Белорусский государственный университетФакультет журналистикиОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ презентация

Содержание

Программа занятий будет интересной и насыщенной! Программа занятий будет интересной и насыщенной!

Слайд 1Белорусский государственный университет Факультет журналистики «ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Преподаватель Градюшко Александр Александрович


ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ

18 февраля 2008

г.


Слайд 2Программа занятий будет интересной и насыщенной!

Программа занятий будет интересной и

насыщенной!

Слайд 3Первый курс, «Основы журналистики», часть II…
7 лекций
10 практических занятий
Тренинги

Ролевые игры
Самостоятельная
работа…

ЭКЗАМЕН!




Слайд 4Будем учиться по-новому!
Президент Беларуси А.Г. Лукашенко во время посещения журфака БГУ

12.02.2008 г. беседует со студентами и преподавателями
«В ваших руках оружие самой разрушительной силы…»

Слайд 5При выставлении экзаменационной оценки будет учитываться:
-- посещение лекций;
-- посещение практических занятий;
--

работа на практических занятиях;
-- выполнение заданий преподавателя;
-- знакомство с основной
и дополнительной литературой
-- работа в системе E-University;
-- знакомство с
журналистскими ресурсами
Интернета;
-- сотрудничество со СМИ
на протяжении семестра!!!

Слайд 6Тема 1
Общая характеристика современной системы СМИ Республики Беларусь


Слайд 7Структура системы СМИ
Печатные СМИ
Аудиовизуальные СМИ
Интернет-СМИ (электронные версии печатных СМИ, он-лайновые издания)
Информационные

агентства

Инфраструктура СМИ:
Пресс-центры
Пресс-службы Службы паблик рилейшнз (PR)
Рекламные и PR-агентства
Типографии, издательства Предприятия «Союзпечать» , РУП «Белпочта» Факультеты и отделения журналистики

Слайд 8Деятельность СМИ координирует Министерство информации РБ

Русакевич
Владимир Васильевич,
министр информации
Республики Беларусь


Чем занимается Министерство информации:
-- реализует государственную информационную политику;
-- контролирует соблюдение законодательства;
-- регистрирует СМИ, выдает лицензии на издательскую и полиграфическую деятельность;
-- разрабатывает мероприятия, направленные на развитие системы СМИ; -- оказывает финансовую поддержку редакциям ряда государственных изданий; -- способствует повышению качества СМИ.

Слайд 9Правовое регулирование современной системы СМИ РБ
Конституция Республики Беларусь Закон РБ «О печати

и других средствах массовой информации» (принят 13 января 1995 г») Законы РБ «Об информатизации» (1995 г.), «О рекламе»
(1997 г.), «Об авторском праве и смежных правах» (1996 г.)
Указ Президента Беларуси «О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных СМИ» (1997 г.)
«Комплексная программа развития государственных периодических печатных изданий в РБ на 2005-2008 гг.»

«Комплексная программа развития журналистского образования в РБ»

Слайд 10Сведения о регистрации печатных СМИ на 1 января 2008 г. Количество зарегистрированных печатных

СМИ – 1266

Слайд 11Информация к размышлению…
«Более чем две трети всех зарегистрированных изданий являются негосударственными...»


Количество зарегистрированных в Беларуси печатных СМИ (прежде всего – газет) стало сокращаться:
Данные о кол-ве печатных СМИ:
1995 г. – 721; 2003 г. -- 1523!!!
2001 г. – 1223 2004 г. -- 1221
2002 г. – 1355 2005 г. -- 1266 2007 г. – 1223 2008 г. -- 1266


Слайд 12Основные тенденции рынка печатных СМИ:
ВАЖНО! В информационном поле Беларуси наблюдается доминирование

государственных периодических изданий, в первую очередь в сегменте общественно-политических СМИ
-- Улучшение содержательного уровня, информационной насыщенности -- Увеличение объема изданий -- Переход на полноцветную печать -- Модернизация материально-технической базы ПРОБЛЕМЫ: -- рост затрат редакций; -- сокращение аудитории газет; -- падение тиражей; -- старение аудитории «серьезной» прессы; -- проблемы с подпиской; -- усиление конкуренции на рынке СМИ

Слайд 13Система аудиовизуальных СМИ
Национальная государственная телерадиокомпания РБ (Белтелерадиокомпания) Первый

Радиоканал "Культура» Телеканал «Лад» Радиостанция "Беларусь Канал «Беларусь-ТВ» Радиостанция "Столица» Первый Нац. канал Бел. радио Радиостанция «Радиус-FM» Пять областных телерадиокомпаний
Председатель Белтелерадиокомпании Зимовский Александр Леонидович
ЗАО «Второй национальный телеканал» (ОНТ) Председатель правления ЗАО «Второй национальный телеканал» Кисель Григорий Леонидович
ЗАО «Столичное телевидение» (СТВ) Генеральный директор ЗАО «Столичное телевидение» Козиятко Юрий Васильевич

Слайд 14Основные тенденции рынка аудиовизуальных СМИ:
-- Улучшение качества телерадиопередач -- Увеличение передач собственного

производства -- Развитие спутникового ТВ, цифрового теле- и радиовещания
В информационной среде доминирует ТВ, но он-лайновые СМИ во всем мире постепенно выходят на втрое место по использованию их в качестве источников информации

Слайд 15Вызовы традиционным СМИ


Слайд 16Он-лайновая пресса Беларуси (Интернет-издания)
А) Печатные СМИ в Интернете (около 150 изданий

из 1266)
Б) Он-лайновые СМИ, не имеющие печатной версии
Потеря традиционной прессой своих читателей отчасти связана с ростом информационной роли онлайновых СМИ


Слайд 17Информационные агентства Беларуси


БелТА
БелаПАН
«Интерфакс-Запад»
«Агентство финансовых новостей» (АФН)
«Экопресс»


Агентство Владимира Гревцова
«Минск-новости»
Прайм-Тасс
ЛБЛ-Ньюс


Слайд 18Тема 2
Ведущие общественно-политические издания Республики Беларусь. Информационно-аналитические теле- и радиопрограммы



Слайд 19Типология изданий: в соответствии с характером аудитории; по целевому назначению; по

месту распространения; по тематике. Разделение прессы на качественную и массовую, политизированную и «нейтральную», общей ориентации и специализированную, деловую прессу и прессу развлечений, просветительские издания и прессу масс-культуры.

Слайд 20ВЕДУЩИЕ ГРУППЫ (ПОДСИСТЕМЫ) СОВРЕМЕННОЙ БЕЛОРУССКОЙ ПРЕССЫ
Общественно-политическая пресса
Деловая пресса
Научно-публицистические и научно-популярные издания
Специализированные

издания (здоровье, спорт, профессиональная пресса, спортивная пресса, молодежная печать, конфессиональная периодика и др.)
Рекреативная периодика и сервисные издания (развлекательная и юмористическая журналистика, рекламные газеты, бесплатные газеты)



Слайд 21Ведущие государственные общественно-политические СМИ:

«СБ - Беларусь сегодня»
«Рэспублiка»
«Звязда» (+ «Чырвоная змена»)
«Народная газета»
«Белорусская

нива»
«Знамя юности»
«7 дней»
«Беларускi час»



Слайд 22Ведущие негосударственные общественно-политические СМИ:
«БелГазета»
«Белорусы и рынок»
«Свободные новости-плюс»
«Обозреватель»
«Наша нiва»
«Народная воля»
«Экспресс-новости»
«Комсомольская правда
в

Белоруссии»


Слайд 23Информационное вещание Белтелерадиокомпании
Первый: «Новости», «Панорама», «Панорама недели», «Вокруг планеты», «Сфера интересов», «Земельный

вопрос», «Деловая жизнь» и др.
Первый нац. канал радио: «Радиофакт», «Постфактум», «События: факты и комментарии», «Регион», «Тема дня», «Тема недели», «Сельское утро», «Диалог», «Прямая линия», «Реальный сектор», «Государственный интерес», «Аграрный вопрос», «Актуальный микрофон»


Слайд 24Информационно-аналитические программы на телевидении
Общенациональное телевидение (ОНТ):
«Большая политика» - еженедельный информационно-аналитический обзор

главных событий в стране и за рубежом.
Телевизионный проект «Выбор» - интерактивное ток-шоу. Выходит в эфир каждый понедельник после вечернего выпуска «Наших новостей».
«Контуры». Жанр, в котором работают «Контуры» - «информационный арт». Это самый прогрессивный стиль подачи информации, предполагающий особенную авторскую позицию репортера по отношению к событию и интересное режиссерское решение.
«Международная панорама». Автор программы, ее руководитель и ведущий в одном лице - журналист Олег Романов.

Слайд 25Информационно-аналитические программы на телевидении
СТВ: «Новости 24 часа», «Неделя», «Личный интерес», «Минск и

минчане», «Тема дня», «Минщина»

Слайд 26Тема 3
Виды и принципы деятельности журналиста в СМИ


Слайд 27Каждый творческий сотрудник редакции СМИ должен уметь выполнять пять основных видов профессиональной

деятельности

Журналистская авторская
Журналистская организаторская
Журналистская редакторская
Журналистика программирующая
Журналистика производственно-технологическая


Слайд 281. Журналистика авторская
Появление идеи
Подготовка к сбору информации
Сбор фактов, накопление материала
Анализ фактов,

их проверка, выбор героев, цитат, цифр
Составление плана (жанр, рубрика, объем, стиль, заголовок, лид и др.)
Набросок чернового варианта
Написание текста
Доработка и «шлифовка» текста

Слайд 29Журналистика – профессия для мужественных!..
Так делается газета


Слайд 302. Журналистика организаторская:
– определение людей, которых целесообразно привлекать к подготовке публикаций,

созданию теле-, радиопрограмм и передач, и установление контактов с ними;
– помощь нештатным авторам и участникам теле- и радиопередач в подготовке материалов для СМИ (определение темы, дальнейшее сотрудничество)
– массовая работа (организация и проведение опросов, в том числе интерактивных, дискуссий и обсуждений, ток-шоу и т.д.);
– организация и проведение массовых мероприятий (просветительские, общественно-политические, спортивные акции, конкурсы, викторины, игры и т.д.);
– работа с редакционной почтой: чтение писем, подготовка к публикации в печати или обзору в эфире.

Слайд 31 «ЗИМНЯЯ ШКОЛА СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Спортивно-оздоровительный комплекс БГУ «Бригантина»,
15-17 февраля 2008 г.


Слайд 323. Журналистика редакторская
– оценка степени готовности к публикации в печати или

в эфире предоставленного редакции материала;
– редактирование печатного текста, аудио- и видеоматериала;
– согласование правки с автором материала.

Слайд 334. Журналистика программирующая
– участие в разработке и корректировке концепции издания, теле-и

радиоканала, программы, передачи, рубрики, авторского проекта (в зависимости от специализации);
– участие в информационном маркетинге, в перспективном и текущем планировании деятельности СМИ;
– планирование собственной работы, составление индивидуальных творческих планов;
– участие в коллективном анализе текущей деятельности СМИ (редакционные «летучки» и др.).

Слайд 345. Журналистика производственно-технологическая
– подготовка текста к печати, выходу в эфир; набор

материала на компьютере; участие в верстке и оформлении номера или программы, в монтаже аудио- и видеоматериала;
– подготовка к публикации информации (получение, анализ, отбор, компоновка официальных материалов, сообщений информационных агентств, справочных и рекламных текстов и т.д.);
– непосредственное участие в процессе выпуска информации «в свет» и «в эфир» (обязанности дежурного по выпуску и т.п.).

Слайд 35hd.se – teknik

Redaktionellt system
- webbpublicering för reportrar, fotografer och redigerare.


Слайд 36Принципы деятельности журналиста в СМИ

Оперативность Плановость
Личная ответственность
Непрерывность

Самокритичность
Коллективность Обратная связь с аудиторией Работа в команде



Слайд 37Тема 4
Профессиональные организации журналистов Республики Беларусь


Слайд 381. Белорусский союз журналистов (БСЖ)
Творческая, профессиональная общественная организация.

Объединяет журналистов в основном

государственных СМИ (около 2500 человек)

Создан в 1959 г., раньше входил в систему
Союза журналистов СССР.

Председатель БСЖ -- главный редактор
газеты «Рэспублiка»
Анатолий Иванович Лемешенок.

До осени 2005 г. эту организацию
возглавлял Леонид Семенович Екель.

Слайд 39Белорусский союз журналистов способствует консолидации творческих работников СМИ. Члены БСЖ объединяются

в первичные и областные журналистские организации. Белорусский союз журналистов содействует реализации принципов свободы слова и печати, защите экономических и творческих интересов сотрудников редакций, укреплению правовой базы деятельности СМИ, развитию их материально-финансовой базы, обеспечению высокого профессионального и творческого уровня журналистских публикаций.

Слайд 40Приглашаем на сайт
http://www.buj.by/


Слайд 41Под эгидой БСЖ регулярно проводятся журналистские форумы, конференции, семинары, фестивали. За

высокопрофессиональные работы ежегодно присуждаются премии республиканского конкурса "Золотое перо". Известные белорусские журналисты награждаются почетными грамотами БСЖ. Им также присуждаются почетные звания "Почетный журналист Белорусского союза журналистов" и "Заслуженный журналист Белорусского союза журналистов". Раньше БСЖ издавал газету «Вдохновение». С 2006 г. выходит журнал «Журналист".

На девятом съезде БСЖ 18 октября 1995 г. был принят «Кодекс профессиональной этики журналиста», который действует по сей день.

Слайд 422. Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ)

-- Творческая, профессиональная
общественная организация
-- Объединяет журналистов в

основном негосударственных СМИ (около 1000 человек)
-- Действует с осени 1995 г.
-- Ассоциация имеет 6 региональных филиалов
-- Председатель БАЖ -- Жанна Николаевна Литвина


Слайд 44Основные задачи БАЖ:
-- защита прав журналистов и принципов свободной и профессиональной

журналистики;
-- содействие свободе получения и распространения информации;
-- борьба за равные условия для журналистов государственных и негосударственных СМИ.

Направления деятельности БАЖ:
1. Образовательные программы для журналистов
2. Мониторинг СМИ (ежегодные обзоры рынка СМИ Беларуси)
3. Юридическая помощь журналистам (работет Центр правовой защиты СМИ)
4. Организация конференций, круглых столов, семинаров, стажировок
5. Международное сотрудничество (БАЖ входит в Международную федерацию журналистов)
6. Издательская деятельность (с 2000 г. издает журнал "Абажур")

Слайд 453. Белорусская ассоциация спортивной прессы
Спортивных журналистов в Беларуси около 150 человек. 110 из

них являются членами Белорусской ассоциации спортивной прессы.
Председатель БАСП – Петр Павлович Рябухин, пресс-атташе Национального олимпийского комитета.

Слайд 46Международные журналистские организации

"Международная федерация журналистов" (International Federation of Journalists)
"Всемирная газетная ассоциация"

(World Association of Newspapers)
"Всемирный комитет свободной прессы" (World Press Freedom Committee)
"Репортеры без границ" (Reporters without Borders)
"Союз журналистов Российской Федерации "
" Медиасоюз "

Слайд 47Тема 5
Понятие редакции СМИ, ее структура, цели, задачи и направления

деятельности

Слайд 48Под редакцией (от лат. redactus -- приведенный в порядок) понимается структурное

подразделение, которое занимается подготовкой, производством и выпуском массовой информации.

Редакции отличаются особенностями организационно-творческого процесса. В зависимости от места работы – газеты, журнала, радио или телевидения меняются и обязанности сотрудников.

Слайд 49Структура редакции как трудового коллектива

Величина и состав редакции.
Кадровая политика редакции.
Источники редакционных

кадров.
Система найма работников. Штатное расписание.


Слайд 50Структура редакции
Как определить оптимальную для данной редакции

величину ее коллектива? Сколько работников – журналистов, технических и коммерческих сотрудников могут обеспечить выпуск газеты или другого печатного периодического издания? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. В каждом конкретном случае, определяя величину редакции, придется учитывать множество факторов.

Слайд 51Пример структуры редакции газеты
1 – Главный редактор. 2 – Главный бухгалтер.

3 – Заместитель главного редактора. 4 – Редакционная коллегия. 5 – Ответственный секретарь. 6 – Менеджер (коммерческий директор). 7 – Заведующие отделами: а – Собкоровской сети; б – Экономики; в – Политики; г – Социально-бытовых проблем; д – Информации; е – Писем; ж – Иллюстраций. 8 – Корреспонденты отделов. 9 – Обозреватель. 10 – Специальный корреспондент. 11 – Собственные корреспонденты. 12 – Технические службы редакции: а – Компьютерный центр); б – Корректорская; в – Библиотека; г – Архив; д – Досье; е – Служба выпуска; ж – Отдел информатики; з – Хозяйственная служба. 13 – Коммерческая часть редакции.



Слайд 52Основные цели и задачи редакции:
-- обеспечение конституционного права граждан на информацию

путем оперативной публикации (выхода в эфир) сообщений и материалов, содержащих общественно значимые сведения, затрагивающие интересы населения;
-- поиск, получение, производство и распространение объективной информации общественно-политического, экономического, научного, культурного и иных направлений;
-- всестороннее и объективное информирование о социально-экономической, общественно-политической, культурной жизни страны, актуальных событиях в республике и мире;
-- освещение деятельности государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и др.
-- организация открытого обсуждения общественно значимых проблем, различных аспектов социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни, а также других вопросов, интересующих аудиторию.

Слайд 53Направления деятельности редакции
Творческое
Техническое
Коммерческое


Слайд 541. Творческое направление
Планирование работы. Сбор материала, написание текста (сценария), редактирование и

др.
Журналисты выполняют функцию подготовки и выпуска периодического издания: написания и редактирования его материалов, работы с внештатными авторами, компоновки готовых материалов газеты в отдельные ее выпуски.

Слайд 552. Техническое направление
Макетирование и верстка номера. Видеомонтаж. Поддержка Интернет-сайта
Технические сотрудники, с

одной стороны, создают оптимальные условия для деятельности журналистов, с другой – обеспечивают техническую подготовку и выпуск номера – выполняют корректуру, производят набор текстов, верстку полос.
Технические части редакции -- компьютерный цех, корректорская, дизайн-центр.

Слайд 563. Коммерческое направление
Публикация рекламы, коммерческая деятельность.
В редакциях периодических изданий возникла коммерческая

часть коллектива. Ее работники стремятся укрепить экономическую базу редакции, обеспечить реализацию тиража газеты, привлечь в нее рекламные и частные объявления и т.д.
Коммерческие части редакции -- отдел маркетинга, рекламная служба, бухгалтерия.

Слайд 57Литература к первой лекции
Ананич Л.С., Воробьев В.П. Информационное пространство Беларуси. Мн.,

2003.
Ворошилов В.В. Журналистика. СП-б, 2004.
Ворошилов В.В. Техника и технология СМИ. СП-б, 2000.
Газета + радио. В помощь редакторам региональных СМИ / В.В. Русакевич, Л.С. Ананич, В.П. Воробьев и др. Мн., 2004.
Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2004.
Градюшко А.А. Основы журналистики. Организация работы редакции СМИ. Мн., 2005.
Градюшко А.А. Сетевая пресса в системе СМИ. Мн., 2005.
Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. М., 2004.
Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.


Слайд 58Литература к первой лекции
Дапаможнік для журналістаў Цэнтральнай і Усходняй Еўропы /

Пер. з англ. Мн., 1995.
Дубовiк С.В. Даведнiк журналiста. Мн., 2006.
Дубовiк С.В. СМI постсацыялiстычнай Беларусi: пошук новай рацыянальнасцi. Мн., 2003
Информационный ресурс Беларуси / В.В. Русакевич, Л.С. Ананич, В.П. Воробьев. Мн., 2004.
Кийт М. Радиостанция / Пер. с англ. А.И. Филенкина. М., 2001.
Радиожурналистика / Под ред. А.А. Шереля. М., 2002.
Рэндалл Д. Универсальный журналист. СП-б, 1999.
Телевизионная журналистика / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский М., 1998


Слайд 59Спасибо за внимание! 220007, г. Минск, ул. Кальварийская, 9, факультет журналистики БГУ http://www.journ.bsu.by http://www.zhurfak.edu.by E-Mail: a_grad@mail.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика