Слайд 1НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Крылова Ольга Вадимовна, доцент кафедры методики
преподавания истории и права ФГАОУ ДПО АПК и ППРО
Москва. 2017 г.
Новые подходы к преподаванию географии в условиях обновления содержания и технологий преподавания учебного предмета с учётом требований ФГОС и в связи с принятием Концепции развития географического образования в Российской Федерации
Слайд 2Основы формирования картографических умений
Найти объект – определить ГДЕ – объяснить ПОЧЕМУ
Эти
умений можно рассматривать на разных уровнях:
5-классник
6-классник
...
Выпускник основной школы
Выпускник старшей школы
Слайд 3Основы формирования картографических умений
Найти объект – определить ГДЕ – объяснить ПОЧЕМУ
Что
значит найти объект:
для 5-ка, начинающего изучать географию?
для выпускника основной / старшей школы?
Найти объект:
для 5-ка, найти – увидеть… или увидеть значит
для выпускника основной / старшей школы?
Слайд 4Что показывает цвет физической карты
Цвет физической карты показывает абсолютную высоту местности.
За начало отсчёта – нуль метров над уровнем моря – в России принят средний уровень поверхности Балтийского моря.
Для изображения высоты на картах применяют разные способы.
1. Способ горизонталей или способ послойной окраски. На физической карте проводят особые линии – горизонтали. Горизонталь проводится на одной высоте, например 0 метров над уровнем моря, другая на высоте 200 метров над уровнем моря и т.д. Пространство между горизонталями принято закрашивать определёнными цветами.
Рассмотри шкалу высот на карте полушарий (вкладка, с. 2-3) и назови величину горизонталей. Назови, какими цветами закрашено пространство между ними.
Слайд 5Что показывает цвет физической карты
Цвет физической карты показывает абсолютную высоту местности.
За начало отсчёта – нуль метров над уровнем моря – в России принят средний уровень поверхности Балтийского моря.
Для изображения высоты на картах применяют разные способы.
2. Определи высоту:
1) местности, где протекает река Амазонка. (Для этого определи, каким цветом закрашена эта территория и между какими горизонталями она находится.)__________________
2) Западно-Сибирской равнины. ________________________
3) местности, где река Ганг (на юге Евразии) впадает в Бенгальский залив. ___________________________________
4) территории, на которой начинается река Замбези (на юге Африки) и где впадает в Индийский океан. ___________
Слайд 6Что показывает цвет физической карты
Цвет физической карты показывает абсолютную высоту местности.
За начало отсчёта – нуль метров над уровнем моря – в России принят средний уровень поверхности Балтийского моря.
Для изображения высоты на картах применяют разные способы.
2. Определи высоту:
1) ….
5) местности, на которой находятся города Париж ___________________ , Бразилиа ______________ , Дели _____________________________________ .
Слайд 7Что показывает цвет физической карты
Виды равнин по высоте. Равнины высотой от
0 до 200 метров над уровнем моря называются низменностями; высотой от 200 до 500 метров – возвышенностями, а выше 500 метров – плоскогорьями.
2) Найди равнины на карте полушарий и определи, верны ли утверждения:
Слайд 8Основы формирования картографических умений
Найти объект – определить ГДЕ – объяснить ПОЧЕМУ
Что
значит определить где:
для 5-ка, начинающего изучать географию?
для выпускника основной / старшей школы?
Что значит объяснить почему:
для 5-ка, найти – увидеть… или увидеть значит
для выпускника основной / старшей школы?
Слайд 9Основы формирования картографических умений
Найти объект – определить ГДЕ – объяснить ПОЧЕМУ
Что
значит определить «Где?» для 5-ка, начинающего изучать географию?
Увидеть объект – цвет, форма, название и опознать его.
Что значит объяснить «Почему?» для 5-ка:
собственно объяснить способ определения, например: 1) … с севера на юг, потому что протягивается вдоль меридиана
2) … .
Слайд 105 / 6 класс
Тема «Политическая карта мира»
Задания: Тема
В современном мире площадь
самых больших государств близка к 10 млн. км2. Назовите самые большие государства мира.
2. Расскажите, как проведены границы государств в Европе и в Северной Африке.
3. Расскажите, как проведены границы США в Северной Америке.
Зачем эти задачи?
Слайд 11Основы формирования картографических умений
Найти объект – определить ГДЕ – объяснить ПОЧЕМУ
Что
значит определить «Где?» для 5-ка, начинающего изучать географию?
Увидеть объект – цвет, форма, название и опознать его.
Что значит объяснить «Почему?» для 5-ка:
собственно объяснить способ определения, например: 1) … с севера на юг, потому что протягивается вдоль меридиана
2) … .
Слайд 12Основы формирования картографических умений
Найти объект – определить ГДЕ – объяснить ПОЧЕМУ
Что
значит определить «Где?»
следующий этап:
относительно сторон горизонта
относительно других объектов
Что значит объяснить «Почему?»:
способ определения, -- уже не объясняется (свернутость действия!)
Задача: встроить в систему новых знаний – каких?
Слайд 13Определение географического положения объекта как универсальное учебное действие
Назовите, относительно каких
ориентиров вы можете определить географического положение Анд.
…
…
… .
Слайд 14Основы формирования картографических умений
Найти объект – определить ГДЕ и что на
новой карте– объяснить ПОЧЕМУ
Что значит определить что и где по новым картам -- тематическим:
Чтобы ответить на вопрос снова необходимо объяснение способа действий.
Слайд 16Какими картографическими умениями овладевает / должен овладеть 5 / 6-классник?
НАБОР ОТДЕЛЬНОСТЕЙ
Какие
умения необходимы 7-класснику для успешного обучения?
Слайд 17Определение географического положения объекта как универсальное учебное действие
Слайд 18Определение географического положения объекта как универсальное учебное действие
Помогите пожалуйста, как
мне пройти до поликлиники?
- Идите … .
- Идешь … .
- Идите … .
Слайд 20Определение географического положения объекта как универсальное учебное действие
Для того, чтобы
определить географическое положение, следует указать, в какой части большего объекта находится тот, чьё местоположение вы определяете.
Уральские горы находятся:
на западе Евразии
на востоке Евразии
на севере Евразии
в центральной части Евразии
Слайд 21Определение географического положения объекта как универсальное учебное действие
Любой объект занимает
определенное положение в пространстве или имеет свое индивидуальное географическое положение.
Всякий географический объект находится в пределах какого-то большего по площади объекта, например:
горы или равнины находятся на материке,
море – в океане,
город – в государстве.
Слайд 22Определение географического положения объекта как универсальное учебное действие
Можно уточнить географическое
положение объекта в системе географических координат.
Уральские горы находятся:
протягиваются примерно вдоль 60-го меридиана
находятся между 500 и 700 с. ш.
пересекаются Северным полярным кругом
Слайд 23Определение географического положения объекта как универсальное учебное действие
ГП показывает, где
находится объект по отношению к другим природным объектам, например: рельефу, рекам, озерам, побережью моря или океана.
Уральские горы находятся:
находятся к югу от побережья Северного Ледовитого океана
восточнее Восточно-Европейской равнины
западнее Западно-Сибирской равнины
за пределами Альпийско-Гималайского горного пояса Евразии
Слайд 24Определение географического положения объекта как универсальное учебное действие
ГП показывает, где
находится объект по отношению к другим социальным объектам, например: государственным границам, городам, … .
Уральские горы находятся:
находятся на территории России и Казахстана
протягиваются до южной границы Российской Федерации
находятся к востоку от столицы России – Москвы
Слайд 25Определение географического положения объекта как универсальное учебное действие
Пользуясь картами атласа,
проанализируйте, какие утверждения соответствуют истине. Альпы:
1) находятся на юге Евразии
2) находятся на юге Европы
3) тянутся с юго-востока на северо-запад
4) расположены на одном из крупных полуостровов Средиземного моря
5) находятся в тропических широтах
6) являются частью Альпийско-Гималайского горного пояса Евразии
7) занимают северную часть Италии
8) служат естественной границей между Францией и Испанией
Слайд 26Определение географического положения объекта как универсальное учебное действие
Это умение:
находить и
выбирать ориентиры – природные, социальные – в зависимости от содержания поставленной задачи (учебной, реальной, житейской, …);
устанавливать необходимую последовательность их определения / анализа для решения поставленной задачи.
Этому и следует научить!
Слайд 27Использование тренажёра?
На уроке
Самостоятельно
С родителями
Слайд 28«Атлас по географии»
ориентирован
на адресата
(пользователя), который:
знает способы картографического изображения и,
следовательно, умеет
работать с картами;
обладает всеми необходимыми географическими знаниями
Учебный (школьный)
«Атлас по географии»
ориентирован
на адресата (учащегося), который
еще не знает способы картографического изображения и,
следовательно, не умеет работать с картами;
не всегда обладает необходимыми географическими знаниями
Адресат атласа: сходство и различия
Слайд 29следовательно,
«Атлас по географии»
имеет информационную функцию
следовательно,
учебный (школьный)
«Атлас по географии»
должен
реализовать
обучающую функцию
информационную функцию
Функции атласа:
сходство и различия
Вопрос: насколько учебный атлас по географии выполняет свои образовательные функции?
Слайд 30Условия понимания карты:
наличие [необходимых и достаточных] знаний по предмету;
понимание системы условных
знаков и знание способов картографического изображения;
Учебный атлас по географии
Слайд 31Содержание понятия
Раскрытие способа действий
для объекта :
на изображенной
параллели;
между
изображенными параллелями;
для разных
объектов
Необходимые пояснения
Слайд 32Условия понимания карты:
наличие [необходимых и достаточных] знаний по предмету;
понимание системы условных
знаков и знание способов картографического изображения;
[необходимый и достаточный] уровень речевого развития учащихся.
Учебный атлас по географии
Слайд 33Атлас для учащихся
как учебное пособие, обеспечивающее условия для успешного обучения и
развития ученика средствами школьной географии
ДОСТУПНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ
ЦЕЛОСТНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ
ЕДИНАЯ СТРУКТУРА [темы, раздела] СОДЕРЖАНИЯ
Слайд 34В чем особенность
учебного атласа?
Учебный атлас по географии
Слайд 38Атлас для учителя
Методическая помощь: в структурировании учебного материала, выделении типов учебного
материала и организации целенаправленной деятельности по его изучению и усвоению
Слайд 39Атлас для учителя
Методическая помощь: в организации и проведении практических работ –
обучающих, тренировочных, итоговых
Слайд 40УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ
ПО ГЕОГРАФИИ
География России
Слайд 42Задания к картам атласа. 8 класс
Расскажите, относительно каких природных объектов вы
будете его определять физико-географическое положение: 1) России; 2) субъекта Федерации, в котором вы живёте. Объясните свой выбор. 3) Расскажите о физико-географическом положении России относительно 2—3 выбранных объектов.
Важным физико-географическим объектом Евразии является Альпийско-Гималайский горный пояс. Имеет ли смысл определять физико-географическое положение России относительно этого объекта? Объясните свою точку зрения. Субъекта Федерации, в котором вы живёте?
Слайд 43Задания к картам атласа. 8 класс
Тихоокеанское вулканическое кольцо – природный объект
планетарного масштаба. Имеет ли смысл определять физико-географическое положение России относительно этой данности? Ваши «за» и/или «против». Субъекта Федерации, в котором вы живёте?
Выберите 3—4 природных объекта и определите относительно них физико-географическое положение России. Объясните свой выбор и перечислите, какими картами атласа вы будете пользоваться.
Слайд 44Сжатие пространства
Под термином «сжатие пространства» понимается вовсе не физическое сокращение расстояния,
но уменьшение времени на его преодоление.
1. Прочитайте задания в «Сборнике задач» (с. 00-00) и выберите то, которое вы будете выполнять. Составьте карту, помогающую понять, что такое сжатие коммуникационного пространства. (Коммуникация от лат. «communicatio» — связь, сообщение.) Придумайте название карте и условные знаки.
2. Предложите собственное содержание карты, наглядно показывающее сжимаемость коммуникативного пространства.
Задания к контурным картам.
8 класс
Слайд 45Сжатие пространства.
Под термином «сжатие пространства» понимается вовсе не физическое сокращение расстояния,
но уменьшение времени на его преодоление.
В XVIII в. из города Архангельска в Москву регулярно приходили торговые обозы с рыбой. С одним из таких обозов в декабре 1730 г. пришёл в столицу будущий великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов.
Путь занял около 20 дней. Расстояние от Москвы до Архангельска составляет по-прежнему чуть более 1000 км, но поезд «Архангельск – Москва» доставит вас в столицу за 20 часов, а самолёт за 3 часа.
Ковер-самолет. 1880.
Васнецов В.М. (1848-1926)
Слайд 46Сжатие пространства.
Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву. В 1833 году А.С. Пушкин
совершил путешествие в Оренбург.
Путешествие из Москвы на остров Сахалин. В 1890 году А.П. Чехов совершил путешествие на остров Сахалин.
Беспосадочный перелёт по маршруту Москва – остров Удд. 20–22 июля 1936 г. на самолете АНТ-25 В.П. Чкалов (командир экипажа), Г.Ф. Байдуков (второй пилот) и А.В. Беляков (штурман) совершили беспосадочный перелет по маршруту Москва – остров Удд, протяжённостью
9374 км за 56 часов 20 минут.
Ковер-самолет. 1880.
Васнецов В.М. (1848-1926)
Слайд 47Сжатие пространства.
Предложите собственное содержание карты, наглядно показывающее сжимаемость коммуникативного пространства.
Итоговое задание:
Подготовьте презентацию своей карты. Познакомьтесь с картами, составленными вашими одноклассниками. Сделайте вывод, что такое сжатие коммуникационного пространства, в чём оно проявляется.
Ковер-самолет. 1880.
Васнецов В.М. (1848-1926)