Слайд 1Белорусский государственный университет
Факультет журналистики
«ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ»
Преподаватель Градюшко Александр Александрович
ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ
25 февраля 2008
г.
Слайд 2ПЕРВЫЙ КУРС!!!
Пожалуйста,
соблюдайте учебный порядок!..
Слайд 3"Правила внутреннего распорядка в БГУ" (14 марта 2007 г. приказ №
111-ОД)
Раздел III. Обязанности обучающихся
3.1. Студенты БГУ обязаны:
3.1.5. соблюдать общепринятые нормы поведения в общественных местах;
3.1.7. посещать учебные занятия и выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных соответствующими учебными планами и программами обучения, не опаздывать на занятия;
3.1.8. соблюдать и поддерживать надлежащую чистоту и порядок в учебных аудиториях, корпусах и на территории БГУ;
Слайд 4"Правила внутреннего распорядка в БГУ" (14 марта 2007 г. приказ №
111-ОД)
Раздел V. Учебный порядок
5.3. При входе преподавателей, руководителей БГУ и факультета в аудиторию обучающиеся приветствуют их стоя.
5.4. Вход обучающихся в аудиторию после начала занятий может быть допущен только с разрешения преподавателя.
5.5. После начала занятий во всех учебных и прилегающих к ним помещениях должны быть обеспечены тишина и порядок, необходимые для нормального хода учебных занятий. Недопустимо прерывать учебные занятия, входить и выходить из аудитории во время их проведения без разрешения преподавателя.
Слайд 5"Правила внутреннего распорядка в БГУ" (14 марта 2007 г. приказ №
111-ОД)
6.1. За нарушение Правил внутреннего распорядка к обучающимся может быть применено одно из следующих дисциплинарных воздействий:
а) замечание;
б) выговор;
в) лишение места в общежитии;
г) отчисление из университета.
Слайд 6Пожалуйста, соблюдайте учебный порядок!
Ребята,
давайте жить дружно!
Слайд 7Краткое содержание предыдущей лекции
Общая характеристика современной системы СМИ Республики Беларусь
Ведущие общественно-политические
издания Республики Беларусь. Информационно-аналитические теле- и радиопрограммы
Виды и принципы деятельности журналиста в СМИ
Профессиональные организации журналистов Республики Беларусь
Понятие редакции СМИ, ее структура, цели, задачи и направления деятельности
Слайд 9Начало лабораторных занятий – 3 марта!!!
Слайд 10Тема 6
Порядок учреждения и регистрации СМИ. Устав редакции и его специфика
Слайд 11Право на учреждение (основание) СМИ имеют:
гражданин,
группа граждан,
политическая партия, общественное объединение,
предприятие, учреждение,
организация,
государственная организация.
ВАЖНО! У одного СМИ может быть несколько учредителей
Слайд 12Не может быть учредителем:
гражданин, не достигший 18-летнего возраста,
отбывающий наказание по
приговору суда или признанный судом недееспособным;
политическая партия, общественное объединение, деятельность которых запрещена;
иностранец или лицо без гражданства.
Александр Сдвижков, "Згода", 18 февраля 2006 г.
Слайд 13Статус редакции
Решение о создании редакции принимает учредитель. Редакция СМИ –
юридическое лицо, деятельность которого определяется его уставом.
Редакция СМИ может образовываться в качестве учреждения, коммерческой организации, общества (ООО, ОДО, ЗАО, ОАО) и др.
Редакцию возглавляет редактор (главный редактор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности учредителем.
Редактор (главный редактор) представляет редакцию в отношениях с юридическими лицами и гражданами, а также в суде. Он несет ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к СМИ.
Редакция имеет печать, расчетный счет в банке.
Слайд 14Учредители некоторых республиканских СМИ
«Советская Белоруссия» -- Администрация Президента, Редакционный совет
«Рэспублiка» --
Совет Министров
«Звязда» -- Совет Республики, Палата Представителей Национального собрания, Совет Министров
«Белорусская нива» -- Совет Министров
«Знамя юности» -- Министерство образования, БРСМ
Слайд 15Устав редакции
Устав редакции СМИ утверждается учредителем.
В уставе должны быть определены:
1) цели и задачи СМИ;
2) права и обязанности учредителя, редакции;
3) Полномочия штатных сотрудников редакции;
4) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и других органов управления редакцией;
5) порядок утверждения и изменения устава редакции;
6) порядок финансирования, распределения и использования доходов
7) другие вопросы, касающиеся организации деятельности редакции СМИ.
Слайд 16Порядок регистрации СМИ
Регистрацией занимается Министерство информации РБ (пр. Победителей, 11)
Для регистрации
необходимы:
Паспорт (документ о регистрации юридического лица)
Заявление,
Копия устава редакции,
Решение о ее создании,
Документы об уплате регистрационного сбора
Согласование размещения СМИ с местным исполкомом
Слайд 17В заявлении указываются:
Название и вид средства массовой информации – (газета, журнал,
радио-, телепрограмма и т.д.);
Язык (языки);
Адрес редакции (с указанием почтового индекса, телефона);
Форма периодического распространения – (подписка, розница, бесплатное распространение; объем вещания в сутки);
Периодичность;
Предполагаемая территория распространения;
Примерная тематика и (или) специализация – (Газеты: общеполитическая, специализированная с указанием примерной тематики. Радио-, телепрограммы: информационная, информационно-музыкальная, музыкальная, образовательная, культурно-просветительная и др.);
Источники финансирования – (государственный бюджет; средства учредителя; прибыль от выпуска СМИ и др.);
В случае их изменения всех этих сведений в ходе деятельности СМИ вносится соответствующее изменение в свидетельство о регистрации.
Слайд 18Государственная пошлина за регистрацию СМИ
периодических печатных изданий – 25 базовых
величин;
периодических печатных изданий для детей, подростков, а также образовательно-познавательного и культурно- просветительного назначения – 15 баз. вел.
периодических печатных изданий рекламного или эротического содержания -- 75 баз. вел.
радио- и телепрограмм – от 200 до 1000 баз. вел.
радио- и телепрограмм НГТРК – 5 баз. вел.
Слайд 19На заметку будущим журналистам!
Каждое СМИ имеет регистрационный номер!
Газеты тиражом
до 300 экз. могут выходить без регистрации.
Слайд 20Выходные данные
Первая полоса: название СМИ, периодичность, дата основания, номер, дата выхода
Последняя
полоса: учредитель, редактор, номер свидетельства о регистрации, дата его выдачи, объем издания, тираж, адрес и телефон редакции, место печати, дата подписания в печать
Слайд 21Тема 7
Руководство редакцией. Главный редактор, его заместители. Генеральный продюсер.
Слайд 22Профессия – редактор…
Редакторы упорядочивают творческий хаос, царящий в редакциях, координируют деятельность
сотрудников, организуют работу издания, телеканала, радио. Именно от них зависит, как долго телепрограмма продержится в эфире, найдет ли статья отклик в сердцах читателей, будет ли пользоваться популярностью радиостанция. Они дают задания журналистам, придумывают интересные темы, решают, какие новости пускать в эфир и у кого взять комментарий по той или иной проблеме. В зависимости от места работы – газеты, журнала, радио или телевидения меняются и обязанности редактора.
Слайд 23Главный редактор газеты
лицо издания
лидер
управленец, контролирующий
все процессы в СМИ
ответственная социальная фигура
назначается
учредителем
определяет информационную
политику и концепцию издания
В управлении коллективами наблюдаются авторитарный, демократический и пассивный стили руководства.
Слайд 24Полномочия главного редактора газеты
руководит работой редакции и редакционной коллегии (редакционного совета)
самостоятельно
решает все вопросы деятельности СМИ
утверждает штатное расписание
по согласованию с учредителем назначает своих заместителей, ответственного секретаря, главного бухгалтера
определяет должностные обязанности сотрудников
принимает на работу и увольняет
издает приказы и распоряжения
решает решение финансовые вопросы
заключает договоры
Слайд 25Полномочия главного редактора газеты
(продолжение)
персонально отвечает за содержание газеты
проводит планерки
руководит разработкой редакционных
планов
определяет приоритетные темы и формы публикаций
несет ответственность за интеллектуальный и профессиональный уровень газеты
подписывает номер в печать
представляет редакцию в суде
устанавливает и поддерживает деловые контакты
Слайд 26Первый заместитель главного редактора, заместитель главного редактора
Первый «зам» в отсутствие главного
редактора проводит ежедневные планерки, принимает посетителей, ведет работу со штатными и внештатными авторами, подписывает газету в печать, то есть в текущей работе достаточно полноценно заменяет его.
Когда главный редактор находится на своем рабочем месте, его первый заместитель курирует работу тех или иных творческих подразделений (принимает участие в разработке тематических планов, помогает в подборе авторов, решении сложных творческих задач).
Заместитель главного редактора редактирует и вычитывает материалы, возвращает их, если требуется, на доработку. В некоторых редакциях заместители работают «посменно». Если один из них сегодня отвечает за выпуск текущего номера, то второй будет завтра готовить к печати «свой» номер.
Слайд 27Простейшая структура
редакции газеты
Слайд 28Пирамидальная структура редакционного коллектива
1 – Главный редактор. 2 – Главный бухгалтер.
3 – Заместитель главного редактора. 4 – Редакционная коллегия. 5 – Ответственный секретарь. 6 – Менеджер (коммерческий директор). 7 – Заведующие отделами: а – Собкоровской сети; б – Экономики; в – Политики; г – Социально-бытовых проблем; д – Информации; е – Писем; ж – Иллюстраций. 8 – Корреспонденты отделов. 9 – Обозреватель. 10 – Специальный корреспондент. 11 – Собственные корреспонденты. 12 – Технические службы редакции: а – Машинописное бюро (компьютерный центр); б – Корректорская; в – Библиотека; г – Архив; д – Досье; е – Служба выпуска; ж – Отдел информатики; з – Хозяйственная служба. 13 – Коммерческая часть редакции.
Слайд 29«Плоская» структура газетной редакции
1 – Главный редактор. 2 – Главный бухгалтер.
3 – Редакционная коллегия. 4 – Заместитель главного редактора. 5 – Ответственный секретарь. 6 – Менеджер (коммерческий директор). 7 – Собственные корреспонденты. 8 – Специальный корреспондент. 9 – Обозреватель. 10 – Корреспонденты. 11 – Фотокорреспондент. 12 – Технические службы редакции: а – Машинописное бюро (компьютерный центр); б – Корректорская; в – Библиотека; г – Архив; д – Досье; е – Служба выпуска; ж – Отдел информатики; з – Хозяйственная служба. 13 – Коммерческая часть редакции.
Слайд 30Специфика руководства
радио и ТВ
Принципы руководства аудиовизуальными СМИ во многом схожи с
организацией работы печатных изданий.
Председатель теле- радиокомпании
Заместители председателя
Программный директор
Дирекции (информационная, спецпроектов, техническая и др.)
Генеральный продюсер
Слайд 31Примерная структура руководства крупной телекомпанией
Слайд 32Примерная структура руководства радиостанцией
Слайд 33Тема 8
Редакционная коллегия в системе управления редакцией.
Планерки и летучки
Слайд 34Редакционная коллегия (редакционный совет)
Для коллективного рассмотрения творческих вопросов, связанных с выпуском
газеты.
Создается в основном в редакциях республиканских и областных СМИ
Редколлегию возглавляет главный редактор.
В ее состав также входят:
заместители главного редактора
ответственный секретарь
заведующие наиболее значимыми отделами
авторитетные журналисты редакции
главный бухгалтер газеты
Итого 5–7 человек.
Слайд 35Обратите внимание…
Решения редколлегии носят рекомендательный характер. Право принятия окончательного решения по
тем или иным вопросам всегда остается за главным редактором.
Состав редакционной коллеги по предложению главного редактора утверждает учредитель. Регулярно (как правило, не реже одного раза в пять лет) он пересматривается.
Перед редколлегией стоит масса задач.
на ее заседаниях разрабатывают концепцию издания
утверждают недельные, месячные, квартальные и годовые планы
обсуждают вопросы оформления издания
заслушивают отчеты заведующих отделами, собкоров
вносят предложения о назначении, перемещении и увольнении сотрудников.
Слайд 36Планерка
Проходит ежедневно
Планерку может проводить не только главный редактор, но и его
первый заместитель или ответственный секретарь.
В республиканских газетах в ней обычно участвуют главный редактор, его заместители, ответственный секретарь, заведующие отделами.
Что делают на планерке:
обсуждают в деталях план текущего номера
определяют, какие именно материалы необходимо поставить в номер, на какой полосе их разместить, каким образом подать.
уточняют сроки сдачи оперативных материалов
выбирают способы иллюстрирования и др.
Планерка длится обычно в течение 10-20 минут. На ней могут обсуждаться другие оперативные вопросы, касающиеся деятельности редакции (ошибки корректоров, срыв графике подготовки предыдущего номера и др.).
Слайд 37Летучка
Проходит раз в полтора-два месяца в редакциях республиканских газет
Летучку всегда проводит
главный редактор.
В летучке участвуют его заместители и большинство творческих сотрудников газеты
На летучки также может приглашаться технический персонал, обозреватели из других изданий. Длится летучка обычно не менее полутора-двух часов.
Что делают на летучке:
анализируют деятельность редакции за определенный период
корректируют курс газеты
обсуждаются изменения ее тематики, проблематики и концепции
делают критический обзор наиболее важных материалов за определенный период.
приводят мнения читателей об издании, анализируют редакционную почту
предлагают способы улучшения оформления газеты
обсуждают творчество конкретных журналистов.
Слайд 38Тема 9
Секретариат редакции газеты. Программная дирекция радио и телевидения
Слайд 39Секретариат газеты
Подразделение редакции,
в котором из отдельных материалов
формируется каждый конкретный номер.
Секретариат часто
называют
штабом газеты.
Здесь должны работать
специалисты с особым чутьем.
Именно от них зависит,
как будут поданы журналистские публикации, как будет смотреться газета. Они определяют ее лицо, поэтому должны делать свое издание привлекательным, броским.
Слайд 40Чем занимается секретариат?
осуществляет координацию отделов редакции
руководит работой по конструированию номера, его
графическому и художественному оформлению, техническому редактированию.
В подчинении секретариата находятся отдел иллюстраций, стилистический редактор, корректоры, верстальщики, веб-дизайнер.
Секретариат создает необходимый запас журналистских материалов. Это подписанные к печати публикации. Запас материалов облегчает своевременный выход газеты, позволяет избежать различных осложнений в работе.
Секретариат контролирует сроки сдачи оригиналов в набор, график верстки полос, организует работу корректоров, следит за качеством вычитки материалов и несет ответственность за соблюдение графика выпуска газеты в свет.
Слайд 41Ответственный секретарь
имеет в зависимости от типа издания от одного до четырех
заместителей.
руководит всеми процессами, связанными с выпуском и оформлением газеты
составляет макеты (графические рисунки) будущих полос
подбирает материалы и иллюстрации
читает материалы, подготовленные отделами
всегда в курсе того, что находится в «редакционном портфеле».
контролирует выполнение недельного, квартального и месячного графика поступления материалов в секретариат, регулярность публикации рубрик, полос, подборок
организует работу отдела верстки
входит в состав редколлегии, активно участвует в разработке стратегии газеты, решает вопросы, связанные с общим моделированием и перспективным планированием издания.
Слайд 42План номера газеты, подготовленный в секретариате
Темы…
Жанры…
Отделы…
Авторы…
Сроки сдачи…
Фото…
Полосы..
И.т.п.
Слайд 43Примерный график верстки газеты
Помни о срочности!
Не затягивай со сдачей материала!!
Не подводи
редакцию!!!
Слайд 44Программная дирекция радио и ТВ
Программный директор:
разрабатывает сетку вещания
подбирает время эфира для
различных передач
составляет распорядок работы ведущих
следит за наполнением информационных выпусков
отслеживает изменение характера аудитории теле- и радиопередач
изучает конкурирующие СМИ
обеспечивает сбалансированность позиции телеканала или радиостанции, занимаемой по важнейшим общественно-политическим вопросам.
Слайд 45Тема 10
Основные виды творческих отделов СМИ и специфика их работы
Слайд 46Творческие отделы в прессе
основные звенья редакции
«производственные цеха», готовящие все необходимое для
создания номера газеты
в отделах планируются, организуются и пишутся материалы на различные темы.
из отделов выпускаются подготовленные к печати тексты, которые затем поступают к заместителю главного редактора, курирующему определенную тематику, а также в секретариат.
Каждый творческий отдел отвечает за освещение того или иного тематического направления, освещает основные события и тенденции в различных сферах жизнедеятельности общества.
Слайд 47Творческие отделы-2
Подавляющее большинство республиканских общественно-политических изданий имеет в своей
структуре следующие отделы:
информации (новостей);
политики;
экономики;
социальных проблем;
культуры;
морали и права;
международных отношений;
спорта;
журналистских расследований и др.
Для районной газеты характер отделов однотипен. Их обычно три – сельского хозяйства, писем и социально-экономических проблем.
Слайд 48 Численность сотрудников в отделе зависит от:
особенностей издания,
внимания главного редактора
к тому или иному тематическому направлению.
Чаще всего отдел состоит из двух-трех журналистов (корреспондентов, обозревателей), которые работают под руководством заведующего отделом. В небольших редакциях в отделе может работать всего один-два человека.
Слайд 49Творческий отдел редакции
Сотрудники должны быть специалистами в той области жизни общества
– политики, экономики, культуры, которую отображают материалы отдела.
Его руководитель – заведующий или начальник (в редакции военного издания) – опытный журналист, который обладает кроме таланта публициста качествами организатора. Он не только готовит свои выступления в газете, но и организует работу творческого коллектива отдела – планирует ее, распределяет задания, контролирует их выполнение.
Слайд 50Творческие отделы на ТВ
На телевидении наибольший объем нагрузки часто приходится на
отдел новостей. В его состав могут входить директор, продюсер (заместитель директора), редакторы-координаторы, корреспонденты, телеоператоры, режиссеры теленовостей, ведущие, звукорежиссеры. Деятельность отдела новостей сводится к освещению актуальных событий, охватывающих различные стороны жизни общества (политические, экономические, культурные, спортивные), а также экстремальные случаи жизни и деятельности конкретных людей, имеющие общественный резонанс.
Слайд 51Тема 11
Заведующий отделом редакции
(редактор отдела)
и его полномочия
Слайд 52Редактор отдела в газете…
руководит подготовкой материалов к печати по соответствующему направлению
должен
быть широко информированным обо всех событиях, касающихся вверенной ему сферы жизни
сочетает в себе качества умелого организатора, квалифицированного редактора, талантливого творческого сотрудника
работает с авторами (их поиск, обсуждение темы и структуры будущей публикации)
может быть практикующим журналистом
Слайд 53Чем еще занимается редактор отдела:
планирует и организует работу своего подразделения;
редактирует журналистские
материалы;
контролирует работу журналистов, сроки выполнения заданий;
разрабатывает месячные и перспективные планы публикаций;
сам готовит определенное число материалов;
выезжает в командировки;
проводит встречи с читателями;
обеспечивает необходимый запас «редакционного портфеля»;
координирует работу штатных и внештатных сотрудников.
Слайд 54Специфика работы
редактора отдела в прессе
Редактор газет и журналов виртуозно работает с
печатным словом. Он с легкостью исправит неудачный текст журналиста и сделает из него «конфетку». Если автор принесет монотонный, длинный материал (так называемый «кирпич»), редактор разобьет его на главки, придумает яркие заголовки, выудит из него интересную информацию и подаст ее в виде вставок, подверсток.
После стилистической правки материал «заиграет» и станет легким для чтения. Редактор проверит все фактические данные, фигурирующие в статье. Он же придумает заголовки, если предложенные авторами не «цепляют», непонятны, или не соответствуют стилю издания. Это супертворческая работа.
Слайд 55Полезно знать…
На радиостанциях и телеканалах работают дирекции и редакции, сходные с
отраслевыми отделами газет. В частности, вместо отдела новостей создается дирекция информационного вещания.
Редактор программы является еще и одним из тех людей (и едва ли не самым главным), кто определяет стратегию программы, ее конечные цели.
Слайд 56Редактор-координатор на ТВ
раздает задания репортерам и операторам
редактирует сценарии
умеет работать не только
с текстами, но и со звуком и видео
планирует, как подать материал, в каком ракурсе осветить проблему, продумать общую концепцию
иногда редактор сам выступает и в роли журналиста и телеведущего
принимает сюжеты из регионов («перегоны»)
монтирует видеоряд
урезает до нужного хронометража сюжет
организует съемки
договаривается об аккредитации корреспондентов
отвечает за подбор участников программы, пишет сценарии…
Слайд 57Редактор на радио
просматривает анонсы событий
на лентах информационных агентств
дает задания
корреспондентам
формирует программу выпуска
пишет к каждой новости подводки для ведущего
прослушивает и редактирует звуковые репортажи журналистов
решает, каких гостей пригласить в студию
правит запись интервью, если оно идет не в прямом эфире
«склеивает» программу, чередуя диалоги с музыкальными заставками и рекламными блоками.
Слайд 58Тема 12
Творческий персонал редакции. Корреспондент. Спецкор, собкор. Обозреватель
Слайд 59Примерная классификация творческих сотрудников
Корреспонденты
Специальные корреспонденты
Собственные корреспонденты
Обозреватели
Фотокорреспонденты
Фрилансеры («свободные журналисты»)
Стрингеры (свободные журналисты «горячих
точек»
Копирайтеры (реклама, PR)
Копирайтеры-фрилансеры
Слайд 60Корреспондент, его обязанности
собирает оперативную информацию;
готовит ее в печать в виде публикаций
информационных жанров;
устанавливает контакты с министерствами, ведомствами, организациями и другими источниками информации, своевременно информируя редакцию о предстоящих событиях в закрепленных за ним отраслях;
несет ответственность за оперативное и достоверное освещение событий;
работает с письмами, поступающими в редакцию;
регулярно составляет индивидуальные творческие планы;
готовит подборки и рубрики.
Слайд 61Полезно знать…
Все свои действия корреспондент согласует с планом и основными направлениями
деятельности отдела.
В течение месяца он, как правило, обязан опубликовать обязательный минимум информации, установленный распоряжением главного редактора.
Корреспондент должен формировать свое личное досье, постоянно изучать информационные потребности читателей, вырабатывать активную реакцию на любой источник общественно-значимой информации, быть способным быстро переключаться с одного задания на другое.
Корреспонденту необходимо научиться пользоваться системой каналов информации (ленты новостей информационных агентств, сообщения пресс-центров и пресс-служб, базы данных, публикации в конкурирующих СМИ и др.).
Слайд 62Специальный корреспондент (спецкор)
выезжает на места событий для выполнения особых заданий
готовит наиболее ответственные материалы по закрепленным за ним направлениям работы.
В роли спецкора может выступать любой журналист. Получив задание, он выезжает в командировку, в результате которой в газете появляется публикация за его подписью с пометкой «специальный корреспондент». После этого журналист возвращается к выполнению своих обычных обязанностей в отделе.
Слайд 63Собственный корреспондент (собкор)
Как правило, должность собкора есть в редакциях республиканских газет.
Чаще всего собкора подбирают из числа журналистов, хорошо проявивших себя в областной или районной прессе.
Количество собственных корреспондентов редакции зависит от типа и уровня издания, региона его распространения. Редакции крупных газет имеют несколько собкоров, иногда и за границей.
Собкор является официальным представителем редакции газеты в той области, где он живет. Работая в контакте с местными органами власти, он обязан быть в курсе событий, проявлять инициативу.
Собкор организует работу внештатных корреспондентов, встречается с читателями, работает с письмами, которые приходят в собкоровский пункт. Периодически редакции газет проводят совещания собкоров, а их отчеты и публикации обсуждаются на заседании редколлегии.
Слайд 64Обозреватель
В отличие от корреспондентов, которые в основном занимаются сбором оперативной информации,
обозреватели готовят преимущественно аналитические материалы в жанрах статьи, обозрения и комментария по соответствующим направлениям деятельности (экономической, политической, культурной тематике).
Как правило, на должность обозревателя назначается опытный журналист, склонный к аналитическому мышлению и хорошо разбирающийся в определенной сфере. При отсутствии в редакции штатной должности обозревателя в его роли может выступать опытный корреспондент отдела. В некоторых редакциях они могут подчиняться непосредственно главному редактору.
Слайд 65Полезно знать
Корреспондент на телевидении может специализироваться как в определенной сфере
(криминальная хроника, политика, экология и др.), так освещать все новости одного региона. Но в творческом процессе участвует не только он, но и оператор, режиссер, видеоинженер.
Телевизионный обозреватель чаще всего является специалистом в какой-либо области и ведет персональную передачу, высказывая в ней личные суждения, беседуя с гостями студии.
Часто на экране можно видеть также телекомментаторов. Они разъясняют зрителям сложные вопросы политической и экономической направленности, выступают с собственными прогнозами и оценками. Комментарий – это точка зрения на факт, событие, процесс
К другим творческим сотрудникам телевидения можно отнести ведущих информационных программ, интервьюеров, модераторов, шоуменов и др.
Слайд 66Тема 13
Технические и вспомогательные подразделения редакций печатных и аудиовизуальных СМИ
Слайд 67Технические службы в СМИ
Помимо творческих сотрудников редакции, немалую роль в подготовке
номера газеты (выпуске теле- и радиопередачи) играют технические и вспомогательные подразделения. Их сотрудники обеспечивают условия для эффективной работы журналистов.
В редакциях газет работу технического персонала координирует ответственный секретарь. На телевидении руководство ими осуществляет производственная и техническая дирекции. При этом творческие, технические и вспомогательные подразделения редакции непрерывно взаимодействуют и влияют друг на друга.
Слайд 68Технический персонал редакции
ПЕЧАТНЫЕ СМИ
Операторы комп. набора;
Стилистические
редакторы;
Корректоры;
Верстальщики;
Веб-редакторы;
Выпускающие
редакторы;
Дежурные;
Системные
администраторы…
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ
СМИ
Операторы;
Звукооператоры;
Звукорежиссеры;
Видеоинженеры;
Видеомонтажеры;
Осветители;
Телевизионные
художники…
Слайд 69Операторы компьютерного набора
В крупных редакциях республиканских газет обычно начитывается не более
двух-трех наборщиц. Они работают с рукописями внештатных авторов, заново набирают материалы журналистов после
значительной
правки текстов.
Слайд 70Стилистические редакторы
Должность стилистического редактора есть также в основном в редакциях республиканских
изданий. Он занимается исправлением смысловых, фактических и стилистических ошибок. Стиль-редактор относится к тексту критически, читает материал не формально, а по смыслу, замечает смысловые ошибки и сообщает о них журналисту или в секретариат. Серьезное внимание уделяется четкости и ясности каждой фразы. Убираются из текста, как правило, жаргонизмы, «модные» словечки, языковые штампы.
Слайд 71Четыре вида правки материалов стиль-редактором
Правка-обработка (способствует повышению литературного уровня текста). В
некоторых рукописях встречаются погрешности в композиции, недоработки в языке, стиле и грамматике.
Правка-сокращение (вызвана тем, что объем отдельных материалов в процессе редактирования приходится сокращать)
Правка-переделка (перегруппировка фактического материала, коренная перестройка текста)
Правка-вычитка (исправление смысловых недочетов, фактических искажений, опечаток, проверка правильности дат, цифр, фамилий, географических названий и т.п.
Слайд 72Корректоры
Выявление орфографических, синтаксических и пунктуационных ошибок, нарушений технических правил набора и
верстки. Корректоры газеты должны быть грамотными, хорошо знать орфографию и стилистику.
При вычитке рукописи в нее вносятся необходимые изменения в написание строчных и прописных букв, в расстановку знаков препинания, сверяются названия, термины. «Больным» местом корректуры считаются заголовки.
При подготовке номера газеты каждый материал проходит несколько корректур.
Корректура считается одним из важнейших и наиболее ответственных участков выпуска газеты.
Слайд 73Верстальщики
Специалисты, которые верстают полосы газеты. Верстка производится в программах Adobe PageMaker
или QuarkXPress . От профессионализма верстальщика зависит уровень технического и художественного оформления газеты. Верстка может выполняться на основе макетов – графических рисунков будущих полос. Макеты делают в секретариате.
Слайд 74Веб-редакторы
Занимаются администрированием сайта СМИ, отвечают за его информационное наполнение, своевременное обновление,
модерирование форума и др.
Работают с системами
управления сайтом (CMS).
В ведущих
зарубежных СМИ созданы
ОНЛАЙНОВЫЕ РЕДАКЦИИ.
Слайд 75Дежурная служба
Создается в крупных редакциях газет. В ее состав входят наиболее
опытные журналисты, а также технические специалисты которые вычитывают газетные полосы непосредственно перед сдачей их в типографию. Дежурной службой руководит ответственный секретарь
Слайд 76Вспомогательные службы редакции
Заведующий приемной (секретарь главного редактора)
Бухгалтер
Юрист
Инспектор по кадрам
Начальник отдела распространения
Маркетолог
Водитель
Заведующий
хозяйственной службой
Служба безопасности
Слайд 77Литература к лекции
Градюшко А.А. Основы журналистики. Организация работы редакции СМИ. Мн.,
2006.
Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. М., 2004.
Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.
Дапаможнік для журналістаў Цэнтральнай і Усходняй Еўропы / Пер. з англ. Мн., 1995.
Довнар Н.Н. Правовые основы журналистики. Мн., 2006.
Информационный ресурс Беларуси / В.В. Русакевич, Л.С. Ананич, В.П. Воробьев. Мн., 2004.
Кийт М. Радиостанция / Пер. с англ. А.И. Филенкина. М., 2001.
Радиожурналистика / Под ред. А.А. Шереля. М., 2002.
Рэндалл Д. Универсальный журналист. СП-б, 1999.
Телевизионная журналистика / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский М., 1998.
Слайд 78Лекция закончена!!!
ВОПРОСЫ?..
Следующая
лекция --
24 марта
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!