Кафедра общетеоретических дисциплин
подготовительного факультета для иностранных граждан МАДИ
Материал подготовлен в рамках выполнения программы стратегического развития МАДИ, мероприятие 1.2, проект 1.2.1
Косаревой И. А.
Кафедра общетеоретических дисциплин
подготовительного факультета для иностранных граждан МАДИ
Материал подготовлен в рамках выполнения программы стратегического развития МАДИ, мероприятие 1.2, проект 1.2.1
Косаревой И. А.
Вернуться к оглавлению
,
Вернуться к оглавлению
,
Путь (S) – это длина траектории. Это скалярная неотрицательная величина, которая измеряется в системе СИ в метрах ( м ). На рисунке путь – длина кривой линии . Очевидно, что S > [ ] – путь больше модуля перемещения. Однако, бывает и так, что путь равен модулю перемещения S = [ ].
Предлагаем вам самостоятельно объяснить ситуацию, когда S = [ ].
,
Вектор средней скорости по перемещению – это отношение перемещения к интервалу времени за который тело совершило это перемещение.
Модуль средней скорости по перемещению измеряется в системе СИ в метрах в секунду (м/с).
Средняя скорость на пути ( средняя путевая скорость ) – это отношение пути к интервалу времени, за который пройден этот путь.
Если тело проходит несколько участков траектории, то среднюю путевую скорость можно вычислить по формуле:
S1, S2,…Sn – участки траектории, пройденные телом (м).
где
Δt1, Δt2 , Δtn – интервалы времени, за которые тела проходят соответственные участки траектории (с).
Часто в задачах предлагается скорость в километрах в час (км/ч), перевод в систему СИ:
Ускорение ( ) – это векторная физическая величина, которая показывает, как быстро изменяется скорость со временем.
Модуль мгновенной скорости:
- изменение скорости.
модуль изменения скорости, Δt – интервал времени, за который произошло изменение скорости.
Радиус – вектор и координаты характеризуют положение тела, а перемещение, путь , скорость и ускорение – изменение положения тела.
Модуль мгновенной скорости:
Модуль ускорения:
С помощью определений и формул из текстов 1 и 2 составим алгоритм решения задач по кинематике и рассмотрим примеры.
1). Прочитать внимательно условие задачи.
2). Проанализировать ситуацию, описанную в условии задачи:
— выяснить, можно ли принять движущиеся тела за материальные точки;
— сделать рисунок, изобразив на нем векторы скорости и ускорения.
3) Написать данные задачи в символах и перевести внесистемные единицы измерения в систему СИ.
4) Определить нужные для решения теоретические формулы, выписать их.
5). Сделать необходимые преобразования, выразить неизвестную (искомую) величину.
6). Сделать математические расчеты и написать ответ с размерностью.
Вернуться к оглавлению
Дано:
Решение:
Найти: S -?
Дано:
Решение:
Найти: S -?
Задача 2. За 2 минуты тело изменило свою скорость от 10 м/с до 108 км/час. Найти ускорение тела. Ответ округлить до сотых.
Дано:
Решение:
Дано:
Решение:
Ответы >>
0
Вернуться к оглавлению
Ответы >>
Дано:
Решение:
Так как оба автомобиля движутся равномерно, запишем уравнение координаты для этого движения:
Из рисунка видно, что первый автомобиль движется по оси ОХ, значит проекция его скорости на ось положительная. Второй автомобиль движется против оси ОХ, значит проекция его скорости на ось ОХ – отрицательная. Запишем уравнения:
x1 =250+ 30 t, х2 = 250 - 20t
Опишите эти движения. Чем они отличаются и что в них общее? Постройте графики зависимости координат точек от времени.
Решение.
Первое тело движется равномерно по оси ОХ со скоростью 3м/с, второе тело тоже движется равномерно, но только против оси ОХ со скоростью 5 м/с, а третье – не движется.
Строим графики, выбирая значения t, например при t = 0 и t = 2c
Дано:
Решение:
x1 = 3 + 2t
x2 = 11 – 6t
При встрече тела находятся в одной точке С, их координаты равны.
Сделать рисунок.
x01 = 11 м; t02 = 0; v2x = –6 м/с
x01 = 3 м; t01 = 0; v1x = 2 м/с
x1(OC) = x2(OC)
Построить графики x1 = f(t) и x2 = f(t)
3 + 2t = 11 – 6t; 8t = 8; tвстречи = 1 (с)
координата места встречи (т. С):
x1 = 3 + 2tвстречи; x1 = 3 + 2 • (1 c) = 5 (м)
Ответы >>
7. Координата материальной точки изменяется с течением времени по закону . Какой из приведённых ниже графиков соответствует этой зависимости?
Вернуться к оглавлению
Когда и имеют одинаковое направление, модуль скорости увеличивается. Это движение называется равноускóренным . Когда и имеют противоположное направление, модуль скорости уменьшается. Это движение называется равнозамéдленным. Покажем эти движения на графике скорости v(t).
По этому графику можно определить ускорение тела - это тангенс угла наклона графика к оси времени. Если тело замедляет движение, ускорение отрицательное, угол графика тупой, поэтому находим тангенс смежного угла.
Построим график пути.
Посмотрите на рисунок и ответьте какое это движение?
Посмотрите на рисунок и ответьте какое это движение?
Посмотрите на рисунок и ответьте какое это движение?
Посмотрите на рисунок и ответьте какое это движение?
а) равноускоренно вдоль оси ОХ;
б) равнозамедленно вдоль оси ОХ;
в) равноускоренно против оси ОХ;
г) равнозамедленно против оси ОХ;
д) равномерно вдоль оси ОХ;
е) равномерно против оси ОХ.
Путь, пройденный материальной точкой за четвертую секунду, равен
1)2м 2) 2м 3) 1м 4) -2м
4. На рисунке изображен график проекции скорости движения материальной точки.
Чему равен модуль перемещения материальной точки за две секунды от начала движения?
1)1 м 2) 2м 3) 3м 4) 4м
5. По графику зависимости модуля скорости тела от времени, представленного на рисунке. Какой путь пройден телом за вторую секунду?
1)1 м 2) 2м 3) 3м 4) 4м
7. На рисунке представлен график зависимости модуля скорости тела от времени. Найдите путь, пройденный телом за время от момента времени 0 с до момента времени 5 с.
1)6 м 2) 15м 3) 17м 4) 23м
1) 0 2) 15 м 3) 20м 4) 30 м
8. Зависимость координаты x тела от времени t имеет вид:
Чему равна проекция скорости тела на ось Ox в момент времени при таком движении?
1)34 м/с 2) 20 м/с 3) 11 м/с 4) 2м/с
Через сколько секунд после начала отсчета времени проекция вектора скорости тела на ось Ox станет равной нулю?
1) 1,5 с 2) 2 с 3) 5 с 4) 3с
10. Зависимость координаты x тела от времени t имеет вид:
Чему равна скорость тела в момент времени при таком движении?
1)12 м/с 2) 8 м/с 3) 4 м/с 4) 10м/с
Дано:
Решение:
Vₒ= 30 м/с
а = 5 м/с2
t =7 с
Движение поезда равнозамедленное, поэтому:
Тема 3. Примеры решения задач (1 из 3)
Ответ:
?=112,5 м
Дано:
Решение:
v =250 км/ч= 69,4 м/с
vₒ = 0 м/с
Движение самолета равноускоренное, поэтому
Ускорение самолета
Или
Время разгона
Средняя скорость самолета на участке разгона
Ответ:
Тема 3. Примеры решения задач (2 из 3)
Дано:
Решение:
vₒ = 0
t1= 6 с
t2= 2 с
Движение тела равноускоренное, поэтому путь, пройденный за 3 секунды
Ответ:
Путь, пройденный за 8 секунд
Отношение
Тема 3. Примеры решения задач (3 из 3)
Ответы >>
Задание 1. Прочитайте текст 1 (не менее двух раз):
Текст1: Свободное падение
Рассмотрим уравнения и графики для свободного падения тела..
Свободное падение – это равноускоренное движение под действием притяжения земли с начальной скоростью, равной нулю, без сопротивления воздуха (в вакууме).
Все тела в вакууме падают с одинаковым ускорением, которое называется ускорением свободного падения : g= 9,8 м/с2 ( при решении задач считаем 10 м/с2)
Свободное падение описывается теми же формулами, что и любое равноускоренное движение. Например, при падении из состояния покоя проекции векторов скорости и перемещения рассчитываются по формулам
Вернуться к оглавлению
Если тело бросили вниз, ему сообщили начальную скорость , тогда уравнения и графики будут следующими:
Задание 2. Прочитайте текст 2 (не менее двух раз):
Текст 2: Движение тела, брошенного вертикально вверх
Рассмотрим уравнения и графики движения тела, брошенного вертикально вверх.
Если тело бросили вверх, сообщив ему начальную скорость , оно движется равнозамедленно до остановки, а затем свободно падает. Мы имеем два движения. Начало отсчёта лучше взять на поверхности Земли, а ось ОХ направить вверх.
Уравнения
Подъем
Падение
(1)
(2)
(3)
(1)
(2)
(3)
Вернуться к оглавлению
Уравнение (1): когда , , тогда , но
Тема 4. Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Текст 2.
Уравнение (3): когда , , тогда
Следовательно, - начальная скорость бросания равна конечной скорости падения.
Графики
Задание 3. Тесты к тексту 1 и 2. Выберите правильный ответ .
Вопрос 1. Какое движение называют свободным падением?
1) движение, когда отсутствует сопротивление
2) движение парашютиста
3) движение тела под действием только притяжения земли
Вопрос 2. Как движется тело, брошенное вертикально вверх?
1) равномерно
2) равноускоренно
3) равнозамедленно
Вопрос 3. Что можно сказать об ускорении свободного падения различных тел?
1) ускорение свободного падения зависит от наличия сопротивления воздуха
2) ускорение свободного падения одинаково для всех тел в вакууме
3) тела большей массы обладают большим ускорением
Вопрос 4. Изменится ли ускорение падающего тела, если ему сообщить начальную скорость?
1) ускорение уменьшится
2) ускорение увеличится
3) ускорение не изменится
Вопрос 5. Три тела брошены так: первое – вниз без начальной скорости, второе – вниз с начальной скоростью, третье – вверх. Одинаковы ли ускорения этих тел?
1) ускорение одинаково у всех тел
2) ускорение разное у всех тел
3) у второго тела ускорение наибольшее
Вопрос 6. Как изменяется модуль скорости тела, брошенного вертикально вверх?
1) скорость тела увеличивается
2) скорость тела не изменяется
3) скорость тела уменьшается
Вопрос 7. Чему равен модуль ускорения тела, брошенного вертикально вверх?
1) ускорение увеличивается
2) ускорение уменьшается
3) ускорение не изменяется
Вопрос 8. Чему равна скорость тела, брошенного вертикально вверх, в наивысшей точке его подъема?
1) скорость тела достигает максимального значения
2) скорость тела равна скорости в начале движения
3) скорость тела равна нулю
Вопрос 9. Мяч, брошенный вертикально вверх, поднялся на высоту 20 м и упал на землю в точку бросания. Чему равен модуль средней скорости перемещения мяча, если он находился в полете 4 с?
0 м/с
10 м/с
5 м/с
Вопрос 10. Как направлены вектор ускорения и вектор скорости тела, брошенного вертикально вверх?
1) вектор скорости и вектор ускорения направлены вверх
2) вектор скорости направлен вверх, вектор ускорения – вниз
3) вектор скорости и вектор ускорения направлены вниз
Ответы >>
Дано:
Решение:
t = 10 с
Высота подъема
Ответ:
Начальная скорость тела
Тема 4. Примеры решения задач (1 из 3)
Дано:
Решение:
h=25 м
t1 = 1 с
здесь h = 25 м, а (t − 1) время, затраченное на то, чтобы тело пролетело расстояние H − h. Подставим (1) в уравнение (2) :
Тело свободно падает с высоты H без начальной скорости. Уравнение высоты, с учетом начальных условий: V_0 = 0, ho = 0, проекция вектора g > 0
Тема 4. Примеры решения задач (2 из 3)
Отсюда найдем время движения и высоту Н.
Подставим численные значения:
Дано:
Решение:
hₒ =25м
Vₒ = 20 м/с
Подставим кинематические характеристики движения в это уравнение:
Движение из т. А – равнозамедленное, т.к. . Запишем уравнение координаты для этого движения .
Тема 4. Примеры решения задач (3 из 3)
Найдем tполета (y = 0 – в момент падения на землю):
Решая это уравнение, получим: tполета = 5 с.
Найдем конечную скорость :
Направление вектора конечной скорости противоположно положительному направлению оси OY.
Ответы >>
Задание 1. Прочитайте текст 1 (не менее двух раз):
Равномерным движением по окружности называется движение при котором модуль скорости остается постоянным
Рассмотрим параметры равномерного движения по окружности.
Период вращения (Т)– это время одного полного оборота.
Частота вращения (n) – это число оборотов в единицу времени.
Угловая скорость (ω) – это отношение угла поворота радиуса к промежутку времени.
радиус;
угол поворота радиуса;
период вращения;
частота вращения;
линейная скорость;
угловая скорость;
центростремительное ускорение.
T
n
Один полный оборот:
Вернуться к оглавлению
Задание 2. Тесты к тексту 1 и 2. Выберите правильный ответ .
Вопрос 1. Материальная точка движется по окружности с постоянной по модулю скоростью по часовой стрелке. В какой точке траектории ускорение тела направлено по стрелке?
1) 1 2)2 3) 3 4) 4
Вопрос 2. Шарик движется по окружности радиусом r со скоростью . Как изменится величина его центростремительного ускорения, если радиус окружности увеличить в 3 раза, оставив модуль скорости шарика прежним?
1)увеличится в 3 раза 2)уменьшится в 3 раза
3)увеличится в 9 раз 4)уменьшится в 9 раз
Вопрос 3. Шарик движется по окружности радиусом r со скоростью . Как изменится центростремительное ускорение шарика, если радиус окружности уменьшить в 3 раза, оставив скорость шарика прежней?
1)уменьшится в 9 раз 2)уменьшится в 3 раза
3)увеличится в 9 раз 4)увеличится в 3 раза
Вопрос 4. Самолет летит по окружности в горизонтальной плоскости с постоянной по модулю скоростью. Как направлен вектор ускорения самолета?
1)вертикально вверх 2)к центру окружности
3)от центра окружности 4)вертикально вниз
Вопрос 5. Шар, подвешенный на нити, движется по круговой траектории в горизонтальной плоскости с постоянной по модулю скоростью, между нитью и вертикалью угол . Как направлен вектор ускорения движения шара?
1)перпендикулярно прямой, вдоль которой расположена нить
2) к центру окружности
3) от центра окружности
4) вертикально вниз
Вопрос 6. Два тела движутся по окружностям с одинаковой угловой скоростью. Положения и траектории движения тел показаны на рисунке. Чему равно отношение центростремительных ускорений второго тела относительно первого ?
1)4 2)2 3) 4)
Вопрос 7. Два тела движутся по окружностям с одинаковой угловой скоростью. Положения и траектории движения тел показаны на рисунке Чему равно отношение линейных скоростей первого тела относительно второго ?
1) 2) 3) 2 4) 4
Вопрос 8. Велосипедист движется по прямолинейному участку дороги со скоростью v . С какой скоростью движется точка В колеса велосипеда относительно земли?
1)v 2)2 v 3)0 4) -v
Вопрос 9. Велосипедист движется по прямолинейному участку дороги со скоростью v . С какой скоростью движется точка Д колеса велосипеда относительно земли?
1) v 2) 2 v 3) 0 4) -v
Вопрос 10. Угловая скорость тела 20п рад/с. Найдите число оборотов за 10 минут.
1) 6000 оборотов 2) 100 оборотов 3) 600 оборотов 4) 10 оборотов
Дано:
Решение:
V =20 км/ч = 5,55 м/с
Скорость верхних точек обода велосипедного колеса будет равна линейной скорости велосипедиста
Ответ:
u = v = 5,55 м/с
Тема 5. Примеры решения задач (1 из 3)
u = 5,55 м/с
Дано:
Решение:
v1 =6,0 м/с
ℓ=15 см = 0, 15 м
v2 =5,5 м/с
Угловая скорость вращения колеса:
Ответ:
Отсюда радиус колеса
Тема 5. Примеры решения задач (2 из 3)
Дано:
Решение:
Т = 4 с
d =30 cм = 0,3
Центростремительное ускорение
Ответ:
Связь периода и угловой скорости
Тема 5. Примеры решения задач (3 из 3)
d = 30 cм = 0,3 м
Радиус
Тогда
Ответы >>
Сила F это мера взаимодействия физических тел или физических полей.
Единица измерения силы в системе СИ – Н (Ньютон).
Свойства силы:
1) Модуль 2) направление 3) точка приложения 4) линия действия
Результаты действия силы:
ускорение (изменение скорости);
деформация (изменение формы);
ускорение и деформация вместе.
В механике изучают 3 вида сил.
Вернуться к оглавлению
Гравитационная постоянная
Сила тяготения Земли – это сила тяжести
Для тела на поверхности Земли
Сокращая массу m в этих формулах, получаем:
R –радиус земли
Знак «-»в формуле показывает, что сила упругости и деформация противоположны.
Закон Гука: Для малых деформаций сила упругости при сжатии или растяжении прямо пропорциональна деформации.
Коэффициент упругости k называется жёсткостью. Его единица: (ньютон на метр).
Силы трения возникают при контакте тел и имеют направление, противоположное движению (или возможному движению).
При движении твёрдых тел причиной трения является неровность поверхностей и силы молекулярного взаимодействия.
Виды трения:
1) трение покоя 2) трение скольжения 3) трение качения.
Сила трения скольжения прямо пропорциональна силе нормального давления, то есть нормальной реакции опоры.
Первый закон Ньютона (закон инерции)
Существуют системы отсчёта (И.С.О.), в которых тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, если на него не действуют другие тела или действие других тел скомпенсированы.
Явление природы, когда любое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, называется инерцией.
Инертность – это мера инерции и ею служит масса.
Масса тела – это мера инертности тела.
Второй закон Ньютона
Ускорение тела прямо пропорционально силе, действующей на тело, и обратно пропорционально массе этого тела.
, значит
или
Уравнение для - это основное уравнение динамики.
При решении задач мы выбираем систему координат и пишем основное уравнение динамики в проекции на каждую ось.
Единицы силы мы определяем из формулы . В системе СИ:
Единица силы – производная, так как мы получаем её из формулы
Вернуться к оглавлению
Эти силы называют действием и противодействием или реакцией.
Ускорения, которые тела получают при взаимодействии, обратно пропорциональны массам и имеют противоположные направления.
Если тело лежит на плоскости или висит на нити, оно действует на плоскость и нить. Тело давит на плоскость и растягивает нить.
Состояние тела, когда его вес равен нулю, называется невесомостью.
Ответы >>
прочитайте условие задачи;
кратко запишите условие задачи;
выберите систему отсчета;
найдите все силы, действующие на тело, и изобразите их на чертеже, определите направление ускорения и изобразите его на чертеже;
запишите уравнение второго закона Ньютона в векторной форме и перейдите к скалярной записи, заменив все векторы их проекциями на оси координат;
выразите силы через величины, от которых они зависят;
если в задаче требуется определить положение или скорость точки, то к полученным уравнениям динамики добавьте кинематические уравнения;
решите полученную систему уравнений относительно искомых величин;
проверьте правильность решения задачи в общем виде действием над размерностью величин, входящих в формулы;
подставьте числовые данные в СИ в решение общего вида и произведите вычисления;
оцените полученный результат решения.
Задание 3. Тесты к тексту 1 и 2. Выберите правильный ответ .
Вопрос 1. На тело в инерциальной системе отсчета действуют две силы. Какой из векторов, изображенных на правом рисунке, правильно указывает направление ускорения тела в этой системе отсчета?
Вопрос 2. Брусок массой m лежит на доске массой M. Сравните силу действия доски на брусок с силой действия бруска на доску
Вопрос 3. Тело массой m движется под действием единственной силы F с ускорением a. Как надо изменить эту силу, чтобы будучи приложенной к телу массой 2m, она сообщала ему такое же ускорение a?
1) Оставить прежней 2) Уменьшить в 2 раза
3) увеличить в 2 раза 4) увеличить в 4 раза.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
1) 2) 3) 4)
Задание 3. Тесты к тексту 1 и 2. Выберите правильный ответ .
Вопрос 4. На рисунке слева представлены направления векторов скорости и ускорения a мяча в инерциальной системе отсчета. Какое из представленных на рисунке справа направлений имеет вектор равнодействующей всех сил F, приложенных к мячу?
Вопрос 5. В инерциальной системе отсчета сила F сообщает телу массой m ускорение a. Как надо изменить массу тела, чтобы вдвое меньшая сила сообщала ему в 4 раза большее ускорение?
1) оставить без изменений 2) уменьшить в 8 раз
3) уменьшить в 2 раза 4) увеличить в 2 раза
Вопрос 6. Земля притягивает к себе подброшенный мяч с силой 5 Н. С какой силой этот мяч притягивает к себе Землю?
1) 50 Н 2) 5Н 3)0,5Н 4) 0,05Н
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Задание 3. Тесты к тексту 1 и 2. Выберите правильный ответ .
Вопрос 7. Насколько растянется пружина, жёсткость которой под действием силы 100 H? Пружину считайте идеальной.
1)1 м 2)10 см 3)1 см 4)1 мм
Вопрос 8. Под действием силы 4,5 Н пружина удлинилась на 6 см. Чему равен модуль силы, под действием которой удлинение этой пружины составит 4 см?
1)2 Н 2)3,5 Н 3)3 Н 4)4 Н
Вопрос 9. На графике показана зависимость силы тяжести от массы тела для некоторой планеты. Чему равно ускорение свободного падения на этой планете?
1) 2) 3) 4)
Вопрос 10. Две планеты с одинаковыми массами обращаются по круговым орбитам вокруг звезды. Для первой из них сила притяжения к звезде в 4 раза больше, чем для второй. Каково отношение радиусов орбит первой и второй планет?
1) 1/4 2) 2 3) 1/2 4) 4
Дано:
Решение:
m = 4 кг
F = 7 Н
α = 60°
μ = 0,08
t = 2 с
Проекции на оси:
Тема 2. Примеры решения задач (1 из 3)
Второй закон Ньютона:
где равнодействующая сила:
Ответ:
Сила трения:
Ускорение тела:
Скорость тела:
Fтр - ? v - ?
Дано:
Решение:
h = 6 м
l =10 м
μ = 5
Тема 2. Примеры решения задач (1 из 3)
На рисунке тело движется вверх по наклонной плоскости. Ускорение ему сообщают приложенные к нему силы: сила тяжести, сила трения и сила реакции опоры.
Запишем уравнение второго закона Ньютона в проекции на оси x и y:
ma = mg sinα + Fmp и 0 = N – mg cosα
С учетом того, что сила трения скольжения равна
Fmp = μN = μ mg cosα,
получим
a = g sinα + μ g cosα.
Где sinα = h/l = 0,6, а cosα = √(1 – (h/l) 2) = 0,8.
Вычислим
a = 10•0,6 + 0,5•10•0,8 = 10 м/с2.
Ответ: a = 10 м/с2.
а- ?
Дано:
Решение:
m Тема 2. Примеры решения задач (1 из 3) P - ?
v
а1
а2
Ответы >>
Тема 2. Тест 2.
Тема 2. .
Тема 3. Тест 1.
Тема 3.
Тема 4. Тест 1.
Тема 4.
*Для возврата к заданиям нажмите на название темы и номер задания
*Для возврата к заданиям нажмите на название темы и номер задания
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть