Слайд 1Растровый выбор. Муар.
Лыкова Т.Д., к.т.н.
ДВФУ, 2016 г.
Слайд 2Типы растров и особенности их использования
Растр
Периодический (амплитудномоделированный)
Стохастический
(частотно-моделированный)
отличаются алгоритмами генерации растровых
точек в зависимости от разработавшей их фирмы, а также величины растровой точки.
по форме точки:
круглые, квадратные, эллипсоидные, линейные, концентрические и т.д.;
по количеству осей:
двухосевые и одноосевые. Например, растр с круглой точкой имеет две оси, а линейные растры — только одну;
по наличию главной оси:
имеющие главную ось и не имеющие ее. Например, периодические растры с круглой точкой не имеют главной оси, а с эллипсоидной имеют ее;
по линиатуре.
Гибридные растры:
АМ и ЧМрастрирование применяется в зависимости от сюжетного содержания оригинала: светлые и темные тона передаются ЧМрастрированием, а остальной диапазон полутонов воспроизводится АМрастрированием.
Слайд 3*метод сюжетного растрирования
(В.Токарев, А.Крылов)
Основная идея — сделать растровую структуру различимой
для глаза. В этом случае видимые растровые структуры, так же как и при гибридном растрировании, привязаны к сюжету изображения. В результате получается изображение, напоминающее цветную гравюру, но со стереоэффектами объемности некоторых специально выделенных деталей изображения.
Слайд 4Линиатура
Линиатура растра — это величина, обратная периоду растра. А период растра — это
расстояние между центрами смежных растровых ячеек.
Растрирование — аналоговое или цифровое преобразование исходных тонов изображения или цифровых значений пикселов исходного изображения в растровые элементы определенной площади и формы.
Слайд 5Линиатура
Линиатура есть только у растров, имеющих периодическую, повторяющуюся структуру. Стохастические или
частотно-модулированные растры периода линиатуры не имеют и описываются минимальным размером растровой точки.
Максимальная стабильновоспроизводящаяся линиатура (МСВЛ).
Единицы измерения:
В линиях на сантиметр (см -1) —в Европе и России,
в американофильских странах — в линиях на дюйм (lpi — lines per inch).
Критерии выбора линиатуры:
физиологический,
технологический, в зависимости от условий просмотра будущего растрового изображения или условий потребления изготавливаемого издания.
Слайд 6Физиологический
растровый отбор
Минимально различимая линиатура:
T=2D*tangΩ
Слайд 7Технологический растровый отбор
Технологический критерий выбора линиатуры:
учет особенностей запечатываемого материала;
особенности
печатных машин или печатных систем «краска — бумага — печатная пара»;
Слайд 9Критерии выбора формы растрового элемента
визуальное восприятие растрированного изображения;
стабильность печати;
форма градационных кривых
воспроизведения.
Слайд 10Визуальное восприятие р.и.
*Принято считать, что чернобелые иллюстрации лучше воспроизводятся квадратной, круглой
или эллиптической точкой.
Квадратные точки:
лучше использовать для репродуцирования чернобелых изображений с четким контрастным рисунком. Это же относится и к линейным растрам.
Круглые и квадратные точки:
применяются при репродуцировании чернобелых фотографических изображений (сюжетов, содержащих изображения предметов быта).
Ромбические и эллиптические — для цветных иллюстраций (людей и животных).
Линейные растры хороши при воспроизведении ярких цветных объектов с большим количеством мелких деталей, например одежды.
Растровые элементы в виде концентрических окружностей являются универсальным метафизическим идеалом по воспроизведению всего.
Слайд 11Стабильность печати и градационные характеристики воспроизведения
Наиболее стабильно печатаются растры с растровыми
элементами, имеющие небольшие значения периметра:
растры с круглой или эллиптической точкой, при этом круглая точка имеет наименьший периметр при максимальной площади.
Слайд 12Квадратная точка
Форма градационной кривой тоновоспроизведения растрами с квадратной точкой соответствует градационной
кривой для растров с круглой точкой с той лишь разницей, что общий уровень приращения тона выше, чем у круглой точки.
Эллиптическая точка
По стабильности печати практически не уступает круглой точке, но имеет сглаженный градационный скачок вследствие того, что первое слияние происходит при тоновом значении около 40%, а второе — около 60%, в зависимости от соотношения диаметров эллиптической точки.
Слайд 13Ромбическая точка
Является полным аналогом эллиптической — отличие заключается только в больших значениях
приращения тона и меньшей стабильности при печати.
Линейный растровый элемент
Кривые градационной передачи линейного растра заметно отличаются от стандартных кривых приращения тона. Физическое приращение тона несколько выше, чем у круглой или эллиптической точки.
Преимущества:
стабильность печати линейными растрами при правильной технологической подготовке даже превосходит стабильность печати круглой точкой;
т.к. являются одноосевыми имеют шесть углов поворота растра, при которых не возникает межсепарационный муар, например 0, 30, 60, 90, 120, 150°.
Недостаток:
при воспроизведении ахроматических изображений, в зависимости от совмещения сепараций (красок), изображение приобретает тот или иной цветовой оттенок.
Слайд 14Концентрические растровые элементы
разновидность круглой точки с очень большим периметром и высоким
уровнем оптического приращения тона (растискивания). Как и у круглой точки, в точке слияния будет происходить тоновый скачок.
Теоретически концентрические точки не имеют никаких технологических преимуществ перед другими формами растровых элементов.
Высокое оптическое растискивание значительно ухудшает зрительное восприятие полутонов, они выглядят более «серыми», неяркими.
Не рекомендуется применять концентрическую форму точек для слабомелованных бумаг с плохими показателями непрозрачности.
Стабильность печати растров с концентрической точкой при использовании бумаг двойного мелования находится на уровне стабильности стохастических растров.
Слайд 15Муар
макропериодическая структура,
образующаяся в результате интерференции между двумя или более периодическими структурами.
*можно минимизировать, оптимально подобрав углы поворота растров.
Слайд 16Муар
Муар возникает при наложении периодических растровых структур, в результате чего получается
другая периодическая структура. Образовавшаяся структура имеет период, отличающийся от периодов образующих его структур.
Виды муара:
межсепарационный;
аппаратный — при взаимодействии растровых структур с периодическими элементами матриц или лазерных выводных головок;
объектный или сюжетный —при растрировании тканей или других текстурных объектов, имеющих регулярную фактуру или регулярный рисунок ткани (тонкие полоски или клетка), кружева, штриховку и т.д.;
печатный муар — возникает в результате дробления или двоения при печати.
Для визуального восприятия имеет значение частота, или период, муаровой структуры.
Если ее частота порядка 20-40 линии на сантиметр или больше, то вероятность ее различения при печати мала. Если частота муара низкая — менее 10 линий на сантиметр, то при печати муар будет хорошо заметен.
Слайд 17
Интерференционные структуры, получающиеся при разных углах поворота пурпурной и голубой сепараций
Слайд 19Элементы растровой структуры
Угол поворота — угол между осью растра и нулевой осью
координатной системы. Это угол наклона между опорным направлением и главной осью растра для выбранной сепарации.
Ось растра — линия, вдоль которой растр имеет наибольшее число элементов — точек на единицу длины. Для линейного растра ось совпадает с направлением линий растровых элементов.
Главная, или основная, ось растра — в случае несимметричных растровых элементов — ось растра, совпадающая с направлением самого большого диаметра эллиптической или самой длинной ромбической растровой точки. Симметричные растровые точки (круглые или квадратные) не имеют главной оси.
Опорное направление — горизонтальное направление при нормальном просмотре печатной формы со стороны клапана экспонирующего устройства, фактически направление, параллельное клапану экспонирующего устройства.
Растровая розетка - минимальная интерференционная ячейка (объект) при наложении растровых сепараци.
Слайд 20 Полиграфическая (растровая) розетка образуется в результате наложения красочных сепараций. СМУК — при
четырехцветном синтезе — наложением четырех растровых изображений.
Видимые низкочастотные периодические структуры заметно ухудшают визуальное восприятие изображений, и частота возникающего муара зависит от угла поворота образующих изображение сепараций.
Слайд 21Выбор или определение углов поворота
минимизация муарных явлений;
уменьшение различимости растровой структуры.
а — как
угол между главной осью растра и осью ординат в направлении по часовой стрелке
Системы определения угла наклона растровой структуры:
б — как угол между главной осью растра и осью абсцисс против часовой стрелки
Слайд 22Стандартные углы
ISO 12647-2 в случае двухосевых периодических растров (с круглой или
квадратной точкой):
разница между углами поворота растра голубой, пурпурной и черной красками должна составлять 30°, а угол наклона желтой краски — отличаться на 15° от двух остальных.
угол поворота растра краски, доминирующей в изображении, должен быть равен 45°.
Слайд 23 В случае использования растров, имеющих главную ось
(с овальной или ромбической точкой):
между
углами поворота главных осей голубой, пурпурной и черной красок должно быть 60°;
угол поворота желтой краски должен отличаться на 15°.;
угол наклона доминирующей краски — 45 или 135°.
Стандартные углы
Слайд 24Выбор доминирующей краски
Доминирующую краску необходимо ставить под углом 45°.
Варианты:
Пурпурная краска:
если доминирующим цветом в издании является цвет кожи или другие цвета, содержащие пурпурную краску (основная масса глянцевых журналов);
Голубая сепарация: если в издании иллюстрации отражают разгул зелени или воды;
Черная краска: во всех остальных случаях..
Эффект наклона
Слайд 25Для двухосевых растров, имеющих главную ось (эллиптических растров)
Практические рекомендации по установке
углов поворота сепараций:
под углом 90° однозначно выводится желтая краска;
доминирующая краска под углом 135° — это либо пурпурная, либо голубая сепарация;
черная сепарация под углом 75°;
под углом в 15 или 105° размещается соответственно оставшаяся недоминирующая пурпурная или голубая сепарация.
Слайд 26Оценка межсепарационног муара до печати
Способы визуальной оценки:
пробная печать* — самый надежный, но
и самый дорогостоящий способ;
фототехнический — основан на посепарационном совмещении фотоформ;
аналоговая цветопроба — тоже неактуальна, как и фототехнический метод;
экранная растровая цветопроба*.
Слайд 27Методы уменьшения различимости растровой структуры
1. увеличение линиатуры при растрировании: приводит к
уменьшению растровой розетки.
Например, как показывают расчеты, увеличение линиатуры с 150 до 175 линий на дюйм приводит к уменьшению розетки всего на 11%, поэтому этот метод не очень продуктивен (возможные потери градаций при печати).
2. методики, основанные на разрушении розеточной структуры, например изменение частоты отдельных сепараций.
3. подбор метода цветового синтеза: визуальная величина растровой розетки различна для разных цветов и зависит от CMYK-координат воспроизводимого цвета.
Слайд 28Методы уменьшения различимости растровой структуры
4. применение стохастического растрирования. Нет периодической структуры —
нет и муара.
5. применение комбинированного растрирования (не гибридного).
Комбинированное растрирование — это использование различных видов растров для растрирования различных красочных сепараций.
Слайд 29
Классический эллиптический растр (а)
Комбинированное растрирование (б)