Слайд 1Отражение традиционного хозяйствования и природопользования в наименовании местности
Слайд 2План лекции:
1. Скотоводческое кочевое хозяйство и топонимия.
2. Термины антропогенного характера.
3. Антропонимы,
генонимы, этнонимы.
4. Этнографические аспекты топонимов, отражающие религиозные воззрения и верования (мифонимы).
Цель лекции: Изучение отражения этнографических аспектов топонимики
Слайд 3Скотоводческое кочевое хозяйство и топонимия.
Влияние скотоводческого кочевого хозяйства прослеживается почти во
всех сферах казахской онимии. Именно опосредованным влиянием кочевого скотоводства объясняется подетальная дифференциация в географической лексике видов пастбищ и элементов рельефа; наличие значительного процента названий, в топонимии различных видов растительности, идущей на корм скоту; наличие большого количества в топонимии обозначений по цвету, величине, форме, что характеризует повышенную роль зрительного восприятия окружающего мира кочевниками и. т.д. Можно утверждать, что влияние скотоводчества и кочевого образа жизни также нашло свое отражение в наличии в составе топонимов Казахстана лексем, содержащих информацию о домашних животных; о стоянках (жилищах) кочевников и помещений душ скота, о пастбищах, о способах и средствах кочевки и т.д.
Слайд 4Так, к топонимам; содержащим информацию о домашних животных можно отнести следующие:
Ажғырушкан ("гора или скала, с которой сорвался жеребец"), Ешкіөлмес (не падут козы от бескормицы"), Мыңжылқы (букв, "тысяча лошадей".), Қозыкөш ( "мера расстояния, на которую могут отойти пасущиеся ягнята"), Құлынды ( "место, где много жеребят"), Атойнақ ("место, где резвятся кони"). Памятью о страшных эпизоотиях, обрушивавшихся временами на домашний скот казахов, могут служить названия Топалан ой (топ, сибирская язва), Ешкі қарылған ( "место, где погибли козы" ( Аргинбаев 112). Нередки в топонимах Казахстана и названия с компонентом кыстау, қыстақ. "зимовка". Термин кыстау - также часто входит в состав собственных названий населенных пунктов. Топонимы с компонентом кыстау указывают на места расположения зимовок, зимних пастбищ.
Слайд 5А.Х. Маргулан писал: "Случай образования стоянок и поселений из строя повозок
мы наблюдаем в истории Казахстана нередко, он характерен особенно для средних веков. Казахские географические названия, связанные со словом "урда" более типичны для таких стоянок и поселений" (Маргулан 1950,14).
Далее академик АН КазССР А.Х. Маргулан пишет: "История повозки представляет для нас интерес тем, что с ней связано отчасти история зарождения полуоседлых поселений, древнего Казахстана, возникавших в своеобразных условиях кочевой жизни" ( Маргулан 1950, 14).
Слайд 62. Термины антропогенного характера
В составе топонимов Казахстана обнаруживается целая группа слов
- терминов, обозначающих названия искусственных, т.е. созданных человеком, топографических объектов. К ним могут быть отнесены названия таких антропогенных объектов: қорған ( курган), мар, оба,төркүл, там, қамал, тоған, асар , қола, мазар, мола, зират, бейіт и др.
В разных регионах Казахстана встречаются собственные географические названия с топоэлемонтом корғаң: Талдықорғаң, Қорғаң төбе, Аққорғаң, Ушқорғаң, Бескорған, Еаңақорған и др. Слово қорған (от слова қорғану" защищаться")возникло в начале как нарицательное название укрепления (вала, крепости), воздвигавшегося, как правило, на холмах, возвышенностях. Позднее в результате семантической эволюции слово қорған (курган) стало обозначать холм, сопку, конусовидную насыпь. Древние крепости и укрепления воздвигались на холмах,возвышенностях;
вследствие этого произошел метонимический перенос названия по схеме "курган укрепление ( на холме) курган холм".
Слайд 93. Антропонимы - это разряд ИС, включающий в себя любые собственные
имена, которые может иметь человек. Антропонимы подразделяются на такие классы, как личное имя, отчество, фамилия, прозвище, псевдоним, криптоним, кличка, андроним, гинеконим, патроним. У каждого народа есть свои традиции именования, которые выражаются в формульности антропонимов, мотивах именования, структуре имени. Фонд антропонимии (совокупность антропонимов) любого народа разнообразен по своему составу. Список или реестр имен (антропоним икон) каждого народа ограничен, поэтому одно и то же имя может иметь не один человек. Антропонимы изучает специальный раздел ономастики - антропонимика. Становление и развитие современных антропонимических систем - довольно сложный и длительный процесс, который не может быть рассмотрен однопланово.
Слайд 10Общие признаки антропонимов:
Все виды антропонимов объединены общим признаком
- способностью именовать человека.
Из них только личное имя
обладает высокой степенью индивидуализации денотата, т.е. каждый человек имеет имя, остальные виды могут быть факультативными и соотноситься с историко-культурными традициями народа. Кроме того, необходимо отметить, что личные имена выбираются произвольно, фамилии и отчества
обусловлены родственными связями; прозвища, псевдонимы и
др. являются не основным, а дополнительным именем, и даются
они далеко не каждому человеку. Прозвище присваивается не
самим индивидом, оно дается ему другими людьми, тогда как
псевдонимы, криптонимы по известным причинам выбираются
самим носителем имени. Сакен Сейфуллин, Мухтар Ауэзов,
Бейимбет Майлин и другие казахские писатели свои работы подписывали псевдонимами: Дусенби, Шамиль, Манап, Жушкая (С.Сейфуллин), Арқа, Арғын, М.Э., М. (М.Ауэзов).
Слайд 114. Топонимист Е. Керимбаев в процессе анализа казахской мифонимии, в общих
чертах, определил характер номинации и особенности функционирования мифонимов и выделил круг конкретных проблем, связанных с дальнейшим изучением мифонимической системы казахского языка. Следует отметить, что до сих пор не разработана соответствующая терминология связанная с СИ религиозно-культового характера. В ономастической литературе мифонимию определяют как систему вымышленных, нереальных имен, но мыслимых человеком в качестве реальных объектов любой сферы ономастического пространства. “Мифотопонимы”, - в определении Керимбаева, - “это имена реально существующих географических объектов, мотивация которых детерминирована мифологическим типом мышления, и сам топоним включен в текст мифологического повествования”.
Слайд 12? Контрольные вопросы?
1. Определите степень отражения полезных ископаемых и традиционных хозяйств
севоро-восточных, восточных регионов Казахстана.
2. Составьте терминологию, связанную с земледелием, охотничьим хозяйством, и другими видами хозяйства.
3. Определите принципы отражения географических названий, связанные с природопользованием.
4. Дайте определение терминам: антропонимы, генонимы, этнонимы.