Слайд 1
МОТИВЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Н.В. ШАБАЛИНА
зам. декана Географического факультета МГУ по дополнительному
образованию
к.г.н., доцент кафедры рекреационной географии и туризма
Слайд 2Основные факторы формирования туристско-рекреационных потребностей:
Социально-экономические факторы: уровень развития производительных сил; уровень
производства потребительских благ; уровень развития сферы отдыха и туризма; реальные денежные доходы населения; цены на товары и услуги (рекреационные); уровень развития транспортной инфраструктуры; длительность отпусков; постановка рекламы и информации о рекреационных районах и туристских маршрутах; социальный и профессиональный состав населения; уровень культурной жизни; подвижность населения; национальные традиции.
Демографические факторы: урбанизация; половозрастная структура населения; состав и размер семьи; особенности расселения.
Социально-психологические факторы: коммуникабельность; тип культурной жизни; влияние моды; ценностные ориентации личности.
Медико-биологические факторы: состояние здоровья населения.
Природные факторы: природная зона, в которой проживает человек, особенности географического положения по отношению к морям, горам
Слайд 3
АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАЧИНАЕТСЯ С ИССЛЕДОВАНИЙ:
Рыночной среды (выявление основных факторов, влияющих на
спрос)
Мотиваций потребителя
Определения ключевых групп потребителей
Слайд 4РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК ОСНОВА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Туристско-рекреационные потребности человека –
потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании.
Туристско-рекреационные потребности общества – потребности в простом и расширенном воспроизводстве его социально-трудового и социально-культурного потенциала.
Туристско-рекреационные потребности проявляются на трех уровнях
общество – группа – индивид.
Слайд 5СТРУКТУРА ПОТРЕБНОСТЕЙ
Абсолютные и действительные
Группы потребностей:
восстановление физических и духовных сил, израсходованных
или ослабленных в процессе трудовой, учебной или бытовой деятельности (что, собственно, и дало имя этому феномену – рекреация);
развитие физических и духовных сил человека, социально-трудового, культурного и оборонного потенциала общества, подготовка к трудовой деятельности, к общению между людьми и т. д., т. е. развитие того, что уже ранее заложено воспитанием;
формирование новых черт и качеств личности, нового образа жизни, расширение межличностных, межнациональных, межвозрастных контактов, формирование и развитие навыков общения, восприятия природы и культурных ценностей и т. д.
Слайд 6ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПУТЕШЕСТВИЕ –ИГРА, СМЕНА РОЛЕЙ
ПУТЕШЕСТВИЕ – УХОД ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
ПУТЕШЕСТВИЕ
– СПОСОБНОСТЬ ПОДРАЖАТЬ ВЫСШЕМУ КЛАССУ
ПУТЕШЕСТВИЕ – ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНИЗМА
ПУТЕШЕСТВИЕ – КОНТАКТЫ
ПУТЕШЕСТВИЕ – ЭФФЕКТ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО СТРЕССА
Слайд 7АНАЛИТИЧЕСКИЕ (ОПИСАТЕЛЬНЫЕ) КОНЦЕПЦИИ МОТИВОВ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Крэнделл, 1980)
Побег от цивилизации, наслаждение
природой
Избавление от повседневных забот и обязанностей
Физическая тренировка
Творчество, созидание
Расслабление
Социальные контакты
Встречи с новыми людьми
Гетеросексуальные контакты
Семейные контакты
Признание, статус
Социальная власть
Альтруизм, помогать другим
Преодоление трудностей
Самоактуализация, самовыражение
Соревнование, вызов, достижение
Избежание скуки
Интеллектуальное развитие
Слайд 8СИНТЕТИЧЕСКИЕ (ИЕРАРХИЧЕСКИЕ) КОНЦЕПЦИИ
Пирамида (иерархия) потребностей
по А.Маслоу (1954)
Слайд 10
КОМПЛЕКСНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ТУРИСТСКОЙ МОТИВАЦИИ
ТИПОЛОГИЯ ТУРИСТОВ
Н.И. Кабушкин
ЛЮБИТЕЛИ НАСЛАЖДЕНИЙ
ТЕНДЕНЦИОЗНЫЕ ТУРИСТЫ
СЕМЕЙНЫЕ ТУРИСТЫ
ВСЕЦЕЛО ОТДЫХАЮЩИЙ
В.А.Квартальнов
ЛЮБИТЕЛИ СПОКОЙНОГО
ОТДЫХА
ЛЮБИТЕЛИ УДОВОЛЬСТВИЙ
ЛЮБИТЕЛИ АКТИВНОГО ОТДЫХА
ЛЮБИТЕЛИ СПОРТИВНОГО ОТДЫХА
ОТДЫХАЮЩИЕ С ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ
Слайд 11
ТИПОЛОГИЯ ТУРИСТОВ
Стенли Плог, 1991
ПСИХОЦЕНТРИКИ:
Выбирают известные
туристские центры,
Предпочитают
традиционные развлечения Характерен низкий уровень
активности, Предпочитают путешествовать на автомобиле,
Требовательны к комфорту,
Ценят домашнюю атмосферу, Приобретают готовые пакеты услуг
АЛЛОЦЕНТРИКИ:
Активные путешественники
Первооткрыватели,
Предпочитают воздушный
транспорт,
Контактны,
Любят общаться с местным
населением,
Тур должен
включать лишь основные
компоненты
Слайд 12ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Биологический
Психологический (поведенческий)
Социологический
Экономический
Слайд 13Социологический подход к изучению
туристско-рекреационных потребностей
Социологические исследования:
Опросы
Мнение экспертов
Анализ досуговых предпочтений
Исследование общественных
трендов
Слайд 14Пример: социологическое исследование в г.Переславль-Залесский
Цель: создание в г.Переславле-Залесском туристско-рекреационного кластера
Слайд 15Структура респондентов:
местное население, туристы (экскурсанты), эксперты
Слайд 16«Является ли туристская деятельность необходимым условием перспективного развития Переславля-Залесского» - 87,3%.
Слайд 18«Ваша цель посещения Переславля-Залесского?»
отпуск
Слайд 19«Удовлетворены ли Вы отдыхом в Переславле-Залесском?»
Слайд 21«Что нужно сделать в Переславле-Залесском, чтобы превратить его из центра «выходного
дня» в туристский центр длительного пребывания?»
Слайд 22«На какие целевые группы туристов должен ориентироваться город?»
Слайд 23Социально-экономические подходы к изучению потребностей
Рынок – система, характеризующаяся целостностью, открытостью и
разнообразием
Туристский спрос характеризуется:
динамичностью, гетерогенностью, комплексностью, эластичностью
Слайд 24Эластичность спроса по цене
Закон спроса - экономический закон наличия обратной зависимости
между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода.
Эластичность - степень изменения зависимой переменной в ответ на изменение другой, независимой переменной.
Эластичность спроса по цене – процент изменения спроса на данный товар при изменении цены на 1%.
Неэластичный спрос - спрос, при котором: - либо процентное сокращение в цене вызывает такое процентное увеличение в количестве спрашиваемого товара, что общий доход, получаемый всеми продавцами на рынке сокращается; - либо процентное увеличение в цене вызывает такое сокращение в количестве спрашиваемого товара, что общий доход продавцов возрастает.
Слайд 25ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ
Доступность товаров-заменителей (субституторов)
Временные рамки, в которые
принимается решение о покупке
Удельный вес цены продукта в доходах потребителя
Слайд 26ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ
Эластичность спроса по доходу - степень изменения количества
спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в размере доходов потребителей. Эластичность спроса по доходу измеряется отношением процентного изменения спроса на продукт к процентному отношению дохода и отражает влияние изменений в доходах на расходы потребителей.
Слайд 27ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ВРЕМЕНИ
1. Дополнительное время – возможность продлить пребывания туриста
2.
Дополнительное время – возможность увеличить расстояние поездки (в экономике принято выражать расстояние через время или деньги)
Например, для Европы поездки на week-end имеют дальность 90-120 мин
3. Концентрация туристского спроса во времени и пространстве
Слайд 28Результат изучения потребностей туристов – сегментация (Ф.Котлер)
По возрасту (0-14, 15-24, 25-44,
45-64, старше 65 лет)
По социально-экономическому признаку (уровень дохода, социальный статус, род занятий, образование). З-он Э.Энгеля
По психографическому признаку
По поведенческому признаку
Слайд 29
Туристский продукт
как комплекс услуг
«Приобретение услуги очень похоже на приобретение прав
аренды, а не на реальную продажу» (Кристофер Лаврок)
Критерии выбора услуги отличаются от критериев выбора объекта для покупки
Услуга обеспечивает доступ – в туризме к достопримечательностям, территориям, народам…
Слайд 30
ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ:
Нацеленность на развитие личности клиента
Нацеленность на соучастие клиента в
оказании услуги
Усиление потребности в получении туристских услуг по мере удовлетворения
Длительность исполнения
Отсроченность результатов
Необходимость сопровождения
Географическая и временная изменчивость
Слайд 31
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ «МАТЕРИАЛИЗАЦИИ» УСЛУГ В ТУРИЗМЕ - ПРЕВРАЩЕНИЕ УСЛУГ В ТОВАР:
Стандартизация
услуг
Предварительное представление в зримом, осязаемом виде
Фиксация сценариев и ролей сотрудников туристской компании
Снижение изменчивости за счет внедрения автоматизации (информационных технологий)
Слайд 32
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ
(На основе материалом Henley Centre Headlightvision and Amadeus)
Старение населения
Изменение структуры
расходов :
Поиск самых низких цен
Рост популярности системы скидок
Поиск дополнительных предложений
Забота о собственном здоровье и благополучии
Персонификация услуг
«Ответственный» туризм
Модальность поведения
Поиск новых впечатлений
Слайд 33ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ПУТЕШЕСТВИЙ
1980-1990 ГОДЫ
МОДЕЛЬ ТРЕХ «S» («SEA», «SUN», «SAND» =«МОРЕ,
СОЛНЦЕ, ПЕСОК»»)
1990-2000 ГОДЫ
МОДЕЛЬ ТРЕХ «L» («LORE», « LANDSCAPE», «LEISURE» =«ЗНАНИЕ, ПЕЙЗАЖ, ДОСУГ»)
2000-2015 ГОДЫ
МОДЕЛЬ ТРЕХ «E» («EDUCATION», «EXPERIENCE», «ENTERTAINMENT» =«ОБРАЗОВАНИЕ, ОПЫТ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ»)
Слайд 34МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
МОДЕЛЬ «SLEEM»:
SEA = МОРЕ
LANDSCAPE
= ПЕЙЗАЖ
ECONOMY = ЭКОНОМНЫЙ
ENTERTAINMENT = РАЗВЛЕЧЕНИЕ
MANIFOLD = НАСЫЩЕННЫЙ
Слайд 35Приключения
Причины
Познание себя
Wellness
Хорошая жизнь
Кто я?
Природа
Спорт
Новые требования
Слайд 36НОВЫЕ КАТЕГОРИИ КЛИЕНТОВ
(На основе материалом Henley Centre Headlightvision and Amadeus)
Активные пенсионеры
(от 50 до 75 лет)
Глобальные кланы
Ведущие топ-менеджеры
Заботящиеся о здоровье
Семейные путешественники
Профессиональные туристы
Слайд 37Основная потребность туриста - комфорт
КОМФОРТ
Психологический
Бытовой
Эстетический
Экономический
Информационный
Слайд 38ПОВЕДЕНИЕ ТУРИСТОВ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА
ЧЕТКО ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЕГМЕНТЫ, КОТОРЫЕ В МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ
ПОДВЕРЖЕНЫ СПАДУ (ПОСЕЩЕНИЕ РОДСТВЕННИКОВ)
СОКРАЩЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ПОЕЗДОК
ПОЗДНЕЕ БРОНИРОВАНИЕ
ПОИСК ДЕШЕВЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
СОКРАЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПУТЕШЕСТВИЯ
МАРШРУТЫ ПУТЕШЕСТВИЙ ПРИБЛИЖАЮТСЯ К ДОМУ
ВОЗРОСШИЙ КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОСТИ (ЧТО ТУРИСТЫ ПОЛУЧАЮТ ОТ ПУТЕШЕСТВИЯ)
Слайд 39Спасибо
за внимание!
Тел/факс : 8 (495) 939-47-41,
939-22-29
Кафедра рекреационной географии и туризма
Географический факультет
МГУ имени М.В.Ломоносова
г. Москва