1 ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: КАК РАБОТАТЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И КАК СДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ? Учебно-практический семинар. презентация

Содержание

Слайд 1ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: КАК РАБОТАТЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
И КАК СДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ

ПОНИМАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ?
Учебно-практический семинар Новочебоксарск 15-16 октября, 2003г.

Слайд 2Центр "Эко-Согласие" основные направления работы
Расширения участия общественности в процессе принятия экологически значимых

решений
Информационная работа - электронные серверы новостей; выпуск телевизионных роликов; подготовку брошюр, просветительских материалов по различных аспектам охраны окружающей среды.

О.А. Сперанская, директор программы по химической безопасности, Центр "Эко-Согласие" speransk@ntserver.cis.lead.org




Слайд 3Вопросы анкеты
доступ к экологической информации с точки зрения международных процессов;
доступ к

экологической информации, согласно российскому законодательству
деятельность общественных организаций в области химической безопасности
взаимодействие государственных и общественных организаций в области подготовки информации для общественности
популяризация технической информации
каналы распространения информации


Слайд 4Доступ к экологической информации в контексте международных процессов
Орхусская конвенция;
Протокол по РВПЗ;
Всемирный саммит

по устойчивому развитию
Стокгольмская конвенция о СОЗ;
Доступ к экологической инфомарции согласно российскому законодательству
Конвенция о запрещении химического оружия
Президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"

Слайд 5Орхусская конвенция
1998 - открыта для подписания октябрь 2001 года -

вступила в силу ратифицировали 17 стран, среди которых 10 государств ВЕКЦА: Армения Азербайджан Беларусь Грузия Казахстан Кыргызстан Молдова Таджикистан Туркменистан Украина На сегодняшний день Орхусскую конвенцию подписали 40 стран и ратифицировали 23.

Слайд 6Основные принципы Орхусской конвенции.
* Обеспечение ативного доступа общественности к информации (ст.4);
*

Вовлечение общественности в процесс принятия экологически-значимых решений; в разработку экологической политики, программ, планов действий (ст.6 п.4, ст.7); * Учет мнения общественности при принятии экологически значимых решений, разработке экологичсекой политики, экологических программ и планов действий (ст.6 п.7,8);

Слайд 7Основные принципы Орхусской конвенции * Обеспечение доступа общественности к правосудию по

вопросам, касающимся окружающей среды (ст.9); * Поддержка общественных организаций, занимающихся охраной окружающей среды, и обеспечение соответствия национального законодательства этому принципу (ст.7);

Слайд 8Стороны должны обеспечить использование принципов Орхусской конвенции в международном процессе принятия

экологически-значимых решений

Слайд 9Доступ общественности к информации * государственные структуры должны гарантировать получение общественностью запрашиваемой

информации не позднее, чем в течение месяца с момента поступления запроса со стороны общественности (ст.4 п.2)

Слайд 10В предоставлении информации может быть отказано, если: с.4п.3 - государственная структура не располагает

такой информацией; - если информация запрашивается в слишком общем виде; - если предоставление информации нарушает вопросы конфиденциальности, связанные с национальной безопасностью или коммерческой тайной

Слайд 11Сбор и распространение экологической информации (ст.5) Стороны должны обеспечить: * наличие и постоянное обновление

имеющейся экологической информации; * предоставление общественности информации в электронном виде и через систему Интернет. * Не реже раза в три-четыре года выпускать и распространять государственные Доклады о состоянии окружающей среды, включая информацию о качестве окружающей среды и нагрузке на нее.

Слайд 12Сбор и распространение экологической информации (ст.5) * регулярно распространять информацию о стратегиях, политики,

программах, планах действий в области охраны окружающей среды и прогрессе в их осуществлении; * разработать национальные системы инвентаризации загрязнения или регистры, обеспечив доступ общественности к электронным базам данных. (ст.5 п.9)

Слайд 13Разработка национальных систем инвентаризации загрязнения или регистров Такие системы могут включать регистры

выброса и переноса определенных загрязняющих веществ и продуктов от определенных видов деятельности, для их транспортировки с территории предприятия для уничтожения, переработки или захоронения.

Слайд 14ПРОТОКОЛ ПО РЕГИСТРАМ ВЫБРОСА И ПЕРЕНОСА ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ (РВПЗ) (2001-2003) 30 декабря - согласован окончательный

текст Протокола. 5-ая конференция министров "Окружающая среда для Европы"

Слайд 15РВПЗ и Орхусская конвенция “Активный” доступ к информации (Статья 5.9) Связь с правом

общественности на информацию

Слайд 16Ежегодная отчетность о выбросах и переносе загрязняющих веществ. Информация - в форме

регистров выброса и переноса. Отчетность: 86 веществ: тяжелые металлы, парниковые газы, канцерогены и вещества, вызывающие кислотные дожди. Отчетности: нефтеперерабатывающие заводы, тепловые электростанции, химическая, горноперерабатывающая промышленность; мусоросжигательные заводы; переработка и обработка бумаги и древесины, сельское хозяйство. - Крупные стационарные источники загрязнения - диффузные источники

Слайд 17Основные принципы Протокола РВПЗ Открыт для присоединения Сторон, не подписавших Орхусскую

конвенцию Основывается на уже существующих международных процессах

Слайд 18Элементы Протокола РВПЗ(1) Данные по индивидуальным предприятиям: Данные отчетности собираются индивидуальными предприятиями

и предоставляются национальному органу Конкретные загрязнители Выбросы загрязнителей, указанных в Приложении Перемещения: перемещение загрязнителей или опасных отходов, отходов и/или сточных вод за пределы предприятия

Слайд 19 Другие элементы (4) Структурированная, компьютеризованная база данных: отчетность в электронной форме Увязка с

другими существующими базами данных, содержащими смежную информацию Доступность для общественности и простота в использовании Участие общественности в разработке системы РВПЗ Разграничение постоянных и аварийных выбросов При разработке следует учитывать возможность последующего расширения списка веществ

Слайд 20Опыт применения РВПЗ: положительный эффект (2) - Общественность обладает необходимой информацией для

диалога с предприятиями-загрязнителями - Конструктивный диалог означает, что предпринимаются более активные меры для сокращения загрязнения

Слайд 21Опыт применения РВПЗ: положительный эффект (3) - Гораздо более точная информация о

реальной экспозиции по токсичным веществам (местные выбросы) - Четкое представление об общем воздействии на окружающую среду и на здоровье населения - Позволяет государственным органам оценивать прогресс в сокращении загрязнения с течением времени -Помогает оценить адекватность систем мониторинга - Расширяет возможности для планирования работы государственных служб (ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций)

Слайд 22Преимущества Протокола по РВПЗ Протокол регулирует информацию о загрязнении, а не само

загрязнение. Его осуществление приведет к значительному снижению уровня выбросов. Важно, чтобы данные регистров были доступны и понятны широкой общественности. Создание РВПЗ - трудная задача. Опытом в этой области обладают не все страны: США, Австралия, Канада, Чехия, Хорватия, Нидерланды

Слайд 23Возможные проблемы, связанные с создание национальных РВПЗ * Для России это новая

и очень сложная проблема. * Помощь со стороны международных организаций

Слайд 24 Стокгольмская конвенция о СОЗ Статья 10, п. 5 - разработка РВПЗ Всероссийской конференции

по проблеме СОЗ (Москва, 28-29 октября 2002 г.) Перечень основных мероприятий по подготовке Национального плана осуществления Стокгольмской конвенции Межведомственный совет по экологически безопасному обращению с СОЗ

Слайд 25ВСЕМИРНЫЙ САММИТ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ (АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ, 2002 г.) План выполнения решений первое соглашение

международного уровня, требующее от всех государств запретить к 2020 году производство и использование опасных для здоровья или окружающей среды химических веществ.

Слайд 26ВСЕМИРНЫЙ САММИТ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ Меры по реализации: 1)содействовать ратификации Роттердамской

конвенции (2003 год); 2)содействовать ратификации Стокгольмской конвенции (2004 год); 3) продолжить разработку стратегического подхода для действий на период после 2000 года; 4)поощрять страны к внедрению новой согласованной на глобальном уровне системы классификации и маркировки химических веществ, с тем чтобы обеспечить возможность полного использования этой системы к 2008 году;

Слайд 27ВСЕМИРНЫЙ САММИТ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ Меры по реализации: 5)партнерство: - экологически безопасное

использование химических веществ - осуществление МЭС - повышение информированности - сбор новых научных данных 6) предотвращение незаконного международного оборота опасных химических веществ и опасных отходов (Базельская конвенция); 7) поощрять разработку национальных регистров выброса и переноса загрязнителей.

Слайд 28Пятая конференция министров "Окружающая среда для Европы"
Декларация министров
п. 39 -

41 - министры приветствуют работу по подготовке РВПЗ
п. 54 - министры признают существенную роль разумного управления химическими веществами для устойчивого развития и охраны здоровья

Слайд 29ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО РВПЗ В РОССИИ Девять пилотных регионов: Астраханская область, Волгоградская

область, Пермь, Санкт-Петербурге, Архангельская область, Самара, Иркутск, Челябинск и Екатеринбург.

Слайд 30Отсутствие информации - лучшая почва для страха Николай Безбородов депутат Государственной Думы от

Курганской области, член государственной комиссии по химическому разоружению

Слайд 31 Доступ к экологической информации согласно российскому законодательству Конституция РФ ст.15:приоритет - международные нормы

права ст. 24 и 29: право на информацию, на поиск, получение, передачу и распространение инф. любым законным путем ст. 42: право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Слайд 32Экологическая информация
Информация о состоянии и деятельности, относящихся к:
природе, воздуху,воде, почве, энергии,

шуму, радиации, условиям жизни людей, к строительству, к финансовым и экономическим анализам и прогнозам, административным мерам, соглашениям, политике, законодательству, планам , программам

Слайд 33Сравнительная таблица позиций и предписаний Орхусской ковенции и норм российского законодательства

о понятии экологической информации Статья 2,b,c ”Экологическая информация означает любую информацию в письменной, электронной или любой иной материальной форме” -запреты и ограничения на форму информации в РФ отсутствуют.

Слайд 34Экологическая информация о: *состоянии элементов окружающей среды, таких как воздух и атмосфера,

вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами”; *о факторах, таких как вещества.энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы. оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды…; * о состоянии здоровья и безопасности людей, условиях эизни людей., состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействуют или может воздействовать состояние элементов окружающей Среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте - ФЗ “Об уничтожении химического оружия” от 2.05.97 г. ст.1.14

Слайд 35Право граждан на доступ к экологической информации ст.4 Орхусской конвенции *"право" воспроизводится в

самых разных объемах и формах практически в каждом законодательном экологическом и природоресурсном акте: "Об охране окружающей среды" (2002г.); "Об охране атмосферного воздуха" (1999г.) *формально-юридически данное право закреплено в многочисленных актах самого высшего уровня.

Слайд 36Реальные проблемы внедрения в ткань российского законодательства идей и конкретных предписаний

Орхусской конвенции

Слайд 37 ПРОБЛЕМЫ 1) определения критериев отнесения информации к экологической, а не технической, военной,

государственной, коммерческой и проч.; 2) определение оправданности ограничений на распространение информации, которая относится или может быть отнесена к сведениям, обладающим одновременно признаком экологичности и признаками, позволяющими отнести ее как составляющую государственную, военную, коммерческую тайну, или сведениям, подлежащим особой охране и нераспространению

Слайд 38Отказ в предоставлении информации
Закон о государственной тайне - 1997г.
Закон об информации
государственная

тайна
коммерческая тайна
служебная тайна
личные данные
данные, полученные в ходе
предварительного следствия по уголовным делам




Слайд 39Новая система ограничений: возможность использования сведений, признаваемых экологической информацией (согласно доктрине и

ФЗ “О химическом оружии”, “О радиационной безопасности”, “Об использовании атомной жэнергии” и др.) для актов экотерроризма, диверсий и иных противоправных деяний.

Слайд 40Доступность экологической информации ст.5 Орхусской конвенции: государственные доклады о состоянии окружающей среды (ежегодные); ежегодные

доклады о состоянии здоровья населения РФ, о санитарно-эпидемиологической обстановке в стране, о чрезвычайных ситуациях; тексты законодательных актов по вопросам окружающей cреды

Слайд 41Российское законодательство достаточно сурово в отношении тех, кто посягает на информационные

права граждан, в том числе на их право доступа к экоинформации. В УК РФ содержится несколько норм, устанавливающих ответственность за такого рода противоправные деяния.

Слайд 42Позиция экспертов МПР по решению проблем экобезопасности
Решение проблем обеспечения экобезопасности должно

достигаться при условии:
* распространения экологически значимой информации и поддержания непрерывного экологического образования;
* конструктивного взаимодействия с общественностью, учет мнения и результатов общественного экологического контроля и экспертизы

Слайд 43Конвенция о запрещении разработки, производства, хранения и использования химического оружия и

о его уничтожении Вступила в силу 29 апреля 1997 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в ноябре 1997 г. *Нет ничего об обязанности государства предоставлять общественности информацию. * Обязанность государства обеспечить безопасное для окр.среды и здоровья населения уничтожение объектов

Слайд 44Президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" информационное обеспечение

мероприятий по реализации Конвенции: *разъяснение государственной политики; *формирование позитивного отношения к проблеме химического разоружения; *информирование по вопросам безопасности, выбора технологий; *строительства объектов по уничтожению ХО

Слайд 45Информирование граждан и общественных объединений о проведении работ по: * хранению, перевозке

и уничтожению ХО; * конверсии или уничтожению объектов по производству ХО; * ликвидации последствий их деятельности осуществляется гласно и открыто, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика