Слайд 1ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:
КАК РАБОТАТЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
И КАК СДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ
ПОНИМАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ?
Учебно-практический семинар
Новочебоксарск
15-16 октября, 2003г.
Слайд 2Центр "Эко-Согласие"
основные направления работы
Расширения участия общественности в процессе принятия экологически значимых
решений
Информационная работа - электронные серверы новостей; выпуск телевизионных роликов; подготовку брошюр, просветительских материалов по различных аспектам охраны окружающей среды.
О.А. Сперанская, директор программы по химической безопасности, Центр "Эко-Согласие" speransk@ntserver.cis.lead.org
Слайд 3Вопросы анкеты
доступ к экологической информации с точки зрения международных процессов;
доступ к
экологической информации, согласно российскому законодательству
деятельность общественных организаций в области химической безопасности
взаимодействие государственных и общественных организаций в области подготовки информации для общественности
популяризация технической информации
каналы распространения информации
Слайд 4Доступ к экологической информации в контексте
международных процессов
Орхусская конвенция;
Протокол по РВПЗ;
Всемирный саммит
по устойчивому развитию
Стокгольмская конвенция о СОЗ;
Доступ к экологической инфомарции согласно российскому законодательству
Конвенция о запрещении химического оружия
Президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"
Слайд 5Орхусская конвенция
1998 - открыта для подписания
октябрь 2001 года -
вступила в силу
ратифицировали 17 стран, среди которых 10 государств ВЕКЦА:
Армения
Азербайджан
Беларусь
Грузия
Казахстан
Кыргызстан
Молдова
Таджикистан
Туркменистан
Украина
На сегодняшний день Орхусскую конвенцию подписали 40 стран и ратифицировали 23.
Слайд 6Основные принципы Орхусской конвенции.
* Обеспечение ативного доступа общественности к информации (ст.4);
*
Вовлечение общественности в процесс принятия экологически-значимых решений; в разработку экологической политики, программ, планов действий (ст.6 п.4, ст.7);
* Учет мнения общественности при принятии экологически значимых решений, разработке экологичсекой политики, экологических программ и планов действий (ст.6 п.7,8);
Слайд 7Основные принципы Орхусской конвенции
* Обеспечение доступа общественности к правосудию по
вопросам, касающимся окружающей среды (ст.9);
* Поддержка общественных организаций, занимающихся охраной окружающей среды, и обеспечение соответствия национального законодательства этому принципу (ст.7);
Слайд 8Стороны должны обеспечить использование принципов Орхусской конвенции в международном процессе принятия
экологически-значимых решений
Слайд 9Доступ общественности к информации
* государственные структуры должны гарантировать получение общественностью запрашиваемой
информации не позднее, чем в течение месяца с момента поступления запроса со стороны общественности
(ст.4 п.2)
Слайд 10В предоставлении информации может быть отказано, если:
с.4п.3
- государственная структура не располагает
такой информацией;
- если информация запрашивается в слишком общем виде;
- если предоставление информации нарушает вопросы конфиденциальности, связанные с национальной безопасностью или коммерческой тайной
Слайд 11Сбор и распространение экологической информации
(ст.5)
Стороны должны обеспечить:
* наличие и постоянное обновление
имеющейся экологической информации;
* предоставление общественности информации в электронном виде и через систему Интернет.
* Не реже раза в три-четыре года выпускать и распространять государственные Доклады о состоянии окружающей среды, включая информацию о качестве окружающей среды и нагрузке на нее.
Слайд 12Сбор и распространение экологической информации
(ст.5)
* регулярно распространять информацию о стратегиях, политики,
программах, планах действий в области охраны окружающей среды и прогрессе в их осуществлении;
* разработать национальные системы инвентаризации загрязнения или регистры, обеспечив доступ общественности к электронным базам данных. (ст.5 п.9)
Слайд 13Разработка национальных систем инвентаризации загрязнения или регистров
Такие системы могут включать регистры
выброса и переноса определенных загрязняющих веществ и продуктов от определенных видов деятельности, для их транспортировки с территории предприятия для уничтожения, переработки или захоронения.
Слайд 14ПРОТОКОЛ ПО РЕГИСТРАМ ВЫБРОСА И ПЕРЕНОСА ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ
(РВПЗ)
(2001-2003)
30 декабря - согласован окончательный
текст Протокола.
5-ая конференция министров "Окружающая среда для Европы"
Слайд 15РВПЗ и Орхусская конвенция
“Активный” доступ к информации (Статья 5.9)
Связь с правом
общественности на информацию
Слайд 16Ежегодная отчетность о выбросах и переносе загрязняющих веществ.
Информация - в форме
регистров выброса и переноса.
Отчетность: 86 веществ: тяжелые металлы, парниковые газы, канцерогены и вещества, вызывающие кислотные дожди.
Отчетности: нефтеперерабатывающие заводы, тепловые электростанции, химическая, горноперерабатывающая промышленность; мусоросжигательные заводы; переработка и обработка бумаги и древесины, сельское хозяйство.
- Крупные стационарные источники загрязнения
- диффузные источники
Слайд 17Основные принципы Протокола РВПЗ
Открыт для присоединения Сторон, не подписавших Орхусскую
конвенцию
Основывается на уже существующих международных процессах
Слайд 18Элементы Протокола РВПЗ(1)
Данные по индивидуальным предприятиям:
Данные отчетности собираются индивидуальными предприятиями
и предоставляются национальному органу
Конкретные загрязнители
Выбросы загрязнителей, указанных в Приложении
Перемещения: перемещение загрязнителей или опасных отходов, отходов и/или сточных вод за пределы предприятия
Слайд 19
Другие элементы (4)
Структурированная, компьютеризованная база данных: отчетность в электронной форме
Увязка с
другими существующими базами данных, содержащими смежную информацию
Доступность для общественности и простота в использовании
Участие общественности в разработке системы РВПЗ
Разграничение постоянных и аварийных выбросов
При разработке следует учитывать возможность последующего расширения списка веществ
Слайд 20Опыт применения РВПЗ: положительный эффект (2)
- Общественность обладает необходимой информацией для
диалога с предприятиями-загрязнителями
- Конструктивный диалог означает, что предпринимаются более активные меры для сокращения загрязнения
Слайд 21Опыт применения РВПЗ: положительный эффект (3)
- Гораздо более точная информация о
реальной экспозиции по токсичным веществам (местные выбросы)
- Четкое представление об общем воздействии на окружающую среду и на здоровье населения
- Позволяет государственным органам оценивать прогресс в сокращении загрязнения с течением времени
-Помогает оценить адекватность систем мониторинга
- Расширяет возможности для планирования работы государственных служб (ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций)
Слайд 22Преимущества Протокола по РВПЗ
Протокол регулирует информацию о загрязнении, а не само
загрязнение.
Его осуществление приведет к значительному снижению уровня выбросов.
Важно, чтобы данные регистров были доступны и понятны широкой общественности.
Создание РВПЗ - трудная задача. Опытом в этой области обладают не все страны: США, Австралия, Канада, Чехия, Хорватия, Нидерланды
Слайд 23Возможные проблемы, связанные с создание национальных РВПЗ
* Для России это новая
и очень сложная проблема.
* Помощь со стороны международных организаций
Слайд 24
Стокгольмская конвенция о СОЗ
Статья 10, п. 5 - разработка РВПЗ
Всероссийской конференции
по проблеме СОЗ (Москва, 28-29 октября 2002 г.)
Перечень основных мероприятий по подготовке Национального плана осуществления Стокгольмской конвенции
Межведомственный совет по экологически безопасному обращению с СОЗ
Слайд 25ВСЕМИРНЫЙ САММИТ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ (АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ, 2002 г.)
План выполнения решений
первое соглашение
международного уровня, требующее от всех государств запретить к 2020 году производство и использование опасных для здоровья или окружающей среды химических веществ.
Слайд 26ВСЕМИРНЫЙ САММИТ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
Меры по реализации:
1)содействовать ратификации Роттердамской
конвенции (2003 год);
2)содействовать ратификации Стокгольмской конвенции (2004 год);
3) продолжить разработку стратегического подхода для действий на период после 2000 года;
4)поощрять страны к внедрению новой согласованной на глобальном уровне системы классификации и маркировки химических веществ, с тем чтобы обеспечить возможность полного использования этой системы к 2008 году;
Слайд 27ВСЕМИРНЫЙ САММИТ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
Меры по реализации:
5)партнерство:
- экологически безопасное
использование химических веществ
- осуществление МЭС
- повышение информированности
- сбор новых научных данных
6) предотвращение незаконного международного оборота опасных химических веществ и опасных отходов (Базельская конвенция);
7) поощрять разработку национальных регистров выброса и переноса загрязнителей.
Слайд 28Пятая конференция министров "Окружающая среда для Европы"
Декларация министров
п. 39 -
41 - министры приветствуют работу по подготовке РВПЗ
п. 54 - министры признают существенную роль разумного управления химическими веществами для устойчивого развития и охраны здоровья
Слайд 29ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО РВПЗ В РОССИИ
Девять пилотных регионов:
Астраханская область, Волгоградская
область, Пермь, Санкт-Петербурге, Архангельская область, Самара, Иркутск, Челябинск и Екатеринбург.
Слайд 30Отсутствие информации - лучшая почва для страха
Николай Безбородов
депутат Государственной Думы от
Курганской области, член государственной комиссии по химическому разоружению
Слайд 31
Доступ к экологической информации согласно российскому законодательству
Конституция РФ
ст.15:приоритет - международные нормы
права
ст. 24 и 29: право на информацию, на поиск, получение, передачу и распространение инф. любым законным путем
ст. 42: право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
Слайд 32Экологическая информация
Информация о состоянии и деятельности, относящихся к:
природе, воздуху,воде, почве, энергии,
шуму, радиации, условиям жизни людей, к строительству, к финансовым и экономическим анализам и прогнозам, административным мерам, соглашениям, политике, законодательству, планам , программам
Слайд 33Сравнительная таблица позиций и предписаний Орхусской ковенции и норм российского законодательства
о понятии экологической информации
Статья 2,b,c
”Экологическая информация означает любую информацию в письменной, электронной или любой иной материальной форме” -запреты и ограничения на форму информации в РФ отсутствуют.
Слайд 34Экологическая информация о:
*состоянии элементов окружающей среды, таких как воздух и атмосфера,
вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами”;
*о факторах, таких как вещества.энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы. оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды…;
* о состоянии здоровья и безопасности людей, условиях эизни людей., состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействуют или может воздействовать состояние элементов окружающей Среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте -
ФЗ “Об уничтожении химического оружия” от 2.05.97 г. ст.1.14
Слайд 35Право граждан на доступ к экологической информации
ст.4 Орхусской конвенции
*"право" воспроизводится в
самых разных объемах и формах практически в каждом законодательном экологическом и природоресурсном акте: "Об охране окружающей среды" (2002г.); "Об охране атмосферного воздуха" (1999г.)
*формально-юридически данное право закреплено в многочисленных актах самого высшего уровня.
Слайд 36Реальные проблемы внедрения в ткань российского законодательства идей и конкретных предписаний
Орхусской конвенции
Слайд 37
ПРОБЛЕМЫ
1) определения критериев отнесения информации к экологической, а не технической, военной,
государственной, коммерческой и проч.;
2) определение оправданности ограничений на распространение информации, которая относится или может быть отнесена к сведениям, обладающим одновременно признаком экологичности и признаками, позволяющими отнести ее как составляющую государственную, военную, коммерческую тайну, или сведениям, подлежащим особой охране и нераспространению
Слайд 38Отказ в предоставлении информации
Закон о государственной тайне - 1997г.
Закон об информации
государственная
тайна
коммерческая тайна
служебная тайна
личные данные
данные, полученные в ходе
предварительного следствия по уголовным делам
Слайд 39Новая система ограничений:
возможность использования сведений, признаваемых экологической информацией (согласно доктрине и
ФЗ “О химическом оружии”, “О радиационной безопасности”, “Об использовании атомной жэнергии” и др.) для актов экотерроризма, диверсий и иных противоправных деяний.
Слайд 40Доступность экологической информации
ст.5 Орхусской конвенции:
государственные доклады о состоянии окружающей среды (ежегодные);
ежегодные
доклады о состоянии здоровья населения РФ, о санитарно-эпидемиологической обстановке в стране, о чрезвычайных ситуациях;
тексты законодательных актов по вопросам окружающей cреды
Слайд 41Российское законодательство достаточно сурово в отношении тех, кто посягает на информационные
права граждан, в том числе на их право доступа к экоинформации.
В УК РФ содержится несколько норм, устанавливающих ответственность за такого рода противоправные деяния.
Слайд 42Позиция экспертов МПР по решению проблем экобезопасности
Решение проблем обеспечения экобезопасности должно
достигаться при условии:
* распространения экологически значимой информации и поддержания непрерывного экологического образования;
* конструктивного взаимодействия с общественностью, учет мнения и результатов общественного экологического контроля и экспертизы
Слайд 43Конвенция о запрещении разработки, производства, хранения и использования химического оружия и
о его уничтожении
Вступила в силу 29 апреля 1997 г.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в ноябре 1997 г.
*Нет ничего об обязанности государства предоставлять общественности информацию.
* Обязанность государства обеспечить безопасное для окр.среды и здоровья населения уничтожение объектов
Слайд 44Президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"
информационное обеспечение
мероприятий по реализации Конвенции:
*разъяснение государственной политики;
*формирование позитивного отношения к проблеме химического разоружения;
*информирование по вопросам безопасности, выбора технологий;
*строительства объектов по уничтожению ХО
Слайд 45Информирование граждан и общественных объединений о проведении работ по:
* хранению, перевозке
и уничтожению ХО;
* конверсии или уничтожению объектов по производству ХО;
* ликвидации последствий их деятельности
осуществляется гласно и открыто, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации