Слайд 1Американская
общественно-политическая мысль
Преподаватель: Богданов Алексей Николаевич, доцент кафедры американских исследований
Слайд 2
Тема 1.
Идеология в американском обществе
Слайд 3Идеология – система убеждений, с помощью которой люди воспринимают и интерпретируют
реальность
- формирует упрощенное видение окружающего мира («система координат»);
- объясняет, что хорошо, а что плохо в существующем обществе и предлагает универсальные «рецепты» исцеления социальных «недугов»;
- позволяет индивиду чувствовать себя частью сообщества. Идеология как средство от «социального одиночества»
Слайд 5Политическая социализация – процесс усвоения индивидами и социальными группами политических установок,
ценностей и убеждений, существующих в обществе
Факторы политической социализации:
- семья и родители;
- школа;
- СМИ;
- рабочее место, трудовой коллектив;
- религия;
Слайд 6«Американская исключительность»
1) критическое отношение к власти государства и федеральному правительству;
2) индивидуализм;
3)
опора на собственные силы и мнение;
4) американская концепция равенства, справедливости и свободы;
Слайд 71) Страх перед сильным государством
- Билль о правах (1793 г.). Идея
защиты прав индивида, в том числе от вмешательства со стороны государства;
- уважение свободных рыночных отношений и презрение к коллективизму;
- терпимое отношение к имущественному неравенству (влияние протестантизма);
Слайд 8Барри Голдуотер (1909 – 1998)
«Мой страх перед централизованным правительством в Вашингтоне
сильнее, чем мой страх перед Москвой»
Слайд 92) индивидуализм.
- убеждение в превалировании интересов индивида над интересами государства;
- желание
делать бизнес и управлять собственными жизнями без вмешательства государства;
«Все, что способно нарушить наше право думать о самих себе, выносить собственные суждения, принимать самостоятельные решения, жить так, как мы хотим, является не только аморальным, но и кощунственным» («Habits of the Heart: Individualism and Commitment in American Political Life», 1985)
Слайд 103) Опора на собственные силы и мнение
- ориентация на собственное
суждение, недоверие к «признанным авторитетам»;
- уверенность в собственной правоте, несмотря на мнение известных людей (политиков, ученых, общественных деятелей и т.д.);
- конфликт с традиционными общественными структурами, такими как церковь;
- роль правительства и государства сводится к улучшению жизни отдельных людей. В противном случае, неподчинение считается оправданным;
Слайд 114) Американская концепция равенства, справедливости и свободы
Равенство:
- материальное неравенство оправданно,
если сохраняется равенство возможностей;
- политическое равенство (право участвовать в политических процессах, избирать правительство, а также равенство перед законом);
- ценность каждой человеческой жизни («все люди сотворены равными», независимо от пола, этнического происхождения или экономического положения);
Слайд 12Справедливость:
- равенство перед законом и политическое равноправие;
- справедливое распределение благ и
привилегий: в соответствии с заслугами индивида;
NB! – проблема неравенства доходов и предоставления федеральным правительством социальных гарантий нуждающимся слоям населения
Слайд 13Свобода:
- политическая свобода (свобода участия в политической жизни общества, возможность влиять
на правительство).
- гражданские свободы (равноправие всех членов общества, равенство перед законом).
- экономическая свобода (право выбирать место работы, право распоряжаться своим имуществом и т.п.).
Слайд 14Идеология и внешняя политика США
Конец XVIII – XIX вв.:
1. независимость (мечта
американцев о Новом мире);
2. территориальная экспансия (божественное провидение лежало в основе создания американского государства и дает право на экспансию – «предопределенная судьба»);
3. вера в предназначение нации («город на холме», божественная миссия – спасение республиканских ценностей от диктатуры «сверху» и произвола «снизу»);
Слайд 15Первая половина ХХ века:
- идеализм В. Вильсона;
- изоляционизм vs интернационализм;
Вторая
половина 1940-х – конец 1980-х гг.:
- капитализм vs социализм;
- либерализм vs коммунизм;
«Холодная война» в идеологических терминах – борьба свободы против рабства, противостояние гуманизма и материализма
Слайд 16Внешняя политика и идеология США после «холодной войны»:
- «распространение демократии»;
- борьба
«цивилизованного мира» и «варварства»;
- «ось зла» и «государства-изгои»;
- «война с террором»
Враги «свободы» в XXI веке – диктаторы на периферии, международные террористические сети, радикальные исламисты.
Слайд 17«Американская исключительность» во внешней политике США:
1. США – особая нация с
особой ролью в истории человечества («земля обетованная», «богоизбранный народ», «народ-искупитель»).
- Новый Свет – земля свободная от греха;
- внешний мир – источник искушения;
- ошибки американцев – свидетельство того, что силы зла действуют против них;
Слайд 182. Дистанцирование от Европы (Старого Света).
=> приверженность свободе, морали и
стремление к совершенствованию человечества
3. Исторические закономерности (подъем и упадок государств, добившихся гегемонии) не действуют в отношении США
- американская нация является лидером мирового прогресса;
- все, что делают США, является расширением границ человеческих достижений.
Слайд 19Фундаментальные основы общественно-политической мысли США:
1. Библейская мысль
2. Республиканизм
3. Либерализм
4. Консерватизм
и радикализм
Слайд 201. Библейская мысль
- Америка – часть «божественного эксперимента» (любое событие является
частью предначертанного свыше плана). Люди только исполняют божественный замысел (Бог не завершил сотворение земного мира);
- Америка постоянно стоит перед выбором: следовать праведному пути и заслужить расположение Бога или отвергнуть библейские заповеди и обречь себя на судьбу многих других народов, пришедших в упадок после своего восхождения.
Слайд 212. «Республиканизм» – приверженность принципу, согласно которому управление «общественными делами» должно
осуществляться сообществом граждан.
NB! «Общественное благо» определяется не монархами или политическими элитами, а всеми гражданами республики;
NB! «Республиканская добродетель» – граждане должны быть готовы к героическим поступкам и самопожертвованию во имя «общего блага»
Слайд 223. Либерализм – представление об индивиде как главной фигуре политических процессов,
положение которого является главным критерием оценки любой политической системы.
Центральное положение – критика убеждения, что политическая власть абсолютна, неделима и дарована Богом (со времен Адама до наших дней);
Главные темы:
- индивид как субъект, стремящийся к максимизации своей выгоды;
- способность политических структур помогать индивидам добиваться их целей;
Слайд 234. Консерватизм и радикализм
- акцент на социальных и политических иерархиях (избирательная
система, проблема рабства и гражданского равноправия);
- ограничение индивидуальных свобод необходимо ради сохранение порядка и недопущения анархии (Война за Независимость, Гражданская война);
- положительное отношение к изоляционизму, стремление оградить нацию от негативного внешнего влияния;