Формирование публичных контр-сфер на основе СМИ альтернативной повестки дня в гибридных медиасистемах 2010-х годов: опыт России и Италии презентация

Содержание

Новые условия развития публичных сфер Рост гибридных медиасистем Рост медиатизированной социальности и сетевой среды Рост и радикализация низовых протестных движений новые аспекты дискуссии о качестве публичной сферы поиск

Слайд 1
Формирование публичных контр-сфер
на основе СМИ альтернативной повестки дня в

гибридных медиасистемах 2010-х годов: опыт России и Италии

Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций
Санкт-Петербургский государственный университет

Светлана Бодрунова

14.11.2013


Слайд 2Новые условия развития публичных сфер
Рост гибридных медиасистем
Рост медиатизированной социальности и сетевой

среды
Рост и радикализация низовых протестных движений

новые аспекты дискуссии о качестве публичной сферы
поиск схожих межнациональных явлений в работе сетевых публичных сфер, включая коммуникацию в протестных сообществах (Castells 2012)
новая конфигурация коммуникативных потоков, перетекание повестки дня и новые разломы в социальной дискуссии в гибридных медиасистемах (Chadwick 2011)
?: каковы временнЫе и каузальные связи между новыми паттернами коммуникации и разломами в публичной сфере?


14.11.2013


Слайд 3Траектории гибридизации современных медиасистем: национальное или универсальное?
Chadwick 2011: технологическая гибридизация

медиасистем (формирование онлайновых зон медиатизированной дискуссии) неизбежно влечет за собой политическую гибридизацию (формирование новых политических разломов, отраженных в медиаконтенте, на основе показателей проникновения Интернета и различий в медиапотреблении у разных страт аудитории), что углубляет общественные противоречия
Adam&Pfetsch 2011: текущий национальный социально-политический контекст , а не универсальный закон, определяет, как именно медиасистемы проходят политическую гибридизацию

? Насколько доминируют национальные модели гибридизации? Существуют ли кросс-национальные сходства
в новых чертах публичных сфер?

14.11.2013


Слайд 4
КЕЙС. Протестное движение
«За честные выборы» (2011-2012)
Исследование проведено С. С. Бодруновой

и А. А. Литвиненко в 2012 году, опубликовано Routledge в 2013 году)
Тенденции, предшествовавшие протестному движению:
таяние потребления ТВ в некоторых социальных стратах, например в молодежной (Oates 2012; Strukov 2012; Gabowitch 2012);
рост контроля федерального ТВ, сделки по покупке каналов;
резкий рост (2007-2011) Интернет-проникновения в России – до 50 млн человек к 2011 году;
взлет активизма в сети и вне ее, имевший пиком 2010 год;
формирование «самой вовлеченной в сети аудитории в мире»;
появление неполитических медиа альтернативной повестки дня;
резкая политизация онлайн-сегмента после сентября 2011 года.

14.11.2013


Слайд 5
КЕЙС. Протестное движение
«За честные выборы» (2011-2012)
14.11.2013


Слайд 6
КЕЙС. Протестное движение
«За честные выборы» (2011-2012)
14.11.2013


Слайд 7
КЕЙС. Протестное движение
«За честные выборы» (2011-2012)
14.11.2013


Слайд 8
КЕЙС. Протестное движение
«За честные выборы» (2011-2012)
Следует присмотреться к природе

медиатизированного протеста с точки зрения двух ролей новых медиа: организационной и «культивационной»
разломы потоков информации не связаны прямо с демографией;
политические разломы в медиасфере проходят сквозь и онлайновые, и оффлайновые СМИ;
повестка дня и лидеры мнений оказывают решающую роль на политическую гибридизацию во времена резкой поляризации медиарынка;
социальные сети, особенно Facebook, служат зонами особой социальной коммуникации (social communicative milieus)

Вывод: Мы предположили складывание на основе медиа альтернативных повесток дня национальной по охвату публичной контр-сферы, амбивалентной в аспекте качества публичной сферы

Слайд 9
КЕЙС 2. Публичная контр-сфера в Италии
в 2008-2012 годах
Можно проследить сходные

тенденции в публичной сфере Италии, поэтому видвигаем «большую гипотезу» о том, что:

в обеих странах до того, как разразились протесты 2011-2012 годов, в течение последнего электорального цикла (2008-2012 годы) постепенно нарастал «большой раскол» национальных медиатизированных публичных сфер;

это не противостояние правых и левых, а отказ части общества от участия в мейнстримном политическом диалоге, поскольку он воспринимается как выхолощенный и искаженный.

Слайд 10Сравнимость политического ландшафта
Политические тенденции, влияющие на качество публичной сферы:
старение элиты,

стагнация полит. процесса, выхолащивание политического дискурса: Antipolitica / Второй застой
‘три Италии’ / ‘четыре России’: новая национальная стратификация на основе стиля жизни, а не территории;
‘новая республика’ равной временнОй протяженности;
разделение оппозиции на ‘системную/несистемную’;
шорт-термизм в принятии решений (отмечен M.Mонти);
клиентелистская природа отношений в политической и чиновной сферах;
упадок легитимности национальных лидеров в некоторых социальных средах («креативный класс» в России, студенчество в Италии) на фоне общих высоких показателей легитимности;
медиакратические тенденции: сращение медиа и политики (Puyu&Bodrunova 2013)

Слайд 11 «телезависимость»: почти 70% россиян и около 90% итальянцев смотрят ТВ

помногу, но не доверяют контенту! ТВ остается единственным «клеем» нации
национальный рынок качественной газетной прессы имеет серьезные пробелы в том, как отражаются интересы большинства, особенно молодежи
оппозиционные медиа стали частью системы и следуют партийному водоразделу
резкий рост проникновения Интернета в городах
общее падение доверия медиасистеме в противовес доверию отдельным медиаперсонам

Сравнимость тенденций в медиасфере


Слайд 12Две контр-сферы:
структурные подобия и различия
Создание новых кроссплатформенных медиа.
СМИ альтернативной повестки дня

(газеты, журналы, кабельное и сетевое ТВ, радио, подкасты, спецпрограммы) в 2000-е годы в крупных и средних городах.
Блоги (особенно в Италии), включая блоги Беппе Грилло и Алексея Навального. Истории политического успеха!
Социальные сети как коммуникативные площадки (как Facebook в России)/ проекты в соцсетях (Informazione Libera или Altra Notizia в Италии).
Известные журналисты и иные авторы онлайн-текстов критического, аналитического или художественного характера.

В России: Деловые издания (поляризовались вслед за аудиторией, сочтя экономический риск более существенным).
В Италии: Созвездия взаимосвязанных порталов: think tanks, университеты, тематические сайты, блоги, новостные медиа

Слайд 13Две контр-сферы:
ключевые черты развития
Призыв вернуться к фактам после «scomparsa dei fatti»
Волновой

характер формирования:
- в Италии: вторая волна вебзинов в 2009-2010 гг.; успех политических блогов и традиционных СМИ с новой повесткой дня (Annozero, Il Fatto Quotidiano, Passaparola);
- в России: новая сетевая журналистика, носящая черты прозы, блоггинга и телевизионной композиции; «исход» элиты Рунета из Livejournal в Facebook; стремительная поляризация и политизация деловых изданий.
Новые формы слияния СМИ и активизма:
- Блоггеры, в первую очередь Грилло и Навальный, скомбинировали традиционные политические практики, низовой активизм, лидерство в умах и производство текста.
4. Концентрация вокруг «альтернативных» осей повестки дня


14.11.2013


Слайд 14В Италии и России в 2008-2012 годах…

1 как выявить научным путем

формирование альтернативной публичной сферы?

2 формируются ли контр-сферы на региональном уровне?

МЕТОД:
количественный анализ
меню региональных новостных порталов

Интересно знать…


Слайд 15Количественное исследование альтернативной повестки дня: методология и выборка
4 группы порталов

в зависимости от года создания:
1) до 1991/1993, региональные;
2) 1994-2007, региональные;
3) 2008-2013, региональные;
4) 2000s-е, альтернативной повестки.
гипотеза: повестка дня постепенно изменяется от 1-й к 4-й группе, и нам особенно важно, что происходит в Группе 3;
для каждой из восьми групп определяем самые «весомые» теги в меню, встречающиеся чаще всего и на первых позициях;
создаем Wordle-репрезентации самых «весомых» тегов меню.

Выборка:
Италия: более 500 порталов проверено вручную, взято 278
Россия: более 1400 порталов проверено вручную, взято 258

14.11.2013


Слайд 1620 самых «весомых» тегов в меню порталов: Италия

14.11.2013


Слайд 17Wordle самых «весомых» тегов меню: Италия


Слайд 1814.11.2013

20 самых «весомых» тегов в меню порталов: Россия


Слайд 19Wordle самых «весомых» тегов меню: Россия


Слайд 20 Повестка дня изменилась в сторону международных новостей, специализированной тематики (включая

искусство), и тематике, близкой стилям городской жизни индивидуального медиапотребителя.
итальянские СМИ открывали новые оси повестки дня, а российские пошли в сторону социальной критики.
Списки новых тегов по двум странам содержат ‘world news’, ‘national news’, ‘media’(!), ‘city & community’, ‘analysis & issues’, ‘opinion/forecasts’, ‘science’, ‘arts’ and ‘education’. Разлом в повестках дня уже отражается на базовом уровне принятия редакционных решений: в тегах меню.
‘Новая локальность’: местные порталы как информационные агентства обо всем мире.
Политизация неполитической повестки, но без помещения ее в контекст дискуссии по policy или привязки к полит. спектру.

Сравнение результатов: есть сходства!


Слайд 21



Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика