Слайд 1Центральный экономический район Российской Федерации
(ЦЭР РФ)
Слайд 2Площадь 483 тыс. км²
Население 29,9 млн человек
Состав:
1. Брянская область
2. Владимирская область
3.
Ивановская область
4. Калужская область
5. Костромская область
6. г. Москва
7. Московская область
8. Орловская область
9. Рязанская область
10. Смоленская область
11. Тверская область
12.Тульская область
13. Ярославская область
Слайд 3Особенности ЭГП:
Положение на территории России: центральное, столичное;
Соседние экономические районы: Северный, Северо-Западный,
Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский;
Пограничное положение: с Украиной и Белоруссией;
Внутриконтинентальное;
Густая транспортная сеть, развиты все виды транспорта, радиально расходятся от Москвы;
На территориях соседних районов расположены сырьевые и топливные базы;
После распада СССР, район стал пограничным;
Данный район исторический, культурный, политический, хозяйственный и научный центр России.
Вывод: выгодное ЭГП района.
Слайд 4Природные условия
Природные условия относительно благоприятны
для хозяйственной деятельности и жизни людей.
Рельеф равнинный, слегка всхолмленный.
Климат умеренно-континентальный.
Лучшие природные условия в южных областях – Тульской и особенно Орловской.
Природные зоны:
- лесная (зона хвойно-широколиственных лесов),
- лесостепная.
Почвы:
- серые,
- темно-серые,
- серые лесные (в центральной части района);
- дерново-подзолистые (Тверская, Ивановская, Ярославская, Костромская области),
- черноземы (выщелоченные и оподзоленные).
Слайд 5Природные ресурсы
- Топливно-энергетическими ресурсами, ЦЭР не богат . Запасы
представлены Подмосковным буроугольным бассейном, который расположен на территории пяти областей – Тверской, Смоленской, Калужской. Тульской и Рязанской. Энергетические подмосковные угли низкого качества.
- Торф. Запасы торфа-сырца около 35 млрд.м³. Тверской, Костромской, Ивановской, Ярославской и Московской областях. Торф используется на месте электростанциями, в сельском хозяйстве.
- Железная руда, запасы в Тульской и Орловской областях.
- Фосфаты, в Брянской (Полыпинское месторождение) и Московской (Егорьевское месторождение) областях.
Строительные материалы:
- Цементное сырье, известняки и мергели в Брянской, Московской, Рязанской и Орловской областях.
- Гипс, богатые запасы в Тульской и Калужской областях.
- Стекольные и керамические глины, пески.
Слайд 6Природные ресурсы
- Лесные ресурсы. Свыше половины лесов представлены хвойными
породами. Наибольший лесистостью характеризуется северная часть района, особенно Костромская и Тверская области. Южнее леса истощены и в основном имеют экологическое, водоохранное, рекреационное значение. Запасы леса не удовлетворяют хозяйственные потребности района.
- Водные ресурсы. Запасы гидроэнергии невелики и сосредоточены в Тверской, Костромской и Рязанской областях с развитой гидрографической сетью. Созданы системы водохранилищ на Волге, Оке и других реках.
Вывод. Территория не богата минеральными ресурсами. Район относительно обеспечен лесными, водными и рекреационными ресурсами. Природные ресурсы в основном имеют местное значение.
Слайд 7Население
Численность - 29,9 млн. человек, или 20,1% населения России.
ЦЭР отличается высокой плотностью населения - 63,1 человек на 1 км² (ср.плотность по России - 8,6 человек на 1 км²).
Плотность населения:
- Московской область = 143,4 человек на 1 км²,
- Тульская область = 69,9 человек на 1 км²,
- Костромская область = 13,2 человек на 1 км².
Таким образом, население района размещено неравномерно по территории.
Слайд 8Половозрастная структура Центрального экономического района
Слайд 9Естественный прирост – отрицательный.
Смертность превышает рождаемость во многих городах, областных центрах,
в том числе в г. Орле и в Москве. Лишь в сельской местности Подмосковья и южных областей, например Орловской, численность населения несколько увеличилась за счет притока мигрантов и закрепления части молодежи на селе в результате начавшейся земельной реформы, создания фермерских и других крестьянских хозяйств.
Естественная убыль вместе с эмиграцией населения не перекрывается растущим механическим приростом мигрантов.
Национальный состав:
- Русские - основная национальность (94,32%),
- Карелы - в Тверской области (1,5%),
- Мордва и татары - в Рязанской области (1,77%),
- Белорусы - в приграничных с Белоруссией районах Смоленской и Брянской областях (1,49%).,
- Другие (0,92%).
Религия: христиане (православные, католики, протестанты), мусульмане.
Слайд 10
ЦЭР - высокоурбанизированный.
Удельный вес
городского населения составляет 85% всего населения, 25,6 млн. человек, а в Тульской, Ярославской и Московской областях этот показатель еще выше.
Почти 3/4 городского населения проживает в 31 крупном городе с населением, превышающим 100 тыс. человек.
На территории района сформировались три крупные городские агломерации: - Московская,
- Ярославская,
- Тульская.
В ЦЭР 647 городских поселений: - 250 городов,
- 397 посёлков городского типа.
В ЦЭР происходит процесс старения населения, особенно городского.
Высокий уровень безработицы, особенно в Ивановской, Костромской и Брянской областях.
Для района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров, уровень образования – высокий.
Качество жизни – высокое.
Слайд 11Хозяйство
Отрасли рыночной специализации:
1. В промышленности:
машиностроение (27%),
пищевая (22,9%),
легкая (текстильная) (16%),
Полиграфическая (7,9%),
электроэнергетика
(14,1%),
химическая, нефтехимическая (6,8%),
промышленность строительных материалов (5,3%).
2. В сельском хозяйстве:
овощеводство,
картолеводство,
льноводство,
молочно-мясное животноводство,
зерноводство.
3. В сфере услуг:
железнодорожный, автомобильный транспорт,
развита рыночная инфраструктура культуры и туризма.
Слайд 12Машиностроение
Электронная, электротехническая промышленность – Москва, Ярославль, Владимир, Калуга.
Приборостроение – Москва, Московская,
Орловская, Смоленская, Ярославская области.
Станкостроение и инструментная промышленность – Москва, Коломна, Егорьевск, Рязанская, Ивановская, Калужская области.
ВПК – Москва, Тула, Муром, Мытищи.
Автомобилестроение: - Москва (грузовые и легковые автомобили АО «АвтоЗИЛ», сборка автобусов), Серпухов, Брянск;
- Ликино-Дулево, Голицыно (автобусы).
6. Железнодорожное машиностроение:
- тепловозостроение – Коломна, Людиново, Муром.
- вагоностроение – Тверь (вагоны), Мытищи (пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена), Высший Волочок (вагоны электропоездов), Брянск (изотермические вагоны).
Слайд 13Машиностроение
Речное судостроение и судоремонт – Москва, Ярославль, Рябинск, Кострома.
Мотоциклы, мотороллеры –
Тула, Ковров.
Сельскохозяйственное машиностроение:
- колесные тракторы – Владимир,
- льноуборочные – Бежецк,
- картофелеуборочные – Рязань,
- грузопогрузчики для животноводства – Орёл, Рязань.
10. Производство продукции бытового назначения.
11. Производство оборудования для текстильной, химической, энергетической, лесной, пищевой, полиграфической промышленности.
Слайд 14вагоностроение
вагоностроение
Автобусы
Грузовые автомобили ЗИЛ
Судостроение
Слайд 15Сельскохозяйственное машиностроение
Колесные тракторы
Льноуборочные комбайны
Картофелеуборочные комбайны
Слайд 16Электроэнергетика
Основу электро- и теплоэнергетики района составляют мощные
ГРЭС и ТЭЦ.
ТЭЦ, используют в качестве топлива природный газ и мазут, иногда уголь.
ГРЭС - Костромская, Рязанская, Конаковская.
ГАЭС – Загорская (ГАЭС - Сергиев Посад)
АЭС – Смоленская (Десногорск), Тверская (Удомля) и Костромская.
ГЭС – Рыбинская, Ивановская.
Все электростанции объединены в Центральную энергосистему, которая является главным связующим звеном Единой Энергосистемы (ЕЭС) России, а также стран СНГ.
Слайд 17Рыбинская ГЭС
Смоленская АЭС
Загорская ГАЭС
Рязанская ГРЭС
ТЭЦ в Московской области
Слайд 18Химическая промышленность
- Фосфатные и сложные минеральные удобрения – производственное
объединение "Минудобрения", использует сырье Егорьевского месторождения и привозные апатиты Кольского полуострова;
- Фосфоритная мука – в Брянской области на базе местных фосфоритов Полпинского месторождения;
- Азотные удобрения - Новомосковское и Шекинское производственные объединения “Азот” (Тульская область) и Дорогобужский завод (Смоленская область);
- Синтетические смолы, пластмасса – в Московской и Тульской областях;
- Пластмассовые изделия - выпускают заводы Москвы, Орехово-Зуева, Владимира, Сафонова (Смоленская область);
- Химические волокна - в Ярославле, Ефремове (Тульская область), Серпухове, Рязани, Твери, Щекино, Шуе, Мытищах;
- Шинные заводы, предприятия по производству резинотехнических изделий и резиновой обуви – в Ярославле и Москве;
- Синтетические красители - в Ивановской области;
- Лаки и краски - в Ярославской и Московской областях.
Слайд 19Завод пластмассовых изделий
Завод минеральных удобрений
Шинный завод
Завод химического волокна
З-д синтетич. красителей
Слайд 20Пищевая промышленность
Мясная;
Молочная;
- Кондитерская (наиболее популярна продукция московских фабрик "Красный Октябрь", "Рот-Фронт",
имени Бабаева);
Пивоваренная;
В южной части – овощеконсервная, сахарная, мукомольная отрасли.
Слайд 21Фабрика «Красный Октябрь»
Фабрика «Имени Бабаева»
Слайд 22Легкая промышленность
Текстильная промышленность, около 80% выпуска хлопчатобумажных и льняных, и
60% - шерстяных тканей в РФ (Москва, Московская, Ивановская, Тверская области).
- Хлопчатобумажные ткани – Иваново (55% всех тканей РФ), Москва (АО "Трехгорная мануфактура«), Подмосковье, Тверь, Ногинск (АО "Глуховский текстиль"),Орехово-Зуево, Ярославль, Кострома.
Хлопок поступает из Средней Азии, США, Индии.
- Шерстяные ткани – Москва, Подмосковье, Иваново, Брянск.
- Шелковые ткани – Московская, Рязанская, Владимирская, Ивановская области.
- Льняные ткани – Кострома, Нерехте (Костромская область), Вязники (Владимирская область), в Ярославской и Смоленской областях.
Обувная промышленность производит 12% кожаной обуви, выпускаемой в стране. Крупнейшие обувные фабрики находятся в Москве - "Парижская коммуна" и "Заря".
Слайд 23Промышленность строительных материалов
Производство цемента – Брянск, Воскресенск, Тула;
Кровельные материалы;
Кирпич;
Линолеум;
Отделочные материалы.
Полиграфическая промышленность
Представлена в Москве комбинатами "Правда" и "Известия", Чеховским комбинатом в Московской области, крупными полиграфическими комбинатами в Твери, Ярославле, Рязани.
Слайд 24Сельское хозяйство в составе АПК
Сельскохозяйственная освоенность Центрального района
довольно высока. Сельскохозяйственные угодья занимают более 2/5 всей площади района.
Центральная часть – пригородный; овощекартофельный с молочно-мясным скотоводством и свиноводством - Москва, Московская область.
Северная, северо-западная, западная части – льно-животноводческий район, с картофелеводством и посевами зерновых культур - Тверская, Смоленская, Костромская, Ярославская области.
Южная, юго-восточная, восточная части – зерново-картофельный с посевами технических культур, молочно-мясным скотоводством и овцеводством – Брянская, Орловская, Тульская, Рязанская, Владимирская области.
Слайд 25Транспорт
Транспорт характеризуется огромными масштабами перевозок грузов и
пассажиров. Исторически сложилась радиально-кольцевая транспортная сеть в фокусе с Москвой.
От Москвы расходятся 11 электрифицированных железных дорог, связывая Центральный район со всеми частями страны, 15 автомагистралей. Через Москву проходят несколько автомобильных дорог федерального значения.
Москва— крупнейший авиационный узел страны. Москва имеет четыре аэропорта: Домодедово, Внуково, Шереметьево, Быково.
Через Центральный район проходят нефте- и газопроводы. Московский речной порт может принимать грузы, идущие через систему каналов из 5 морей.
Слайд 26Аэропорт Шереметьево
Аэропорт Быково
Аэропорт Внуково
Аэропорт Домодедово
Слайд 27Проблемы и перспективы
Эффективное использование научного, кадрового и производственного потенциала.
Развертывание экспортных и
импортно-заменяющих производств.
Обеспечение столичных функций центра: внешней торговли, финансовой, банковской и страховой деятельности.
Проведение, в отсутствии собственной минерально-сырьевой базы, ресурсно-энергосберегающей политики.
Реконструкция легкой промышленности.
Формирование туристского комплекса в зоне золотого кольца.
Совершенствование производственной и социальной инфраструктуры. «Уплотнение» транспортной сети, создание надежных коммуникаций по связи ядра с переферийными областями, новых радиально-кольцевых направлений.
Рациональное, с учетом требований по охране окружающей среды, использование территории столицы.
Слайд 28Спасибо за внимание!!
Выполнила: Ахмадишина Римма
662 гр. V курс
2011 год