3 урок урок Почвенные ресурсы России презентация

Содержание

«Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей». «Земля – мать человеку, его кормилица»

Слайд 1Почвенные ресурсы России.


Слайд 2


«Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей».


«Земля

– мать человеку, его кормилица»

Слайд 3Вспомним!
Почва – это особенное природное тело. Оно образуется на поверхности Земли

в результате взаимодействия живой (органической) и неживой (неорганической) природы.

Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя.
Благодаря плодородию почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно разумно.

Важнейшим свойством почвы является плодородие.

Почвы образуются очень медленно. За 100 лет мощность почвы увеличивается всего на 0,5-2 см.


Слайд 4Почвообразующие факторы
Вспомните какую роль играет в образовании почв каждый из указанных

факторов.

Являются источником образования минеральной части почвы, влияющим на её механический состав.

Способствует накоплению органических веществ, улучшает физические свойства, тепловой и водный режим почвы.

Обеспечивает образование перегноя – вещества, придающего почве плодородие.

Определяет распределение климатических почвообразующих элементов.

Влияет на тип и качество почвы, воздействуя на растения, животных, микроорганизмы, влагу.

Активно улучшает или ухудшает качество почвы.

Определяет мощность почвенного слоя.

Определяет водный режим и структуру почвы.


Слайд 5Строение почвы
На примере черноземной и подзолистой почв рассмотрим строение почвенного профиля.
Профиль

почти каждого вида почвы состоит из следующих горизонтов:

гумусовый горизонт (А 1)




переходная
часть почвенного профиля:






почвообразующая горная порода
(С)

горизонт вымывания
(А 2)

горизонт вмывания (В)










Слайд 6Как вы понимаете это выражение и докажите. На сколько правильно это

выражение.
ПОЧВА – это богатство страны

Слайд 7Земля – один из главных ресурсов природы, источник жизни. Недаром говорят:

“Труд – отец богатства, а земля – мать его”.
Почва покрывает поверхность суши почти сплошным тонким слоем. И этот верхний слой в обыденной жизни часто называют просто “землей”. Слово “земля” и “почва” употребляется как синонимы. Нередко отождествляют земельные и почвенные ресурсы. Но это не всегда одно и то же.

Слайд 8Земельные ресурсы – это земная поверхность, пригодная для проживания человека и

для любых видов хозяйственной деятельности.
Почвенные ресурсы – это часть земельных ресурсов, используемая в сельскохозяйственном и лесном хозяйстве.


Слайд 9Как распределяются земельные ресурсы в мире и в России? Учебник стр.

100.

Слайд 10Использование почвенных ресурсов
Почвы тундры – оленьи пастбища
Почвы полупустынь – пастбища верблюдов


и овец
Почвы степей – выращивание сельско-
хозяйственных культур


Слайд 11Эрозия
Водная
Ветровая
«Враги почвы»
Эрозия почв – это разрушение ее верхних горизонтов под

действием воды и ветра.

Слайд 13Противоэрозионные мероприятия

Прочитайте в учебнике стр. 101


Слайд 14Обработка поперек склонов
Террасирование


Слайд 15
Безотвальная обработка почвы
Полезащитные лесополосы


Слайд 16Мероприятия по повышению плодородия почв
Орошение


Слайд 17Осушение


Слайд 18Внесение удобрений
Органических удобрений
Известкование


Слайд 19Минеральных удобрений


Слайд 20Севооборот
научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур во времени и на территории.


Слайд 21Снегозадержание


Слайд 22Обработка почвы


Слайд 23Выкорчевывание кустарников


Слайд 24Мелиорация -
это совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения

их плодородия.


Слайд 25Почвенные ресурсы


Слайд 26Влияние хозяйственной деятельности
Различные виды хозяйственной деятельности приводят к угрожающим масштабам

порчи и разрушения почв.
Необходимо устанавливать жёсткий контроль и разрабатывать комплексные меры по борьбе с загрязнением почв, восстанавливать их, рекультивировать.
Вредные вещества в почвах отрицательно сказываются на продуктах питания, которые употребляет человек.
Бедленды – неплодородные земли, напоминающие лунный пейзаж, образовавшиеся в процессе неправильного обращения с почвами.


Слайд 28Важность рационального использования и охрана почвы
В настоящее время в стране не

осталось неосвоенных земель, пригодных для земледелия.
Обрабатываемые почвы заметно снизили своё плодородие и его необходимо поддерживать, чтобы получать необходимые результаты.
Потребности в получении с/х продукции с каждым годом возрастают
В настоящее время остро стоит вопрос рационального (разумного) использования уже имеющихся почвенных ресурсов и повышения плодородия почв.

Слайд 29Выпишите основные направление охраны почв России.
Стр 103 в учебнике


Слайд 30Выводы
Почва – важнейший природный ресурс, который при длительном использовании не убавляется,

а сохраняется и даже улучшается.
Почву необходимо беречь от разрушения и охранять от загрязнения.
Почвы нуждаются во внесении удобрений, использовании оптимальной агротехники.
Чрезвычайно актуальна защита почв от эрозии (ветровой и водной).
Только тогда человек может рационально использовать все заложенные в почву ресурсы плодородия.

Слайд 31Новые слова урока
Осушение
Орошение
Севооборот
Мелиорация
Эрозия
Бедленды


Слайд 32Закрепление
Определите, какие виды мелиорации проводятся на юге Русской равнины, на севере

Русской равнины
В какой природной зоне необходимо известкование почвы?
Почему орошение почв может привести к их засолению?
Чем отличается мелиорация почв в тайге, от мелиорации почв в степях?
С какой целью проводится террасирование склонов?

Слайд 33а) структура почв
б) мелиорация
в) перегной
г) эрозия
д) агротехника
е) почва
ж) супесчаники
з) почвенные ресурсы
Сопоставьте!
1.

Верхний, рыхлый и плодородный слой земной коры.
2. Органическое вещество, придающее почве плодородие.
3. Почвы, в механической части которых песчаные частицы преобладают над глинистыми.
4. Способность почвенных частиц соединяться в устойчивые комочки.
5. Часть почвы, используемая в сельском и лесном хозяйстве.
6. Процесс разрушения почв.
7. Совокупность мер по улучшению почв с целью повышения их плодородия.
8. Специальная обработка почв.

Слайд 34Отметьте правильный ответ.
1.От общей площади земельного фонда на долю сельхозугодий приходится:
а)

45 %
б) 13 %
в) 8 %
г) 20 %

2.Процесс разрушения почвы под действием ветра и воды называется:
а) мелиорацией
б) эрозией
в) рекультивацией
г) агротехникой

Слайд 35

3.Плодородие почвы определяется в первую очередь содержанием в ней:
а) воздуха
б) гумуса
в)

воды
г) живых организмов

Слайд 364.Органические вещества попадают в почву благодаря:
а) микроорганизмам
б) животным
в) воздуху атмосферы
г) текучим

водам

5.Слой почвы, особенно богатый перегноем, называется:
а) горизонтом вымывания
б) материнской породой
в) горизонтом вмывания
г) гумусовым горизонтом

Слайд 376.По механическому составу лучшей почвой считается:
а) суглинистая
б) глинистая
в) супесчаная
г) песчаная

7.Самой плодородной

почвой считается:
а) черноземная
б) каштановая
в) серая лесная
г) подзолистая

Слайд 38Определите, о каких почвах идет речь

1.Образуется в условиях долгого и избыточного

переувлажнения и нехватки кислорода.
а) каштановые б) серые лесные
г) тундрово-глеевые д) подзолистые

2.Отличаются небольшим количеством растительных остатков, сильным промыванием, бедностью гумуса.
а) черноземы б) подзолистые
в) дерново-подзолистые г) тундрово-глеевые

3.Почвы с зернистой структурой, мощным слоем перегноя, высоким плодородием.
а) бурые б) серые в) каштановые г) черноземные


Слайд 39Ответы:
1 - е 2 - в 3 - ж 4 - а 5 - з 6

- г 7 - б 8 - д

Слайд 40Ответы:
1 - б 2 - б 3 - б 4 - а 5 - г 6

- в 7 - а

Слайд 41Ответы:
1 - г 2 - б 3 - г


Слайд 42ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 17


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика