МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В РОССИИ В 20-Х ГГ. ХХ В. презентация

Содержание

Достижение метапредметных результатов невозможно представить без метапредметного подхода, столь популярного в 20-е годы прошлого столетия.

Слайд 1
МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
В РОССИИ В 20-Х ГГ. ХХ В.
Зандынова Л.Б., МОУ

Нагалыкская СОШ
Иркутской области

Слайд 2
Достижение метапредметных результатов невозможно представить без

метапредметного подхода, столь популярного в 20-е годы прошлого столетия.

Слайд 3
Метапредметное обучение было широко распространено в

1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» .

Слайд 4«Положение о единой трудовой школе РСФСР» (1918 г.)

«Положение» делило ЕТШ на две ступени: школу I ступени для детей от 8 до 13 лет (5 лет обучения) и школу II ступени для детей от 13 до 17 лет (4 года обучения). То есть полный курс средней школы должен был составлять 9 лет. Классы назывались группами, а 2 ступень подразделялась на два концентра по два года каждый. Упразднялось также деление учителей на категории, принятое в дореволюционной школе. Число учащихся, приходящееся на одного учителя, устанавливалось не более 25.

Слайд 5
Производительный труд - основа школьной жизни.


Слайд 6 Для учащихся I ступени рекомендовалось введение энциклопедического

преподавания, концентрирую-щегося вокруг трудовых процессов с разделением на два цикла. Первый цикл включал в себя активное изучение заранее подобранных предметов – продуктов производства, либо предметов культурного назначения. Сюда относилось приобретение кратких сведений об их физических и химических свойствах, о способах обработки и истории их развития, о возможностях современной промышленности. Методами изучения должны были стать наблюдения, экскурсии, воспроизведение составных частей трудовых актов.


Слайд 7
Второй, более расширенный цикл, - систематическое

ознакомление детей при помощи самостоятельной работы с историей труда и на этой основе с историей всего общества.

Слайд 8 В 20-е годы Государственным ученым советом (ГУС) были составлены новые

учебные государственные программы, которые назывались комплексными. Составители программ отказались от расположения материала по отдельным учебным предметам. Весь объем знаний, намеченный к изучению, был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Этими программами пытались устранить существенный недостаток старой школы — разрыв между учебными школьными предметами, оторванность обучения от жизни.

Слайд 9Далтон – план
Дальтон-план (начало XX в. –

30е гг. XX в.) – форма обучения, в основе которой лежали: самостоятельное распределение учащимися времени и порядка учебной работы при консультационной помощи учителя, гибкая система организации и учета индивидуального продвижения учащегося по мере выполнения заданий. Сочетание индивидуализации режима и содержания учебной работы с деятельностью учащихся в малых, переменных по составу учебных группах сопровождалось заменой жестко «горизонтальной» (одновозрастной) группировки детей «вертикальной» (разновозрастной).


Слайд 10 «Школа для жизни. Жизнь многогранна, но, но

вместе с тем цельна и едина. И школа должна давать знания, не раздробленные, а объединенные в цельное, полное и стройное миросозерцание. Но это не все. Жизнь хороша, но не устроена. Ее нужно организовать. И школа должна не только обучать, но и всеми доступными средствами готовить, активных и сильных борцов, самодеятельных и вместе способных слиться с коллективом мыслью, волей и действием, чтобы, по выражению Горького, «вмешаться в самую гущу жизни…и месить ее и так, и этак, тому помешать, этому -помочь…вот в чем радость жизни!»


И.С.Симонов


Слайд 11Например:
Опыт комбинирования комплексной системы,

Далтон-плана, исследовательско-экскурсионного метода изучения родиноведческой темы «Ленинград»

Слайд 12
В расписании занятий произведена коренная ломка: нет

шестичасового сиденья на месте, с переменами в пять минут, нет распределения материала по тому или другому предмету на час. Целые дни или полдни отдаются на экскурсии, добывание материала в библиотеках и музеях, на разработку материала, не считаясь с часами. От преподавателей, конечно, потребовалось большее время пребывания с учащимися.

Слайд 13История
Экскурсии на Охту, в Петропавловскую крепость,

Меньшиковский дворец, Летний сад, на Тучкову набережную, в Фонтанный дом Шереметьевых, Смольный, Строгановский особняк. В беседах должно быть выяснено значение торгового капитала, стремление России к морю (Северная война), возникновение и рост города, в связи с промышленной политикой Петра I, далее – дворянская культура (новая знать, быт вельмож, помещики и крестьяне, жизнь двора и общества, западно - европейское влияние), развитие капитализма (мануфактура, помещичье хозяйство), общая характеристика Петербурга и дореформенной России в первой половине XIX века.








































































Слайд 14Политграмота
Экскурсии на завод тяжелой индустрии, предприятие

средней индустрии, предприятие кустарное, в Музей Революции. Учащиеся должны были собрать на месте материал по специально поставленным перед экскурсиями вопросом (например, какова производительность предприятия до 1914 года, в период войны, теперь; благоприятные и неблагоприятные условия производства; положение рабочего и т.п.). Обобщающим моментом должен быть ответ на темы: Ленинград, как экономический центр, и Ленинград, как политический центр (о революционном движении XIX-XX в.в.).

Слайд 15Литература
Экскурсии должны были ввести учащихся

в обстановку, в которой создавал художник слова образ Петербурга (например, «Медный всадник» Пушкина, «Преступление и наказание» Достоевского и др.). Такие экскурсии должны углубить понимание литературного произведения, а вместе с тем и понимание отдельных мест самого города (genius loci). Предполагалось посетить места и осмотреть предметы, связанные с личностью того или другого писателя (дома, где они жили, музеи писателей, кладбища). Чисто лабораторным занятием должно быть составление списка писателей, родившихся в Петербурге, с указанием на время рождения (в связи с ростом города) и на классовое их происхождение. Учащимся было предложено дать эволюцию образа Петербурга в художественной литературе в связи с эволюцией русской культуры.

Слайд 16Математика
Измерить, выразить в метрических мерах и

начертить короткий путь между двумя пунктами Ленинграда (задания разные, по группам учащихся);
Составить диаграммы учебных заведений, достопримечательностей, печати Ленинграда.


Слайд 17География
Экскурсии на о-ва Крестовский и Елагин, для

упражнений в маршрутной, глазомерной, мензульной съемке и для определения расхода воды; экскурсия на реку Саблевку. После экскурсий – классная разработка материала, с добавлением темы: «река, как культурно-исторический фактор».

Слайд 18Естественная история
Ознакомиться с методом исследовательской работы (определение удельного веса, отмучивание,

исследование глины, песка, гранита, анализ почвы) по книге «Практические работы по естествознанию»;
Приготовить приборы (жаровни, паяльные трубки, воронки и стаканы из бутылок и др.).
Затем, намечена экскурсия на реку Тосно, с заданием: определить по компасу местонахождение реки, измерить в саженях расстояние реки от станции, измерить температуру воды, измерить ширину реки, быстроту течения, зарисовать обнажения реки. После экскурсии, в лаборатории должны быть произведены опыты над собранным материалом (горные породы, вода и пр.).


Слайд 19Графическая грамота (черчение)
Снять с натуры барку - план

ее в размерах, фасад, боковой вид, разрез барки, с указанием линии воды, расстояние от берега и высоту берега.



Слайд 20Немецкий язык
Даны слова на тему Hauptstadt, для экскурсии на

реку, на острова; предложено написать по-немецки отчет об экскурсии на острова; для желающих, в виде рассказа; начертить план Ленинграда с немецкими наименованиями.


Слайд 21
Для коллективной проработки заданий, группа разбилась на группки

по 4-5 человек: каждая брала из каждого предмета свою тему свою темку, совместно ее прорабатывала и докладывала в общем собрании всей группы. Так же, коллективно, обсуждались ответы обо всей работе в целом.

Слайд 22Таким образом,
Весь объем знаний был

преподнесен в виде единого комплекса сведений и природе, труде, человеческом обществе и пытались заполнить разрыв между различными школьными предметами и соединить обучение с жизнью и практикой.


Слайд 23Метод проектов
Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку

проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.


Слайд 24
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения

знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.


Слайд 25Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики

Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов — не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.


Слайд 26 Пример:
Опыт построения комплекса
"Пути сообщения”.


Слайд 27 В рамках осуществления этого проекта дети

знакомятся с различными фактами из области географии, экономики, транспортного дела, физики (паровая машина, электричество, законы плавания тел и др.), социологии (рабочие, их объединения, борьба с капиталом), истории культуры (эволюция путей сообщения), литературы ("Шоссе и проселок" Некрасова, "Железная дорога" его же, "Стрелочник" Серафимовича, "Сигнал" Гаршина, морские рассказы Станюковича и т. д.).
Основная разница в том, что при методе проектов комплексную тему намечают и прорабатывают ученики, а не педагог...


Слайд 28 «...Работая в мастерской, ученик может познакомиться с

основами геометрии, с разными измерительными приборами; он учится чертить простые чертежи и выполнять работу по ним (черчение). Работа ящика для радиоприемника тесно связана с знакомством, функциями и значением радио (физика). Предположим, для намеченной драматизации нужны костюмы, дети с жаром возьмутся за это дело. Тут можно познакомить с правилами снимания мерки и ее записью, с основами кройки, с всевозможными швами (наметочный,строчка, скрытый шов и др.). Дети научатся обращаться со швейной машиной, разбирать ее и собирать, чистить, подбирать нужную иглу (технология). Здесь найдется и повод ознакомить детей с основными законами механики и их применением...”.

Слайд 29Экскурсия
Экскурсия учебная (от лат. excursio - поездка, прогулка),

форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр.

Слайд 30Экскурсии в «целокупную природу»
«Здесь руководитель не

ограничивает себя узким специальным планом. Он показывает все, что связано понятием: окружающая нас единая в своем разнообразии природа. Входим в лес- речь идет о древесных породах, составляющих данное насаждение, их биологии; увидали трещину на коре -беседуем о морозобойных знаках; нашли смолу – говорим о технических применениях смолы; нашли шишку, облущенную белкой, - речь идет о белке и ее образе жизни; подошли к муравейнику – разговор переходит на общественную жизнь муравьев; лужок, на который мы вышли из леса, дает право показать луговую растительность: встречные кротовины- вспомнить об их обитателях; шоссе, убитое гранитным щебнем, - хороший повод рассказать о граните, его разновидностях, техническом применении; валун, близ которого экскурсанты отдыхают, немедленно переносит нас в ледниковый период и т.д. Словом, ничто, достойное внимания, не упускается, все укладывается в рамки поучительной прогулки».


Слайд 31
Таким образом, метапредметный подход в образовании и

соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов еще в России в 20-х годах прошлого века.

Слайд 32
Введение метапредметного подхода в образовании - попытка

осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам, вызовам уже не XVII, а именно XXI века.
XXI век - век рефлексивных форм знания.

Слайд 33

Современный педагог – это педагог- полипредметник, метапредметник.
.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика