоследовательность
Закрепление плохого поведения

Остро негативные влияния
Грубость
Запреты
Насилие в семье
Оскорбление и пренебрежение
Враждебность
Высокая конфликтность
На поводу у эмоций
Неотзывчивость воспитателей


Слайд 36Связь с агрессивным поведением и употреблением наркотиков
Дети, подверженные воздействию стресса и

конфликтов в доме, с бóльшей вероятностью:
Будут плохо приспосабливаться поведенчески и эмоционально;
Приобретут серьезные умственные и физические отклонения;
Проявят агрессивность, предвещающую употребление наркотиков и другое рискованное поведение в будущем.
Качества семьи (сплоченность, поддержка, общение) влияют на способность приобретения навыков сопротивления.
Значение для профилактики среди детей, подверженных такому воздействию: Обучение родительским навыкам, устранение факторов стресса и психических проблем воспитателей, а также стратегии предотвращения и лечения травмы.

Слайд 37Влияния на микро-уровне: школа и образование
Нехватка хороших учителей, плохо оснащенные школы:
Тормозит развитие

ребенка, особенно когнитивных функций;
Мешает развитию самоконтроля и социальных навыков;
Усиливает стресс, восприятие своей неадекватности и неудачи
Связано со слабым участием родителей в жизни школы;
Ослабляет привязанность к школе (фактор сопротивляемости)
Лишает нас возможности раннего выявления, вмешательства и лечения;
Снижает способность детей добиться успеха в жизни.
Значение для профилактики: Качество школ, учителя, учебная программа и школьные социальные связи являются основными влияниями в сфере общения, которыми следует воспользоваться.

Слайд 38Влияния на микро-уровне: сверстники


Слайд 39Влияния на микро-уровне: сверстники (1/2)
Опыт взаимоотношений со сверстниками сильно влияет на

отношения, навыки и "нормативное" поведение:
Это влияние может оказаться более сильным, чем родительское
Присутствие сверстников ослабляет способность принимать решения
Время, проведенное в неструктурированной среде (например, на улице), усиливает это влияние.

Слайд 40Влияния на микро-уровне: сверстники (2/2)
Технология социальных сетей мешает родителям взаимодействовать с

ребенком, еще больше снижая их влияние
Значение для профилактики: Следование родителями правил наблюдения за действиями подростков и поощрение здоровых занятий вне дома имеют решающее значение для снижения негативного влияния сверстников.

Слайд 41Влияние сверстников на представителей различных полов


Слайд 42Влияние сверстников на представителей различных полов
Сверстники влияют на девочек иначе, чем

на мальчиков:
Девочки скорее всего будут употреблять наркотик, если его употребляют или предлагают друзья и партнеры
Беспокойство по поводу одобрения сверстников, депрессии и внешности – что взаимосвязано – усиливает восприимчивость девочек к употреблению наркотиков
Раннее наступление половой зрелости увеличивает риск рискованного поведения
Начинают встречаться в более молодом возрасте со склонными к риску представителями мужского пола постарше
Больше конфликтов с родителями по поводу свиданий, выбора друзей и изменения поведения
Более серьезные проблемы поведения
Жизнь в бедном районе усугубляет влияние сверстников на риск употребления наркотиков для обоих полов

Слайд 43Влияния на макро-уровне: бедность, социальная и физическая среда


Слайд 44Макро-влияния бедности (1/2) На уровне общества
Влияет на качество среды
Ограничивает выбор и возможности

взрослых помочь детям
Создает нагрузку на социальные системы поддержки
Усиливает конфликт
Негативно влияет на здоровье родителей и детей
Разрушает сотрудничество жителей общины и между общественными организациями
Последствия для детей:
Трудно научить детей действенным социальным навыкам, которые им понадобятся для взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми
Растущие в бедности дети, скорее всего, станут бедными взрослыми и вырастят детей, страдающих от таких же проблем

Слайд 45Макро-влияния бедности(1/2) Вредит развитию каждого ребенка и молодежи
Усиливает стресс у воспитателей
Менее способны

уделять внимание основным и эмоциональным потребностям ребенка
Более частые случаи плохого обращения и пренебрежения ребенком
Снижает способность вкладывать средства в обучение и образование в школе и детском саду
Снижает способность быть участливыми, терпеливыми, отзывчивым и заботливыми родителями, пока дети растут
Среда воспитания менее организована, без должного стимулирования и поддержки
Создает стрессовые условия для детей
Мешает росту, способности адаптироваться к стрессу, укреплению психического здоровья и развитию навыков самоконтроля

Слайд 46Хорошие новости!
Хорошее родительское воспитание способно смягчить влияние бедности, особенно для девочек!
Это

важная цель профилактических вмешательств!

Слайд 47Значение для детей, живущих в бедности
Стратегии профилактики для развития навыков, которые

повысят шансы на успех в учебе и жизни:
Расширяют наличие столь необходимых служб
Участие на уровне политики и системы здравоохранения
Расширяют усилия по снижению бедности и предотвращению вредных последствий для развития ребенка
В частности, усвоение навыков преодоления бедности и преуспеяния в жизни
Способствуют реализации комплексных программ
Задействуют программы уменьшения источников бедности

Слайд 48Макро-влияния социальной среды
Социальная среда более крупного сообщества влияет на риск употребления

наркотиков:
Формируя социальные нормы
Применяя закономерности социального контроля
Влияя на представление о рисках и последствиях употребления наркотиков
Вызывая реакции на стресс
Крайне важно поддерживать жизнеспособность и сплоченность соседской общины
Влияние сверстников в подростковом возрасте особенно сильно

Слайд 49Социальная сплоченность
Социальная сплоченность = привязанность к общине и удовлетворенность ею
Предполагает доверие

и взаимопомощь в сообществе
Поддерживает нормы позитивного социального поведения
Ассоциируется с меньшим употреблением наркотиков и более низкой смертностью в связи с наркотиками

Слайд 50Дискриминация
Дискриминация и социальная изоляция оказывают глубокое негативное влияние:
Физические и психические

расстройства, в т.ч. употребление наркотиков и зависимость
Низкий уровень образования и безработица
Ограниченная доступность служб и социальной поддержки
На иммигрантов это влияет еще сильнее.

Слайд 51Политическая нестабильность
Мешает работе основных служб: жилищных, санитарных, водоснабжения, здравоохранения
Дети остаются сиротами,

живут одни на улице или принуждены воевать
Насилие, нездоровые условия; дети, перенесшие душевные травмы и ставшие жертвами
Дефицит и задержки во многих бытовых сферах
Превентивные решения могут быть найдены государством, которое
Заботится о благополучии детей
Запрещает их вхождение в зоны военного конфликта
Обеспечивает потребности в реабилитации
Обеспечивает укрытие, пищу и чистую воду
Предоставляет психосоциальную помощь для преодоления травмы

Слайд 52Макро-влияния физической среды


Слайд 53Многие аспекты физической среды вредят развитию ребенка
На социальные отношения, преступность и

употребление наркотиков влияют:
Пришедшие в упадок и заброшенные здания
Доступность алкоголя и наркотиков
Беспорядок в районе: вандализм, граффити, шум и грязь
Урбанизация территории
Ухудшение экономической ситуации в районе
Нейротоксины: свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, пассивное курение
Пренатальное воздействие наркотиков, алкоголя, токсинов и никотина
Негативные [про-наркотические] послания в СМИ

Слайд 54Некоторые выводы


Слайд 55Значение исследования для профилактики наркозависимости (1/2)
Все поведенческие проблемы, лежащие в основе

употребления наркотиков, предполагают слабый самоконтроль и являются предотвратимыми, если решаются должным образом:
Доказательные программы разработаны в соответствии с информацией об этиологии
Программы, нацеленные на механизмы, лежащие в основе самоконтроля и, в свою очередь, употребления наркотиков, являются главными в профилактике
Большая пластичность мозга в детском возрасте означает, что есть огромный потенциал для улучшения его функции
Социально-эмоциональные и когнитивные навыки способны перенаправить и нормализовать ход развития

Слайд 56Значение исследования для профилактики наркозависимости (2/2)
[Социально-эмоциональные и когнитивные навыки способны перенаправить

и нормализовать ход развития]
Правильно нацеленные вмешательства могут оказаться особенно действенными для обездоленных детей, испытавших социальные невзгоды
Комплексный набор научно-обоснованных решений для предотвращения употребления наркотиков дает улучшение работы многих участков мозга

Слайд 57Послание «на вынос» 1 Чем раньше, тем лучше
Чем раньше проведем вмешательство, тем

более эффективно сможем…
Изменить ход поведения
Усилить сопротивляемость
Уменьшить воздействие потенциально долгосрочных негативных влияний вышеназванных этиологических условий, в том числе и раннего употребления наркотиков

Слайд 58Послание «на вынос» 2 Профилактика вне времени
Даже очень маленькие дети могут проявлять

ранние признаки психических, эмоциональных и поведенческих расстройств, повышающих риск употребления наркотиков в будущем.
Много известно о том, как предотвращать, отслеживать и лечить эти недуги, чтобы дети могли полностью реализовать свой потенциал.
Во всех случаях и в любом возрасте полноценная среда общения, внешняя поддержка и хорошее образование необходимы.

Слайд 59Послание «на вынос» 3 Никогда не поздно!
Многие психические, эмоциональные и поведенческие проблемы

проистекают из импульсивных действий и поиска острых ощущений в подростковом возрасте
Среди проблем, которые важно отследить и предотвратить:
Раннее употребление алкоголя, табака и других наркотиков
Буйное поведение, правонарушения
Депрессия и суицид
Рискованное сексуальное поведение
В зрелом возрасте влияния сохраняются и требуют преодоления, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию употребления, зависимости и срывов
К счастью, в подростковом и юношеском возрасте мозг очень пластичен при созревании его функций
Что дает хорошую возможность улучшит исходы

Слайд 60Благодарю вас!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика