Слайд 1“Миграционные процессы в Европе: эволюция миграционных взаимодействий Евросоюза и стран Центральной
и Восточное Европы”
24-25 сентября 2010
“Миграционные взаимосвязи ЕС и стран СНГ: возможности и сложности взаимодействия”
Центрально-Европейский Университет
Molodiko@ceu.hu
Одесса, 2010
5geografiya.net
Слайд 2Вопросы измерения взаимодействия:
Какие существуют системные отношения после распада социалистической системы на
Европейском пространстве между странами ЕС и СНГ?
Какие виды отношений формируют Миграционные системы ( МС)? ПОЛИТИЧЕСКИЕ и ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ, ЭТНИЧЕСКИЕ связи?
Каковы связи между ЕС-27 и его Европейскими соседями – СНГ и другими европейскими странами?
Слайд 3Какие взаимодействия оценивать?
Трудовая миграция (100 лет Будапештской конференции);
Временная (кратковременая, циркулярная, small
border traffic);
Образовательная миграция
Репатриация и этническая миграция в страны ЕС и СНГ;
Ищущие убежище;
Нелегальная миграция
Слайд 4Миграционной системы Европы
Миграционная система - международные рынки труда на определенных территориях,
которые создаются путем различных договоров и трудовых соглашений. (Massey, 1993: стр.454).
Существует официальная граница Евросоюза и стран СНГ, но не существует во многих местах четкой реальной границы систем, определенной миграциями населения;
Развитие отношений МС ЕС и бывшего СССР характеризуется разнонаправленными процессами:
1- интеграцией некоторых стран бывшего СССР (Балтика) в МС стран ЕС,
2- оринтацией отдельных стран СНГ в Западном направлении;
3- оринтацией отдельных стран СНГ на интеграцию (Россия-Казахстан –Белоруссия)
4 – Особыми отношениями некоторых стран ЕС (Финляндия, Норвегия, Венгрия, Румыния) к более тесным отношениям с своими восточными соседями из СНГ
Слайд 5Схема вариаций взиамодействия ЕС и СНГ
TUR
MAC
SRB
BLR
UA, MOL
Слайд 6Интеграционные союзы и организации в СНГ
Слайд 7
Sources: Molodikova 2008; Litvinenko 2007; CIS 2010.
[1] Decision of Council of
Heads of member states” On Agreement on unified system of registration of citizens of third countries and stateless persons, entered the territory of CIS member states”
Слайд 9Европейский Союз и Содружество Независимых Государств, Евростат: 2006
Проблема старения населения
Слайд 10Проблема старения населения и стабильность стран?
Приток не всегда желанных трудовых мигрантов
сталкивается с необходимостью ЕС решать вопросы старения населения:
К 2060 году Евросоюз ожидает снижение трудовых ресурсов на 50 млн.человек или на треть от существующего.
С 2006 в России отмечается убыль не только всего, но и трудоспособного населения
Слайд 11Места перекрытия систем
В приграничных регионах существуют подсистемы со специфичными связями (Украина-Словакия-Польша-Венгрия),
Калининградская область –Литва-Польша, Сербия –со странами ЕС и т.п.
Территории перекрытия обеих миграционных систем – места с наиболее интенсивным оборотом населения и товаров.
Характеризуются:
-Высоким количеством нелегальных мигрантов;
-Приграничной челночной миграцией и торговлей;
-Приграничной трудовой активностью (как легальной, так и нелегальной);
Слайд 12
Страны на расколе:
Молдова (слева) и Украина - География поездок трудовых
мигрантов (результаы исследования: (IOM 2009, Pozdnyak 2008)
Эксперты из Беларуси оценивают внешнюю миграцию от 200 тыс. до 200 тыс.челРоссию (большинство) и на Запад
Слайд 13Балланс между контролем / защитой и необходимостью притока трудовых мигрантов? Свобода
передвижения и либерализация визового режима?
ЕС:
Как избежать отчуждения соседей и продвигать свои реформы дальше, если «морковки» будущего членства в Евросоюзе для стран – соседей уже нет?
Критерий «европейскости» - Где граница – географическая? культурная? Этническая?
Вопросы окончательных границ союза не могут быть отделены от вопросов безопасности ЕС
Слайд 14«Политика Европейского Соседства » (ПЕС)
Принята в 2004 в рамках Единой миграционной
политики ЕС стремится сочетать:
1- учет интересов всех стран – участниц и признание различий их возможных интересов;
2 - уважать права человека и равенство стран – членов ЕС;
3- создавать кооперациию с третьими странами прежде всего в области безопасности и контроля нелегальной миграции, трафика людей, товаров и наркотиков и оружия.
Слайд 15TASIS, TASIS-RAP, AENEAS, B7-667, EU Твининговые, Программы по беженцам & миграционные
программы
Слайд 16Отношения внутри ЕС и с соседями
Разделение в отношениях EU со странами:
-
NMS ЕС-10;
NMS ЕС-2 (еще не Шенген);
- Страны – кандидаты в члены ЕС (Хорватия, Македония, Турция?);
- Страны – готовящиеся в кандидаты (Балканы);
ТРЕТЬИ СТРАНЫ:
Инициатива Соседства:
- Инициатива Восточное Партнерство (включая партнеров Южного Кавказа)
- ЕС-Россия;
Полярное партнерства (Россия & Скандинвские страны);
Программа:
Переселения
Возвращения
Слайд 17Relations CIS, EU and CEE countries
Russia
China
Turkey
Kazakhstan
Uzbekistan
Armenia
Izrael
Kyrgyzstan
Tajikistan
Azerbaijan
Georgia
Middle East
Moldova
Ukraine
Belarus
US
ЕС
Baltic States
Слайд 18Визовые отношения между странами бывшего СССР
Слайд 19Каналы свободного передвижения как главные системо-образующие факторы:
ЕС и соседи:
Балканские страны (исключая
BH, Албанию и Косово) для людей с биометрическими паспортами;
Малый приграничный трафик - через определенные границы: Украина с Польшей, Венгрией,Словакией ;
Румыния – Молдова
Украина, Грузия, Молдова – безвизовый режим для всех стран OECD;
Турция - безвизовый режим с BH, Албанией и Косово
И одностононняя свобода передвижения с Центрально Азиатскими странами
Слайд 20“Этническая дверь в ЕС»: ЕС, СНГ и другие соседи
Польша – Карта
этнических поляков
Венгрия – 2003,Этнические Венгерские паспорта;
- Карта этнических венгров и с 2011 г.
двойное гражданство;
Словакия – 2005, 2010 з-н “О гражданстве”
Россия – Латвия, Эстония (все резиденты с иностранными паспортами не-граждан), Литва (упрощенные визы для Калининградской области);
Румыния – Новый закон от 2010г. О Румынской наследственности в основном для Молдован 20тысяч Молдован в год;
Турция –безвизовый режим для всех стран-соседей (особое сотрудничество в контексте PANTurkism включая Иран и страны Центральной Азии, Б-Г, Албания & Косово);
Болгария – 17 тысяч в год из Б-Г, Албании, Турции
Слайд 21Азиатско-Европейский корридор: Пересечение малых границ в безвизовом режиме от Китая до
ЕС:
Китай – пограничная зона России, Казахстана и Киргизии;
Азербайджан – Турция
-- Иран
Непризнанные регионы – Нагорный Карабах (от Азербайджана до Армении)
Приднестровье – от Молдовы
Южная Осетия – Россия
Абхазия (формально Грузия) – Россия;
Балканские старны с бывшим СССР – безвизовый въезд круглый год (Сербия, Черногория) – на 1 месяц;
Безвизовый сезонный режим (на лето) для некоторых стран бывшего СССР (Хорватия, Албания) – на 1 месяц
Слайд 22Проблемы реализации Соглашения о реадмиссии между Украиной, Россией и Молдовой
Нет реадмиссионной
цепи (Беларусь и другие страны СНГ не подписали);
Не ясен контроль исполнения и возможности содержания (пинг-понг схема)
Каналы свободного передвижения к границам ЕС;
Новые потоки беженцев и вынужденных переселенцев;
Увеличение роли Балкан в нелегальных миграционных потоках после подписания соглашения о реадмиссии;
Слайд 23Политика стран СНГ
в отношении ЕС
Россия –ЕС – неопределенные отношения
несмотря на регулярные встречи по вопросам безвизового режима;
Украина –ЕС - разочарование по поводу возможности членства в ЕС & и новое про-Российское президенство;
Молдова –ЕС –новое правительство – новые возможности сотрудничества с ЕС & Румынией;
Новый Таможенный Союз: Россия, Беларусь, Казахстан (Май-Июнь 2010) – шаг навстречу общему государству?
Турция – страны Центральной Азии – сотрудничество в области миграции (этнической, трудовой и образовательной)
Азербайджан –Турция – Армения – отношения и миграция в ЕС.
Слайд 24Особенности транзитной миграции Восток-Запад
Геополитеческое положение стран СНГ создает «естественный» транзитный корридор
для направляющихся в Европу мигрантов из Азии;
- Отсутствие финансовых средств и опыта управления международной миграцией не позволяет странам СНГ бороться с нелегальной миграцией;
- Трудности с внедрением соглашения ЕС-СНГ о реадмиссии дальше на восток и на юг делают его выполнение проблематичным;
Этнические отношения формируют национальную визовую политику между отдельными странами ЕС и третьими странами в сфере свободного передвижения населения и создают возможность для сквозных корридоров свободного перемещения населения;
Развития миграционных систем стран СНГ и ЕС демонстрируют острую необходимость в координированных действиях по управлению миграцией