Предмет, задачи и развитие исторической геологии презентация

Содержание

Глава 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕОЛОГИИ

Слайд 1ИСТОРИЧЕСКАЯ
ГЕОЛОГИЯ
С ОСНОВАМИ
ПАЛЕОНТОЛОГИИ


Слайд 2Глава 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕОЛОГИИ


Слайд 3Историческая геология изучает
геологическую историю развития Земли со времени ее возникновения,


устанавливает причины образования и закономерно­сти развития литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы,
дает характеристику ландшафтно-климатических и геодинамических обстановок,
определяет время возникновения и исследует условия образования горных пород и связанных с ними полезных ископаемых.

Слайд 4Основные задачи
исторической геологии
1) Определение возраста горных пород (стратиграфия)
Палеонтология - наука

о вымерших организмах


3

D


D

3


V

V

V

V

V

V

V

V

V


D 2


D 3



D 1

C1








S

D

O

2

O

3

1

1-2


Слайд 52) Восстановление физико-географических (ландшафтно-климатических) условий земной поверхности геологического прошлого (палеогеография)
Вендский период
Реконструкция

облика
моря ордовикского
периода


Слайд 63) Восстановление истории вулканизма, плутонизма и метаморфизма (геохронология)
Наземный вулканизм


Слайд 7

Извержение подводного и надводного вулканов. Конус вырос из-под воды в течение

нескольких недель. Отчетливо видно, что океан в зоне извержения кипит.
Извержение подводного вулкана не в силах удержать толща океана.

Извержение глубоководного вулкана. Горячая красная лава, перегретый пар, летящие вулканические бомбы.


Слайд 8След от прошедшего корабля в пемзе, покрывающей поверхность океана. Там в

глубине идет извержение подводного вулкана.

Охлаждаясь, лава покрывается твердой коркой, под которой расплав некоторое время сохраняет очень высокую температуру. Соприкасаясь с твердой горячей коркой вода быстро закипает, не смотря на очень высокое давление на дне океана. Поднимаясь нагретая вода попадает в слои с меньшим давлением и превращается в перегретый пар, который, вырываясь в атмосферу, может создавать эффекты Бермудского треугольника.


Слайд 94) Восстановление истории тектонических движений (региональная геотектоника)


Слайд 102,5-2,4 миллиардов лет назад.
Первый суперконтинент — МОНОГЕЯ.
2,2 миллиарда лет назад.
Распад

МОНОГЕИ.

1,8 миллиарда лет назад. Образуется новый суперконтинент — МЕГАГЕЯ.

Около 1,4 миллиарда лет назад. Распад МЕГАГЕИ.


Слайд 11Около 1 миллиарда лет назад. Суперконтинент МЕЗОГЕЯ, в результате сближения блоков прежде

распавшейся Мегагеи

800—750 миллионов лет назад. Распад МЕЗОГЕИ на ЛАВРАЗИЮ и ГОНДВАНУ.

650 миллионов лет назад. Распад ЛАВРАЗИИ И ГОНДВАНЫ.

Около 200 миллионов лет назад. Вновь суперконтинент (в прошлом — последний) — ПАНГЕЯ


Слайд 12Около 60 миллионов лет назад.
Распад ПАНГЕИ
Наше
географическое
настоящее


Слайд 13Атлантический и Индийский океаны станут существенно шире. Соответственно сократится площадь Тихого

океана. Северная и Южная Америки сместятся к западу, Африка — к северо-востоку, Европа, Азия, в том числе Индия, — к востоку, Австралия — к северу (достигнет экватора), и только Антарктида почти не изменит своего положения по отношению к Южному полюсу.

Наше будущее (на 50 млн. лет вперед)


Слайд 14ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕОЛОГИИ
1) Античные естествоиспытатели и философы (Фалес

Милетский, Эмпедокл, Аристотель, Анаксимен, Страбон и др.) обращали внимание на длительную историю нашей планеты и на те изменения, которые происходили на ней.

2) Средние века (V-XV вв) с длительными войнами привели к упадку научного мышления и доминированию библейской (божественной) истории создания Земли.

3) В эпоху Возрождения произошел значительный прогресс в науке и технике. Леонардо да Винчи (1452–1519), изучая слои осадочных пород в Ломбардии (Северная Италия), отметил значение ископаемых раковин как свидетельства исчезнувшей жизни. В 1669 г. датский естествоиспытатель Нильс Стенон (1638–1686), работавший в Италии сформулировал основные принципы стратиграфии.


Слайд 154) В середине XVIII в. М.В. Ломоносов (1711–1765) отмечал длительность геологического

времени, многократные изменения земной поверхности, климата и ландшафта геологическими процессами в течение истории Земли. Итальянский ученый Д. Ардуино создал в 1760 г. первую схему расчленения горных пород по возрасту. Немецким геологом А. Вернером (1750–1817) была разработана региональная стратиграфическая схема Центральной Германии, а на ее основе реконструирована история геологического развития Европы.

5) Основателями палеонтологического метода являются английский исследователь У. Смит (1769–1839) и французские ученые Ж. Кювье (1769–1832) и А. Броньяр (1801– 1876). Этот метод дал возможность составить стратиграфические колонки, геологические карты и разрезы ряда районов Англии и Франции по палеонтологическим находкам.

6) В середине XIX в. сделаны первые реконструкции физико-географических условий некоторых геологических эпох как для отдельных регионов (исследования Г.А. Траутшольда, Дж. Дэна, В.О. Ковалевского), так и для всего земного шара (Ж. Марку). Эти работы заложили основы палеогеографического направления в исторической геологии. Большое значение для становления палеогеографии имело введение в 1838 г. А. Грессли (1814–1865) понятия о фациях.

Слайд 167) К началу 80-х годов XIX в. был собран колоссальный материал

по стратиграфии, истории развития земной коры, деятельности геологических процессов, который был обобщен австрийским геологом Э. Зюссом (1831–1914) в трехтомном труде «Лик Земли».

8) Конец XIX и начало XX в. – время крупнейших открытий в области биостратиграфии и геологической истории регионов на основе применения палеонтологического метода расчленены толщи горных пород, изданы книги об ископаемых остатках различных периодов палеозоя, мезозоя и кайнозоя. А.П. Карпинским (1847–1936) в конце XIX в. были впервые созданы палеогеографические схемы европейской части России.

9) В начале XX в. французский геолог Э. Ог (1861–1927) описал деятельность современных геологических процессов и расшифровал геологическую историю Земли и развил учение о структурах земной коры – о платформах и геосинклиналях. В России понятие о геосинклиналях было введено Ф.Ю. Левинсон-Лессингом (1861–1939), а Н.М. Страхов (1900–1978), А.Д. Архангельский (1879–1940) и Н.С. Шатский (1895–1960) развили это научное направление.


Слайд 1710) В 20-е годы Д.В. Наливкин (1889–1975) развивает основы учения о

фациях, а несколько позднее в трудах Р.Ф. Геккера, Б.П. Марковского и других ученых начинает оформляться палеоэкологическое направление в изучении геологического прошлого.

11) В первой четверти XX в. немецкий геофизик А. Вегенер (1880–1930) формулирует гипотезу дрейфа материков. Она ныне превратилась в теорию тектоники литосферных плит.

12) Во второй половине XX в. немецкий тектонист Г. Штилле (1876–1966) обосновал учение о фазах складчатости. В результате обобщения огромнейшего фактического материала по стратиграфии, палеогеографии, магматизму, вулканизму и тектонике формулируются основные закономерности истории геологического развития Земли в трудах как зарубежных, так и отечественных ученых.

13) Большой импульс и дальнейшее развитие исторической геологии дало глубоководное бурение на дне Мирового океана, которое планомерно стало проводиться с середины 1960–х годов с помощью судов «Гломар Челленджер» и «Джойдес Резольюшен». В результате этих работ получены неоценимые сведения о строении и развитии земной коры.

Слайд 18Задание:
 
1) охарактеризуйте палеогеографическую обстановку девонского периода – от 419 до

360 млн лет назад. Реконструкция морского дна девонского периода (1.5 стр.)

2) охарактеризуйте палеогеографическую обстановку мелового периода – начался 145.0 млн лет назад, закончился 66.0 млн лет назад. Реконструкция животных и растений середины мелового периода (1.5 стр.)


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика