Слайд 1ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
СОЕДИНЕННЫХ
ШТАТОВ
АМЕРИКИ
Слайд 2План:
Историческая перспектива
1.1 XVIII-XX в.в.: Доминирование политики изоляционизма
1.2 ХХ в.: США –
полноправный участник международных отношений
II. Формирование и осуществление внешней политики США
2.1 Роль законодательной и исполнительной властей
2.2 Роль партий
2.3 Государственный аппарат
2.3.1 Государственный департамент
2.3.2 Совет по национальной безопасности
III. Организации, оказывающие влияние на внешнюю политику
3.1 NGOs – Негосударственные организации
3.2 Политические фонды (Think tanks)
3.3 Средства массовой информации и внешняя политика США
Слайд 3План (продолжение):
IV. Инструменты и основные направления внешней политики США
4.1 Основные инструменты
внешней политики США:
4.2 США и НАТО
4.3 Продвижение собственной политики в ООН
4.4 Проблема разоружения и нераспространения вооружения
4.5 США и Китай
V. США и война с терроризмом после 11 сентября 2001 года
Слайд 51.1 XVIII-XX в.в.: Доминирование политики изоляционизма
1793 – Дж. Вашингтон заявляет о
невмешательстве в европейские дела;
1803 – Луизианская покупка (при участии Франции и Испании);
Слайд 61812-1814 – англо-американская война, в которой агрессивно-настроенные республиканцы - «молодые ястребы»
(Клэй) видели возможность для территориальной экспансии;
1819 – Договор Адамса-Ониса с Испанией о передаче Флориды;
Доктрина Монро (1823)
«Мы не вмешивались и не будем вмешиваться в дела уже существующих колоний или зависимых территорий какой-либо европейской державы».
1823 – первые представительства в Чили, Мексике, Перу и Колумбии;
1846-1848 – Американо-мексиканская война. Закончилась договором Гуаделупе-Идальго, по которому США получала Техас;
1898 - испано-американская война, которая считается первой войной США как мировой державы;
Слайд 71.2 ХХ в.: США – полноправный участник международных отношений
II Мировая война.
Ялтинская конференция (1944)
Еще до окончания войны между союзниками возникли разногласия по поводу послевоенного устройства Европы – начала складываться биполярная система;
Холодная война (1945-1991 г.г.)
1945, март - речь Черчилля в Фултоне;
1950-1953 гг. – Корейская война;
1961 – Берлинский кризис;
1962 – Карибский кризис;
70е – нач. 80х – Разрядка в отношения между
СССР И США;
1991, декабрь - Распад СССР;
июль - Прекращение действия ОВД; Окончание холодной войны.
Слайд 8Основные черты внешней политики США:
- агрессивность в случае уверенности в успехе;
-
стратегическое планирование, основанное на НЕсиловых методах воздействия.
Слайд 9II
ФОРМИРОВАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США
Слайд 102.1 Роль законодательной и исполнительной властей
- Президент США официально определяет внешнюю
политику;
но его решения должны быть одобрены палатами Конгресса.
Президент США обладает правом «по совету и с согласия Сената»:
- вести переговоры и заключать международные договоры с одобрения 2/3 сенаторов;
- назначать послов и Госсекретаря.
- Президент - верховный главнокомандующий;
НО только Конгресс США имеет право объявлять войну, собирать Армии, создавать ВМФ и и содержать их;
(Конституция США. Ст. 2. Разд.2. и Ст.1. Разде.8. 1787).
Слайд 11Конгресс может наделить президента правом выносить решения относительно внешней политики без
согласия представителей законодательной власти;
Дело United States v. Curtiss-Wright Exp. Corporation(1936):
Решение суда в пользу правительства устанавливало широкие полномочия президента в сфере международных отношений;
«…только Президент имеет право слушать или говорить от имени нации…» (член суда Дж. Сазерленд);
Президент имеет право наложить вето (для преодоления необходимо 2/3 голосов в каждой палате);
2008 Defense Authorization legislation (H.R. 1585):
Президент накладывает вето на решение Конгресса вернуть армию из Ирака.
Слайд 122.2 Роль партий
В ситуациях, когда представители обеих партии в обеих платах
Конгресса США сходятся во мнении по определенному вопросу, выносится единогласное решение обеих партии;
Редкое явление из-за естественного противостояния по вопросам внешней политики;
Реакция на агрессию:
1941 – Объявление войны Японии и вступление США во II Мировую войну;
1964 – Тонкинская резолюция. Начало операции во Вьетнаме.
Сенат: 88 «за» - 2 «против»
Пал. Представ.: 416 «за» - 0 «против»
Слайд 132001 - Резолюции 64 (Палата представителей) и 23 (Сенат)
Война в
Афганистане
…Президент уполномочен применить необходимую и соответствующую силу против тех государств, организаций или лиц, которые, по его мнению, спланировали, санкционировали, совершили террористическую атаку 11го сентября 2001 или оказали содействие в её совершении…
(AUMF. 2001)
Сенат: 98 - 0
Пал. Представ.: 420 – 1
2002 – AUMF в отношении Ирака
Сенат: 77 - 23
Пал. Представ.: 296 – 133
БАРБАРА ЛИ (ДЕМ.)
неограниченная война без конкретной цели
Слайд 142010 ГОД
…в любом случае, внешняя политика – область, в которой правительство
действительно работает в том смысле, что Администрация и оппозиция могут объединяться ради решения одной из самых важным сегодня проблем.
(Р. Каган. Bipartisan Spring. Foreign Policy. 2010)
- в области внешней политики возобновилась ситуация единогласия партий, а так же единогласия Администрации и оппозиционной партии.
Слайд 152.3 Государственный аппарат
2.3.1 Государственный департамент
UNITED STATES DEPARTMENT OF STATE
Формально выполняет функции
МИДа;
Госсекретарь – Хилари Родман Клинтон;
Официально заявленная миссия Депармента:
а) внешнеполитическая деятельность США не ограничена лишь американскими интересами;
б) мессианской роли США в установлении мирового порядка.
Слайд 16Цели Госдепа:
Достижение мира и обеспечение безопасности;
Справедливое и демократическое управление;
Вклад в развитие
человеческого общества;
Экономический рост и процветание;
Гуманитарная помощь;
Международное понимание;
Консульские и административные функции.
(Госдеп США. Финансовый отчет агентства. 2009)
Слайд 17Главные достижения Госдепартамента США в 2009 году:
Цель 1. Достижение мира и
обеспечение безопасности
…
Инициированы переговоры по заключению всемирного соглашения о запрете производства расщепляемых материалов для использования в ядерном вооружении.
Поддержание международной коалиции, которая принятием Резолюции 1874 Совета Безопасности ООН предотвратила испытания ракетного и ядерного оружия Сев. Кореей.*
…
Подготовка более, чем 75 000 миротворцев для участия в международных миротворческих операциях по всему миру в 2010 году.
Слайд 182.3.2 Совет по национальной безопасности
NATIONAL SECURITY COUNCIL
создан в 1947г., переведен в
состав исполнительного кабинета президента США в 1949 г.
консультативный орган при Президенте, оказывающий поддержку в вопросах национальной безопасности и внешней политики;
служит для координации деятельности ведомств, задействованных в вышеуказанной деятельности;
Слайд 21III
ОРГАНИЗАЦИИ,
ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ
Слайд 223.1 NGOs – Негосударственные организации
NGO (Non-Governmental Organizations) – некоммерческие, волонтерские организации,
которые создаются на местном, государственном или международном уровне.
Деятельность подобных организаций направлена на решение проблем в определенной области:
проблем экономического развития
справедливой международной торговли
защиты прав меньшинств.
Американские: Center for International Policy
Национальные: Global Policy Forum
Слайд 23Основные инструменты воздействия:
Организация демонстраций;
Организация кампании по определенной проблеме;
Информационная деятельность (Web-сайты, офиц.
письма).
Проект Win Without War
Кардинальное изменение политики США на Ближнем Востоке.
Статистика проекта:
С 2001 года в Афганистане было убито 1196 американских солдат.
Война в Афганистане – самая продолжительная в истории США.
Большинство афганцев хотят, чтобы США покинули страну, и рассматривают нас как оккупантов.
Слайд 243.2 Политические фонды (Think tanks)
Политический фонд - группа или организация, созданная
для изучения и решения проблем в области технологий, социального и политического планирования или безопасности.
-В 2006 году в США было зарегистрировано 1,106 политических фондов.
-Изначально - квазиправительственный характер (особенно после II Мировой войны);
-70-80е годы - изменение характера деятельности, в которой важное место занимает работа с общественностью и формирование общественного мнения (маркетинг).
Слайд 25Основные направления работы:
Проведение исследований (научных и общественных);
Предоставление экспертного мнения гос. органам;
Инициация
гос. работы над решением опред. вопросов;
Работа с общественностью: работа с прессой, масс-медиа публикация собственных материалов.
Работа с представителями госуправления.
…нация должна думать прежде, чем действовать.
Р. Страузж-Хупé. Основатель FPRI.
Think tanks, специализирующиеся в области внеш. политики:
FPRI – Foreign Policy Research Institute;
FPIF – Foreign Policy in Focus;
CNS – James Martin Center for Nonproliferation Studies.
Слайд 262007 – СAP vs CNAS
Позиция CAP:
Вывод войск к концу 2008 года;
Высадка
8000 – 10000 солдат в соседние страны для предотвращения пограничных конфликтов;
(Б. Катулис и др. Strategic Reset. 2007)
Позиция CNAS:
Присутствие США обеспечивает закон и порядок;
Большинство ключевых игроков, включая шиитское правительство Малики, заинтересованы в присутствии США.
(К. Kahl. The Case for Engagement in Iraq. 2008)
CNAS одерживает вверх в этом противостоянии;
Джеймс Миллер, вице-президент организации, стал главным заместителем министра обороны.
Слайд 273.3 Средства массовой информации и внешняя политика США
СМИ не формируют внешнюю
политику. Но в век информационных технологий она не может формироваться без их участия.
Уоррен Штробел, главный редактор U.S. News & World Report.
Эволюция СМИ:
-Скорость распространения новостей.
-Роста числа пользователей Интернета: сохранять секретность информации стало труднее (WikiLeaks).
Таким образом, средства массовой информации заставляют реагировать быстрее на проблемы, возникшие в области внешней политики.
Слайд 28IV
ИНСТРУМЕНТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США
Слайд 294.1 Основные инструменты внешней политики США:
Дипломатия;
Продвижение собственно политики в ООН;
Международная валютная
система (М/н. банк и МВФ);
Экономическая помощь;
Международные организации:
НАТО (1949);
АНЗЮС (1951) -Австралией, Новой Зеландией и США;
СЕАТО (1954);
Санкции:
США не поддерживает дипломатических отношений с Бутаном, Ираном, Сев. Кореей, Сомали и Кубой;
Интервенция и военное устрашение;
«Информационная война».
Слайд 304.2 США и НАТО
Расширение на восток:
После Холодной войны встал вопрос о
дальнейшей судьбе НАТО;
Государства-члены решили трансформировать НАТО в более универсальную структуру, в которой и политическое сотрудничество.
«…[НАТО - ] бастион свободы, мира и безопасности на евразийской земле и нечто, с чем Россия должны будет считаться»
(К. Пауэлл, 2001)
Слайд 311999 – Польша и Чехия становятся официальными членами НАТО (четвертая очередь
расширения);
2004 – в НАТО вступают Болгарии, Латвии, Румынии, Литве, Словакии, Словении и Эстонии (пятая очередь расширения);
2009 – членами НАТО
становятся
Албания и Хорватия
(шестая очередь
расширения).
Слайд 32Раскол союза в Ираке
З. Бзежинский (2004): для обеспечения трансатлантической безопасности и
мира Альянс должен действовать за границами Европы;
Даже после поддержки интервенции, европейские страны-союзники отказались принимать участие в боевых действиях.
В результате нарастания напряженности союзники начали выводить свои войска.
Сегодня, единственная причина, почему НАТО продолжает существовать – стремление американцев найти повод быть «в» Европе.
(Д. Ларисон. The case against NATO/The Week. 2010)
Слайд 334.3 Продвижение собственной политики в ООН
США - постоянный член Совета Безопасности
ООН;
В 2009 перечислили в бюджет $517 млн. (22%; Россия – 1,6%);
ООН выступает инструментом американской внешней политики.
За последний год США удалось добиться:
Санкций ООН в отношении Ирана и Северной Кореи;
Нового импульса в борьбе с распространением ядерных вооружений и материалов;
…
Прямое участие ООН в реформировании слабо работавшего Совета ООН по правам человека.
(Инфор. бюллетень: продвижение ин-сов США в ООН, 2010)
Слайд 344.4 Проблема разоружения и нераспространения вооружения
США являются членами следующих договоров:
Конвенция о
биологическом оружии (ратифиц. в 1975 году)
Конвенция о Химическом оружии (рат. в 1997)
Договор о нераспространении ядерного оружия (1970)
Соглашение о конкретных видах обычного вооружения (1995)
Соглашение о космосе (1967)
Соглашение об обычных вооруженных силах в Европе (1992)
-После 9/11 - смещение акцента : опасение, что ядерное оружие или средства для его производства попадут в руки экстремистских группировок.
Слайд 35Дж. Вульф
(Зам. мин-ра США по предотвр. распространения вооружения):
Сократить и остановить производство
материалов для производства оружия массового поражения;
Предотвратить приобретение Ираном ОМП и ракетного оружия;
Остановить распространение ядерного и ракетного вооружения из Южной Азии;
Усилить контроль над экспортом;
Поддержать развитие Международного Агентства Атомной Энергетики.
(Дж. Вольф. U.S. Approaches to Non-proliferation, 2002)
Слайд 36Несмотря на необходимость жесткого контроля и подавления экстремистских негосударственных групп, основные
действия в области предотвращения предпринимаются именно на государственном уровне:
санкции против Ирана и Сев. Кореи;
дог-ры с Россией: СНВ-III (2010)
ОДНАКО:
-за период 1994-2002 г.г. США продали обычного вооружения на сумму $123.5 млн., что делает их крупнейшим поставщиком вооружения в мире.
(Arms Control Association, 2010)
Слайд 374.5 США и Китай
Китай превращается из регионального игрока в мировую державу;
Причины
напряженности в отношениях:
модернизации китайской армии и наращивании Китаем своего военного потенциала;
положение прав человека в Китае;
США открыто поддерживают Тайвань;
2010 – «торговая война» между Китаем и США:
США начинают линию протекционизма;
НО: Импорта из Китая за 2009 год – $296,4 млрд.
Валютные резервы Пекина - $2500 млрд.
Слайд 384.6 «Информационная война»
-воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства
путём распространения определённой информации.
формирования общественного мнения и на территории своей страны, и среди своих союзников;
-90е годы - вторая интервенция НАТО на Балканах (1998): антисербская пропаганда;
-2008, август – освещение событий грузино-южноосетинского конфликта:
Эфир телеканала Fox News: интервью с Амандой Кокоевой
Слайд 39V
США И ВОЙНА С ТЕРРОРИЗМОМ ПОСЛЕ 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА
Слайд 40Террористические атаки против граждан США до 11.09.2001:
1993, Нью-Йорк – взрыв в
Торговом центре (погибло: 6 чел.);
1995, Рьядх, СА – взрыв бомбы (погибло: 5 военнослуж.);
1996, Дхахран, СА –взрыв бомбы (погибло: 19 амер. служащих);
1998 – взрывы возле посольств США (погибло: 224 чел.).
11 сентября 2001 года
Разрушение ВТЦ, Теракт в Пентагоне, падение самолета в Пенсильвании (погибло: ок. 3000 чел.).
После терактов 11 сентября борьба с мировым терроризмом становится одним из основных направлений внешней политики США.
Слайд 41Меры по борьбе с терроризмом после 9/11:
Приказ 13224: замораж. счетов террористов,
террористических организации и организаций, связанных с Аль-Каидой;
Список иностранных террористических групп: гражданам США запрещалось оказывать материальную помощь этим организациям. Все въездные визы лидеров этих организаций были отменены;
Российско-американская кооперация в борьбе с терроризмом;
«Вознаграждение за справедливость» - $5 млн. за информацию о планируемых терактах или содействие в поимке террористов;
2002 – Homeland Security Act.
Созд. Департамента национальной безопасности США.
Слайд 422001, 18 сентября – AUMF (Разрешение использовать ВС США в борьбе
против организации, ответственных за теракт);
2001, 7 окт. – опер. «Несокрушимая свобода» - Афганистан;
2002, 16 окт. – AUMF – Ирак (борьба против распространения оружия массового поражения);
2003, 20 марта – Вторжение в Ирак.
Слайд 43USA PATRIOT Act (26 окт. 2001):
Раздел II. Параграф 201 («sunset provision»):
Разрешение
на прослушивание телефонных, устных и электронных переговоров, относящихся к делам по терроризму (истек 31 дек. 2005 года);
Раздел III.
Предотвращение отмывания денег и финансовые меры по борьбе с терроризмом;
Раздел VIII.
Внесение изменений в уголовный кодекс по статье «терроризм».
Слайд 44Основные спорные моменты:
• Закон позволял федеральным агентствам провести тайный обыск любого
дома, офиса. При этом сроков извещения о проведенном обыске не ставилось.
• Закон разрешал властям собирать информацию в библиотеках, офисах или медицинских учреждениях даже при отсутствии доказательств причастности к терроризму. Служащим было запрещено сообщать о подобном сборе информации.
• Слишком широкое определение терроризма.
(«Trust me» just doesn’t fly/USA Today. 2005)
Слайд 45БИБЛИОГРАФИЯ:
Иванян, Э.А. История США. М.: Дрофа, 2006
Системная история международных отношений/ Под
ред. Богатурова А.Д., том 2. М., 2006.
Kissinger, H. Crisis. NY.: Simon and Schuster, 2002
ВЕБЛИОГРАФИЯ:
ДАВЫДОВИЧ, С.; АНДРЕЕВ, А., «ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОТИВОБОРСТВЕ В ХОДЕ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА В КОСОВО». 2002
ФМС. ЗАЯВЛЕНИЕ БЮРО ФМС В СВЯЗИ С ЭТНИЧЕСКИМИ ЧИСТКАМИ В КОСОВО. 2004
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ООН. ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ООН. 2010
BRZEZINSKI, I. NATO: AN ALLIANCE TRANSFORMING. 2004
DINAN, S. 'BIPARTISANSHIP' IN CONGRESS: GOOD OR BAD?/THE WASHINGTON TIMES. 2010
FEFFER, J. PUTTING THE PRESIDENT IN HIS PLACE/FPIF. 2007
JUNG A. ET AL. WÄHRUNG ALS WAFFE/SPIEGEL 40/2010.
KAGAN, R. BIPARTISAN SPRING/FOREIGN POLICY. 2010
KAHL, C. THE CASE FOR CONDITIONAL ENGAGEMENT IN IRAQ/CNAS. 2008
KATULIS, B. ET AL STRATEGIC RESET/CAP WEBSITE. 2007
Слайд 46LARISON, D. THE CASE AGAINST NATO/THE WEEK. 2010
POWELL, C. U.S. INTERNATIONAL
ENGAGEMENT: A TIME OF GREAT OPPORTUNITY. 2001
ROSENBAUM, D. NATION IN CHALLENGE: THE LAWMAKERS/THE NEW YORK TIMES. 2001
STROBEL. W. P. THE MEDIA: INFLUENCING FOREIGN POLICY IN THE INFORMATION AGE. 2000
WASHINGTON, G. FAREWELL ADRESS. 1796
WILSON, W. SPEECH TO THE JOINT SESSION OF THE CONGRESS. APRIL 2, 1917
WILSON, W. SPEECH TO THE JOINT SESSION OF THE CONGRESS. JANUARY 8, 1918
WOLF, J. U.S. APPROACHES TO NONPROLIFERATION. 2002
WIN WITHOUN WAR. OFFICIAL WEB SITE < HTTP://WWW.WINWITHOUTWAR.ORG/PAGES/FACTS/>
Fact Sheet: Advancing U.S. Interests at the United Nations. 2010
U.S. DEPARTMENT OF STATE. FY 2009 AGENCY FINANCIAL REPORT. 2009
U.S. DEPARTMENT OF STATE. OFFICIAL WEB SITE
P. L. 107-40 107TH CONGRESS. 2001
Слайд 47THE LIBRARY OF CONGRESS. BILL SUMMARY & STATUS 110TH CONGRESS (2007
- 2008) H.R.1585. 2008
PROCLAMATION 2087 FORBIDDING THE SHIPMENT OF ARMS TO THE COMBATANTS IN THE CHACO. 1934
UNITED STATES V. CURTISS-WRIGHT EXPORT CORP./OYEZ. 2010
U.S. SUPREME COURT. 299 U.S. 304. 1936
THE UNITED STATES CONSTITUTION. 1787
ENVIRONMENT NEWS SERVICE. OBAMA STRENGTHENS U.S. COMITMENT TO NUCLEAR NON-PROLIFERATION. 2001
ARMS CONTROL ASSOCIATION. ARMS CONTROL AND PROLIFERATION PROFILE: THE UNITED STATES
CBS POLLS. IRAQ/POLLING REPORT. 2003-2010
US PATRIOT ACT. 2001
TERRORIST ATTACKS/INFOPLEASE.